Гермес - Меркурий

Гермес - Меркурий

 

 

 

 

 

 

Бог торговли, красноречия и Посланник богов

Гермес (римский Меркурий) был одним из 12 олимпийских богов и богом торговли, воров, путешественников, спорта, спортсменов и пограничных переходов в Подземный мир. Он был вторым самым молодым олимпийским богом и сыном Зевса и Майи, одной из семи плеяд и дочери титана Атласа.

Как бог границ и переходов, Гермес, как известно, был быстрым и хитрым и имел способность свободно перемещаться между смертным и божественным миром. Именно это мастерство сделало его посланником богов и курьером между смертными и божественным миром.

Он также является покровителем и защитником путешественников, пастухов, воров, ораторов и шутов, литераторов и поэтов, легкой атлетики и спорта, изобретений и торговли. В некоторых мифах Гермес также изображается как обманщик, где он перехитряет богов либо работает на благо человечества, либо ради личного развлечения и удовлетворения.

И Гомер, и Гесиод изображали Гермеса как автора обманных поступков, но в то же время как благодетель смертных.

 

 

 

 

 

Этимология

Название «Меркурий», возможно, связано с латинским словом "меркс" («товар»; ср. Купец, коммерция и т. Д.), Меркари (торговать) и мерцес (заработная плата); другая возможная связь - протоиндоевропейский корень merĝ- для «границы, границы» (ср. древнеанглийское «mearc», древнескандинавское «марк» и латинское «марго») и греческий οὖρος (по аналогии с Arctūrus / Ἀρκτοῦρος) , как «хранитель границ», имея в виду свою роль моста между верхним и нижним мирами.

 

История

Меркурий не фигурировал среди сверхъестественных людей ранней римской религии. Скорее, он включил более ранний Dei Lucrii, поскольку римская религия была синкретизирована с греческой религией во времена Римской республики, начиная примерно с 4 века до нашей эры. Его культ был введен также под влиянием этрусской религии, в которой Турмс имел сходные характеристики. С самого начала Меркурий имел, по сути, те же аспекты, что и Гермес, носил крылатые туфли (талария) и крылатую шляпу (петасо) и нес кадуцей, посох герольда с двумя переплетенными змеями, который был подарком Аполлона Гермесу. Его часто сопровождали петух, вестник нового дня, баран или коза, символизирующие плодородие, и черепаха, имея в виду легендарное изобретение Меркьюри лиры из панциря черепахи.

Подобно Гермесу, он был также богом сообщений, красноречия и торговли, особенно торговли зерном. Он был покровителем путешественников и богом воровства. Меркурий также считался богом изобилия и коммерческого успеха, особенно в Галлии, где его особенно почитали. Он был также, как Гермес, психопомпом римлян, уводящим недавно умершие души в загробную жизнь. Кроме того, Овидий писал, что Меркьюри принес сны Морфеуса из долины Сомнус спящим людям.

Археологические данные из Помпеи предполагают, что Меркурий был одним из самых популярных римских богов. Бог торговли был изображен на двух ранних бронзовых монетах Римской республики, секстантах и ​​семунциях.

 

Синкретизм

Когда они описывали богов кельтских и германских племен, вместо того, чтобы рассматривать их как отдельные божества, римляне интерпретировали их как локальные проявления или аспекты своих собственных богов, культурная черта, называемая интерпретация романа. В частности, сообщалось, что Меркурий стал чрезвычайно популярным среди народов, покоренных Римской империей; Юлий Цезарь писал о Меркурии как о самом популярном боге в Британии и Галлии, считающемся изобретателем всех искусств. Вероятно, это связано с тем, что в римском синкретизме Меркурий приравнивался к кельтскому богу Лугусу, и в этом аспекте его обычно сопровождала кельтская богиня Росмерта. Хотя Лугус мог первоначально быть божеством света или солнца (хотя это оспаривается), подобно римскому Аполлону, его важность как бога торговли делала его более сопоставимым с Меркурием, а Аполлона вместо этого приравнивали к кельтскому божеству Беленусу .

Римляне связали Меркурий с германским богом Вотаном с помощью интерпретации Romana; Римский писатель 1 века Тацит называет его главным богом германских народов.

В своих печально известных современных маргинальных теориях Захария Ситчин отождествляет Меркурия и его тезку с планетой с Мумму, персонажем эпоса о сотворении Энумы Элис.

 

Имена и эпитеты

Меркурий известен римлянам как Меркурий, а иногда в более ранних произведениях как Меркурий, Миркуриос или Миркуриос имел ряд эпитетов, представляющих различные аспекты или роли или представляющих синкретизмы с неримскими божествами. Наиболее распространенными и значимыми из этих эпитетов были следующие:

Меркурий Артайос, синкретизм Меркурия с кельтским богом Артаиосом, божеством медведей и охоты, которому поклонялись в Бокруассане, Франция.
Меркурий Арверн, синкретизм кельтского Арверна с Меркурием. Арверну поклонялись в Рейнской области, возможно, как особому божеству племени Арверни, хотя на их территории в регионе Овернь в центральной Франции не происходит посвящения Меркурию Арверну.
Меркурий Кимбриан, синкретизм Меркурия с богом кимвров, иногда считается представителем Одина.
Меркурий Циссоний, комбинация Меркурия с кельтским богом Циссонием, о котором написано на территории от Кельна, Германия, до Сент, Франция.
Меркурий Эсибрей, синкретизм иберийского божества Эсибрея с римским божеством Меркурием. Эсибрей упоминается только в надписи, найденной в Меделиме, Португалия, и, возможно, это то же божество, что и Банда Исибрайегус, который упоминается в надписи из соседней деревни Бемпоста.
Меркурий Гебриниус, синкретизм Меркурия с кельтским или германским Гебриниусом, известный по надписи на алтаре в Бонне, Германия.
Меркурий Моккус, от кельтского бога Мокка, приравненного к Меркурию, известного из свидетельств в Лангре, Франция. Название Moccus («свинья») подразумевает, что это божество было связано с охотой на кабанов.

Меркурий Собриус («Меркурий-трезвенник»), синкретизм Меркурия с карфагенским богом торговли.
Меркурий Визуций, синкретизм кельтского бога Висуция с римским богом Меркурием, засвидетельствован в надписи из Штутгарта, Германия. Висукию поклонялись в основном в приграничных районах империи в Галлии и Германии. Хотя он был в первую очередь связан с Меркурием, Висуций также иногда был связан с римским богом Марсом, так как посвящающая надпись «Марсу Визуцию» и Висукию, женскому аналогу Висициуса, была найдена в Галлии.

 

В древней литературе

В «Энеиде» Вергилия Меркурий напоминает Энею о его миссии по основанию города Рима. В «Фасти» Овидия Меркьюри поручено сопровождать нимфу Ларунду в подземный мир. Однако Меркьюри влюбляется в Ларунду и по пути занимается с ней любовью. Таким образом, Ларунда становится матерью двоих детей, которых называют Ларесами, невидимыми домашними богами.

 

Храмы

Храм Меркурия в Риме располагался в Большом цирке, между холмами Авентин и Палатин, и был построен в 495 году до нашей эры.

В том году в Риме произошли волнения между сенаторами-патрициями и плебеями, что привело к отделению плебса в следующем году. По завершении строительства между консулами Аппием Клавдием Сабином Регилленсисом и Публием Сервилием Приском Структом возник спор о том, кому из них выпадет честь посвятить храм. Сенат передал решение народному собранию, а также постановил, что тот, кто будет избран, также должен выполнять дополнительные обязанности, в том числе председательствовать на рынках, учредить гильдию купцов и выполнять функции верховного понтифика. Люди, из-за продолжающихся общественных разногласий и назло сенату и консулам, вместо этого удостоили чести посвящения храма старшему военному офицеру одного из легионов по имени Маркус Леториус. Сенат и консулы, в частности консервативный Аппий, были возмущены этим решением, и оно обострило сложившуюся ситуацию.

Посвящение произошло 15 мая 495 г. до н.э.

Храм считался подходящим местом для поклонения быстрому богу торговли и путешествий, поскольку он был крупным центром торговли, а также ипподромом. Поскольку он находился между оплотом плебеев на Авентине и центром патрициев на Палатине, он также подчеркивал роль Меркурия как посредника.

 

 


 

Поклонение

Поскольку Меркурий не был одним из первых божеств, уцелевших от Римского королевства, ему не назначили фламен («священник»), но у него был свой собственный большой фестиваль, 15 мая, Меркуралия. Во время Меркуралии торговцы окропляли свои головы водой из его священного колодца возле Порта Капена.

В популярной культуре
Меркьюри фигурирует в первом изданном комиксе о легенде комиксов Джеке Кирби Меркьюри в 20 веке, опубликованном в Red Raven Comics 1, 1940.

Так называемая десятицентовая монета Меркурия в Соединенных Штатах, выпущенная с 1916 по 1945 год, на самом деле изображает Крылатую свободу, а не бога Меркурия, но названа так из-за неправильного толкования фригийской шапки бога как крыльев.