Церковь Санта-Мария-ин-Арачели или Санта-Мария в Аракели (Рим)

Церковь Санта-Мария-ин-Арачели или Санта-Мария в Аракели (Рим)

 

Описание Церкви Санта-Мария-ин-Арачели или Санта-Мария в Аракели

Церковь Санта-Мария-ин-Арачели или Санта-Мария в Аракели (Рим)

Адрес: Пьяцца д'Аракели (Piazza d'Aracoeli)
Тел. 06-679 81 55
Часы работы: с 9:00 до 12:30, с 15:00 до 18:00 ежедневно

Лестница Аракели, построенная в 1348 году, ведет к вершине Капитолийского холма и к этой интересной церкви. Церковь Санта Мария была возведена в VI веке. Нынешнее здание восходит к правлению папы Григория XIII в 16 веке. Столбы, поддерживающие потолок, сильно отличаются друг от друга. Все они были собраны из разных древних римских памятников и храмов. Третья колонна слева, когда вы входите в церковь, происходит из спальни императора Августа Октавиана. Внутренние фрески датируются 15 веком Пинтуриккио (Похороны святого Бернардино). Церковь известна святыми мощами, принадлежащих Святой Елене, матери императора Константина, различных мелких реликвий из Гроба Господня. Здесь же хранятся останки святого Юнипера, одного из первоначальных последователей святого Франциска Ассизского. Папа Гонорий IV и королева Екатерины Боснийская также похоронены в церкви Санта-Мария-ин-Арачели или Санта-Мария в Аракели. Плита с монограммой Иисуса, которую святой Бернардино из Сиены использовал в качестве свидетельствова о преданности Святому Имени Иисуса, хранится в Аракоэли.

 

Церковь Санта-Мария-ин-Арачели или Санта-Мария в Аракели (Рим)

Имя

О нынешнем имени, засвидетельствованном с 1323 года (должно быть, какое-то время оно вошло в обиход), существуют различные гипотезы. Преобладающая версия восходит к легенде, изложенной в Mirabilia Urbis Romae, согласно которой церковь должна была возвыситься там, где Августу явилось видение женщины с ребенком на руках, и он услышал бы голос, говорящий: «Это есть жертвенник сына Божия». Сивиллу спросили, и она объяснила, что это была Мария, мать Иисуса, как сказано в Mirabilia:

«Это видение имело место в комнате императора Октавиана, где ныне находится церковь св. Марии в Капитолии. По этой причине церковь св. Марии называлась Ара дель сиело».

 

История

Церковь была построена на руинах храма Юноны Монеты, стоявшего на Арксе, одной из двух возвышенностей Капитолийского холма. Однако идентификация сайта не является точной; согласно другим исследованиям, церковь на самом деле возвышалась там, где находился древний Авгуракулум, место, откуда авгури принимали покровительство, наблюдая за полетом птиц.

Первая постройка датируется 6 веком. Как и во многих других случаях, здания собирались вокруг первой церкви, которая в верхней части превратилась в монастырь, а на склонах холма родился рынок, а затем небольшой квартал. Остатки этих зданий (небольшая церковь Сан-Бьяджо-дель-Меркато и лежащий в ее основе «Инсула Романа») были обнаружены в тридцатых годах двадцатого века.

В документе XII века, который передает право собственности на Монтем Капитолий (бенедиктинскому) аббату Санта-Мария-ин-Капитолио, описываются три входа на холм в то время (вы можете представить их как не более чем крутые тропы):
дорога, ведущая к Clivo degli Argentari (нынешняя лестница, ведущая из Мамертинской тюрьмы), ориентированная на Субурру;
«дорога общего пользования, ведущая под Капитолий» (примерно соответствующая нынешней Кордонате);
дорога, ведущая в Сан-Теодоро, к Форуму, который существует до сих пор.

Капитолийский холм вновь появился в общественной жизни в 1143 году, когда римский народ восстал против папы Иннокентия II, назначив своим вождем Джорджио деи Пьерлеони, назвав его Патрицием, и избрал это древнее место местом встречи (оно расположено вокруг 1195 г. строительство первого Сенаторского дворца).

В течение десятилетий спора между гвельфами и гибеллинами площадь, хотя и приблизительная и крутая, стала физическим местом муниципального опыта города, а вместе с ним и его церкви. Именно в таком климате Иннокентий IV передал право собственности на это место (церковь и монастырь) в 1250 году францисканцам, что является указом нового времени.

Они реструктурировали церковь, придав ей нынешний романо-готический вид, и она, помимо того, что была местом поклонения, стала центром политической жизни Рима, настолько, что там проводились народные собрания свободного муниципалитета. Приспособление отреставрированной церкви к новым временам города конкретно проявилось и в изменении ее ориентации (сначала в сторону Палаццо Сенаторио и Форума, теперь в сторону Сан-Пьетро и Кампо-Марцио), и в строительстве нового внушительного здания. лестница, заказанная свободным муниципалитетом в 1348 году в качестве обета Богородице положить конец чуме, свирепствовавшей по всей Европе, и сделанная из голого мрамора, полученного из того, что осталось от лестницы храма Сераписа в Квиринале; Затем лестницу открыл Кола ди Риенцо.

В большей степени, чем папская базилика Сан-Пьетро и собор Сан-Джованни, посвященные прославлению пышности и власти пап, Аракоэли была церковью римского народа и его гражданских институтов, особенно близлежащего Сената.
Здесь в 1341 году Франческо Петрарка был поэтом; здесь состоялся в 1571 году триумф римлянина Маркантонио Колонна, заместителя командира Католической лиги против турок под командованием дона Хуана Австрийского, в ознаменование победы в битве при Лепанто (по этому случаю был построен потолок которым мы можем восхищаться и сегодня). Здесь в конце года проходит Te Deum благодарения римского народа. Кроме того, в Аракоэли торжественно праздновалась рождественская заповедь гвардии Папского дворца, сначала выбирались городское ополчение и гражданская гвардия, а затем Палатинский почетный караул.

Во время оккупации Рима, в 1797 году, холмом завладели французы, изгнав монахов-францисканцев и превратив церковь в конюшню: большая часть украшавших ее косматических украшений была уничтожена. Реставрация началась еще в 1799 году, небольшой храм Святой Елены был перестроен в 1833 году, а новый хоровой орган, подаренный принцем Карло Торлония, был открыт в 1848 году.

С объединением Италии право собственности на монастырь перешло к государству, которое создало казармы и местную полицию. При строительстве Витториано, начатом в 1882 г. и торжественном открытии в 1911 г., здания, стоявшие между южным склоном Капитолийского холма и въездом на Виа дель Корсо, были разрушены за несколько лет, в том числе здания конвентуалов, примыкавшие к церкви (в дополнение к так называемой Башне Павла III) и римское и средневековое предсуществование этого места.

 

Описание

Интерьер имеет три нефа с круглыми арками, слегка выступающий трансепт и оборудован тремя конечными апсидными часовнями. Его архитектура, восходящая к реконструкции францисканских монахов, начатой ​​около 1250 года и в основном покрытой украшениями в стиле барокко, типична для римской готики с переосмыслением классических схем и стилистических особенностей тринадцатого века. Деревянный кессонный потолок XVI века, косматический пол, сохранившийся, за исключением вставок надгробий, XIII века.

В церкви много сокровищ. На контрфасаде, слева от главного портала, находится надгробный памятник кардиналу Людовико д'Альбре, прекрасное произведение Андреа Бреньо 1465 года. Еще слева находится надгробная плита, посвященная Джованни Кривелли, архидиакону Аквилея, первоначально стоявшая на полу, была создана Донателло в 1433 году.

Далее, прислонившись к четвертой колонне слева, находится алтарь с изображением Мадонны с младенцем и посвящающей его, известной в народе как Мадонна дель Рифуджо (школа Витербо 15 в.); напротив, симметрично, другой алтарь Сан-Джакомо-делла-Марка (намного реже). Далее, за последней левой и правой колоннами главного нефа, находятся два прекрасных пергамента Космати, датируемые началом 13 века и приписываемые Космати Лоренцо ди Косма и их сыну Якопо.

 

Часовни

Следуя карте сбоку, это расположение часовен:
Левый проход
Часовня 1 – Непорочного Зачатия, подаренная Павлом III Фарнезе Грегорио Серлупи, чей герб выделяется на куполе. Цикл фресок в стиле маньеризма, приписываемый Франческо Пичи. Середина 16 века.
Часовня 2 - дель Пресепио, построенная во второй половине 16 века, но сильно измененная строительством Витториано. Фигуры, подаренные герцогом Грациоли в 1863 году, перед установкой были выставлены в Палаццо Грациоли с большой конкуренцией со стороны народа. На Рождество там был выставлен Младенец Аракоэли, прежде чем его украли.
Часовня 3 - Сант-Антонио-да-Падуя, находящаяся под покровительством Альбертони (семья, к которой принадлежала блаженная Людовика Альбертони), с семейными гробницами и Сант-Антонио ди Беноццо Гоццоли на алтаре.
Часовня 4 - Святой Анны, перекрашенная в девятнадцатом веке.
Часовня 5 - Сан-Паоло, находящаяся под патронажем Делла Валле, хранит «Истории святого Павла», написанные Помаранчо.
Часовня 6 - Вознесения, полученная с использованием части предыдущей по завещанию Виттории Орсини Франджипани, жены Камилло Пардо Орсини (бюст уже приписывался Мартино Лонги Старшему и теперь похож на стиль Пьера Паоло Оливьери).
Часовня 7 - Сан-Микеле-Арканджело, переходившая через разных владельцев; последние, Марини Марини Кларелли ди Ваконе, повторно использовали гробницы и «выселили» портреты древних владельцев.
Часовня 8 - Санта-Маргерита-да-Кортона; два боковых полотна (1732 г.) со сценами из жизни святого принадлежат Марко Бенефиалу.
Часовня 9 - Мадонны Лорето. Первоначально он принадлежал семье Колонна, и в нем находилась мозаика тринадцатого века, которая затем была отделена и перенесена в Палаццо Колонна ай Санти Апостоли, где она стоит до сих пор. Фрески выполнены Марцио Ганассини.

Трансепт
10: храм девятнадцатого века у левой кафедры, посвященный святой Елене, матери императора Константина. Храм закрывает средневековый алтарь (видимый сквозь кристалл), построенный по легенде, где Августу было видение.
11 - Часовня Бамбинелло.
12 - Часовня Сан Грегорио Маньо, с полотном на алтаре работы Винченцо Милионе из Калабрии (1771). Здесь похоронен известный композитор Эмилио Де Кавальери.
13 - Главный престол: здесь почитается византийская икона X-XI веков с изображением Мадонны.
В левом трансепте находится гробница кардинала Маттео д'Акваспарта (умершего в 1302 г.), посла Бонифация VIII и генерального министра мелких монахов. Памятник был выполнен Джованни ди Косма, а фреска с изображением Мадонны с младенцем и святыми приписывается Пьетро Каваллини.
Вместо этого в правом трансепте находится надгробный памятник работы Арнольфо ди Камбио (конец 13 века).
14 - Алтарь Таинства

Правый проход
Часовня 15 - Санта-Роза-да-Витербо:.
Часовня 16 - Сан-Франческо; позади ораторское искусство Непорочного зачатия
Часовня 17 - Сан-Паскуале-Байлон: недавно здесь была обнаружена фреска конца 13 века, изображающая Мадонну с младенцем между святыми Иоанном Богословом и Крестителем, приписываемая Пьетро Каваллини и Якопо Торрити.
18 - древний вход в сторону Капитолия; все еще доступен сегодня с лестницы слева от Сенаторского дворца. Мадонна с младенцем в люнете приписывается Якопо Торрити. В проходе, ведущем наружу, находится гробница Чеккино Браччи (умер в 1545 г.), спроектированная Микеланджело, и гробница Пьетро Манци, епископа Чезены, работы Андреа Сансовино (1504 г.).
Часовня 19 - Святых Лоренцо и Диего
Часовня 20 - Святого Петра Алькантарского
Часовня 21 - (Покровительство семьи Маттеи) Сан-Маттео. Картина Джероламо Муциано со святым и ангелом (изначально предназначалась для святого Людовика французов до приезда Караваджо). Картина «Страсти Христовы» Помаранчо.
Часовня 22 - Распятия
Часовня 23 - Святого Иеронима
Часовня 24 - делла Пьета: на главном алтаре - Пьета работы Марко Пино да Сиена (16 век), а на боковых стенах - фрески Помаранчо того же периода. Красивый пол в стиле косматеск все еще присутствует.
Часовня 25 - Сан-Бернардино, известная как Часовня Буфалини по имени клиента, который хотел отпраздновать мир между его семьей и Бальони из Перуджи. Здесь представлены фрески Пинтуриккьо, иллюстрирующие Истории Сан-Бернардино-да-Сиена (1485 г.), а также красивый хорошо сохранившийся пол в стиле Косматеск.

 

Останки последней королевы Боснии, Екатерины Боснийской (1425–1478), ставшей блаженной, были захоронены в базилике Санта-Мария-ин-Аракоэли и переданы на попечение Ордена младших братьев-францисканцев. Эпитафия его гробницы снята с пола и помещена слева от главного алтаря, на колонне рядом с кафедрой. Первоначальная надпись на боснийском языке была заменена другой на латыни.

Бамбинелло дель Аракоэли
Церковь была и известна «Святым младенцем», деревянной скульптурой младенца Иисуса, вырезанной в 15 веке из оливкового дерева из Гефсиманского сада и покрытой драгоценным ex voto. По народному поверью, он был наделен чудодейственной силой и верующие приходили к нему просить прощения за зло или несчастье. Статуя, украденная в феврале 1994 года, так и не была найдена. На его месте теперь есть копия, в которой нет недостатка в новых ex voto.

 

Знаменитые захоронения

Внутри базилики похоронены Папа Гонорий IV и несколько кардиналов, в том числе:

Матфей Акваспарта (1240-1302)
Бернардо Довизи из Биббиены (1470-1520)
Кристофоро Нумаи да Форли (15 век-1528)
Федерико Сансеверино (1475-1516)
Джироламо Маттеи (1547-1603)
Луиджи Маттеи (1702-1758)
Инноченцо Конти (1731-1785)
Алессандро Маттеи (1744-1820).
Здесь же похоронен епископ Ипполито Капилупи (1511-1580).

9 июля 2021 года в этой базилике прошли похороны Рафаэллы Карра.

Трубные органы
Первый орган базилики, который точно известен, — это небольшой переносной орган, построенный в 1583 году Дарио де Меццана. В 1585 году по указанию папы Сикста V был построен двойной орган, расположенный у трансепта на правой стене центрального нефа и состоящий из большого органа и положительного тыла. В то время как строительство первого было поручено Доменико Бенвенути из Колле, чей сын взял на себя управление, второе было поручено Франческо Пальмьери из Фивиззоне. В 1595 году Лука Блази создал механизм для соединения двух руководств, и в течение следующего столетия инструмент несколько раз модифицировали, сначала Джузеппе Катариноцци, а затем Джакомо Алари. В 1692 году орган был изъят из Алари и, вероятно, помещен на нижнюю стенку левого трансепта.

В 1850 году по случаю юбилея братьям Мартинелли из Фратта-ди-Перуджа было поручено построить новый орган, который был открыт 22 февраля 1848 года и помещен за главным алтарем. Затем инструмент был увеличен Энрико Приори в 1863 году, который добавил третью клавиатуру и преобразовал октавные гаммы в расширенные хроматические. Орган был также отреставрирован к юбилею 1900 г. Инструмент был снят в 1926 г., а на его место был установлен новый орган, заказанный компании Тамбурини из Крема, которая затем расширила его в 1954 г.

В настоящее время в базилике есть два органа:
главный орган - Tamburini opus 99; с электротрансмиссией, имеет 52 регистра своих трех мануалов (из них первый и третий с общими регистрами) и педальный, и расположен близко к задней стенке апсиды;
в капелле Непорочного Зачатия находится положительный орган, построенный в 1752 году Иоганном Конрадом Верле, с 9 регистрами, сохранивший свои первоначальные звуковые характеристики.

В массовой культуре
Легенда гласит, что для выигрыша в лото нужно подняться на коленях по 124 ступеням лестницы, ведущей к базилике, призывая волхвов и читая De profundis для душ в Чистилище.

Вдоль центрального нефа есть небольшая металлическая кафедра, на которую принято приглашать римских детей читать рождественское стихотворение перед тем, как прочитать его дома во время обеда.

В этой базилике происходит этап последней миссии видеоигры Assassin's Creed: Brotherhood.