Дворец Саккетти/ Риччи (Рим)

 

Описание Дворца Саккетти/ Риччи

Палаццо Саккетти (ранее Палаццо Риччи) (Palazzo Sacchetti/ Ricci) - это палаццо в Риме, важное по историческим и художественным причинам.

Здание было спроектировано и принадлежало Антонио да Сангалло Младшему и завершено Нанни ди Баччо Бигио или его сыном Аннибале Липпи. После Сангалло дворец принадлежал, в частности, Риччи, Сеоли и Саккетти, важным семьям римской знати. Среди произведений искусства, украшающих интерьер, цикл фресок с изображением «Истории Давида» Франческо Сальвиати представляет собой важное произведение маньеризма. Во дворце также размещены сотни картин, которые станут ядром Пинакотеки Капитолина. Палаццо Саккетти считается самым важным дворцом на улице Виа Джулия.

 

Место расположения

Здание находится в Риме, в Понте Рионе, по адресу n. 66 улицы Виа Джулия, на западной стороне северного конца улицы. На юго-востоке он выходит на Виколо-дель-Чефало, на северо-запад - на Виколо Орбителли, а на юго-западе, со стороной, когда-то отражавшейся в Тибре, он обращен к Лунготевере-дей-Сангалло.

 

История

Антонио да Сангалло Младший построил на зданиях и землях, которые были проданы ему в 1542 году главой Ватикана, этот дворец, который был одним из трех владений архитектора на Виа Джулия. На главном фасаде здания до сих пор стоит высеченный сегодня герб Папы и его главного клиента, Павла III Фарнезе (годы правления 1534-1549), вместе с надписью:

TV MIHI QVODCVMQVE HOC RERVM EST

Все, что у меня есть, я получил от тебя

 

ссылаясь, возможно, на щедрость папы по отношению к нему. На том же фасаде все еще видна мемориальная доска, обнесенная стеной ab antiquo, которая свидетельствует о собственности архитектора:

DOMVS / ANTONII / SANGALLI / ARCHITECTI / MDXLIII

Дом архитектора Антонио да Сангалло 1543 г.

 

Приписывание здания Антонио также подтверждается различными рисунками и набросками, сделанными рукой художника его дома в Сан-Бьяджо, хранящимся в Уффици, и Джорджо Вазари, который пишет, что Сангалло:

 

Rifondò ancora in Roma, per difendersi dalle piene quando il Tevere ingrossa, la casa sua in strada Giulia. E non solo diede principio, ma condusse a buon termine il palazzo che egli abitava vicino a San Biagio, che oggi è del cardinale Riccio da Monte Pulciano, che l’ha finito con grandissima spesa e con ornatissime stanze, oltre quelle che Antonio vi aveva speso, che erano state migliaia di scudi.

 

В Риме обновил фундамент своего дома на Виа Джулия, чтобы защитить себя от наводнений, когда разливается Тибр. И он не только начал, но и довел до конца дворец, в котором он жил недалеко от Сан-Бьяджо, который сегодня принадлежит кардиналу Риччо да Монте Пульчано, который закончил его с большими затратами и с очень богато украшенными комнатами, в дополнение к тем, которые Антонио израсходовал там тысячи скуди.

 

Первоначальный проект Сангалло предусматривал два этажа плюс чердак, каждый с пятью окнами.

После смерти Антонио в 1546 году, 23 июля 1552 года его сын Орацио продал имущество кардиналу Джованни Риччи из Монтепульчано, Тоскана, за 3145 римских скуди. Кардинал освободил дворец от цензу (этот факт запомнился на мемориальной доске на Виколо дель Чефало) и завершил его строительство, объединив купленные им соседние дома. Автором работ, вероятно, был Нанни ди Баччо Биджо, или, согласно другой гипотезе (основанной на стилистическом родстве дворца и загородной виллы - будущей Виллы Медичи, построенной кардиналом в те же годы), его сын Аннибале Липпи .

По этому случаю фасад дворца на Виа Джулия был расширен за счет добавления двух окон, а главная дверь была увеличена и сдвинута вправо. Между 1552 и 1554 годами кардинал также заказал фортепианный нобиль, украшенный Франческо Сальвиати и другими художниками-маньеристами.

Экономические трудности вынудили его в 1557 году фиктивно продать дворец за 25000 скуди своему другу Томмазо Марино ди Терранова, очень богатому генуэзскому финансисту, который в тот же период построил Палаццо Марино в Милане. Марино позволил кардиналу жить там и продал его племяннику Джулио Риччи в 1568 году.

Когда кардинал умер в 1574 году, его племянник Джулио окончательно продал его пизанскому банкиру Тиберио Сеули. Семья Сеули вложила немало средств в строительство: ему принадлежит флигель в сторону Виколо Орбителли, внутренний двор и завершение задней части. У них также были фасады, обращенные к реке, украшенные Джакомо Рокка сграффити, от которых сегодня осталось немного следов. Чеули также подняли здание на один этаж выше, украсив карниз геральдическим мотивом двойной восьмиконечной звезды, взятой с их герба. Название дома, испорченное в Чефало, перешло в переулок Виколо-дель-Чефало, идущий вдоль дворца к югу от него.

В 1608 году семья Сеули продала дворец кардиналу Оттавио Аквавива д'Арагона, чьи гербы до сих пор украшают построенную им часовню дворца. Семья Аквавива в свою очередь продала здание в 1649 году кардиналу Джулио Чезаре Саккетти, члену знатной флорентийской семьи. Кардинал поручил Карло Райнальди выполнить последние важные работы в здании, изменив заднюю часть и построив лестницу, ведущую к Тибру. С его помощью дворец приобрел большое значение, в нем разместилась картинная галерея, насчитывающая почти 700 картин. Его наследники продали часть его в 1748 году Папе Бенедикту XIV (годы правления 1740-1758), который сделал его первоначальным ядром Пинакотеки Капитолия.

Семья Саккетти владела дворцом с тех пор до 2015 года: в том же году часть дворца, соответствующая всему рояльному нобиле, унаследованному Джованной Занузо, супругой покойного Джулио Саккетти, была продана банкиру Роберту Де Балкани. После смерти последнего он снова был выставлен на продажу Sotheby's.

 

Архитектура

Главные фасады дворца выходят на улицы Виа Джулия и Виколо дель Чефало, где есть 9 окон. Оба фасада выполнены из кирпича с окнами из травертина, а портал на Виа Джулия сделан из мрамора и увенчан балконом, окруженным прекрасными бронзовыми балюстрадами. На первом этаже, который приписывается Сангалло, есть 6 окон типа inginocchiato (русск. На коленях). Каждая из них, закрытая решеткой, имеет архитрав и раму, а также выступающий порог, поддерживаемый двумя большими кронштейнами. Между каждой парой открывается небольшое окно, через которое свет проникает в подвалы.

На первом этаже ряд из семи окон с рамами и карнизами; среди них центральная была увеличена до размера балкона. Над одним из окон высечен герб Павла III.

Каждое окно на первом этаже увенчано маленьким окном примерно квадратной формы.

На втором этаже тоже семь окон, но попроще, чем на первом этаже. Завершает здание скошенный карниз. Рядом с левым углом фасада на улице Виа Джулия находится фонтан, врезанный в нишу, окруженную кариатидами. Внутри находится купидон с двумя дельфинами и точеный герб Сеули. Мотив фонтана навеян гербом дома Чеули.

 

Двор ограничен аркадой (боковые арки заполняются) на дорических колоннах и заканчивается дорическим фризом, украшенным оружием и гербом Сеули. Посередине двора - нимфей, украшенный лепниной. Слева виден выступ, созданный часовней, добавленной семьей Аквавива, вероятно, выполненной Агостино Чампелли по проекту Пьетро да Кортона. Герб Саккетти был добавлен позже.

Со стороны Лунготевере дворец заканчивается лоджией, некогда выходившей на реку, созданной Сеули и модифицированной Саккетти, украшенной колоссальной мраморной головой (возможно, Юнона) и двумя маскаронами. Лоджия является фоном для цитрусового сада.

 

Интерьеры и отделка

В коридоре находится римский барельеф III века нашей эры, изображающий эпизод правления Септимия Севера. Выше - Мадонна с младенцем из флорентийской школы 1400-х годов.

На первом этаже заслуживает внимания зал аудиенций кардинала Риччи, названный Комната глобусов/ Sala dei Mappamondi из-за двух глобусов (итал. Mappamondo) - одного земного и одного небесного - помещенного там Винченцо Коронелли: наличие балдахина свидетельствует о том, что частые посещения папы. Он украшен фресками художника-маньериста Франческо Сальвиати и помощниками, написанными в 1553–1554 годах и изображающими истории Давида (описания начинаются со стены справа от тех, кто смотрит в окна по часовой стрелке).

Первая стена
Саул пытается ударить Давида;
Смерть Саула и Ионафана;
Сообщение Давиду о смерти Саула;

Вторая стена
Убийство Урии;
Баня Вирсавии;
Вирсавия идет к Давиду;

Третья стена
Давид обращается к солдатам;
Смерть Авессалома;
Объявление Давиду о смерти Авессалома;

Четвертая стена
Давид спасает Саула;
Давид танцует перед Ковчегом Завета в присутствии Микала;
Дэвид спас от Микала;

На Виколо-дель-Чефало есть четыре зала, украшенные лепниной и фресками, а также группа французских и итальянских художников-маньеристов, в том числе Мэтр Понсе, Джироламо да Фаэнца, известный как Фантино, Марко Маркуччи из Фаэнцы, Джованни Антонио Венециано, Марко Дюваль, известный как il sordo (Марко Франсезе), Стефано Пиери (Стефано да Фиренце), Николо да Бруйн и Г.А. Наполитано украсили другие комнаты в сторону сада между 1553 и 1556 годами гротесками, сценами Ветхого Завета и мифологическими сценами.

Галерея, преобразованная в столовую и банкетный зал, находится ближе всего к Тибру и украшена картинами Пьетро да Кортона на библейские сюжеты.

Также заслуживает внимания столовая, построенная кардиналом Риччи в 1573 году, украшенная фресками на стенах Джакомо Рокка из Салерно, изображающими пары сивилл и пророков на модели Сикстинской капеллы. Зал также украшен двумя фресками Пьетро да Кортона, изображающими Святое Семейство, Адама и Еву.

Потолок столовой был изготовлен в 1573 году резчиком по дереву Амброджо Бонаццини, который позже вылепил потолок Оратории дель Гонфалоне.