Золотой дом Нерона (Рим)

Золотой дом Нерона (Рим)

Римское королевство

Римская Республика

Римская империя

Ранний византийский период (475- 842 г)

Средний византийский период (842- 1259 г)

Поздний византийский период (1259-1461 г)

Римские Боги

 

Описание Золотого дома Нерона

Золотой дом Нерона (Рим)

Viale della Domus Aurea
Тел. 06-0608
Автобус: 85, 87, 117, 186, 810, 850
Троллейбус: 3
Метро: Колизей
Открыт для экскурсий только по выходным дням; позвонить заранее

После того как, как утверждается, император Нерон поджег Рим в 64 г. н.э., он решил построить себе возмутительный новый дворец. Домус Ауреа (иногда называемый Золотым домом Нерона) занимал часть Палатинского холма и большинство холмов Целиана и Эскилина общей площадью, примерно в 25 раз превышающую размер Колизея. В вестибюле дворца на стороне Палатинского комплекса находилась колоссальная позолоченная статуя Нерона. Здесь было вырыто искусственное озеро с садами и лесами, где свободно гуляли экзотичные дикие звери. По словам Светония в его описание жизни Нерона, стены дворца были украшены золотом и перламутром, а в комнатах были потолки, из которых сыпались лепестки цветов или духи на гостей. Также в Золотом Доме Нерона была столовая, которая вращалась, а в бан подавались как пресная вода, так и морская вода. Тацит описал развратные вечеринки в саду Нерона, с банкетами, которые проходили на баржах и домиках на берегу озера. Причем проститутками работали аристократические женщины. Император Нерон убил себя в 68 г. н.э., поэтому ему получилось недолго наслаждаться своим новым дворцом. Преемники Нерона, стремясь дистанцироваться от монстра - императора, сделали все возможное, чтобы стереть все следы дворца. Веспасиан осушил озеро и построил Колизей на своем месте, а его сын Тит и позже Траян каждый воздвигли комплекс бань над дворцом, а Адриан поставил Храм Венеры и Рима в вестибюле бывшего дворца. Кстати огромная статуя Нерона стояла у Колизея довольно долго. Именно благодаря этой статуи императора в виде легендарного Колосса Родосского, новый стадион получил свое название.

Номера из одного крыла дворца сохранились, погребены под руинами бани Траяна на горе Оппиан. Раскопки открыли большие фрагменты фресок и мозаики, которые, как считается, являются панорамой Рима с высоты птичьего полета. Золотой дом Нерона недавно открылся после тщательного структурного ремонта.

Золотой дом Нерона (Рим)

 

Золотой дом, вероятно, так и не был завершен. Отон и, возможно, Тит выделили деньги, по крайней мере, на завершение строительства на Оппианском холме; он продолжал быть населенным, особенно императором Вителлием в 69 году, но только после того, как он заболел, пока он не был уничтожен пожаром при Траяне в 104 году.

Это было серьезным затруднением для преемников Нерона как символ упадка, и в течение десяти лет с него лишили мрамора, драгоценных камней и слоновой кости. Хотя вилла Оппиан продолжала быть заселенной в течение нескольких лет, вскоре после смерти Нерона другие части дворца и территории площадью 2,6 км2 были засыпаны землей и застроены: бани Тита уже строились. на части участка, вероятно, частные бани, в 79 году нашей эры. На месте озера, посреди территории дворца, Веспасиан построил амфитеатр Флавиев, который можно было повторно затопить по желанию, с Колоссом Неронисом рядом с ним. На этом месте также были построены бани Траяна и Храм Венеры и Рима. За 40 лет дворец был полностью разрушен. Парадоксально, но это обеспечивало выживание настенных росписей, защищая их от влаги.

 

Вращающаяся столовая Император Нерона

Вращающаяся столовая Император Нерона  Вращающаяся столовая Император Нерона

 

История

Пожар 18 июля 64 г. н.э., продолжавшийся шесть дней и семь ночей, уничтожил большую часть центра Рима, в том числе Домус Транзиториа/ Domus Transitoria на Палатине. Из четырнадцати регионов (районов), составлявших город, три (III, Исида и Серапис, нынешнее Колле Оппио, XI, Circo Massimo и X, Палатин) были полностью разрушены, а в остальных семи только несколько остались руины. огонь.

Нерон, император того времени, который, кажется, стал свидетелем разрушения башни Сада Меценатов, то есть в восточной части Домус Транзиториа, решил построить новый дворец, достойный его величия. Резиденция императора включала в себя часть Палатина, долину будущего амфитеатра Флавиев, вплоть до склонов Эсквилинского холма, на площади около 219 гектаров (23 в отношении Палатина, 149 гектаров и 47 гектаров между Виа Сакра, долина Колизея и часть Челио) по расчету Карандини. Из всего этого огромного императорского поместья, имевшего вид морской виллы, на Колле Оппио сегодня сохранился только участок (около 300 метров в длину и 190 в ширину). Это павильон, вставленный в фундамент последующих бань Траяна.

Многие современные авторы соглашаются с тем, что после ужасного пожара 64 года большая часть Домус Транзиториа была заменена более крупной Золотым домом.

«Он построил дом, простирающийся от Палатина до Эсквилина, который он сначала назвал временным, а затем, когда он построил его заново, потому что он был разрушен пожаром, - ауреа».
(Светоний, Нерон, 31.1.)

Большую часть площади занимали сады с беседками для вечеринок или гостиных. В центре садов, в состав которых входили леса и виноградники, в небольшой долине между тремя холмами находилось озеро, частично искусственное, на месте которого позже был построен Колизей. Однако настоящей резиденцией Нерона оставались императорские дворцы на Палатине, в то время как здание на Опиуме использовалось как жилище, когда он предпочитал оставаться в хорти, а здания с вестибюлем и застоем использовались для фестивалей, где он получал народ Рима.

Согласно «Летописи Тацита», Нерон интересовался каждой деталью проекта и непосредственно руководил архитекторами Селере и Северо. Население ненавидили Золотой дом, так как он был построен благодаря лишению самых богатых граждан Рима и всей империи, разграблению храмов Рима, а также Азии и Греции их многочисленных статуй.

Наконец, мы знаем от Тацита, что в 65 году нашей эры Гай Кальпурний Пизон задумал свой заговор с целью убийства принцепса именно в «этом ненавистном дворце, построенном на плодах грабежа граждан». В заговоре приняли участие преторианский префект Лусио Фенио Руфо и сам Сенека, который был вынужден покончить с собой после того, как пожертвовал свое имущество императору для покрытия расходов на Domus Aurea.

В мае 66 года, в конце победоносных армяно-парфянских походов Корбулона, царь Тиридат I был приглашен в Рим и отправился сюда в сопровождении своей жены, своих детей и детей парфянского царя (Вологес I) из Медиа Атропатены ( Пакоро II) и Адиабен (Менекрат). В столице Римской империи Нерон провозгласил его царем Армении, возложив диадему на голову, в конце шествия, которое выглядело как триумф. Рим был украшен флагами, факелами, гирляндами и цветами, и повсюду собиралась большая толпа, чтобы увидеть нового короля.

«В основном был переполнен Римский форум. В центре площади проживало разделенное по рангу население в белых одеждах и с лавровыми венками, а вокруг - солдаты, сиявшие своими доспехами, а знаки ослепляли вид ».
(Кассий Дио, LXIII, 4.2.)

Потом был праздник в театре Помпея, весь покрытый золотом:

«[...] Не только сцена, но и пространство внутри театра было покрыто золотом, а также все подвижные конструкции, которые были введены в нее, были покрыты золотом настолько, что в тот день его назвали« золотым ». ". Навесы [велария], расстеленные для защиты от солнца, были пурпурными, а в центре вышито изображение Нерона, управляющего колесницей, а вокруг него сияли золотые звезды ».
(Кассий Дион, LXIII, 6.1-2.)

 

В конце концов, армянский король был приглашен в Золотой дом на грандиозный банкет, скорее всего, как утверждает Карандини, вокруг пруда Нерона, заполненного лодками, как ранее случалось для других вечеринок, организованных преторианским префектом Тигеллино. Наконец, Светоний рассказывает, что Нерон платил восемьсот тысяч сестерциев в день в пользу Тиридата, а когда он ушел, он дал ему более ста миллионов сестерциев. Следующим летом он уехал в Грецию, где разграбил пятьсот статуй в Дельфах, чтобы украсить Золотой дом.

После смерти Нерона
После смерти Нерона земля Золотой дом была «возвращена римскому народу» сменяющими друг друга императорами, хотя и не сразу, из-за непопулярности и идеологии, которые ее вдохновляли. Фактически, Светоний сообщает, что только Отон продолжил завершение «Золотого дома», понеся огромные расходы, равные 50 миллионам сестерциев. Вителлий раскритиковал его, назвав его уродливым и спартанским, хотя затем он поселился там только после того, как заболел.

Процесс разрушения Домуса начался еще при Веспасиане. Примерно через десять лет резиденция Нерона была лишена своих драгоценных покрытий: Веспасиан использовал пространство, в котором было вырыто искусственное озеро, осушая воду и осушая ее, а также разрушая здания, соединяющие вестибюль с застоем, сбривая воду. и засыпать их щебнем, чтобы поднять землю и построить амфитеатр Флавиев. Он также разрушил Нимфей на стороне Челиона и завершил строительство храма, посвященного Агриппиной младшей Божественному Клавдию. Веспасиан также преобразовал основание Тиверианского дома, чтобы освободить место для термального здания, а центральный перистиль был преобразован в апсидный зал, расположенный между двумя боковыми портиками.

Строительство бань Тито началось уже в 79 году, в то время как второй сын, Домициан, построил новый дворец на Палатине, открытый в 92 году, который разрушил неронские постройки и включил их фундамент.

Он почти полностью сгорел в огне 104 года. И, как предполагает Карандини: «Этот Версаль в Риме длился не более 40 лет». Бани Траяна, построенные после пожара 104 г. (и открытые в 109 г.), и Храм Венеры и Рима (открытие в 135 г.) были построены прямо на земле, занятой Золотым домом. Первая из двух работ была построена на руинах жилой части Оппийского холма, вторая - на вестибуле виллы, что, возможно, также повлияло на ее форму. За сорок лет Domus Aurea был полностью похоронен под новыми постройками, но, как ни парадоксально, это позволило «гротескным» картинам выжить; песок действовал, как вулканический пепел Помпеи, защищая их от их вечного врага - влажности. Архитектор Траяна, Аполлодор Дамаскин, использовал нероновское здание, засыпанное землей, для поддержки бань, чтобы увеличить киоски.

Современная и современная эпоха
Когда молодой римлянин случайно упал в трещину на склоне холма Оппиан в конце 15 века, он оказался в странной пещере, полной раскрашенных фигур. Вскоре молодых римских художников начали опускать на доски, подвешенные на веревках, чтобы они могли видеть себя. Обнаруженные тогда фрески превратились в бледно-серые пятна на штукатурке, но эффект от этих гротескных украшений, по сути, был наэлектризован для всего Возрождения. Когда Пинтуриккио, Рафаэль и Микеланджело ушли под землю и были вынуждены спуститься по полюсам, чтобы изучить эти изображения, они получили откровение о том, чем был настоящий древний мир. Они и другие художники, которые, как Марко Пальмеццано, работали в Риме в те годы, начали распространять эти «гротески» и на остальную часть Италии.

Помимо подписей знаменитых и последующих туристов, выгравированных на фресках, таких как подписи Джакомо Казановы и маркиза де Сада, расположенные в нескольких сантиметрах друг от друга, вы также можете прочитать подписи Доменико Гирландайо, Мартина ван Хеемскерка и Филиппино Липпи. Эффект на художников эпохи Возрождения был мгновенным и глубоким: это явно видно по оформлению Рафаэлем лоджий в Ватикане. В эпоху Возрождения дом дель Оппио неправильно назывался Палаццо ди Тито из-за ошибочного отождествления бань Траяна с банями Тито.

 

Открытие, однако, также привело к проникновению влаги в комнаты, и это начало процесс медленного, неизбежного разложения. Обрушение части потолка также было связано с проливным дождем. Повторное открытие части комплекса, закрытого сразу после обрушения, было запланировано на январь 2007 года, но памятник продолжает страдать от ситуации риска из-за движения транспорта, корней деревьев в саду и других проблем, касающихся территории. , которые предотвращают дальнейшие раскопки и исследования.

В мае 2019 года во время реставрационных работ археологи Археологического парка Колизей случайно обнаружили ранее не исследованную среду. Это сводчатый зал высотой 4,5 метра, стены которого украшены хорошо сохранившимися фресками с изображением бога Пана, пантер и сфинкса, за что и получили название Зала Сфинкса.

 

Описание

Проект Золотого дома, кажется, вдохновлен приморской виллой Кампании, основные характеристики которой заключались в разбросанном распределении зданий, вписанных в пейзаж с панорамным видом на море через террасы, сады и аркады. Вдохновение, кажется, было вызвано, в частности, окружающей средой Байи, самого известного жилого курорта в римском мире, в котором было множество роскошных вилл, спа и мест отдыха. Карандини добавляет, что дом Нерона был виллой с видом на искусственное «море», застой, место гибели нобилитов, где устраивались вечеринки на прогулочных лодках (кумбе). Более того, сравнивая виллу в Байе, мы отмечаем поразительное сходство с павильоном на Опиуме, включая ксист южной части.

Золотой дом, построенный архитекторами Северо и Селере под непосредственным руководством Нерона («который с их изобретательностью и смелостью создал с искусством то, что природа не даровала»), был прежде всего вмешательством в ландшафт, сформированный лугами, полями. , виноградники, леса, водоемы и со строительством домов, павильонов и нимфеев.

«Нерон воспользовался руинами своей родины и построил жилище, в котором драгоценные камни и золото, роскошь, которая теперь стала обычной и широко распространенной, удивляли не столько, сколько посевы, озера и леса, напоминающие леса, открытые пространства и перспективы, основанные на дизайне и направлении работ Северо и Селере, которые с их изобретательностью и смелостью создали с искусством то, что природа не даровала, растратив ресурсы императора ».
(Тацит, Анналы, XV, 42.1.)

«Кроме того, внутри были поля, виноградники, пастбища, леса с различными животными, дикими и домашними, всех видов».
(Светоний, Нерон, 31.1.)

Вилла включала в себя высоты Палатин, Велия, Опиум, часть Эсквилина (вплоть до Хорти Меценатис, который, хотя и не являлся частью основного корпуса дома, представлял собой пристройку, завещанную Августом до смерти. Мецената), северо-западная часть Челиона (соответствующая подиуму храма Божественного Клавдия, преобразованного в нимфей) и водное пространство между этими холмами, где позже будет построен амфитеатр Флавиев. Опорой виллы был именно этот пруд.

Основной доступ к вилле был со стороны Римского форума, недалеко от Атриума Веста; Доступ был через огромный Вестибулум, над которым возвышалась колоссальная статуя Нерона, помещенная на вершине Велии, Колосса. Светоний добавляет в описание виллы, что:

«[...] все было покрыто золотом и украшено драгоценными камнями и перламутром. Потолок столовых был сделан из подвижных перфорированных плит из слоновой кости, чтобы сверху можно было сыпать цветы и эссенции. Главный зал был круглым и вращался вокруг себя весь день и ночь, никогда не останавливаясь, как земля. В ванных комнатах течет морская вода и белки ».
(Светоний, Нерон, 31.2.)

И Сенека добавляет, что новый дворец

«[...] сияет золотым блеском».
(Сенека, Моральные послания, 115.12.)

Хотя здания на Палатинском холме, в том числе Дом Тиберианский, считались частью Домуса, они, вероятно, использовались как офисы и гостевые помещения.

Плиний утверждает, что театр Помпея был «мелочью по сравнению с Золотым домом, который охватил весь Рим!» и что «в двух случаях мы могли видеть дома князей, Гая и Нерона, имеющие такую ​​протяженность, что окружали весь город [Рим]». Мартиал жаловался, что только один дом (Domus) занимал весь город, в то время как сатирические стихи, о которых писал Светоний, ходили в ходу:

«Рим станет его домом. Удаляйся в Вейи, Кирити, если его дом не будет занимать и Вейи».
(Светоний, Нерон, 39.2.)


Карандини утверждает, что Золотой дом был не чем иным, как продолжением строительства (запланированного и частично уже завершенного до пожара в 64 году нашей эры) Домус Транзитория (не путать с сооружением на Палатинском холме). Фактически, Коарелли утверждает, что Нерон между 54 и 64 годами нашей эры построил этот «переходный дом», поскольку он имел функцию соединения императорских владений Палатина с владениями эсквилинцев (Horti Maecenatis). В дополнение к двум основным телам (первое между вестибулом и застоем; второе на горе Оппио) также включало:

Священная дорога с аркадами и садами по бокам;
храм Божественного Клавдия, наделенный Нероном огромным нимфеем, снабжавшим соседний застой;
различные комплексы городской префектуры Велии и префектуры преториум, расположенные в доме, ранее принадлежавшем Сервио Туллио, который позже стал резиденцией Сейано;
Horti Maecenatis, включая архитектурный комплекс Auditorium Maecenatis и turris Maecenatiana, из которых Нерон стал свидетелем пожара 64 года нашей эры.

Теорий о настоящем Domus Aurea было бы две:
первый представляет собой традиционный и более общепринятый, который считает, что жилой дом был только один, на Эсквилине (похоронен под термами Траяна);
вторую недавно выставил Карандини, который считает, что это два жилых дома. Главный располагался между вестибулом и застоем, второй - на Эсквилин-Опиуме. Это должны были быть два комплекса, расположенных один за другим, целью которых было как раз соединить (domus Transitoria) императорские дворцы Палатина с horti Maecenatis. В интерпретации Карандини часть, состоящая из «вестибюля и пруда», будет представлять общественную часть, а в Opium-Esquiline - частную часть.

Основной корпус
Что касается основной части, публичной (publica), Карандини пытается интерпретировать знаменитый отрывок Светония, который разделил бы эту часть на:
вестибюль, внутри которого мы находим знаменитого колосса;
портик триплекс, длиной в одну римскую милю;
застой в окружении городских построек;
сельская местность, состоящая из полей, виноградников, пастбищ и лесов с множеством животных.

Вестибюль и Колосс
Вокруг «Золотого дома» находился портик, который, как рассказывает Светоний, состоял из трех порядков колонн и имел общую длину в одну милю (1482 метра). От Clivus Palatinus на восток простирался Вестибулум, или входной двор, расположенный на вершине Велии, который составлял главный вход в комплекс Domus Aurea, доступ к которому осуществлялся с Римского форума.

Нерон заказал колоссальную бронзовую статую размером 119–120 футов (приблизительно 35 метров), изображающую себя, одетую в одежды римского бога солнца Аполлона, Колосса Нерониса, которая была помещена в центре Вестибулума. Согласно тому, что говорит нам Плиний Старший, он был заказан греческому скульптору Зенодоро.

Бронзовая статуя, вероятно, была вдохновлена ​​Колоссом Родосским и представляла Нерона как бога солнца, с его правой рукой вперед (в коммодианские времена опираясь на дубину, а затем на руль), левая рука согнута, чтобы держать глобус. земной. На голове у него была корона из семи лучей длиной по 6 метров каждый. Эти изображения дошли до нас через монеты Александра Севера и Гордиана III.

Позже колосс был адаптирован с головами различных последовательных императоров (или с богом солнца Веспасианом, или с Гераклом под командованием Коммода), прежде чем Адриан переместил его, чтобы освободить место для храма Венеры и Рима. В то же время Вестибулум был разрушен.

Статуя, вероятно, была разрушена во время первых готических вторжений (410 г. н.э.), но ее помнили на протяжении всего средневековья, настолько, что она дала название «Колизей» расположенному неподалеку амфитеатру Флавиев. Наконец, в 1933 году его кирпичное основание было снесено и построено Адриано для его перемещения из Вестибулума.

Пруд с верандой и сенатио
В долине между Велией, Селио и Оппио, вероятно, уже существовал естественный пруд, питаемый небольшим ручьем, протекавшим между Селио и Оппио. Нерон монументализировал бассейн, окружив его зданиями, настолько, что Светоний сравнил его с морем, окруженным городом. Кроме того, он увеличивал поток воды, пропуская воду из Аква Клавдия через нимфей, расположенный сбоку от подиума храма Божественного Клавдия на Целии.

Он находился в центре Золотого дома Нерона и, безусловно, был одним из его самых характерных элементов. Похоже, что это была первая часть Золотого дома, который был разрушен Веспасианом, вероятно, чтобы переопределить воду акведука Клавдиана для общественного пользования. Веспасиан осушил бассейн и построил на его месте амфитеатр Флавиев.

В западной части этого района, где позже был возведен храм Венеры и Рима, в начале 2000-х было обнаружено строительное ядро, предназначенное для поддержки ряда террас, которые служили связующим звеном между вестибюлем и прудом. некоторые выдвинули гипотезы из эпохи Нерона. Он состоял из круглого помещения, покрытого куполом, которому предшествовал четырехстильный портик, к которому вел длинный криптопортик.

 

Тело на опиуме
Эта часть резиденции располагалась на Опиуме. Он состоял из отдельного павильона, позже покрытого банями Траяна и все еще открытого для публики. Это была личная часть. Таким образом, Карандини интерпретирует знаменитый отрывок Светония, который описывает этот павильон следующим образом:

он был обложен золотом, драгоценными камнями и перламутром;
он состоял из банкетных залов (cenationes) с потолками из слоновой кости и мебелью для возложения цветов на гостей;
внутри у него был главный «банкетный зал» (cenatio Principalis) круглой формы (ротонда), который, кажется, непрерывно вращается, как вселенная, которую Карандини, однако, помещает в жилом доме между вестибюлем и прудом, на который он выходил. ;
наконец, он был оборудован ванными комнатами с нормальной и серной водой.

Этот домус, построенный из кирпича и камня за несколько лет между пожаром и смертью Нерона в 68 году, славился не только обширной литой золотой облицовкой, которая дала ему название, но и лепными потолками, инкрустированными полудрагоценными камнями и листы слоновой кости. Плиний Старший был свидетелем его строительства.

Часть, сохранившаяся под последующими ваннами Траяна на холме Оппиан, была по существу виллой для вечеринок с 300 комнатами, а не спальней, и никаких кухонь или туалетов обнаружено не было. Комнаты, облицованные тонко отполированным мрамором, представляли собой сложные планы этажей, состоящие из ниш и экседр, которые концентрировали или рассеивали солнечный свет. На разных этажах были бассейны, в коридорах - фонтаны.

Вторичные конструкции
Нимфей Нерона и храм Клавдия
Прислонившись к северо-восточной стене подиума храма Божественного Клавдия на Целии, Нерон построил большой сценографический нимфей, который можно было увидеть из крыла дворца на Эсквилине.

Нимфей был построен из бетона и покрыт мрамором. На всей своей длине (167 метров в длину и 11 метров в высоту) Нимфей был украшен колоннами, нишами и многочисленными фонтанами, которые питались водой из Arcus Neroniani, двухкилометрового ответвления Aqua Claudia, построенного компанией Сам Нерон.

Нимфей, должно быть, был похож на фонтан, который Нерон имел в своей столовой во дворце на Палатине, то есть состоял из сложного узора колонн и характеризовался цветным мрамором. Однако Нимфей был в 12 раз больше фонтана.

После смерти Нерона строительные работы над Золотым домом прекратились, а части дворца были снесены. Неясно, был ли Нимфей когда-либо завершен, но то, что видно сегодня, - это то, насколько было сэкономлено возобновление строительных работ в храме Божественного Клавдия. Уже в конце I века нашей эры перед Нимфеем возникло большое количество зданий, и была построена лестница, которая открывала доступ к верхней части холма.

Руины Нимфея были обнаружены в 1880 году при строительстве современной Виа Клаудиа. Сохранилось только бетонное ядро, состоящее из семи попеременно полукруглых и квадратных ниш, из которых центральная - квадратная - шире и имеет апсиду, а вся мраморная облицовка удалена.

Незначительные здания
Мы знаем от Плиния Старшего, что после пожара 64 года Храм Фортуны в Сейано, включенный в Золотой дом, был перестроен из камня, называемого фенгитами. Это был алебастр из Каппадокии. Резиденция Сейано на Эсквилине была построена на самом старом доме короля Сервия Туллия.

Более поздние постройки римского периода
После Damnatio memoriae Нерона и пожара части дома на холме Оппио поверхности, ранее принадлежавшие Domus Aurea, были предназначены для нового использования, сноса или захоронения зданий (например, Вестибулум и самого павильона на холме Оппио) , заполнив пруд, чтобы построить амфитеатр, снова открыв этот район для обычных дорог, что позволило воссоединить центральные районы с самыми дальними из районов Челио и Эсквилино. Палатинский холм также был предметом новых строительных вмешательств, связанных со строительством дворца Домициана. На Челио был построен храм звезды Клавдия, а на Опиуме сначала были построены бани Тита, а затем бани Траяна. На Велии, вместо Вестибулума, Адриан построил храм Венеры и Рима. В долине между холмами, недалеко от амфитеатра Флавиев, также были построены Луди, тренажерные залы для тренировки гладиаторов, из которых самым известным был Людус Магнус.

 

Колизей

В 72 году император Веспасиан из династии Флавиев начал строительство нового амфитеатра в долине между Велией, холмом Оппио и Челио, где находился застой Золотого дома, упомянутый поэтом Марциалем. Здание было первым большим стабильным амфитеатром в Риме после двух второстепенных или временных построек периода Юлиев-Клавдиев (амфитеатр Таури и амфитеатр Калигула) и спустя 150 лет после первых амфитеатров в Кампании. Работы финансировались, как и другие общественные работы того периода, за счет поступлений от провинциальных налогов и трофеев от разграбления храма в Иерусалиме (70 г. н.э.).

Водный поток был покрыт Веспасианом «лечебным» жестом против политики «тирана» Нерона, узурпировавшего государственную землю, выделив ее для собственного использования, тем самым сделав очевидной разницу между старым и новым княжеством. Веспасиан направил Aquae Neronianae в акведук для гражданского использования, восстановил озеро и заложил там фундамент, более прочный там, где должна была быть построена пещера. Фундамент представляет собой большое туфовое плато толщиной около 13 м, облицованное снаружи кирпичной стеной. Над прилавками, возвышаясь над окружающей территорией, разместили травертиновую площадку, на которой построен амфитеатр.

Несущая конструкция состоит из столбов из травертиновых блоков, соединенных штифтами: после того, как здание было заброшено, эти металлические элементы пытались расплавить и повторно использовать, выкапывая блоки в стыках: эта деятельность была ответственна за многочисленные колодцы виден на внешнем фасаде. Столбы были соединены перегородками из туфовых блоков в нижнем ряду и кирпичными в верхнем. Конструкция поддерживалась сводами и арками, максимально использованными для обеспечения безопасности и практичности. Травертин используется снаружи, как в серии концентрических колец, поддерживающих кавеа. В этих кольцевых стенах есть различные арки, украшенные обрамляющими их пилястрами. Крестовые своды (одни из старейших в римском мире) находятся в opus caementicium и часто ребристые через перекрещенные кирпичные арки, также используемые в облачениях. Радиальные стены за пределами двух внешних амбулаторий укреплены туфоблоками.

Веспасиано видел строительство первых двух этажей и смог посвятить здание перед своей смертью в 79 году.

 

Термы Тита

Бани Тито были построены императором Тито в 80 году, во время открытия Колизея, и завершены во времена княжества Домициана. Первоначально они были задуманы как реконструкция для публичного использования грандиозных частных ванных комнат Domus Aurea Нерона в соответствии с имперской программой реституции римскому народу городских пространств, которые Нерон экспроприировал. План Палладио - единственный документ о том, на что были похожи эти бани.

 

Ванны Траяна

Термы Траяна были возведены через несколько лет после пожара Золотого дома (104 г. н.э.) архитектором Аполлодором Дамаскинским, который в те же годы участвовал в строительстве форума и рынков Траяна; были заключены в 109 году нашей эры. да Траяно, открывший их 22 июня. Это были первые «великие бани» в Риме, и в то время они были самым большим существующим термальным зданием в мире.

Некоторые источники поздней античности и раннего средневековья приписывают большую часть строительства бань Домициану (81-96 гг. Н.э.), но датировка эпохи Траяна, тем не менее, подтверждается многочисленными кирпичными штампами, которые несколько раз находили в этом районе. Ванны все еще использовались в 4-5 веках нашей эры, когда они были украшены статуями префектом урбисом Феличе Кампаниано. Считается, что комплекс утратил свою тепловую функцию после того, как в 537 году нашей эры были разрезаны акведуки. Витиге, король готов, заставил Рим сдаться.

Строительство бань Траяна осуществлялось на городской территории площадью более шести гектаров, часть которой соответствовала эсквилинскому павильону Золотого дома. Бани Тито и другие постройки, найденные в юго-западном углу, также пострадали от строительства бань. Все ранее существовавшие здания были ориентированы на север-юг, в отличие от бань Траяна, которые расположены на оси северо-восток / юго-запад и повернуты на 36 ° по отношению к ориентации север / юг. ранее существовавшее здание, чтобы использовать максимальное количество света и солнечного тепла, гарантируя максимальное облучение калидария между полуднем и закатом.

После серьезного пожара, произошедшего примерно в 104 году нашей эры, который поразил знаменитую резиденцию Нерона, Аполлодор снес все, что осталось от верхних этажей комплекса, оставив только комнаты на первом этаже, которые он использовал в качестве базы для будущего ванны. В то же время он приказал снести и захоронить многочисленные прилегающие здания, чтобы получить большую территорию для строительства ТЭЦ. Именно эти операции по сносу и захоронению опечатали и защитили большую часть Золотого дома и Претрайского квартала.

Термы Траяна относятся к так называемому "Grande Tipo Imperiale". Тепловая установка состояла из двух основных частей: корпуса ограждения и центрального корпуса. Ограждение (330 x 315 м), вероятно, изобретение архитектора Аполлодора, ограничивало платформу, на которой был построен комплекс: оно было прямоугольным, с арками с трех сторон, с помещениями, предназначенными для социальных и культурных мероприятий, и заключало его внутри большая открытая зеленая территория, отождествляемая с большим спортивным залом (ксистус или палестра). Ограда заканчивалась внушительной экседрой в центре юго-западной стороны, над остатками Domus Aurea. Внутри он был оборудован ступенями, как в театре, и, возможно, он использовался для участия в гимнастических соревнованиях, которые проходили в Ксистусе.

Монументальный вход в бани находился в центре северной стороны и открывался своеобразным пропилом. Остальные входы в комплекс находились внутри ограды и состояли из лестниц, необходимых для преодоления разницы в высоте между этажами окружающего квартала и этажами нового здания. Среди остатков ограды, которые можно увидеть в парке Колле Оппио, есть комната с двумя апсидами на северной стороне комплекса, ориентированная как Золотой дом. Однако по периметру открылись другие экседры меньшего размера: две из них были размещены в северных углах. Каждая из них состояла из двух полукруглых и концентрических структур. Их функция все еще не ясна. Лучше всего сохранилась северо-восточная экседра: традиционно интерпретируемая как нимфей с фонтанами, она имеет одиннадцать попеременно прямоугольных и полукруглых ниш вдоль стены и перекрыта полукуполом, украшенным восьмиугольными и треугольными казнами.

Храм Венеры и Рима
Там, где находился вестибюль, атриум Золотого дома, император Адриан решил построить Храм Венеры и Рима. Новое здание построено на искусственном подиуме размером 145 х 100 метров. Он был открыт 21 апреля 135 года нашей эры. Создателем был сам император. Таким образом, колоссальная статуя Нерона была перемещена рядом с амфитеатром Флавиев с помощью двадцати четырех слонов и теперь посвящена богу солнца.

 

Современная археология области
Из всего комплекса Domus Aurea части, которые пережили разрушение после смерти Нерона и все еще видны сегодня:
павильон под купальнями Траяна на Колле Оппио (Domus Aurea par excellence),
каменная кладка нимфея Нерона на Челио (свободно видна по улице Клаудиа),
участок Аркуса Нерониани, акведука на Челио, откуда вода Аква Клаудиа поступает для Неронского комплекса (арки видны вдоль улицы Санто-Стефано-Ротондо и на площади Пьяцца-делла-Навичелла).
Павильон под купальнями Траяна, хотя и находится в стадии реставрации, по выходным можно посещать по предварительному заказу.

Произведение искусства
Повсюду были скульптуры известных художников, в том числе работы Праксителя или известных пергаментных групп, таких как скульптура галатов (копии которых сохранились в мраморе: «Самоубийственная Галата» и «Умирающая Галата»), разграбленные Нероном во время его поездка в Грецию и Азию. Затем комнаты были расписаны фресками художника Фабулло, цвета которого были живыми и яркими, где преобладающим цветом был белый. Золото, драгоценные камни, мрамор и мозаика придали зданию ослепительное богатство декора. Поэтому пейзажи, животные, трофеи и мифологические сцены были изображены на стенах и сводчатых потолках.

Знаменитая статуя каллипиговой Венеры (от kalòs = красивая; и pyghè = сидеть) является римской копией эллинистического оригинала 2-го века до нашей эры, найденной в Риме в Domus Aurea, части коллекции Фарнезе, которая сейчас выставлена ​​в Национальный археологический музей Неаполя (инв. 6020). Имя, ошибочно присвоенное этой статуе, вместо этого относилось в древние времена к другой статуе, выставленной в храме в Сиракузах. Это произведение, благодаря своему озорному и легкому характеру, оформлено на компакт-диске. «Эллинистическое рококо». Богиня, собираясь промокнуть, поднимает свою тяжелую мантию и поворачивается, чтобы посмотреть на свою великолепную заднюю наготу, отраженную в воде. Хотя Альбачини интегрировал в голову и плечо, изображение, тем не менее, является правильным, о чем свидетельствуют драгоценные камни и бронзовые статуэтки.

Статуя группы Лаокоонов была найдена 14 января 1506 при раскопках в винограднике на холме Оппиан, принадлежащем Феличе де Фредис, недалеко от Золотого дома Нерона: эпитафия на могиле Феличе де Фредис в Санта-Мария-ин-Аракоэли он помнит событие. Плиний Старший рассказал, что видел Лаокоона в Domus Titi, который Карандини отождествляет с horti Maecenatis.