Базилика Сантиссима-Аннунциата-дель-Вастато, Генуя

Базилика Сантиссима Аннунциата дель Вастато — католический храм в Генуе, расположенный на площади Пьяцца делла Нунциата в районе Пре. Это одна из самых представительных церквей генуэзского искусства позднего маньеризма и, прежде всего, барокко начала семнадцатого века. Его приходская община является частью викариата Centro Ovest Генуэзской архиепископии.

 

История и описание

Место, где находится церковь, уже было занято общиной униженных монахов из Ломбардии, которые в 1228 году построили монастырь и небольшую церковь Санта-Марта-дель-Прато. Эта небольшая по размерам церковь занимала примерно площадь нынешнего пресвитерия.

Выбор места был обусловлен наличием двух рек, Рио-ди-Карбонара и Рио-ди-Валлекьяра, которые сегодня больше не видны, потому что в семнадцатом веке они уже были направлены в подземные галереи рядом с базиликой. Религиозная община нуждалась в этих ручьях, потому что они занимались переработкой шерсти. Кроме того, многие места стали пригодными для использования, потому что территория была выровнена из соображений безопасности после строительства новых городских стен при Барбароссе (1155 г.). Отсюда, вероятно, и топоним Вастато (от гуастум или вастиниум, т. е. снос), которым называли проломы или разрезы вне стен, лишенных деревьев или чего-либо еще, что могло бы дать укрытие любым нападающим. Генуэзские арбалетчики приехали потренироваться на этой поломке.

В 1508 году сохранившиеся здания были переданы монастырским монахам-францисканцам из церкви Сан-Франческо-ди-Кастеллетто, заброшенной из-за других работ на городских стенах. Это были францисканцы, которые начали новое здание, более подходящее для их литургических потребностей и их пастырской проповеди, направленной на людей.

Работы начались 20 июля 1520 года, когда был торжественно заложен первый камень в присутствии епископа Агридженто монсеньора Джулиано Кибо. Церковь была построена в стиле поздней готики, чтобы уважать художественный стиль материнской церкви францисканского ордена, а именно базилики Сан-Франческо д'Ассизи, и сразу же была посвящена их святому покровителю с именем Сан-Франческо дель Гуастато. Это была анахроничная и непропорциональная конструкция; на самом деле были построены черно-белые полосатые колонны, эмблема местной готики (до сих пор присутствующая под лепниной семнадцатого века: бомбардировки Второй мировой войны, в результате которых мраморные плиты и лепнина покрытия рухнули, выявили эти круглые колонны с черным и белым) в середине эпохи Возрождения и в преувеличенном размере для этого стиля, подходящего для более сдержанных отношений.

Однако церковь не была достроена: работы прекратились после возведения несущих стен и закрытия кровли; внутренние украшения были немногочисленны и просты, в том числе по логике францисканской бедности. Даже фасад не был построен, потому что пространство в сторону площади Пьяцца делла Нунциата не принадлежало монахам, а было занято другими зданиями. Несмотря ни на что, церковь имела монументальные пропорции: большой центральный неф и два боковых нефа, каждый из которых окружен рядом часовен; трансепт и квадратный пресвитерий. На пересечении трансепта и центрального нефа был установлен фонарь. Габаритные размеры только что описанного здания можно оценить примерно в 33 х 54 метра.

В 1537 году монахи покинули район Вастато, чтобы вернуться в церковь и монастырь Сан-Франческо-ди-Кастеллетто, которые снова стали пригодными для использования после перестройки стен. Затем церковь Сан-Франческо-дель-Гуастато была передана соблюдающим монахам-францисканцам, вынужденным покинуть монастырь Сантиссима Аннунциата Портории для новых работ на городских стенах, что принесло с собой название предыдущей церкви на новое место: таким образом, Сантиссима Аннунциата дель Вастато.

 

Великая посттридентская трансформация

Перипетии католической церкви шестнадцатого века с протестантской Реформацией и, следовательно, Тридентским собором были косвенной причиной радикального преобразования базилики. На самом деле в 1582 году монсеньор Франческо Босси, епископ Новарский, прибыл в Геную, чтобы проверить соответствие Генуэзской епархии велениям Тридентского собора. Последний посвятил три страницы своего весьма подробного отчета[2] церкви Благовещения, в котором были указаны все работы, которые должны быть выполнены, и в какие сроки, чтобы здание было приспособлено к новым требованиям.

Монахи были вынуждены изучить почти полную реконструкцию здания и, прежде всего, найти кого-то, кто профинансировал бы такую ​​​​строительную площадку. Таким образом, в 1591 году они продали покровительство над главной часовней очень богатой семье Ломеллини, хозяйке Табарки, благодаря концессии, полученной в 1544 году во времена Андреа Дориа, благодаря которой они получили в свое распоряжение процветающую торговлю кораллами. . Ломеллини обязались оплачивать и контролировать все работы в обмен на использование церкви в качестве семейной часовни. Под их покровительством было достигнуто величайшее художественно-архитектурно-живописное предприятие семнадцатого века в Генуе, структурно решенное в облицовке ложного средневекового скелета.

Ломеллины поручили Таддео Карлоне произвести первые архитектурные изменения, т. е. удлинение пресвитерия с постройкой апсиды, чтобы найти место для хора, и замену фонаря куполом с высоким барабаном.

С 1615 года строительством руководили Джованни Доменико Казелла, известный как Скортиконе и Джакомо Порта. Они наблюдали за удлинением здания по направлению к нынешней площади Пьяцца делла Нунциата на полтора пролета после того, как монахи купили здания, мешавшие работе (амбар семьи Бальби, молельня Сан-Томмазо и таверна Санта-Марта). ), заботясь о том, чтобы придать фасаду первоначальный неопределенный вид. Но прежде всего они создали скульптурное украшение церкви из мрамора, камней, лепнины и золота по согласованию с двумя художниками, которые затем расписали оставшиеся свободные панели: Джованни и Джованни Баттиста Карлоне.

 

Живописные циклы

Джованни Карлоне приложил руку к фресковому оформлению во второй половине 1920-х годов, начав рисовать эпизоды, запланированные для трансепта: Пятидесятница, Инкредулита ди Сан-Томмазо, Преображение и Ученики Эммауса. Затем он продолжил первые три пролета центрального нефа, в которых написал «Поклонение волхвов», «Вход в Иерусалим» и «Молитва в Елеонском саду» (вероятно, он также написал некоторые фрески в боковых нефах). В этот момент он перестал работать над украшением церкви Сант-Антонио-Абате-деи-Падри-Театини в Милане, но в 1631 году, вскоре после того, как начал рисовать для этого последнего заказа, внезапно умер.

Его брат Джованни Баттиста завершил незавершенные работы в Милане и Генуе. В Аннунциате он расписал оставшиеся пролеты нефа (Воскресение, воскресший Иисус приветствует Марию перед вознесением на небо и коронованную Марию) и пролеты боковых проходов, которые еще нужно было закончить. Тем временем, в период, который еще не удалось понять, Джоаккино Ассерето также работал над некоторыми фресками, которые расписали первые своды боковых нефов (Елеазар и Ребекка у колодца и Пьетро и Джованни исцеляют калеку перед Порта Белла).

Когда пришло время украшать самые важные места в здании, Ломеллини обратились к Андреа Ансальдо, которого попросили в первую очередь положить руку на купол. Художник работал над ней непрерывно в течение трех лет, вплоть до своей смерти в 1638 году. Сложная перспективная машина сочленена с фресками и золотыми фигурами в круге, покрывающем, с восходящим ритмом, всю поверхность подвесок, барабан , купол и фонарь на высшем уровне. Центральная тема соответствует освящению храма Вознесению Богородицы. Вертикальное напряжение комплекса начинается с четырех больших фресковых фигур спандрелов, Четырех евангелистов, среди которых выделяется молодой Иоанн с поднятым пером и скрюченная фигура пожилого бородатого Марко, демонстрирующего мощные мускулы. Четыре пары обнаженных юношей держат герб Марии на голубом поле в верхней части арок. По кругу барабана четыре окна обрамлены позолоченными кариатидами, которые как бы поддерживают купол, и парами золотых херувимов по кругу. Они чередуются с расписными архитектурами с витыми колоннами и балюстрадами, из которых выступают ученики, написанные в trompe-l'œil. В куполе нарисованная архитектура продолжает реальную архитектуру церкви, а из большой арки можно увидеть Успение в окружении различных библейских персонажей. Восходящий вихрь заканчивается куполом, где изображен Бог-Отец.

В 1783 году Агостино Ломеллини, последний представитель семьи, бывший дож Генуэзской республики с 1760 по 1762 год, добился от Папы Пия VI объявления церкви дворянским приходом Ломеллини, но только на несколько лет: с его смертью в 1794 году дом вымер. Монахиням пришлось покинуть монастырь в 1810 году из-за наполеоновских законов о подавлении, но они вернулись туда в 1815 году. Папа Пий VII транзитом через Геную на обратном пути в Рим после наполеоновского плена 4 мая 1815 года торжественно отпраздновал праздник. Вознесения вместе с 16 кардиналами, и снова он отпраздновал там Пятидесятницу 14 мая.

 

Реставрации девятнадцатого века, военные повреждения, новые работы

Неоклассический фасад, который характеризуется двумя колокольнями и, прежде всего, грандиозным пронаосом с шестью колоннами в ионическом стиле, был построен в 1867 году и является результатом проектов, составленных Карло Барабино в 1834 году и переработанных Джованни Баттиста. Ресаско в 1841 году. Новые законы о подавлении, изданные правительством Савойи в 1861 году, вынудили францисканцев покинуть церковь и снова уйти в монастырь. В 1898 году церковь была воздвигнута в приходе архиепископом Томмазо Реджио, который снова доверил ее Младшим братьям, вернувшимся туда 30 мая 1901 года.

Во время бомбардировок, опустошивших город во время Второй мировой войны, церковь пострадала несколько раз, но наибольший ущерб был нанесен прежде всего 29 октября 1943 года. Много фресок в боковых часовнях со стороны виа Поллери (юго-восточная сторона). были уничтожены, в том числе несколько Доменико Фьязелла; эти утраченные части можно идентифицировать по участкам грубой штукатурки, оставленным в том виде, в каком они были при реконструкции. Однако под бомбами в целом несущая конструкция выдержала, столбы уцелели, а некоторые стены-наполнители и некоторые своды рухнули. Фотодокументы, опубликованные в муниципальном обозрении «Генуя» за 1942 год, показывают строение с квадратным сечением позолоченной лепнины, покрывающей столбы, полностью разорванными, а внутри него появляются средневековые колонны в черно-белых барабанах.

В 1995 году художник Раймондо Сиротти написал картину «Встреча святых Иоакима и Анны»; переосмысление оригинальной росписи апсиды работы художника семнадцатого века Джулио Бенсо.

 

Описание

Интерьер, большой и светлый, восстановленный после серьезных повреждений во время Второй мировой войны, с тремя нефами, имеет план латинского креста с рядом часовен в боковых нефах, обогащенных фресками, картинами, инкрустацией мрамором и лепниной из чистого золота. произведения лучших генуэзских художников XVII века

Известный философ и энциклопедист Монтескье в первой половине восемнадцатого века определил Нунциату как самую красивую церковь Генуи.

Представлены основные художники (17-18 вв.)
Джованни Андреа Ансальдо - Джоаккино Ассерето - Джулио Бенсо - Лука Камбьязо - Джованни Баттиста Паджи - Доменико Пиола - Доменико Скортиконе (для полихромии и резного мрамора) - Джакомо Порта (для полихромии и резного мрамора) - Джованни Баттиста Карлоне и его брат Джованни Карлоне - Грегорио Де Феррари - Андреа Семино - Джованни Андреа Де Феррари - Гверчино - Пьетро Паоло Раджи - Лучано Борзоне - Аурелио Ломи - Джован Баттиста Вичино - Николо Карлоне - Фьязелла - Витторио Гатто - Октав Пелле (французский) - Бернардо Карбоне - Себастьяно Галеотти - Джулио Чезаре Прокаччини - Антон Мария Пиола - Бернардо Строцци - Кальви - Джованни Андреа Карлоне - Томмазо Клеричи - Томмазо Орсолино (скульптор) - Леонардо Феррандино (скульптор) - Симоне Барабино.