Адрес: Площадь Сан-Марко 48
Тел. 06-679-55-05
Часы работы: с 7:30 до 12:30, с 16:30 до 19:30
понедельник-суббота
8:00 - 13:15, 19:30
Церковь Сан-Марко и церковь Святого Марка была основана в 336 году Папой Марком в честь святого Марка Евангелиста. Останки папы лежат под алтарем. Церковь была восстановлена Папой Григорием IV в IX веке. Великолепная мозаика апсиды датируется этим периодом. Дальнейшая крупная перестройка произошла в 1455-71, когда Папа Павел II Барбо сделал Сан-Марко церковью венецианской общины в Риме. Синий и золотой кессонный потолок украшен геральдическим гербом Папы Павла: необузданный лев, подобный льву святого Марка, святого покровителя Венеции. Внешний вид остальной части интерьера, с его колоннадами сицилийской яшмы, был в значительной степени творением Филиппо Баригони в 1740-х годах. В дополнение к интересному массиву погребальных памятников в проходах характер типичен для позднего римского барокко. Леон Баттиста Альберти, чье имя также упоминается ориентировочно в связи с Палаццо Венеция, возможно, был архитектором изящной травертинной аркады и лоджии фасада.
Посвященный святому евангелисту Марку, он был построен в 336 году
папой Марко и перестроен в 833 году папой Григорием IV; базилика
демонстрирует украшение в стиле барокко из-за реставрации семнадцатого и
восемнадцатого веков.
В 336 году папа Марк построил церковь,
посвященную святому евангелисту, чье имя он носил в месте под названием
ad Pallacinas. В актах Синода папы Симмаха 499 г. церковь упоминается
как Titulus Marci. Церковь была восстановлена в 792 году папой
Адрианом I, но менее чем через пятьдесят лет, в 833 году, папа Григорий
IV решил ее перестроить.
Церковь сохранила свой вид, за
исключением пристройки колокольни в 1154 г. и лоджии благословения на
фасаде, сооруженной в стиле ренессанс по велению папы Павла II в
1465-1470 гг.; по этому случаю венецианский папа подарил церковь
венецианцам, проживающим в Риме. Нынешний вид церкви связан с
реставрацией, начатой в 1654-1657 гг., а затем завершенной по
распоряжению кардинала Анджело Марии Керини в 1735-1750 гг., в
результате которой базилика сохранила отпечаток барокко.
Искусство
Внешний
Фасад церкви, состоящий из лоджии для
благословений, подобных тем, что были у святых Петра и Павла, был
построен в 1466 году: его традиционно приписывают Леону Баттисте
Альберти, хотя недавняя историография обычно принимает отнесение к его
последователю Франческо. из Борго. Лоджия построена и украшена мрамором,
взятым из Колизея и Театра Марцелла, и соответствует этим конструкциям.
Внутренний
Интерьер, хотя сейчас выглядит явно в стиле барокко,
сохраняет некоторые примечательные элементы разных эпох,
свидетельствующие о тысячелетней истории базилики:
Византийская
мозаика апсиды является оригинальной и очень богатой символикой: на ней
изображен Папа Григорий IV с квадратным ореолом живых, который при
поддержке Сан-Марко предлагает модель базилики Иисусу, изображенному как
Христос Пантократор с благословляющей рукой на греческий манер; Христос
одет в пурпур и золото и увенчан сверху, он держит Евангелие открытым на
латинских словах «Я есмь свет, жизнь и воскресение» и покоится на
пьедестале с альфой и омегой, символами начала. и конец времен. У его
ног голубь, символ Святого Духа. Сцена происходит в присутствии святого
Марка Евангелиста, святого папы Марко, Сант-Аньезе, дьяконов
Сант-Агапито и Сан-Фелициссимо (соратников Сан-Лоренцо), помещенных на
пьедесталы с их именами;
фрески с изображениями Сан-Марко-Папа и
Сан-Марко-Евангелиста выполнены папским живописцем Мелоццо да Форли;
внизу из ворот Иерусалима и Вифлеема выходит стадо ягнят и направляется
к мистическому агнцу, помещенному в центре, на холме, с которого
вытекают четыре реки Эдема; латинская надпись внизу прославляет работу
Григория IV и желает ему награды на небесах. "Vasta toli firmo sistunt
fundamine fulcra - Quae solo moniaco fulgent sub sydere ritu - Haec tibi
proque your perfect praesul honore Gregorius Marce eximius cui nomine
quartus - Tu quoque posce Deum vivevndi tempora longa donet - Et ad
coeli post funus sidera ducat"
в своде апсиды по сторонам изображены
св. Петр и Павел, а в центре Христос в наличнике, среди накладных
символов четырех евангелистов;
деревянный потолок с выгравированным
гербом Папы Павла II - единственный деревянный потолок 15 века,
сохранившийся в Риме вместе с потолком Санта-Мария-Маджоре;
Пьер
Франческо Мола между 1651 и 1656 годами участвует в украшении церкви
Сан-Марко картиной 1655 года, изображающей Сан-Микеле, преследующего
Люцифера, и фреской с мученической смертью святых Абдона и Сеннена;
лепные горельефы, изображающие св. Иакова Старшего, крестящего
Гермогена, св. Филиппа, крестящего евнуха, призвание св. Матфея,
недоверие св. Фомы, св. Иакова Младшего, св. Павла и мага, выполнено
Карло Мональди по эскизам Клементе Орланди;
гробница Леонардо Пезаро
(1796 г.), работа Антонио Кановы;
в третьей часовне правого прохода
находится «Поклонение волхвов» Карло Маратты.
На хоре находится
орган, построенный в 1936 году компанией Tamburini из Крема, в
внушительной ложе в стиле барокко, которая делит его на три части: если
смотреть с алтаря, Espressivo (второе руководство) справа, Grand'Organo
( первое руководство) в центре и педаль слева. С электропневматической
трансмиссией он оснащен 2 мануалами на 61 ноту, педальной доской на 32 и
18 реальными регистрами, всего около 1300 труб.