Базилика Святой Пракседы (Рим)

Базилика Святой Пракседы (Рим)

 

Описание Базилики Святой Пракседы

Via Santa Prassede 9A
Тел. 06-488 2456
Автобус: 16, 70, 71, 75, 714
Метро: Витторио Эмануэле
Открыт с 7:30 до 12:00, с 16:00 до 18:30 ежедневно (с 8:00 по воскресеньям, август: только по вечерам)

Базилика Святой Пракседы была основана Папой Пашалом II в IX веке, на месте древней часовни 2-го века. Хотя интерьер был изменен и перестроен, планировка оригинального дизайна церкви IX века хорошо видна. Его три прохода разделены рядами гранитных колонн. В центральном нефе есть круглая каменная плита, покрывающая колодец, где, согласно легенде, Святая Пракседа похоронили останки 2000 христианских мучеников. Художники из Византии украсили церковь Святой Пракседы сверкающими мозаиками из драгоценного камня. Те, что в апсиде и хоре изображают стилизованных старейшин, одетые в белые одежды, смотрящие вниз с золотых и синих небес, ястребов, пальмовых деревьев и ярких красных маков.

В апсиде Святой Пракседы и Санта-Пуденция стоят по обе стороны Христа, с апостолами Павлом и Петром, держащих их руки на их плечах. Красивые мозаики святых, Богородицы, Христа и Апостолов также покрывают стены и хранилище часовни Св. Зено, построенные как мавзолей для матери Папы Пашаля, Теодоры. Часть колонны, перевезенной из Иерусалима, предположительно, тот, к которому Христос был привязан и избит, также стоит здесь.

 

История

Церковь имеет очень древнее происхождение. Вокруг базилики Санта-Мария-Маджоре было построено множество церквей, в том числе, как свидетельствует мемориальная доска 491 г., titulus Praxedis. Это относится к событиям семьи сенатора Пуденте (I век н. э.), которую предание относит к числу первых людей, обращенных в Риме апостолом Павлом; вместе с Пуденте дочери Пуденциана и Прасседе также обратились в христианство.

Пуденте владел виллой, останки которой на девять метров ниже нынешней базилики, в которой он прятал преследуемых христиан, по некоторым данным даже апостола Петра. Когда Пуденте принял мученическую смерть, Пракседес и Пуденциана с согласия Папы Пия I построили баптистерий в 142/145 году для крещения новых христиан. Пракседес и Пуденциана также приняли мученическую смерть во время гонений Антонино Пио.

После смерти Пуденцианы Прасседе использовал наследие своей семьи, чтобы построить церковь «sub titulo Praxedis». Она спрятала многих гонимых христиан, когда они были обнаружены и замучены, она собрала тела, чтобы похоронить их на кладбище Присциллы на Виа Солярия, где она тоже была похоронена вместе со своей сестрой и отцом. Говорят, что Пракседес собирал губкой кровь мучеников, чтобы вылить ее в колодец.

Liber pontificalis сообщает нам, что папа Адриан I около 780 года полностью обновил то, что осталось от titulus Praxedis. С другой стороны, нынешняя церковь возникла в результате реконструкции, проведенной папой Паскуале I в 817 году, который построил новое священное здание на месте предыдущего, ныне полуразрушенного. Новая церковь предназначалась для погребения останков мучеников, похороненных на кладбище Присциллы. С девятого века церковь была настолько вписана в ткань здания, что фасад не был виден с улицы, как и сегодня.

В середине 12 века церковь была передана в распоряжение регулярных каноников Санта-Мария-дель-Рено в Болонье, которые, однако, очень плохо управляли всем комплексом, так что папа Целестин III в конце века был вынужден удалить церковь от них., и его преемник, Папа Иннокентий III, передать ее в 1198 году монахам Валломброзы, которые владеют ею и сегодня. В первой половине 13 века конструкции центрального нефа были усилены вставкой трех больших арок и шести больших колонн. В этот же период была добавлена ​​колокольня, но вставленная в часть левого трансепта. Вероятно, из-за отсутствия симметрии трансепта в конце века часовня, которая сегодня называется Распятием, была вставлена ​​в противоположный трансепт.

Другие вмешательства внутри церкви были проведены в последующие века по заказу различных кардиналов-владельцев базилики. В частности, мы помним вмешательство кардиналов Антонио Паллавичини Джентили, которые перестроили площадь пресвитерия; Карло Борромео, который перестроил входную лестницу, центральный портал и ризницу, поместил сводчатую крышу в боковые проходы, открыл восемь больших окон центрального нефа (во времена Паскуале I их было 24); Алессандро Медичи заказал украшение всего центрального нефа; наконец, кардинал Лодовико Пико делла Мирандола в первой половине восемнадцатого века по рекомендации римского синода 1725 года приказал обыскать древние реликвии, что вызвало новое вмешательство в пресвитерию и реконструкцию склепа.

Наконец, в течение девятнадцатого и двадцатого веков проводились различные вмешательства, направленные на восстановление средневековых построек путем разрушения последующих пристроек: так, в 1918 году был переделан пол в косматеском стиле, а в 1937 году была удалена штукатурка фасада, чтобы восстановить старинный структура .

Кардинальный титул Санта-Прасседе был установлен папой Эваристо около 112 года.

 

Описание

Завод
План базилики берет за образец план первобытной базилики Святого Петра с центральным нефом, двумя проходами, разделенными колоннами, трансептом и апсидой, снаружи порталом с лестницей и портиком.

Фасад
Невидимый с улицы фасад базилики находится внутри четырехугольного двора, окаймленного жилыми домами. Доступ к открытому пространству, которое подчеркивает, хотя и частично, древний палеохристианский четырехсторонний портик, в котором были обнаружены колонны, некоторые из которых, вероятно, принадлежали первоначальному четырехстороннему портику, осуществляется через длинную спускающуюся лестницу, которая выходит на улицу Виа ди Сан. Мартино-ай-Монти с оригинальным старинным крыльцом с романским цилиндрическим сводом, поддерживаемым двумя голыми колоннами с ионическими капителями, одна слева оригинальная римская, другая справа - средневековая реконструкция. у основания лоджия в стиле сдержанного барокко пристроена в 16 веке.

Люнеты античного кивория помещены в стены лестницы.

Фасад реставрировали в 1937/38 г., штукатурка была удалена, оставив каменную облицовку из кирпича открытой, а окно в стиле барокко, которое было открыто в центре, было закрыто, фасад первоначально был покрыт мозаикой, небольшие следы которой на отдельных участках стрельчатое окно слева, в нем сохранились три палеохристианские одинарные стрельчатые арки и в нижней части барочный портал с мраморным тимпаном 1575 г. с богато резным карнизом. Во время реставрации не удалось открыть боковые двери, так как на контрфасадной стене сохранились архитектурные и живописные элементы более позднего времени.

Внутренний
Базилика состоит из трех нефов, разделенных колоннами и столбами, которые поддерживают укрепляющие арки тринадцатого века.

Пресвитерия
Пресвитерия в том виде, в каком она выглядит сегодня, связана с ремонтом, которого хотел кардинал Лодовико Пико делла Мирандола в соответствии с директивами, изданными Чрезвычайным римским собором 1725 года, разыскиваемым Папой Бенедиктом XIV и проведенным между 1728 и 1734 годами по проекту Франческо Феррари; по этому случаю под главным алтарем было найдено много реликвий, вероятно, перенесенных Папой Паскуале I в 817 году с кладбища Присциллы, в том числе реликвии Пуденте, Прасседе и Пуденцианы.

Работы привели к строительству балюстрады, трех лестничных пролетов (два боковых входа в пресвитеральную часть и один, центральный, в склеп), кивория, нового алтаря и деревянных хоров.

Он ограничен апсидой и двумя флигелями с тремя колоннами и двумя дверями с каждой стороны. Колонны греческого происхождения, относящиеся к I/II веку, были встроены в стены, работы вернули их к свету. Капители, уже модифицированные в средние века, были приспособлены для поддержки архитрава. Три из четырех дверей носят только декоративный характер.

Над крыльями справа находится «Пала дель Ассунта» 1880 г. работы Франческо Гая, слева орган Филиппо Трончи 1884 г., увеличенный в 1942 г. Дж. Тамбурини.

Чтобы алтарь был виден, в центре была сделана заниженная балюстрада с двумя боковыми лестницами, ведущими к пресвитерию, и центральной лестницей, спускающейся к склепу.

Центр апсиды закрыт картиной 1753 года Доменико Мария Муратори, на которой изображен Санта-Прасседе, собирающий кровь мучеников. Вид в перспективе показывает зрителю картину, прекрасно обрамленную колоннами кивория.

Киворий квадратной формы поддерживают четыре колонны из красного порфира, принадлежавшие предыдущему киворию, на куполе четыре лепных ангела работы Джузеппе Рускони. Интерьер купола был расписан Антонио Биккьераи в 1730 году. Это новое расположение пресвитерия нарушило первоначальные планы Папы Паскуале I; фактически нынешний киворий становится новым центром притяжения, перекрывая мозаичное убранство апсиды позади него.

На столбах арки, ограничивающей пресвитерию, расположены два балкона с латунными балюстрадами и реликвариями. Балюстрады — единственный архитектурный элемент пресвитерия, относящийся к предыдущей перестройке 1575 года. Для их возведения была принесена в жертву часть мозаик арки.

На внутренних сторонах пилонов триумфальной арки есть две фрески, изображающие Сан-Пьетро и Сан-Паоло, написанные Антонио Биккьераи около 1730 года.

Под балконом справа мемориальная доска 1743 года, посвященная Лодовико Пико делла Мирандола, под балконом слева памятная доска Анджело Мария Керини.

Важнейшим элементом церкви является цикл мозаик, относящихся к реконструкции 9 века по заказу папы Пасхалия I, которые покрывают апсиду, арку апсиды и триумфальную арку.

 

Апсидальный бассейн
Иконография апсиды делится на две части.

В верхней части, в центре, среди стилизованных облаков — стоящий Христос с золотым нимбом, в котором стоит голубой крест; его правая рука поднята, чтобы показать следы от гвоздей, а левая рука обвивает свиток. Над Христом рука Бога-Отца, который, выйдя из облаков, возлагает на своего сына венец славы. По бокам от Иисуса: слева от него фигуры святого Петра, святой Пуденцианы и дьякона (идентификация которого неизвестна); справа от него фигуры Святого Павла, Святого Пракседа и Папы Паскуале I (с квадратным нимбом, который отличает живых и представляет собой модель церкви, предлагающей его Иисусу). Эти семь персонажей заключены в пространство, ограниченное двумя пальмами, которые напоминают о рае: на левой ладони изображен феникс (символ рождения и возрождения). Эта часть отделена от следующей стилизованным изображением реки Иордан, о чем напоминает надпись на ней (Иорданес).
В нижней части апсиды мозаики изображены 13 агнцев. В центре Христос, Пасхальный Агнец, помещенный на небольшой холм, с которого вытекают четыре реки рая, текущие в направлении четырех сторон света (символически они также представляют четырех евангелистов). Шесть агнцев с каждой стороны, которые смотрят в сторону Агнца-Христа, представляют двенадцать апостолов; по бокам от двух групп апостолов расположены изображения городов Вифлеема (слева) и Иерусалима (справа). Эта нижняя часть апсидного бассейна закрыта надписью, сделанной папой Паскалем, которой понтифик надеется, что приношение Христу нового здания гарантирует ему место в раю:
«Комната святого сверкает, украшенная разными (драгоценными) металлами
Пракседес, угодивший владыке на небесах,
усердием верховного понтифика Пасхала,
воздвигнут на апостольский престол, который повсюду собирал тела
многочисленных святых и поместил их под этими стенами
уверенный, что его служба заслужила, чтобы он подошел к порогу небес».

 

«EMICAT AULA PIAE VARIIS DECORATA METALLIS
PRAXEDIS D(OMI)NO SUPER AETHRA PLACENTIS HONORE
PONTIFICIS SUMMI STUDIO PASCHALIS ALUMNI
SEDIS APOSTOLICAE PASSIM QUI CORPORA CONDENS
PLURIMA S(AN)C(T)ORUM SUBTER HAEC MOENIA PONIT
FRETUS UT HIS LIMEN MEREATUR ADIRE POLORUM.»

 

Арка апсиды
Иконография свода апсиды отсылает к книге Апокалипсиса, главы 4-5 Откровения. В центре арки помещена фигура Христа-Агнца внутри голубого медальона: он восседает на троне, по бокам которого семь канделябров, которые Апокалипсис отождествляет с церквами Азии (1.20). ). Четыре ангела и символы четырех евангелистов завершают изображение. Внизу двадцать четыре старца: все эти фигуры равномерно распределены по правой и левой стороне свода апсиды.

Ангелы изображены стоящими над небольшими облаками. Четыре живых существа отождествляются с четырьмя евангелистами: фактически каждый держит в руке книгу, Евангелие. Справа орел (Джованни) и бык (Лука); слева человек (Маттео) и лев (Марко). Под евангелистами помещаются старцы, по двенадцать с каждой стороны, разделенные на три ряда по четыре знака: они облачены в белые одежды и с покрывалами рук возносят Христу золотые венцы.

Триумфальная арка
Иконография триумфальной арки относится к 21 главе книги Откровения. В центре арки, внутри стилизованной цитадели (олицетворяющей Небесный Иерусалим), изображен 21 персонаж. В центре Христос в красной тунике, окруженный двумя ангелами; под ними слева фигуры Марии и Иоанна Крестителя, справа Санта-Прасседе. Далее следуют двенадцать апостолов, по шесть с каждой стороны. По краям: слева Моисей, держащий в руке стол с надписью Lege (закон); справа пророк Илия, простирающий руки ко Христу. Рядом с Илией изображен ангел, держащий в руках книгу, предположительно символ Нового Завета — в отличие от ветхозаветного «леге» Моисея — и трость. Цитадель имеет две открытые двери, левую и правую, обе охраняются ангелом.

Вне цитадели на двух чинах представлены избранные, упомянутые в Апокалипсисе (7,4 и 14,1). Избранные высшего чина делятся на две группы, справа и слева, обе во главе с ангелом с поднятыми крыльями, который указывает им вход в город: мы можем узнать Петра и Павла (справа), епископов (с ризой и паллионом), мученицы (с венцом), богато одетые женщины, офицеры (с хламидией). В нижнем ряду изображены другие избранные, неясно машущие пальмовыми ветвями.

Основания триумфальной арки были изменены Карло Борромео для строительства двух эдикулов для сохранения реликвариев; это привело к разрушению нижней части мозаики.

Склеп
Даже склеп, как и площадь над ним, перестраивался в 1728-1734 годах. Раньше здесь была комната с реликвиями, в которую можно было попасть по двум лестницам; в нем также хранились два саркофага, надписи на которых указывали на то, что в них находились тела Пракседеса и Пуденцианы. Сегодня вход уникален и ведет в коридор, где размещены четыре саркофага, который заканчивается Косматским алтарем, где есть фреска, реконструкция восемнадцатого века той, что существовала в древней реликвийной камере и была разрушена. Вторая лестница-дверь соединяет склеп с часовней Распятия.

Орган
На хорах слева от главного алтаря, занимающего по ширине и глубине все, что изначально было левой рукой трансепта, находится орган Tamburini opus 246, построенный в 1942 году путем повторного использования части предыдущего органа, Tronci. дель девятнадцатого века.

Инструмент имеет электрический привод с независимой консолью, расположенной в пресвитерии. Последний имеет две клавиатуры по 61 ноте и вогнуто-радиальную педаль на 32 ноты.

Правый проход
Вход в церковь через улицу Санта-Прасседе ведет прямо в правый проход базилики.

Часовня Распятия
Справа от бокового входа в базилику вы входите в часовню Распятия, полученную в тринадцатом веке, закрыв руку древнего трансепта. Поскольку он был в плохом состоянии, в 1927 году он был переставлен суперинтендантом древностей Антонио Муньосом, в часовне были переставлены все находки, найденные при ремонте пола 1918 года.

 

Внутри часовни находятся:
гробница кардинала Панталеоне Анкье (13 век), владельца базилики с 1262 по 1286 год; эпиграф над гробницей напоминает об его убийстве в часовне 1 ноября 1286 года. Кардинал лежит на саркофаге, опираясь на тонко задрапированную ткань, которая продолжается сзади, что является признаком того, что в древности он был отделен от стены .
на противоположной стороне - большое расписное деревянное распятие 14 века, отреставрированное в 1998 году. По преданию, он беседовал со святой Бригиттой Шведской.

Памятники правого прохода
Между часовней Распятия и часовней Сан Зеноне, вдоль правого прохода, расположены памятники и картины, представляющие особый художественный и исторический интерес:
фреска Мадонны делла Салюте в обрамлении мраморной раки неизвестного художника 13 века.
на первом столбе есть три артефакта, представляющие особый интерес: эпиграф IX века с именами мучеников, мощи которых были перенесены в базилику папой Паскалем I.
Фреска, изображающая Распятие со святым Иоанном и Мадонной (13-14 века).
Похоронный памятник Джованни Баттиста Сантони, бюст - это юношеская работа Джан Лоренцо Бернини, которая считается первой скульптурой, которую он создал примерно в шестнадцать лет.

Часовня кардинала Коэтиви
В этой часовне у левой стены находится надгробный памятник кардиналу Алену де Коэтиви, владельцу базилики с 1448 по 1474 год, в год его смерти. Памятник, приписываемый Андреа Бреньо, состоит из ниши с аркой и двух опор: в центре — саркофаг, на заднем плане — бюсты апостолов Петра и Павла; на опорах изображены святые Пуденциана и Прасседе.

На противоположной стене боковой вход в часовню Сан Зеноне; над входом находится картина Франческо Гая, изображающая Бичевание, написанная в 1863 году.

На центральной стене мемориальная доска монсеньора Федерико Колонны 1711 года.

Сацеллум Сан Зеноне
Часовня была построена Папой Паскалем I как место погребения его матери Феодоры и посвящена святому Зенону. Он представляет собой один из редких образцов римской часовни IX века, полностью покрытой мозаикой в ​​византийском стиле.

Колонна бичевания
В нише, открытой как в часовне Сан-Дзено, так и в правом проходе, находится колонна высотой около 63 см и диаметром от 13 до 20 см, которая, как полагают, была колонной, на которой Иисус пострадал бичевание. . Эта колонна была привезена в Рим из Иерусалима кардиналом Джованни Колонна в 1223 году. Колонна вставлена ​​в бронзовую гробницу-реликварий, изготовленную в 1898 году по проекту Дуилио Камбеллотти.

Часовня Чези
Эта часовня была построена по заказу барона Федерико Чези на месте существующей в 1595 году. Свод расписан Гульельмо Кортези: в центре изображение Бога-Отца, благословляющего во славе среди ангелов; на подвесках изображены Папа Паскуале I, Сан-Филиппо Нери, Санта-Франческа-Романа и Санта-Фирмина. Фрески в боковых люнетах принадлежат Чиро Ферри. Полотна на стенах принадлежат еще Кортези («Поклонение волхвов и святых Анны и Джоаккино»). Алтарь изображает Святого Пия X и является современной работой Бартоли: в 1954 году часовня была повторно посвящена Папе Сарто.

Часовня Сан-Бернардо-дельи-Уберти
Построенный в восемнадцатом веке с этим названием, сегодня он посвящен Мадонне дель Росарио после нового обустройства интерьеров, проведенного в 1886 году. В нем есть картины Доменико Пестрини с мученической смертью блаженного Тезауро Беккариа Анджело Соккорси. с фигурой Пьетро Игнео Альдобрандини и запрестольным образом с изображением святого, которому изначально была посвящена часовня.

Центральный неф
Центральный неф разделен сбоку двадцатью четырьмя колоннами, поддерживающими архитрав, с первоначальным телом и капителями, преобразованными в конце шестнадцатого века.

Чтобы укрепить разрушающуюся структуру, в 13 веке были построены три поперечные арки, включающие и жертвующие шестью колоннами. Арки делят корпус базилики на четыре секции одинакового размера.

Между 1594 и 1596 годами кардинал Алессандро Медичи, титулярный с 1594 по 1600 год, который впоследствии стал папой Львом XI, поручил Джованни Бальдуччи, Парису Ногари, Джироламо Массеи, Агостино Чампелли, Бальдассарре Кроче, художникам позднего маньеризма, выполнить украшение всего здания. центральный неф с восемью сценами страстей и фальшивыми архитектурными элементами, которые придавали иное пространство плоской структуре стен над архитравами.

 

На колоннах центрального нефа и на контрфасаде фрески с изображением апостолов, написанные Джованни Бальдуччи.

В верхней части нефа восемь больших окон, относящихся к перестройке Карло Борромео, которые заменяют двадцать четыре окна первоначального проекта.

Кессонный потолок, датируемый 1868 годом, состоит из шести кессонов на каждый пролет, расписанных золотыми звездами на синем фоне.

Пол был переделан в 1918 году в косматеском стиле. Большой круг из порфира указывает на место, где ранее находился колодец, изображающий тот, в котором Праседес хранил кровь мучеников.

На контрфасадной стене по бокам входного портала изображено Благовещение Стефано Пьери в двух панелях. На задней стене правого прохода находится надгробный памятник Сильвио Сантакроче начала 17 века; а слева на земле находится могила Джованни Карбоне (надпись содержит дату и место его смерти: Рим, 24 сентября 1388 г.).

Левый проход
В конце левого прохода находится эдикула восемнадцатого века. На дне находится черная мраморная плита: легенда гласит, что это камень, на котором спал Прасседе и которым была закрыта его гробница. По бокам эдикулы расположены две фрески, изображающие родителей святого, Пуденте и Сабину.

Часовня Святого Петра
Он был построен в 1721 году и перестроен в 1735 году. Алтарное полотно работы неизвестного художника изображает посещение св. Петром дома сенатора Пуденте. На боковых стенах две картины Джузеппе Северони с фигурами Санта-Пуденциана и Сан-Джованни Баттиста.

Часовня Сан-Карло Борромео
Он был построен в 1735 году; над ним нависает купол с небольшим фонарем. По четырем сторонам часовни в нишах четыре статуи ангелов, олицетворяющих главные добродетели (18 век). Алтарь работы Этьена Парроселя изображает святого Карла, благодарящего Бога за окончание чумы. На боковых стенах две картины Людовико Стерна (1709-1777) с изображением Сан-Карло в молитве и Сан-Карло в экстазе.

Часовня Олгиати
Он был построен Мартино Лонги Старшим между 1583 и 1586 годами по заказу банкиров Ольгиати из Комо, которые имели момент римской славы, занимая различные должности в Апостольской палате. Внутри находятся три надгробных памятника членам семьи. Свод полностью расписан фресками работы Кавалера д'Арпино (1587 г.), с живописным циклом, богатым фигурами, такими как Иезекииль, Иеремия, Михей, Моисей, св. Григорий Великий, св. Иероним, св. Августин, св. Амвросий между ангелами и сивиллами: в центре Вознесение Иисуса между апостолами и Богородицей.

Алтарь работы Федерико Зуккари изображает встречу Иисуса с Вероникой. По бокам алтаря работы Кавалера д'Арпино две картины со святыми Андреа и Бернардо ди Кьяравалле. На стенах два других полотна с изображением Воскресения Христова и Вознесения Марии на небо.

Часовня Сан Джованни Гуальберто
Построенный в первой половине 19 века и посвященный основателю Валломброзани, он был полностью перестроен в 1933 году с использованием картин и мозаик Джулио Барджеллини.

Ризница
Из левого прохода вы входите в ризницу базилики, построенную по воле Карло Борромео после 1564 года (его герб в центре свода), и где сохранилось несколько картин:

Над алтарем запрестольный образ 1594 года работы Агостино Чампелли, изображающий «Сан-Джованни Гуальберто в церкви Сан-Миниато-аль-Монте во Флоренции, просит прощения у Христа за убийцу своего брата».
«Смещение» Джованни де Векки, известного как Джованни дель Борго, вторая половина 16 века.
«Бичевание Христа» Джулио Романо
«Сан-Джованни-Гуальберто под буком Валломброзы» Гульельмо Кортезе (Гийам Куртуа), известный как Боргоньоне семнадцатого века.
«Сан-Торелло да Поппи» Антонио Раффаэле Кальяно около 1810 года.

 

Транспорт

Metropolitane Italia До него можно добраться от станций Cavour, Termini и Vittorio Emanuele.