Базилика Санта-Мария-делле-Винье, Генуя

Базилика Санта-Мария-делле-Винье (первоначально: Санкта-Мария-ин-Винейс), одна из старейших католических церквей в Генуе, Лигурия.

Это религиозное сооружение, расположенное на площади Пьяцца делле Винье, в районе Маддалена. Его приходская община является частью викариата Centro Ovest Генуэзской архиепископии. Самый важный праздник, отмечаемый в базилике, — это Введение во храм Пресвятой Богородицы, которое приходится на 21 ноября.

 

История

Основание

Базилика, расположенная за пределами примитивных стен эпохи Каролингов, в том месте, которое сейчас является сердцем исторического центра, недалеко от тогдашнего загородного собора Сан-Сиро и Рио-ди-Сосилья, считается старейшим святилищем Марии в Генуе. ( Prima Aedes Januae Deiparae dicata ): на самом деле кажется, что часовня, посвященная Богородице, была построена на этом месте еще в 6 веке после явления Марии, которое, согласно традиции, произошло в Арджента семьи Грилло. .

На месте этого первого священного здания за несколько лет до 1000 года была построена церковь, названная «Св. Мария делле Винье», потому что она располагалась в центре территории за стенами, засаженной виноградниками (extra muros Janue apud rivum Suxilie ubi erant vinee).

Примерно в середине 10 века ферма, на которой стояла часовня, принадлежала Идоне, виконту генуэзского комитета Марка Обертенга, который уступил ее своему сыну Оберто, который вместе с Гвидо ди Кармандино около 980 г. способствовал строительству новой часовни. церковь на месте древней часовни, о чем свидетельствует мемориальная доска на боковой стене церкви, хотя первые официальные известия о новом священном здании относятся к Registrum Curiae 1083 года. С самого начала была основана коллегиальная церковь. в церкви, о которой у нас есть сведения в документе 1061 года, где она упоминается как уже существовавшая некоторое время. Булла Папы Гонория III в 1222 году зафиксировала число каноников на уровне 12 и установила правила общины. Титул почетного прелата Его Святейшества до сих пор присваивается ректору капитула виноградников.

Деревня, построенная вокруг церкви в 12 веке, была включена вместе с деревней Сан-Сиро в городскую ткань города, которая простиралась за стены Каролингов. Освященная в 1117 г., в 1147 г., за несколько лет до того, как новые «стены Барбароссы» окружили ее городским кольцом, церковь стала приходской церковью того, что вскоре станет одним из самых оживленных торговых районов недалеко от порта. К этому же периоду относится строительство колокольни, единственного романского сооружения, оставшегося после преобразований, происходивших в последующие столетия.

Он несколько раз перестраивался, начиная с 13 века, периода, к которому относится оригинальная стропильная крыша, все еще существующая над сводом центрального нефа 17 века. Первые существенные изменения в первоначальном романском комплексе произошли, начиная с 1585 года, когда по инициативе семьи Грилло, покровительницы Коллегиата, было решено расширить площадь апсиды до расположенной за ней территории кладбища. В то же время две боковые апсиды были расширены за счет строительства нынешних часовен, примыкающих к главному алтарю. Работы по расширению были профинансированы Агапито Грилло и выполнены архитектором Гаспаре делла Корте. Часовня Распятия имеет мраморное покрытие 1587 года работы Таддео Карлоне.

Преображение семнадцатого века
Всего через пятьдесят лет после этих работ, примерно в середине семнадцатого века, кардинал Стефано Дураццо во время пастырского визита констатировал ухудшение состояния комплекса и приказал выполнить новые работы.

Эти работы, касающиеся, в частности, открытия трех полукруглых окон и полной реконструкции нефов с полной заменой колонн и строительством купола, были поручены архитектору Даниэле Казелла. С преобразованием интерьера в стиле барокко часовни и боковые алтари также были полностью перестроены братствами и дворянскими семьями, обогащены картинами и скульптурами (своды будут расписаны фресками только в следующем 18 веке).

С девятнадцатого века до наших дней
Около 1820 г. были завершены фрески сводов; между 1841 и 1848 годами у церкви был новый мраморный фасад в неоклассическом стиле, построенный по проекту Ипполито Кремоны. После возведения фасада здание не претерпело существенных изменений.

Папа Иоанн Павел II в своей записке от 8 января 1983 года присвоил церкви титул малой базилики.

 

Описание

Многочисленные переделки сделали церковь Санта-Мария-делле-Винье совершенно отличным от оригинала зданием в романском стиле, следы которого сохранились, помимо колокольни, единственной части, полностью сохранившейся со времен ее постройки, в стены по периметру, в своде и под тротуаром. Колонна из зеленого левантийского мрамора, на которой размещено изображение «Мадонны делла Вита», датируемое четырнадцатым веком, также будет частью первоначальной конструкции. По мнению Ализери, именно благодаря наличию этого образа, весьма почитаемого верующими, колонна могла сохраниться.

 

Внешний вид

Нынешний главный фасад базилики, который долгое время оставался незавершенным, был построен между 1841 и 1848 годами. В стиле позднего неоклассицизма это самая важная работа Ипполито Кремоны. Архитектору, скончавшемуся до завершения работ, удалось гармонично объединить существующие ренессансные колонны с мотивом двойного тимпана.

Портал пятнадцатого века с правой стороны церкви увенчан статуями, приписываемыми Донато Родари и Джованни Гаджини; фреска в люнете, изображающая Мадонну с младенцем и Сан-Джованнино, предлагающего гроздь винограда, принадлежит Доменико Пиоле (конец 17 века). С левой стороны церкви, под аркой, пересекающей основание колокольни, находится гробница arcosolium, датируемая 1304 годом: это гробница Ансельмо д'Инчиза, алхимика и врача Папы Бонифация VIII и короля. Франции Филипп Красивый; для него был повторно использован саркофаг II века, на котором изображена история Алкестиды (или Смерти Федры, по другим данным); оригинал саркофага сейчас хранится в Епархиальном музее, а копия заменила уличную.

 

Внутренний вид

Построенный как романская базилика с тремя нефами, он имел открытую ферменную крышу, слегка выступающий трансепт с восьмиугольным фонарем и тремя полукруглыми апсидами. Первоначально центральный неф был отделен от боковых серией из восьми колонн с каждой стороны, над которыми проходила фальшивая женская галерея, состоящая из ряда трехмиллионных окон, расположенных рядом.

При перестройке XVII века резкую разницу в высоте нефов устранили, подняв крышу боковых и создав бочкообразный свод центрального нефа под первоначальным ферменным. Замена восьмиколонной системы романского храма четырьмя парными мраморными колоннами большей высоты и, как следствие, уменьшение количества промежуточных колонн с девяти до пяти полностью аннулировали ощущение романской пространственности. Открытие больших окон и конструкция купола с восьмиугольным основанием, заменившего фонарь, обусловили иное распределение источников света, заставившее храм принять структуру единого большого зала, в котором боковые и центральные пространства почти лишены отстраненности. Фрески в сводах, за исключением одной в своде пресвитерии, изображающей Славу Марии, работы 1612 года Ладзаро Тавароне, были написаны только между 18-м (Джузеппе Пальмьери и Паоло Джероламо Бруско) и 19-м веком. века (Джузеппе Паганелли, Сантино Тальяфичи и Джузеппе Пассано).

На главном алтаре, последней работе Джакомо Антонио Понсонелли (1730 г.) по проекту Пьера Пюже, находится статуя Мадонны, поддерживаемая фигурами ангелов работы того же художника. В пресвитерии есть несколько картин восемнадцатого века: «Рождество Богородицы» Джузеппе Кадеса (написано в Риме в 1784 г., первоначально предназначалось для церкви Сан-Карло-аль-Корсо), «Введение Богородицы» Джованни Давида (1785 г.) и «Благовещение» Карло Джузеппе Ратти (1787 г.).

На контрфасаде, над порталом главного входа, Cenacolo, картина Симоне Балли начала 17 века из ныне исчезнувшей часовни Сан-Джакомо делле Фучине; по бокам входной двери, справа скульптурная группа, изображающая Христа и Святого Петра работы Микеле Сансебастьяно (1896 г.), слева купель для крещения со статуями, изображающими Крещение Иисуса (1697 г.), работы Антона Доменико Пароди. (1644 -1703).

Вдоль центрального нефа картина Франческо да Павиа, изображающая святую Екатерину Александрийскую, центральное отделение утерянного полиптиха, датируемого между 1476 и 1494 годами.

 

Боковые алтари

Вдоль каждого из проходов расположены пять богато украшенных алтарей и ценный набор произведений искусства. Две часовни (Часовня Распятия и Часовня Богородицы) замыкают два нефа в конце, венчая главный алтарь. Боковые алтари названы в честь известных генуэзских семей того времени (в частности, де Форнари и Казони), колонии греков, проживающих в Генуе, и гильдий декоративно-прикладного искусства, действующих в средневековой Генуе, таких как гильдии ювелиров ( Виа Орефичи, одна из самых известных улиц в историческом центре Генуи, находится недалеко от церкви) и Società dei Corrieri.

 

Правые алтари

Первый алтарь (семья де Форнари) посвящен Сан-Леонардо с панно Доменико Пароди, изображающим Мадонну со святыми Леонардо и Стефано (начало 18 века).
Второй алтарь (Società dei Corrieri) с картиной Джованни Андреа Карлоне с изображением Благовещения (около 1690 г.). Между первым и вторым алтарями находится предполагаемая колонна романской церкви с изображением «Мадонны делла Вита», датируемая началом 14 века.
Третий алтарь (греческий) с мраморным рельефом (около 1670 г.) со святыми Иоанном Крестителем и Рокко, ходатайствующими за души в чистилище, работы Даниэлло Соларо, ученика Пьюджета и Мадонны с младенцем с ангелами, приписывается Джованни Мазоне (ок. 1465 г.), входивший в живописный набор романской церкви.
Четвертый алтарь: картина Грегорио де Феррари с изображением Сан-Микеле (ок. 1680 г.).
Пятый алтарь (Университет служителей) посвящен Пьете, с большой мраморной скинией и картиной Доменико Пиолы, изображающей Триумф Креста (около 1690 г.).
Шестой алтарь: расположен в часовне в конце правого прохода, посвящен Мадонне делле Винье; есть небольшая картина, датируемая концом четырнадцатого века и приписываемая сиенцу Таддео ди Бартоло, изображающая Мадонну с младенцем. Под этой панелью находится статуя того же предмета, созданная Джованни Баттистой и Томмазо Орсолино в 1616 году и выше, статуи, изображающие богословские добродетели, работы Филиппо Пароди (1661 год). Свод этой часовни расписан фресками Доменико Пиолы (Непорочное зачатие и фигуры пророков и сивилл). На стенах картины девятнадцатого века: «Визит волхвов» (1819 г.) и «Явление Христа Матери» (1820 г.) Сантино Тальяфичи, «Отдых на пути в Египет» Феличе Винелли (около 1820 г.) и «Визит» Джузеппе Пассано. (около 1820 г.)

 

Алтари слева

Первый алтарь (семья Казони): картина Г.Б. Казони, ученик и зять Фьязеллы, изображающий Богородицу со святыми Лоренцо, Либорио и Филиппо Нери (1681 г.).
Второй алтарь (ювелиров): картина Бернардо Кастелло с изображением десяти тысяч распятий и святых (1580 г.). На картине среди фигур святых выделяется Сант-Элигио, покровитель ювелиров.
Третий алтарь: деревянная статуя работы Маральяно, изображающая святого Антония во славе, из исчезнувшей церкви Сан-Франческо-ди-Кастеллетто.
Четвертый алтарь: картина Доменико Пиолы (Видение святого Иоанна Богослова, 1685 г.).
Пятый алтарь: картина Карло Джузеппе Ратти («Троица и святые», 1770 г.).
Шестой алтарь: расположен в часовне апсиды в конце левого прохода, он посвящен СС. Распятие и содержит деревянную группу с изображением Распятия между Мадонной и Иоанном Богословом из мастерской Маральяно. Фрески свода, изображающие Мистерии Страстей, работы Тавароне, были перекрашены в восемнадцатом веке. Две масляные панели, изображающие Рождество и Восхождение на Голгофу, традиционно приписываются Бартоломео Гвидобоно.

 

Орган

Органист Тибурцио де Фиечис в 1504 году переделал духовую часть органа для современного использования и адаптировал клавиатуру, основную трубу и умершие органы.

Грандиозный орган, построенный «Пантийской органной фабрикой» Джованни Тамбурини из Крема, был открыт 2 января 1916 г. Он разделен на четыре корпуса и имеет в общей сложности около 4000 труб. Этот орган заменил предыдущий, построенный в начале 19 века органной компанией Серасси из Бергамо, часть звукового материала которого была использована повторно.

 

Колокольня

Величественная колокольня в романско-готическом стиле, расположенная по обеим сторонам улицы между периметральными стенами церкви и монастырем, является единственной частью, сохранившейся нетронутой со времени ее постройки. Колокольня, возвышающаяся над крышами исторического центра, имеет квадратное основание и завершается восьмиугольным шпилем с четырьмя вершинами по углам; построен в то время, когда церковь возводилась как приходская, примерно в середине 12 века, имеет высоту 40 м от уровня дороги до последнего карниза и 56 м на вершине острия; основание, открытое для автомобильного движения, опирается на массивные квадратные каменные стены; верхняя часть освещена изящными парами многостворчатых окон и пятисветных окон. Любопытная деталь, что переулок проходит внутри базы.

 

Монастырь

Монастырь был построен, как и соседняя церковь Сан-Сиро, в первой половине XI века и занимает два этажа вокруг четырехугольного двора размером 17 на 13 м. Он отделен от церкви и имеет доступ к от дороги, отделяющей его от колокольни, но есть и надземный переход, соединяющий его непосредственно с костелом через основание колокольни. Дома каноников выходят во двор. Несмотря на изменения с течением времени, он сохранил архаичный лигурийский романский стиль, хорошо подчеркнутый массивными и приземистыми колоннами из черного камня и капителями кубической формы, а также серией круглых арок на стороне, обращенной к улице. в толще стен, возможно, первоначально аркосолиевые гробницы.

Сегодня в комнатах с видом на монастырь находится конференц-зал и несколько помещений для прихода и отдыха, а также некоторые дома, которые до сих пор используются в качестве резиденции каноников.

Люди, связанные с базиликой Санта-Мария-делле-Винье
Папа Пий VII, укрывшийся в Генуе во время Сотни дней Наполеона, посетил церковь 16 апреля 1815 года и отслужил там мессу.

В 1854 г. в церкви был крещен Джакомо Делла Кьеза, будущий папа Бенедикт XV; прожил до 21 года в фамильном дворце Салита С. Катерина, он всегда был особенно привязан к своей приходской церкви.

В церкви похоронен музыкант Алессандро Страделла (1644-1682), который был зарезан во время своего пребывания в Генуе двумя убийцами, возможно подосланными из страстных побуждений венецианским дворянином.

Личности сестры Элизы Джузеппины Меццаны, соучредительницы Сестер Божественной Воли, также связаны с Базиликой; Блаженная Евгения Раваско, основательница Дочерей Святых Сердец Иисуса и Марии; Блаженная Итала Мела, христианский мистик и апологет; кардинал Гаэтано Алимонда и мать Роза Гаторно, основательница Дочерей Святой Анны, причисленная к лику блаженных Иоанном Павлом II в 2000 году.