Собор Сан-Лоренцо, Генуя

Собор Сан-Лоренцо — важнейшее место католического богослужения в городе Генуя, столичный собор одноименной архиепископии.

Он был освящен святому 10 октября 1118 года папой Геласием II, когда существовал только алтарь и прилегающая территория, предназначенная для молитв, но не было возвышенного сооружения. В течение 12 века он был построен, но еще в третьей четверти века оставался недостроенным и без настоящего фасада.

 

История и описание

Судя по археологическим находкам, устойчивая христианская община наверняка присутствовала в городе Генуя еще в середине III века и фактически использовала район Сан-Лоренцо как место захоронения. Кладбище, судя по найденному материалу, скорее всего, уже использовалось во времена Римской империи.

Первая базилика была построена здесь примерно в VI-VII веках. Легенда гласит, что Сан-Лоренцо и папа Сикст II остановились в городе по пути в Испанию, приютившись в доме, расположенном в районе нынешнего собора, где после их убийства возвели часовню, а затем церковь, посвященную святой.

С 9-го века Сан-Лоренцо служил собором вместе с базиликой Двенадцати апостолов, посвященной Сан-Сиро с 6-го века, тогда находившейся за пределами древнего ядра города.

В 1007 г. епископство было переведено в Сан-Лоренцо, а с 1098 г. началась его реконструкция в романских формах за счет средств Крестовых походов, других военных предприятий и муниципальных налогов. Строительная площадка была поручена Magistri Antelami и представляет собой основу нынешней церкви (боковые стороны и боковые порталы). Новый ранг здания способствовал урбанизации территории, которая с возведением стен в 1155 году и слиянием трех древних городских ядер (castrum, civitas и burgus) стала сердцем города. Здание было освящено в 1118 году папой Геласием II, проезжавшим через Геную, а в 1133 году оно было возведено в сан архиепископа папой Иннокентием II.

Около 1230 года было решено провести глубокую реконструкцию здания в готическом стиле. Так начинался фасад с нижней части, характеризуемой тремя готическими порталами. Во время пожара 1296 года сильно пострадавшее здание было перестроено. Между 1307 и 1312 годами был завершен фасад и начато возведение правой колокольни. Первоначальный проект предусматривал возвышение двух колоколен, составлявших неотъемлемую часть фасада. Внутри были перестроены колоннады с капителями и фальшивыми женскими галереями с сохранением уцелевших романских частей; контрфасад расписан фресками.

Между 14 и 15 веками были построены различные алтари и часовни, в том числе часовня Сан-Джованни Баттиста в левом проходе, предназначенная для хранения праха святого покровителя города, который прибыл в Геную в конце Первого крестового похода. В 1455 г. на левой башне была пристроена лоджия; а в 1522 году к правой добавили маньеристскую корону, завершив ее.

В шестнадцатом веке произошел взрыв порохового склада недалеко от Епископского дворца, и были серьезно повреждены пресвитерия и апсидные крыши собора. Около 1550 года городской совет поручил архитектору из Перуджи Галеаццо Алесси отремонтировать все здание. Однако работа так и не была завершена. Апсидальная часть была перестроена, а на трансепте воздвигнут купол, а в поперечном цоколе были сделаны только бочкообразные своды, заменившие деревянные фермы, и пол. Эта строительная площадка закончилась в 17 веке, когда апсида была украшена «Историями Сан-Лоренцо» Ладзаро Тавароне в буйстве позолоченной лепнины.

Между 1894 и 1900 годами здание было восстановлено под руководством архитектора Марко Аурелио Кротта и под строгим контролем Альфредо д'Андраде.

 

Внешний бид

Фасад имеет готические порталы, за которые французских мастеров призывали в третьем десятилетии тринадцатого века, а над ними черно-белое окаймленное облачение, которое в Средние века было символом знати, характерным для местного генуэзского обихода.

Первоначальный проект должен был иметь две колокольни. Левая башня не была достроена, был надстроен только нижний ствол, на который была наложена лоджия, возведенная в 1477 г. Джованни да Гандрия. Пьетро Карлоне да Остено работал над правой башней, которая оказалась единственной настоящей колокольней, построенной в 1522 году. Колокольня высотой 60 метров кажется одной из самых высоких колоколен в Лигурии, и на ней звучит концерт семи колоколов. разных эпох и слияний, с базовой нотой C3

Три его готических портала относятся к первой четверти XIII века и стилистически обособлены от архитектурно-скульптурного контекста собора. Вместе с эндонартексом, включенным в толщу колоколен, они являются единственным остатком проекта преобразования Сан-Лоренцо в полностью сводчатый готический собор, начатого после 1217 г., затем прерванного (о чем свидетельствуют боковые столбы, с прерванные своды) и никогда не завершались. Выставленные декоративные приспособления позволяют нам увидеть важные аналогии с французской архитектурой и, в частности, с боковыми порталами западных сооружений Руана (ровесник) и Шартра (предыдущий), что позволяет нам сделать вывод о французском происхождении рабочих, нанятых для этой цели. .

Барельефы и горельефы центрального портала изображают в люнете Христа-Судью в окружении символов четырех евангелистов, а в нижележащем архитраве - Мученичество Сан-Лоренцо; в косяках справа Древо Иессея, то есть генеалогия Христа по женской линии (от Иессея, отца Давида, до Марии); слева - Истории детства Христа, от Благовещения до Бегства в Египет. На правой полке изображен Иаков, благословляющий своих племянников Ефрема и Манассию; в левом апостолы Петр и Павел кормятся коронованной женщиной с обнаженной грудью, аллегория церкви, которая кормит христиан. По бокам лестницы перед фасадом расположены два льва-колонны, выполненные мастерской Бенедетто Антелами в начале XIII века, а также две прекрасные рельефные сцены боев между животными в цирке (venationes), которые выделяются по бокам центральной арки, вдохновленные классическими моделями саркофагов. На обратной стороне правого льва, несущего колонну, находится статуя-колонна (называемая «Арротино», но, возможно, изображающая святого Иоанна Богослова), также вылепленная французскими мастерами, которая на самом деле является солнечными часами, о чем свидетельствуют солнечные часы. (диск с металлическим гномоном), который она держит в руках.

Два других портала, предшествующие фасаду, романского периода находятся с двух сторон, соответственно Портал Сан-Джованни с северной стороны, на одноименной площади (после 1118 г. - до 1142 г.) Сан-Готтардо, на Виа Сан-Лоренцо, почти одновременно со строительством (1155 г.) Порта Сопрана.

Два льва по бокам лестницы датируются 19 веком (1840 г.) и являются работой скульптора Карло Рубатто.

 

Внутренний вид

Интерьер собора имеет план базилики с эндонартексом, трансептом и трехапсидным хором. Крестовина разделена на три нефа мраморными колоннами четырнадцатого века, увенчанными фальшивыми женскими галереями. Готическая часть отчетливо различима внизу с колоннами и арками в черно-белых полосах и наложенной на них предшествующей серией романских круглых арок из серого камня, относящихся к романской постройке (11-12 вв.). На самом деле эта замена произошла после разрухи и пожара, произошедших во время борьбы между фракциями. Чтобы заменить их, оставив нетронутой верхнюю часть, были созданы адекватные деревянные столярные конструкции, строительству которых также способствовал большой опыт в области кораблестроения, соответствующий портовой деятельности. Таким образом, можно было заменить нижние колонны, оставив нетронутыми романские арки женской галереи наверху.

Над средней дверью находятся две фрески конца XIII и начала XIV веков, изображающие Страшный суд и Прославление Богородицы. Они выполнены в византийском стиле и относятся к стилям Константинополя того периода; для первой фрески было упомянуто имя Марко Грека, художника, зарегистрированного в городе в начале четырнадцатого века.

Крыши с бочкообразными сводами были добавлены в 16 веке архитектором из Перуджи Галеаццо Алесси, заменив крышу, поддерживаемую деревянными фермами.

 

Боковые проходы

Вдоль левого прохода открывается богатая часовня Сан Джованни Баттиста, перестроенная между 1450 и 1465 годами.

В правом проходе находится фреска Тайной вечери, написанная в 1626 году Ладзаро Тавароне для больницы Памматоне, а затем отделенная во время сноса и помещенная здесь. Далее — 381-мм британский морской снаряд, попавший в церковь 9 февраля 1941 года во время британской бомбардировки во время Второй мировой войны. Снаряд пробил крышу собора (которая была перестроена, но оштукатурена без фресок), не взорвавшись. Двойная граната того же залпа вместо этого попала в соседнее здание Архива, взорвав и разрушив его; небольшой фрагмент оживала, оставшийся после взрыва, до сих пор виден в реконструированном штабе).

В конце левого прохода вы попадете в музей сокровищ Сан-Лоренцо, шедевр Франко Альбини, завершенный в 1956 году. Здесь вы можете полюбоваться драгоценными святынями, в том числе так называемым Сакро Катино (исламский стеклянный артефакт 9-го века). 10 сек.).

 

Трансепт и хор

В 16 веке вся заключительная часть собора, состоящая из трансепта, хора, окруженного двумя часовнями и куполом на крестовом своде; он был переработан Галеаццо Алесси. Роскошная отделка в стиле барокко мрамором, лепниной и позолотой была выполнена в 17 веке. Фрески сводов левой часовни с изображением Успения Богородицы принадлежат Луке Камбьязо, а фрески пресвитерия — работы 1622 года Ладзаро Тавароне, написавшего Суд в бассейне апсиды и Мученичество Сан Лоренцо, в хранилище.

В левой апсидальной капелле, Капелла Леркари, нынешняя дарохранительница в форме небольшого храма является результатом подделки, проведенной в 1817-1818 годах Карло Барабино (для этого была ликвидирована большая машина постоянной дарохранительницы) и, по-видимому, быть повторением темы маленького круглого храма.

В правой апсидальной часовне, Cappella Balbi-Senarega, находится еще один алтарь, спроектированный Карло Барабино. В результате получается более тяжелая обстановка, но та же цель синтеза архитектуры и театра, что и в соответствующей часовне Леркари. Здесь в столе и в скинии сочетаются позолоченные бронзы и мраморы (скульптурная часть работы Филиппо Пескьеры).

В левой части трансепта находится красивый надгробный памятник семье Кибо, выполненный из мрамора в 16 веке Джакомо и Гульельмо делла Порта с Никколо да Корте. Орган с красивым корпусом в стиле барокко венчает памятник.

 

Сохранившиеся живописные работы

Неизвестный византийский художник ок. 1315 г.: фрески во внутреннем люнете главного портала и в его арке (Христос во славе между Мадонной и апостолами, см. увеличенный рисунок); во внутреннем люнете портала с левой стороны (с Христом Скорбящих между святыми Иоанном Крестителем и Иоанном Богословом, сильно поврежденным) и стены над ним (своего рода триптих со святым Петром, держащим модель баптистерия в его рука, святой Георгий и дракон, святой Иоанн Креститель, очень повреждены); во внутреннем люнете портала с правой стороны (с Мадонной с младенцем между святыми Никола да Мира, или да Бари, и Лоренцо)
Лука Камбьязо: фрески свода капеллы левого нефа
Бароччи: Распятие со святыми (видение Сан-Себастьяно)
Джо Ансальдо: дверцы органа с эпизодами из жизни Сан-Лоренцо
Свод пресвитерия: фрески Ладзаро Тавароне (суд и мученичество Сан-Лоренцо)
Фреска Ладзаро Тавароне снята со снесенной больницы Памматоне и размещена на стене правого прохода.
Гаэтано Превиати (около 1914 г.): Успение

 

Скульптурные работы сохранились

Романские скульптуры влияния Комо во внешнем протире портала Сан-Джованни, 11 век (северная сторона)
Романские скульптуры пизанского влияния во внешнем протире портала Сан-Готтардо (середина 12 века) (южная сторона)
Готические скульптуры в главных порталах фасада (Христос во славе с Сан-Лоренцо в люнете главного портала, в косяках того же Древа Иессея)
статуи капеллы Сан-Джованни, авторы: Доменико Гаджини (фасад на нефе, часть вершин выше, 15 век); позже Маттео Чивитали из Лукки, который был включен во второй этап работ над часовней в 1492 году, и Андреа Сансовино для статуй в нишах (Богоматерь, Святой Иоанн Креститель - около 1504 года)
В часовне Сан-Себастьяно (справа от пресвитерия) находятся четыре статуи Таддео Карлоне, заказанные бывшим дожем Маттео Сенарега в 1594 году.
Джакомо и Гульельмо Делла Порта: часовня Джулиано Кибо.
Неоклассицизм, Капелла Сенарега: рисунок договора между Империали Леркари и исполнителями, хранящийся в Топографической коллекции муниципалитета, подписан Империале Леркари, Джакомо Гаджини-младшим, Джованни Гаджини-младшим; произведение было исполнено Гаджини в 1821 году.
главная часовня правого прохода с алтарем, спроектированным Карло Барабино, и скульптурами Игнацио Пескьеры.
Кроме того, небольшая репродукция собаки все еще хорошо видна на уровне глаз справа от одной из двух входных дверей в собор (ближайшей к близлежащей виа Сан-Лоренцо). По малоизвестной городской легенде, это была собака друга одного из скульпторов (или, по другим версиям, самого скульптора), которая якобы погибла в результате обвала во время работы, спасая жизнь своему хозяину. В память о нем было вырезано его изображение.

 

Орган

Первое свидетельство об органе в соборе относится к 1391 году и является платежным документом за вмешательство, проведенное с органом. В следующем столетии был построен новый инструмент, замененный другим в 1554 году. Последний, расположенный в левом рукаве трансепта, был работой брешианского органостроителя Джованни Баттиста Факкетти, и к нему, начиная с 1603 года, присоединился новый инструмент. орган, построенный Джузеппе Виттани из Павии. Оба инструмента несколько раз модифицировались в течение 18 века, и в 1826 году правый был заменен. Та, что слева, напротив, была перестроена по канонам того времени в 1890 году Камилло Гульельмо Бьянки по проекту Пьера Костантино Ремондини. В 1980-х Джордж Уильям Трайс разработал два плана нового соборного органа, который так и не был построен.

В 1932 году органная компания Parodi e Marin начала строительство нового органа собора, используя звуковой материал двух органов трансепта и хора, работы Камилло Гульельмо Бьянки, который построил его в 1866 году. Орган был завершен и открыт четыре года спустя, в 1936 году, и восстановлен в 1967 году. С 2003 года инструмент подвергся консервативному вмешательству, проведенному братьями Марин; первый концерт провел Оливье Латри 15 октября 2005 г.

В настоящее время (2012 г.) инструмент имеет четыре клавиатуры по 61 нота в каждой и вогнуто-радиальную педаль на 32; его звуковой материал разделен между двумя корпусами в стиле барокко на соответствующих хорах в главах трансепта, а консоль, украшенная резьбой, расположена в правом трансепте, сбоку от пресвитерии; между трансмиссией электронная.