Санта-Мария-дель-Орационе-э-Морте (Santa Maria dell'Orazione e
Morte) (Святая Мария Молитвы и Смерти) - церковь в центре Рима,
Италия. Он расположен на улице Виа
Джулия между Тибром и Палаццо Фарнезе.
Санта-Мария была построена братством, взявшим на себя ответственность
за захоронение брошенных трупов в Риме. Его благотворительность
поддерживалась и до сих пор поддерживается Arciconfraternita di Santa
Maria dell'Orazione e Morte, обществом чистилищ, основанным в 1538 году
в Сан-Лоренцо-ин-Дамасо. Похороны проводились в их кладбище, когда-то
расположенном на берегу Тибра, рядом с церковью.
Впервые
построенная в 1575 году, церковь была полностью перестроена Фердинандо
Фугой в 1734 году с использованием эллиптического плана. Фуга был членом
братства, как и Чарльз Борромео.
Он примечателен изображениями
лавровых черепов над фасадным входом и другими изображениями смерти. По
бокам фасада расположены две гравированные бляшки: одна изображает
крылатый скелет с надписью «Hodie mihi, cras tibi», т. е. «Сегодня мне,
завтра тебе», другая, над ящиком для подаяний, — сидящая смерть.
который, держа в руке крылатые песочные часы, наблюдает за умирающим
человеком. Над главной дверью находится криволинейный тимпан, в котором
заключена эдикула с крылатыми песочными часами, символом непрерывного
течения времени к смерти. Церковь является примером культа смерти,
который также можно увидеть в римской церкви капуцинов.
С 1940
года братство действует как светская благотворительная организация,
базирующаяся при церкви, в основном для оказания помощи в случае тяжелой
утраты. По состоянию на 23 июля 2022 года церковь оставалась закрытой на
ремонт.
Над главным алтарем находится Распятие (1680 г.) работы Чиро Ферри,
вдохновленное «Распятием Христа» Гвидо Рени, в Сан-Лоренцо-ин-Лучина.
Рядом со святилищем находится пара оперных лож для сольных музыкантов.
Над органом находится табличка в стиле барокко с цитатой из Книги
Товита: «Когда ты со слезами молился, и хоронил мертвых, и оставлял
трапезу, я, [Архангел Рафаил] передал твою молитву Богу». (Товит, 5:12)
В первой часовне справа посвящена святая Екатерина Александрийская.
Между этой часовней и следующей находится фреска Джованни Ланфранко с
изображением отшельников Св. Антония Аббата и Св. Павла Фивского; он был
удален и перенесен в эту церковь из ныне утраченного строения,
построенного Одоардо Фарнезе. Камерино дельи Эремити в Палаццетто
Фарнезе был снесен в 1734 году для строительства церкви.
Вторая
часовня справа посвящена Архангелу Михаилу, изображенному в алтаре,
когда он режет своим мечом скованного демона, чью голову он сокрушает.
Это копия 1750 года, воспроизводящая известную картину Гвидо Рени,
созданную для церкви Санта-Мария-делла-Кончеционе-деи-Капучини. Святой
Михаил – защитник умирающих от нападок дьявола.
Первая часовня
слева посвящена Святому Семейству и представляет собой алтарный образ
«Отдых на пути в Египет», написанный Лоренцо Масуччи. Между этой и
второй часовней находится фреска Святого Симеона Столпника, также из
старого Камерино дельи Эремити. Во второй часовне слева находится
картина Пьера Леоне Гецци «Святая Джулиана Фальконьери получает привычку
от святого Филиппо Бенизи» (1740 г.).
Кроме того, в церкви есть
камера, украшенная человеческими костями; Среди украшений комнаты -
большое количество черепов, канделябры, сделанные из костей, и большой
крест, украшенный черепами. Эта камера расположена через дверь слева от
главного алтаря и редко открыта для посетителей.