Базилика Сан-Сиро, Генуя

Сан-Сиро — римско-католическая базилика, расположенная на одноименной улице в квартале Маддалена в центре Генуи, Лигурия, Италия.

 

История

Истоки
Базилика, расположенная за первобытными стенами эпохи Каролингов, в том месте, которое сейчас является сердцем исторического центра, была первым собором епархии Генуи. Нынешняя церковь была построена на месте очень древнего храма, посвященного Двенадцати Апостолам, который, согласно преданию, был построен в 4 веке (но более вероятно, что в 6 веке).

Первоначально посвященная Святым Апостолам, затем церковь была посвящена Сан-Сиро, одному из первых епископов Генуи, жившему в 4 веке, и в течение нескольких столетий служила кафедральным собором Генуэзской епархии, которая в то время зависит от Милана. В 10 веке епископство было перенесено в новый собор Сан-Лоренцо (историк восемнадцатого века Франческо Мария Аччинелли называет 985 год датой переноса), куда, как уже упоминалось, мощи Сан-Сиро позже также будут перенесены. . По мнению других историков, передача епископского престола произошла в начале 11 века, возможно, после периода, когда две церкви делили собор.

Решающее влияние на перенос собора оказал тот факт, что церковь Сан-Сиро была исключена из средневековых стен и, следовательно, более подвержена набегам сарацин, которые сильно ударили по городу, в частности, в IX и X веках.

Первая реконструкция
В феврале 1007 года епископ Иоанн II превратил его в аббатство, передав его бенедиктинцам, которые благодаря щедрым пожертвованиям между 11 и 12 веками построили большую романскую базилику с тремя нефами на месте первоначальной церкви и дали большой толчок к урбанизации окрестностей, так называемого «Бургуса».

Базилика была торжественно освящена 9 августа 1237 года архиепископом Оттоном II в присутствии многочисленных высших церковных властей, включая Патриарха Иерусалима Герольдо Лозаннского; бенедиктинцы оставались там до 1398 года, когда при понтификате Бонифация IX после периода упадка, длившегося на протяжении всего 14 века, церковь была отдана в коммендам. Протоиерей Оберто Сакко был первым похвальным аббатом.

Два столетия спустя, 5 августа 1575 года, когда последние бенедиктинцы были окончательно оставлены, по поручению Папы Григория XIII церковь была передана театинским отцам, которые с 1572 года находились в Генуе в соседней церкви Маддалены; вместо этого титул аббата был передан временному епископу Генуи и до сих пор приписывается нынешнему архиепископу.

Преображение шестнадцатого века
В 1580 году все южное крыло церкви было уничтожено пожаром, и отцы-театинцы решили полностью перестроить его. Авторство проекта нового здания в стиле барокко, построенного в соответствии с формами, предусмотренными Контрреформацией, неясно: историки то приписывают его Ванноне (которому мы, безусловно, обязаны капеллой Пинелли внутри церкви), то Театинский отец Андреа Риччио или Даниэле Казелла в сотрудничестве с савонским архитектором Джакомо Бесио. Монастырь и клуатр также были построены рядом с церковью.

Работы, начатые в 1584 г., продолжались до 1619 г., когда был завершен купол, но уже в 1610 г. была отслужена первая торжественная месса, а в 1613 г. были закончены основные стеновые конструкции; внутренняя отделка выполнялась на протяжении семнадцатого века, а главный фасад в неоклассическом стиле был построен только в девятнадцатом веке.

Театинцы безуспешно просили государственного финансирования для реконструкции церкви, в то время как субсидии не были недостаточными от различных семей генуэзских патрициев (Центурионе, Гримальди), Инвреа, Империале, Ломеллини, Паллавичини, Пинелли, Серра и Спинола).

В 18 веке открытие Страда Нуовиссима (теперь через Кайроли) привело к сокращению монастыря и монастыря. В 1798 году из-за законов о подавлении монашеских орденов, изданных наполеоновской Лигурийской республикой, театинцам пришлось покинуть монастырь и церковь, которые были переданы епархиальному духовенству.

С девятнадцатого века до наших дней
В 1821 году был окончательно построен главный фасад в неоклассическом стиле по проекту Карло Барабино. До этого фасад оставался грубым, так как проект, предусмотренный во время реконструкции, о проекте которой сообщил Рубенс в 1622 году, так и не был осуществлен.

В 1904 году, чтобы предотвратить его обрушение, было решено снести старинную романскую колокольню, на которой появились опасные трещины.

Церковь серьезно пострадала от бомбардировок во время Второй мировой войны и в последующие годы была восстановлена. В частности, были разрушены две часовни в левом приделе и алтарь Богоматери Промысла.

В период с 2007 по 2008 год были проведены реставрации убранства и фресок часовен и пресвитерия.

 

Описание

Эстерьер

Нынешний главный фасад базилики, долгое время остававшийся незавершенным, был построен между 1819 и 1821 годами. В неоклассическом стиле это работа Карло Барабино, генуэзского архитектора, имя которого связано с многочисленными общественными зданиями в первые десятилетия. девятнадцатого века и план расширения города. По бокам входного портала лепные статуи Веры работы Николо Траверсо и Надежды работы Бартоломео Карреа. Под тимпаном находятся барельефы, изображающие различные эпизоды из жизни Сан-Сиро, навеянные традиционной агиографией святого.

 

Интерьер

Интерьер церкви, разделенной на три нефа двумя рядами арок, поддерживаемых спаренными колоннами, богат произведениями искусства. Украшение в стиле барокко по большей части является работой семьи Карлоне из Тичино: в частности, Таддео, автора различных скульптур, и Джованни Баттиста, которому мы обязаны фресками центрального нефа, купола и хора. , выполненный в сотрудничестве с болонским квадратуристом Паоло Броцци. Первый отвечает за лепные статуи апостолов в нишах боковых нефов, второй за фрески, изображающие Чудо василиска в своде хора и Славу св. Сиро в своде пресвитерия ( 1652 г.).

На других фресках Карлоне, выполненных между 1650 и 1670 годами, изображены Константин, поклоняющийся кресту, и Император Ираклий, возвращающий истинный крест на Голгофу, в своде трансепта, эпизоды из жизни Святого Петра (Vocazione di San Pietro). , Мученичество св. Петра, св. Петр заставляет Симона Волхва пасть), Захват Христа в Елеонском саду, Заповеди блаженства, Богословские добродетели, Кардинальные добродетели и Небесные пророки и иерархии.

Другие известные генуэзские художники семнадцатого века (Грегорио Де Феррари, Доменико Фьязелла и Доменико Пиола) создали фрески в сводах часовен и боковых нефов.

Главный алтарь из черного мрамора и бронзы (1670 г.) - работа Пьера Пюже, художника из Марселя, работавшего в Генуе во второй половине семнадцатого века, которому также приписывают Распятие.

Проспект контрфасада работы Рокко Пеллоне (1641 г.) украшен большой статуей Святого Петра работы ученика Карлонес.

В апсиде группа Пьета работы Джакомо Карлоне (1533-1566) вдохновлена ​​знаменитой статуей Микеланджело в базилике Святого Петра.

 

Ризница

В ризнице хранится большая картинная галерея, в которую можно попасть из левого прохода. Здесь представлены работы крупнейших генуэзских художников периода барокко, в том числе «Успение» на грифельной доске Андреа Семино, «Тайная вечеря» Орацио де Феррари, «Отдых на пути в Египет» и «Экстаз святого Франциска» Грегорио де Феррари, «Христос в Голгофа Бернардо Кастелло, Усекновение головы Крестителя, Благовещение и святые Каэтана и Андреа Авеллино Доменико Пиолы.

 

Боковые часовни

Вдоль каждого из проходов расположены шесть богато украшенных часовен и ценный набор произведений искусства; две из этих часовен (посвященные Богоматери Провидения и святому Антонию) закрывают два нефа сзади. Боковые приделы названы в честь основных патрицианских семей, которые внесли свой вклад в украшение церкви и имели ее покровительство.

 

Правые часовни

Первая часовня, посвященная Сантиссима Аннунциата (семья Гримальди-Себа): Благовещение Орацио Джентилески (1624 г.) и различные картины восемнадцатого века Джованни Луки и Джироламо Целле. Между первой и второй часовнями находится купель (1445 г.), принадлежащая старой бенедиктинской церкви.
Вторая часовня, посвященная Сан-Каэтану из Тиене (семья Ломеллини): деревянная группа, изображающая Сан-Каэтана с младенцем и Богородицей, приписываемая ученику Маральяно. На стенах три картины Доменико Пиолы (Сан-Каэтан в молитве, Явление Христа, Сан-Каэтан помогает Христу нести крест), также автора фрески в своде (Глория ди С. Гаэтано).
Третья часовня, посвященная Сант-Андреа Авеллино (семья Кибо): на алтаре, расписанном Доменико Фьязеллой, с изображением смерти Сант-Андреа Авеллино работы Доменико Фьязеллы. На стенах С. Андреа Авеллино, атакованного демонами, и Транзит святого Орацио Де Феррари. В хранилище Слава С. Андреа Авеллино Грегорио Де Феррари.
Четвертая часовня, посвященная Мадонне делла Гуардиа (ранее Мадонне делле Грацие; семья Спинола); алтарь приписывается Томмазо Карлоне; на стенах «Рождество Марии» Аурелио Ломи и «Усекновение главы Крестителя» Карло Бонони из Феррары. В сводах фрески Г.Б. Карлоне (С. Роза в поклонении Мадонне) и его ученики.
Пятая часовня, посвященная Святому Сердцу (семья Центурионе); алтарь из полихромного мрамора с современной картиной с изображением Пресвятого Сердца и двумя картинами, приписываемыми Г.Б. Карлоне (Чудо Святого Николая и Святой Николай раздает милостыню).
Шестая часовня в конце правого прохода, посвященная Сант-Антонио (семья Пинелли); скульптуры Таддео Карлоне и его мастерской (Сан-Грегорио, Сан-Джованни Баттиста, Сан-Франческо да Паола, Сан-Карло Борромео). Картины Джованни Доменико Каппеллино (Терновый венец и Бичевание) и Аурелио Ломи (Святой Антоний исцеляет больного).

 

Левые часовни

Первая часовня, посвященная Святому Матфею (бывшему Спору с Врачами; Императорской семье). Картина братьев Агостино и Джованни Баттиста Монтанари, учеников Паджи, изображающая Мученичество святого Матфея, частично поврежденное бомбардировками Второй мировой войны.
Вторая часовня, посвященная Святому Пию X (ранее Пьета; семья Инвреа). Современная картина Ф. Торсеньо (1958 г.), изображающая Святого Пия X и детей, и фрески в склепе, приписываемые Бернардо Кастелло.
Третья часовня, посвященная Сан-Джованни Боско (ранее Сан-Маттео; семья Джентиле). Современная статуя Сан-Джованни-Боско и фрески Вентуры Салимбени и братьев Монтанари с эпизодами из жизни Сан-Маттео; в хранилище Проповедь святого Матфея Г. Б. Карлоне. Как уже упоминалось, картина братьев Монтанари с изображением мученичества святого Матфея вместо этого была перенесена в первую часовню.
Четвертая часовня, посвященная святой Екатерине Сиенской (семья Центурионе); картины, приписываемые братьям Чезаре и Алессандро Семино («Мистическая свадьба святой Екатерины, святого Иеронима и святого Иоанна Крестителя»). В сводах фрески Карлоне с эпизодами из жизни св. Катерины.
Пятая часовня, посвященная Рождеству Христову (семья Ломеллини); Картина с изображением Рождества Иисуса работы Кристофоро Ронкалли, известного как Помаранчо (1552-1626).
Шестая часовня в конце левого прохода посвящена Богоматери Провидения (ранее Успению; семья Серра). Архитектурное сооружение часовни, барельефы и статуи на стенах — работа Таддео Карлоне; на стенах картины Франческо Кампоры (1693-1753) и Андреа Семино.

 

Колокольня

Церковь Сан-Сиро сегодня без колокольни, которую, как уже было сказано, снесли в 1904 году, опасаясь обрушения, высветив большие трещины в конструкции. 50 метров в высоту, он был похож на близлежащие церкви Винье и Комменда ди Пре и был построен в 11 веке, во время первой реконструкции церкви. Решение о сносе почти тысячелетней романской колокольни было принято на эмоциональной волне, вызванной обрушением колокольни Сан-Марко в Венеции, которое произошло 14 июля 1902 года, но в отличие от этого она так и не была восстановлена. .

Только самая нижняя часть колокольни остается, до высоты крыши церкви, невидимой, потому что выходит на частный двор.

 

Монастырь

Монастырь Сан Сиро был построен театинскими отцами в 1575 г. по случаю реконструкции церкви. Частично измененный в 18 веке для открытия «совершенно новой дороги» (через Кайроли), теперь он полузаброшен и не может быть посещен. В центре, где когда-то находился колодец монастыря, стоит круглое сооружение, увенчанное крышей в форме пагоды, поддерживаемой серией чугунных колонн, построенное в 1907 году для использования в качестве общественных бань и использовавшееся до 1930-х годов. Двадцатый век.

 

Орган

Орган церкви был построен в 1950 году органной компанией Parodi e Marin с повторным использованием корпуса и части звукового материала предыдущего инструмента. С механической трансмиссией он имеет две клавиатуры и педальный блок.

 

Люди, связанные с базиликой Сан-Сиро

Джузеппе Мадзини, сын доктора Джакомо Мадзини и Марии Драго, был крещен в этой церкви 23 июня 1805 года (основатель Giovine Italia родился накануне в семейном доме на виа Ломеллини, где сейчас находится Музей Рисорджименто).