Базилика Святой Агнессы на пьяцца Навона (Рим)

 

Описание Базилики Святой Агнессы в Агоне

Пьяцца Навона
Тел. 06-6819 2134.
Автобус: 46, 62, 64, 70, 81, 87, 116, 492, 628
Открыт с 9:30 до 12:30, с 15:30 до 19:00 во вторник-воскресенье

Считается, что церковь Святой Агнессы в Агоне (Sant’Agnese in Agone) была основана на месте борделя, где в 304 году н.э. молодая христианка Агнесса была обнажена, чтобы заставить ее отказаться от ее веры. Мраморный рельеф в склепе показывает чудесный пучок ее волос, который обвил вокруг ее тела, чтобы защитить ее добродетель. Она была замучена на этом месте и впоследствие похоронена в катакомбах, которые названы в её честь. Они расположены вдоль дороги Виа Номентана. Современная Базилика Святой Агнессы в Агоне была заказана Папой Иннокентием X в 1652 году. Первыми архитекторами были отец и сын Джироламо и Карло Рейнди, но в 1653 году их заменил Борромини. Он более или менее придерживался плана Райанди, за исключением вогнутого фасада, призванного подчеркнуть купол. Статуя святой Агнес на фасаде, как говорят, успокаивает статую реки Ла Плата в комплексе Фонтана Четырёх рек, что церковь выстоит.

 

История

Строительство церкви было начато в 1652 году по инициативе папы Иннокентия X, чей родовой дворец Палаццо Памфили примыкает к этой церкви. Церковь должна была быть фактически семейной часовней, пристроенной к их резиденции (например, в барабане купола было сделано отверстие, чтобы семья могла участвовать в религиозных службах из своего дворца).

Первые проекты централизованной церкви Греческого Креста были подготовлены семейным архитектором Памфили Джироламо Райнальди и его сыном Карло Райнальди в 1652 году. в квартале от площади, к Пьяцца Навона, большому городскому пространству, которое Иннокентий превращал в витрину, связанную с его семьей. Было намерение построить новую церковь над старой церковью, которая станет склепом; это означало, что новую церковь нужно было поднять намного выше уровня площади, но после начала строительства от этой идеи отказались. Первоначальные чертежи утеряны, но считается, что дизайн фасада площади Навона включал притвор между двумя башнями и широкую лестницу, спускающуюся на площадь.

Резкой критике подвергся дизайн, в том числе ступени, ведущие на площадь, которые, как считалось, чрезмерно выступали, поэтому Карло Райнальди отказался от идеи притвора и заменил вогнутый фасад, чтобы ступени не были такими навязчивыми. Идея башен-близнецов, обрамляющих центральный купол, может быть обязана колокольням Бернини на фасаде базилики Святого Петра. Тем не менее, проект Райнальди с вогнутым фасадом и центральным куполом, обрамленным башнями-близнецами, оказал влияние на последующий дизайн церквей в Северной Европе. В 1653 году Райнальди сменил Борромини.

Борромини пришлось работать с планом Райнальди, но он внес коррективы; например, внутри он расположил колонны по краям опор купола, что создало широкое основание для подвесок купола вместо заостренного основания, которое было обычным римским решением. Его рисунки показывают, что на фасаде, ведущем к площади Навона, он спроектировал изогнутые ступени, спускающиеся к площади, выпуклая кривизна которых играет против вогнутой кривизны фасада, образуя овальную площадку перед главным входом. Его фасад должен был иметь восемь колонн и сломанный фронтон над входом. Он спроектировал фланговые башни как одноэтажные, над которыми должно было быть сложное расположение колонн и выпуклых ниш с балюстрадами.

К моменту смерти Иннокентия в 1655 году фасад достиг вершины нижнего порядка. Племянник Иннокентия, Камилло Памфили, не проявлял интереса к церкви, и Борромини впал в уныние, что в конечном итоге привело к его отставке в 1657 году.

Карло Райнальди был переназначен и внес ряд изменений в конструкцию Борромини, включая дополнительный этаж фланговых башен и упрощение их верхних частей. После смерти Камилло Памфили его жена Олимпия Альдобрандини поручила Бернини взять на себя управление. Он отвечал за прямолинейный фронтон над главным входом и за выразительный антаблемент в интерьере.

В 1668 году ответственность за церковь взял на себя Камилло Боргезе (сын Олимпии и пасынок Камилло Помфии). Он восстановил Карло Райнальди в качестве архитектора и нанял Чиро Ферри для создания фресок для внутренней части купола. Были добавлены дополнительные украшения; были крупномасштабные скульптуры и эффекты полихромного мрамора. Ни один из них, вероятно, не был задуман Борромини.

 

Описание

Внешний
Фасад церкви, характеризующийся отступом в центральной части и изогнутыми боковыми частями, находится посредине двух колоколен, обе завершаются конической крышей с крестами. На фасаде, лишенном других украшений, кроме гирлянд между пилястрами, есть три портала, центральный из которых больше остальных.

Купол работы Джованни Мария Баратта (барабан) и Карло Райнальди (фонарь) украшен в основании парами коринфских колонн, чередующихся с прямоугольными окнами.

Внутренний
Внутри церковь имеет план греческого креста; четыре коротких рукава нефа, апсида и трансепты, богато украшенные позолоченной лепниной на сводах, сходятся в центральном восьмиугольнике, где расположены четыре алтаря, посвященные Сант-Алессио (1-й справа), Санта-Эмеренциана (2 ° справа), Сант-Эвстахио (1-й слева) и Санта-Чечилия (2-й слева) с мраморными алтарями и статуями соответственно Джованни Франческо Росси, Леонардо Рети, Мельхиорре Кафа и Антонио Раджи. Обрамляющие их колонны выполнены из красного мрамора Коттанелло. Трансепты посвящены Сант-Аньезе (справа со статуей Эрколе Феррата) и Сан-Себастьяно (слева со статуей Пьера Паоло Кампи). Ускоренные мраморные перспективы работы Костанцо де Периса.

Подвески купола, написанные между 1667 и 1671 годами Джованом Баттиста Гаулли, известным как иль Бачччо, посвящены четырем основным добродетелям; с другой стороны, фреска купола Чиро Ферри и Себастьяно Корбеллини, завершивших ее, изображает Сант-Аньезе, представленную Славе Рая. Еще одна важная картина находится на своде ризницы и изображает Славу Сант-Аньезе и является работой Паоло Жисмонди.

В подвале, полученном из древней средневековой молельни, находится на алтаре Чудо Волос Сант-Аньезе, мраморный рельеф работы Алессандро Альгарди.

Главный алтарь
Главный алтарь был сделан между 1720 и 1724 годами по проекту Карло Райнальди и содержит запрестольный образ Sacra Famiglia работы Доменико Гвиди. Возвышение алтаря построено на четырех рифленых колоннах из древнего зеленого мрамора, исходящих из арки Марко Аурелио аль Корсо; колонны заканчиваются составными капителями из позолоченного мрамора с листьями, которые поддерживают изогнутый антаблемент. Тимпан увенчан двумя лепными ангелами, несущими голубя с пальмовым символом мученичества. В центре три ангела держат свиток с надписью, взятой из Евангелия «среди рожденных женами нет никого больше Иоанна», фраза, которая также связана с Джованни Баттиста Памфили, который хотел, чтобы алтарь был посвящен святой, чье имя он носил.

Первоначально алтарь должен был быть посвящен святой Агнессе, а запрестольный образ должен был содержать чудо святой Агнессы, которая с молитвой воскрешает Прокопия, убитого дьяволом. После смерти Алессандро Альгарди, которому было поручено строительство, Эрколе Феррата и Доменико Гуиди было поручено создать большую модель лепнины, соответствующую модели, подготовленной Альгарди. Позднее, однако, было решено посвятить святому уже не алтарь апсиды, а часовню с северной стороны, а алтарь апсиды было решено посвятить двум Святым Семействам (Марии, Иосифа и Иисуса и Елизавета, Захария и Иоанн). В центре композиции маленький Иоанн Креститель показывает Иисусу свернутый свиток. Иисус, поддерживаемый позади себя Богородицей, залит светом Святого Духа. Наверху херувимы, ангелы и путти порхают среди оливковых ветвей и раздают гроздья фиников.

Трубные органы
В церкви два органа. Главный расположен на контрфасадном хоре; он был построен компанией Walcker в 1913 году для замены более старого органа 1673 года по заказу кардинала Джованни Баттиста Памфили и построен фламандцем Гульельмо Хермансом, чей корпус и фасадные трубы сохранились; он был расширен и оснащен новой консолью в 2013 году Саверио Ансельми Тамбурини. В настоящее время орган имеет 18 регистров на два мануала и педаль. Второй инструмент — позитивный орган 1850-х годов работы Паскуале Джантоска, перестроенный в 2004 году Карло Соракко.

 

Легенда

Есть несколько легенд, связанных с фонтаном Четырех рек, расположенным перед церковью Сант-Аньезе-ин-Агоне, который народная традиция приписывает соперничеству между Джан Лоренцо Бернини и Франческо Борромини. Например, считается, что статуя Рио-де-ла-Плата поднимает руку в страхе перед обрушением церкви и что статуя Нила также закрывает лицо, чтобы не видеть его. Это простая легенда, поскольку фонтан был построен до церкви между 1648 и 1651 годами, а Борромини прибыл на строительную площадку Сант-Аньезе примерно в 1653 году. не были известны.