Санти Нерео и Ахиллео (Рим)


.

 

 

 

 

Описание Санти Нерео и Ахиллео

Санти Нерео и Ахиллео - базилика четвертого века в Риме, Италия, расположенная на улице Виа делле Терме ди Каракалла в рионе Челио, напротив главного входа в Термы Каракаллы. С 28 ноября 2020 года это титульная церковь кардинала Селестино Аош Брако.

Обратите внимание, что кладбищенская церковь катакомб Святой Доматиллы на Аппиевой дороге, практически потерянная в раннем средневековье и вновь открытая в 1870-х годах археологом Джованни Баттиста де Росси, несет такое же посвящение Нерео и Ахиллео.

 

 

 

 

История

Надпись с эпитафией 337 г. в Базилике Сан-Паоло-фуори-ле-Мура посвящена покойному Циннамиусу Опасу, лектору церкви, известной как Titulus Fasciolae; Название традиционно объясняется как место, где Святой Петр потерял повязку на ступню (фасциолу), которая перевязала раны, нанесенные его цепями, на пути к побегу из Мамертинской тюрьмы. В актах синода Папы Симмаха в 499 году Titulus Fasciolae записан как обслуживаемый пятью священниками. Это же здание записано как titulus Sanctorum Nerei et Achillei в 595 году; поэтому посвящения святым Нерею и Ахиллею, двум воинам и мученикам IV века, должны относиться к VI веку.

В 814 году папа Лев III перестроил старый титул. В 13 веке мощи двух мучеников были перенесены из Катакомб Домициллы в Сант-Адриано, откуда кардинал Бароний перенес в эту церковь.

Постройка церкви за столетия почти полностью разрушилась, и в 1320 году, согласно Туринскому каталогу, это был пресвитериальный титул, и священник не служил. Папа Сикст IV восстановил церковь по случаю юбилея 1475 года, а юбилей 1600 года стал поводом для последней крупной реставрации, финансируемой ученым антикваром кардиналом Чезаре Баронио, заказавшим фрески.

 

Интерьер

За скромным фасадом церковь построена по типичному плану базилики, с одним нефом и двумя боковыми проходами. Первоначальные колонны были заменены в 15 веке восьмиугольными колоннами, а неф характеризуется большими фресками, выполненными по заказу кардинала Баронио.

Кардинал в своей иконографической схеме, приуроченной к Юбилею 1600 года, подчеркнул роль римских мучеников в первые века христианства. Выполнение фресок было поручено второстепенному художнику, обычно считающемуся Никколо Чирчиньяни, по прозвищу «Помаранчо». На ярких фресках часто изображены сцены жестоких мучеников.

Средневековый амвон установлен на большой порфировой урне, взятой из близлежащих бань Каракаллы. Невысокая перегородка, разделяющая хор, облицована инкрустациями в стиле Cosmatesque 13 века. Белый мраморный канделябр привезли сюда из Сан-Паоло-фуори-ле-Мура. Киборий, датируемый 16 веком, возведен на колоннах из африканского мрамора.

Перемычки арки в конце нефа сохраняют некоторые из бывших мозаик времен Льва III с центральным Преображением в мандорле. Главный алтарь, сделанный из трех косматских панелей, хранит мощи Нерея, Ахиллея и святой Флавии Домитиллы; все трое были привезены сюда из Катакомб Домициллы. Рядом с алтарем два языческих камня с изображением двух крылатых духов, взятых из соседнего храма.

В апсиде за алтарем находится епископский трон, собранный под руководством кардинала-антиквара Барония, повторно использующего львов в стиле Косматеска, который связан со школой Вассаллетто, которые поддерживают подлокотники; на спинке сиденья начертаны вступительные и заключительные слова двадцать восьмой проповеди св. Григория Великого, начертанные по ошибочному преданию, что он проповедовал их здесь, перед мощами св. Нерей и Ахилл в их праздник. Когда кардинал Баронио заказал эту надпись, он не знал, что мощи изначально были захоронены в подземной базилике Катакомб Домициллы, поэтому подумал, что это было место, где проповедовал Святой Григорий.

Арка апсиды украшена мозаиками IX века с изображениями Благовещения, Преображения Господня и Богородицы (Мадонна с младенцем).

 

 

 

 


 

 

 

 

blog comments powered by Disqus