Вход с Souk el-Dabbagha
Teл. (02) 627 3314
Часы работы:
ежедневно, апрель-сентябрь с 05.00 до 20.00, октябрь-март с 05.00 до
19.00.
Билеты: вход - свободный
Для большинства Христиан
это самое святое место на Земле. Здесь согласно традиции был распят
на кресте и впоследствии похоронен Иисус Христос. Храм Гроба
Господня, известная как Церковь Воскресения (Анастасия) у восточных
православных христиан, - это церковь в Старом Городе Иерусалима,
которая является самым священным христианским местом в мире. Он
стоит на месте, которое, как считается, охватывает Голгофу, где был
распят Иисус, и пещерную гробницу, где он был похоронен. Храм Гроба
Господня является важным местом паломничества с 4-го века. Однако
христиане, жившие в Иерусалиме приходили сюда помолится со времен
распятия.
Карьер у стен Иерусалима стало публичным местом для казней. Улица Давида приблизительно совпадает с той дорогой под стенами города. Тела убитых видели все, кто входил в город. Сама Голгофа видимо было частично срыта с одной стороны и имела (возможно рукотворную) форму черепа. Сняв тело Иисуса Христа с креста его омыли на Камне помазания и похоронили в могиле (белые границы) на другой стороне карьера. Части каменоломень можно увидеть и сегодня. Большая часть современного Храма Гроба Господня находится на дне каменоломни. Это можно почуствовать по небольшому спуску.
В языческие времена каменоломня была засыпана и на вершине гробницы был построен языческий храм. По некоторым сведениям, на вершине Голгофы стояла статуя Венеры. Поздняя римская царица Елена, мать Константина Великого, приказала построить церковь, которая выглядела примерно так.
А вот так Храм Гроба Господня выглядит сегодня. Несмотря на много веков, план каменоломни все еще виден. Следы работы древних каменщиков в сочетанием с граффити крестоносцев все еще очевидны.
В самом Храме Гроба Господня находятся последние четыре (или, по
некоторым определениям, пять) Станции
Виа Долороза, представляющие
последние эпизоды Страстей Иисуса. Со времени своего создания в
четвертом веке церковь была основным местом христианского
паломничества, как традиционное место Воскресения Христова, поэтому
ее первоначальное греческое название - Церковь Анастасии то есть
Воскресение.
Сегодня более широкий комплекс, накопленный за века вокруг храма
Гроба Господня, также служит штаб-квартирой греческого православного
патриарха Иерусалима, в то время как контроль над самой церковью
распределяется между несколькими христианскими конфессиями и
светскими образованиями в сложных договоренностях, по существу,
неизменных для более 160 лет, а некоторые гораздо дольше. Основными
конфессиями, разделяющими собственность на части церкви, являются
греческий православный, армянский апостольский и
римско-католический, и в меньшей степени православный коптский,
православный сирийский и православный эфиопский. Между тем,
протестанты, в том числе англиканцы, не имеют постоянного
присутствия в Храме Гроба Господня. Некоторые протестанты предпочитают
Садовую
гробницу в других местах Иерусалима, как место, где все больше
напоминают распятие и воскресение Иисуса.
Внешний фасад церкви Гроба
Господня, на восточной стороне церкви, был построен
крестоносцами где-то до 1180 года. Двойная аркада с фризом
на обоих уровнях увенчана карнизом. Правая входная дверь
была заблокирована после 1187 года, когда мусульмане
захватили Гроб Господня.
Прямо внутри входа слева находилась высокая скамья, на
которой сидел мусульманский привратник. В течение многих лет
привратник- мусульманин держал в руках ключи от церкви,
чтобы предотвратить споры между христианскими сектами над
святым местом. Хотя это и было прекращено, самое святое
место в христианском мире остается тщательно разделенным
между деноминациями, которые ревниво охраняют свои части.
Обратите внимание на лестницу над входом. Недвижимая
лестница - деревянная лестница,
приставленная к правому окну второго яруса фасада Храма
Гроба Господня. Лестница опирается на карниз, принадлежащий
Греческой православной церкви, и приставлена к окну,
находящемуся во владении Армянской апостольской церкви.
Стоит она здесь как минимум с начала 19 века.
Часовня франков,
которая была входом в период крестоносцев. Теперь здесь
расположена часовня
Во внутренний дворе на западной стене (слева от вас, когда
вы стоите лицом к входу) расположены греческие православные часовни XI
века, построенные на месте Константиновского баптистерия. Согласно
легенде Святая Мария Египетская посетила Храм Гроба Господня, но
смогла войти. Осознав своё падение, она начала молиться перед иконой
Богородицы, находившейся в притворе храма. После этого она смогла
войти в Храм Гроба Господня и поклониться Животворящему Кресту.
После этого она подвязалась на монашеский подвиг в пустыне.
У входа слева в одной из колон видна трещина. Согласно легенде это
случилось в канун Пасхи. По одной версии православный священник
опоздал и не смог попасть в церковь. По другой версии это случилось
с бедняками, которых не пустили в церковь. Благодатный огонь сошел с
неба в виде молнии, который разбил колону и дал огонь верующим. Не
известно, когда это случилось, но уже в 17- ом веке трещина эта
присутствовала.
Сказали, что
когда-то остались такие нищие богомольцы снаружи, не
впустили их за входную плату, мол, давайте полностью, и так
остались они лишенными [света]. Но когда появился свет, он
сперва устремился для нищих наружу и сжег верхушки мраморных
колонн по обе стороны двери. Многие видели это и воздали
славу Богу. До сих пор видны места, охваченные огнем.
Сообщили об этом хондкару, и он, пораженный, послал в
Иерусалим указ и грамоту с налатлама о том, что, если нищие
не будут иметь [денег] и поклянутся, что не имеют, впустить
их внутрь, чтобы они не лишились света. И мы также своими
глазами видели обожженные и почерневшие колонны. Этот указ о
чудесном свете вырезан на каменной плите дверей [церкви]
Воскресения, эта грамота написана по-мусульмански.
Симеон Лехаци, "Путевые заметки" 1635
Сразу же внутри входа в церковь находится Камень помазания, который отмечает место положения тела Иисуса, когда его сняли с креста и подготовили к погребению. Подлинный камень скрыт плитой из бледно-розового мрамора, предохраняющей его от повреждения, размером в 2,7 м в длину, 1,3 м в ширину и толщиной в 30 см. Эта плита мрамора датируется 1808 годом, а предыдущая плита 12-го века была разрушена. На боковых сторонах вырезан греческий текст тропаря святому Иосифу Аримафейскому:
"Благообразный Иосиф, с древа снем Пречистое Тело Твое, плащаницею чистою обвив, и вонями во гробе нове покрыв положи."
Собственность на этого места менялась веками, но теперь она относится к четырем основным христианским течениям. Богатые лампы, которые висят над каменной плитой подарены армянами, коптами, греками и латинянами.
Камень помазания на котором положили тело Иисуса Христа после того как его сняли с креста.
За камнем мозаика, изображающая помазание Христа перед погребением. На мраморной доске, расположенной рядом, по-гречески написан евангельский текст:
После сего Иосиф из Аримафеи — ученик Иисуса, но тайный из страха от Иудеев, — просил Пилата, чтобы снять тело Иисуса; и Пилат позволил. Он пошел и снял тело Иисуса. Пришел также и Никодим, — приходивший прежде к Иисусу ночью, — и принес состав из смирны и алоя, литр около ста. Итак они взяли тело Иисуса и обвили его пеленами с благовониями, как обыкновенно погребают Иудеи. На том месте, где Он распят, был сад, и в саду гроб новый, в котором еще никто не был положен. Там положили Иисуса ради пятницы Иудейской, потому что гроб был близко. (Иоанн 19:38-42)
Она украшает внешнюю стену католикона. У церквей Константина и Крестоносцев не было этой стены, поэтому Гроб Господня можно было увидеть с входа.
Непосредственно под Голгофой на главном этаже (вход через дверь рядом с Камнем Помазания) находится Часовня Адама, в которой хранится потрескавшаяся плита скалы за стеклом. Это отождествление с Адамом основано на древней традиции (отмечено Оригеном во 2-м веке), что Христос был распят над местом, где был похоронен Адам. Трещина в скале, как говорят, вызвана землетрясением, которое произошло во время Распятия. Археологи предполагают, что это был, вероятно, изначальный изъян, который заставил рабочих покинуть эту часть старого карьера. Когда-то могилы царей-крестоносцев Годфри из Бульона (участвовал в взятие Иерусалима в 1099), Болдуина I (участвовал в взятие Иерусалима и первый король Иерусалима) и Болдуина V (король Иерусалима, умер ребенком от проказы как и его дядя Болдуина IV, хотя в фильме "Царство небесное" он отравлен матерью) находились у входа в эту часовню. Они давно исчезли.
На запад от Камня помазания - расположена небольшая армянская святыня. Справа открывается план церкви, где расположена Часовня, отмеченная красным маркером на южной стороне Ротонды.
После посещения гробницы, прогуляйтесь вокруг ротонды. За гробницей Иисуса находится коптская часовня. План церкви виден справа, с местонахождением часовни, отмеченной красным маркером на западной стороне церкви, рядом с Могилой Иисуса. Эта небольшая часовня, которая часто закрыта за железными дверями. Однако здесь можно увидеть часть той пещеры, где был похоронен Иисус Христос. К сожалению большая часть древней пещеры была снесена во время строительства языческого римского храма, а позже церкви Константина.
Православные копты составляют самую большую христианскую церковь на Ближнем Востоке, основанную в Александрии евангелистом Св. Марком. Их лидер с титулом папы находится в Египте. Литургия на коптском, древнем языке Египта, с чтениями на арабском языке. Очень часто Коптская часовня становится местом стычек между коптскими монахами, израильской полицией и прочими христианскими деноминациями. В такие конфликты не желательно встревать.
А напротив коптской часовни, внутри грубоватой апсиды в дальнем западном конце церкви
находится яковитская сирийская часовня. План церкви виден справа, с
местонахождением часовни, отмеченной красным маркером на западной
стороне церкви.
Часовня расположена среди руин стен церкви императора Константина IV
века. Алтарь и стены вокруг него были повреждены огнем. На южной
стороне часовни находятся еврейские гробницы 1-го века. Согласно
традиции, они принадлежат Иосифу из Аримафеи и Никодиму, который
снял и похоронил тело Иисуса. Считается, что именно он отдал
семейную гробницу для погребения Христа и вполне возможно, что здесь
был похоронен и он сам (Лк. 23: 50-56).
Св. Евангелие от Луки 23
50. Тогда некто, именем Иосиф, член совета, человек добрый и
правдивый,
51. не участвовавший в совете и в деле их; из Аримафеи,
города Иудейского, ожидавший также Царствия Божия,
52. пришел к Пилату и просил тела Иисусова;
53. и, сняв его, обвил плащаницею и положил его в гробе,
высеченном в скале, где еще никто не был положен.
54. День тот был пятница, и наступала суббота.
55. Последовали также и женщины, пришедшие с Иисусом из
Галилеи, и смотрели гроб, и как полагалось тело Его;
56. возвратившись же, приготовили благовония и масти; и в
субботу остались в покое по заповеди.
Матфей 27
57 Когда же настал вечер, пришел богатый человек из Аримафеи, именем Иосиф, который также учился у Иисуса;
58 он, придя к Пилату, просил тела Иисусова. Тогда Пилат приказал отдать тело;
59 и, взяв тело, Иосиф обвил его чистою плащаницею
60 и положил его в новом своем гробе, который высек он в скале; и, привалив большой камень к двери гроба, удалился.
61 Была же там Мария Магдалина и другая Мария, которые сидели против гроба.
В христианстве считается, что погребением в гробнице Иосифа Аримафейского было исполнено мессианское пророчество Исаии: "Ему назначили гроб со злодеями, но Он погребён у богатого" (Ис. 53:9).
На северной стороне Ротонды, в зале гробницы, находится
францисканская часовня Марии Магдалины.
План церкви виден справа, с местонахождением часовни, отмеченной
красным маркером на северо-западной стороне церкви, рядом с
Ротондой. Мария Магдала (Мигдаль)
сопровождала Иисуса по пути к кресту и погребению (Марк 15, 47: «И
Мария Магдалина и Мария, мать Иисуса, где он был положен»).
15 Иисус говорит ей: жена! что ты плачешь?
кого ищешь? Она, думая, что это садовник, говорит Ему: господин!
если ты вынес Его, скажи мне, где ты положил Его, и я возьму Его.
16 Иисус говорит ей: Мария! Она, обратившись, говорит Ему: Раввуни!
- что значит: Учитель!
17 Иисус говорит ей: не прикасайся ко Мне,
ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им:
восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему.
Эта часовня принадлежит латинянам и посвящена встрече Марии Магдалины и Иисуса, переданной нам Евангелием от Иоанна. Над алтарем находится современная бронзовая статуя, изображающая встречу Магдалины с ее Мастером, произведение францисканского художника Андреа Мартини. Высоко на противоположной стороне находится орган, который сопровождает службы на латыни, проводимые монахами. Тротуар из черно-белого камня является копией с 11-го века и состоит из двух круглых секторов, указывающих положение во время их встречи Иисуса в точке, окруженной лучами, и Марии Магдалины в центре из трех кругов.
Восточный купол и галереи входят в удел Храма Господня, именуемый "католикон" («общий»). План церкви виден справа, с расположением собора, отмеченным красным маркером в центре церкви. Католикон была основанием церкви крестоносцев.
Братство Гроба Господня, созданное греческими православными монахами и возглавляемое греческим православным патриархом Иерусалима, несет ответственность за то, что греки заботятся о Храма Гроба Господня, и выполняет большинство своих собственных услуг в Католиконе.
Купол, недавно украшенный мозаикой в
византийском стиле с изображением Христа-Пантократора, окруженного
епископами и патриархами Иерусалима, поддерживается арками,
соединенными с висящими надписями колоннами крестоносцев, на которых
изображены евангелисты. В определенное время дня лучи света
проникают через окна, создавая внушительные эффекты.
В задней
части Католикона находится иконостас, разделенный на две части
узором из ряда красных мраморных арок и колонн, за которыми
расположены традиционные греческие православные иконы. По обе
стороны от иконостаса находятся два Патриарших престола,
предназначенные для посещения православных патриархов Антиохии и
Иерусалима. В задней части иконостаса, за парусным сводом, находится
апсида крестоносцев, чей ребристый потолок перемежается с окнами,
освещающими церковь.
Мраморный бассейн розового цвета с
круглым камнем, помеченным крестом, известен как Омфалос, пупок,
центр мира: по различным библейским источникам этот географический
центр мира совпадает с местом божественного проявления. Это понятие
уже присутствовало в еврейской религии, которая считает весь город
Иерусалим центром мира; для мусульман центр мира отмечен скалой в
центре Купола Скалы. В Храме Гроба Господня крест Христа является
центром мира, из которого простираются руки Спасителя, чтобы
полностью охватить его.
Во время раскопок, проведенных в
1967-68 годах под полом Католикона, греческий архитектор Афанасий
Экономопулос обнаружил апсиду в базилике Мартириум Константина,
недалеко от точки нынешней апсиды крестоносцев.
На северо-восточной стороне церкви, проходящей вокруг северного амбулатория, находится православная часовня тюрьмы Иисуса Христа. Согласно традиции, Иисус и два разбойника были размещены здесь до распятия.
Согласно указу под названием «Статус-кво», введенному турками-османами в 1757 году, право собственности на Храм Гроба Господня распределяется между греческими православными, католиками (которых на Святой Земле называют латинянами) и армянскими православными. Три второстепенные общины, коптская, сирийская и эфиопская православная, имеют право использовать определенные районы. Все церкви ревностно отстаивают свои права. Тюрьма Иисуса в частности принадлежит Греческой православной церкви.
Сегодня небольшая греческая часовня, находящаяся в дальнем конце комплекса храма Гроба Господня в Старом городе Иерусалима, является тюрьмой Христа и считается второстепенным местом для посетителей комплекса Храма Гроба Господня, места распятия Иисуса , похоронен и где он позже воскрес. Но в средневековые времена Тюрьма Иисуса был одним из самых популярных мест комплекса, привлекая паломников со всей Европы, по крайней мере, с 12-го века. Согласно некоторым описаниям, оставленным посетителями в 12-м веке, в Греческой православной часовни - Тюрьма Иисуса находилось некоторые реликвии и предметы связанные с Иисусом, такие как «мраморные кандалы», в которые они положили его ноги, а также цепи, с которыми он был заключен в тюрьму.
Часовня стояла сама по себе, но в середине 12-го века, когда крестоносцы получили контроль над Церковью Гроба Господня, она была перепроектирована, расширена и присоединена к большему комплексу.
На полу, перед часовней, находится мозаичная фигура двуглавого орла - символа византийской империи и греческой православной церкви.
Перед входом в тюрьму Иисуса находится небольшая часовня наручников Иисуса, видимая с правой стороны. Под алтарем, за стеклянным окном, находятся два отверстия в полу. Согласно традиции, эти отверстия (см. Ниже) являются отпечатками ног Иисуса. Паломники оставляют заметки внутри окна.
Внутри внутренней комнаты находится часовня тюрьмы Иисуса. Паломники, которые приходят молиться сюда, зажигают свечи, которые оставляют черную сажу на стенах.
Вдоль восточного амбулатория церкви Гроба Господня находятся три часовенки, посвященной святому Лонгину или Лонгинусу, Разделение святых одежд и часовня Деримента. Первая из этих трех часовни - греческая православная часовня Святого Лонгина, римского центуриона, участвовавшего в охране распятых в тот день. То, что он увидел в тот день потрясло его душу, и он позже принял христианство (Матфея 27, 54): «Сотник же и те, которые с ним стерегли Иисуса, видя землетрясение и все бывшее, устрашились весьма и говорили: воистину Он был Сын Божий.».
Но так как [тогда] была пятница, то Иудеи, дабы не
оставить тел на кресте в субботу, - ибо та суббота была день
великий, - просили Пилата, чтобы перебить у них голени и снять их.
Итак пришли воины, и у первого перебили голени, и у другого,
распятого с Ним. Но, придя к Иисусу, как увидели Его уже умершим, не
перебили у Него голеней, но один из воинов копьем пронзил Ему ребра,
и тотчас истекла кровь и вода. И видевший засвидетельствовал, и
истинно свидетельство его; он знает, что говорит истину, дабы вы
поверили. Ибо сие произошло, да сбудется Писание: кость Его да не
сокрушится. Также и в другом [месте] Писание говорит: воззрят на
Того, Которого пронзили.
— Ин. 19:31-37
Лонгин - это имя,
данное в христианской мифологии безымянному римскому солдату,
который пронзил Иисуса в бок копьем. Копье в христианстве называют «Священным копьем»
(lancea). Говорят, что этот акт создал последнюю из пяти святых ран
Христа.
Этот человек, не названный в канонических Евангелиях, далее
идентифицируется в некоторых версиях легенды как сотник,
присутствовавший на Распятии, который сказал, что Иисус был сыном
Бога. Легенда Лонгина росла с годами до такой степени, что он, как
говорят, принял христианство после распятия, и его традиционно
почитают как святого в Римско-католической церкви, Восточной
православной церкви и некоторых других христианских общинах.
В канонических
Евангелиях имя этого солдата не приводится; имя Лонгин вместо этого
встречается в Деяниях Пилата - тексте, приложенном к апокрифическому
Евангелию Никодима. Лонгин не начинал как святой. Ранняя традиция,
найденная в псевдопиграфическом «Письме Ирода Пилату» 4-го века,
утверждает, что Лонгин страдал за то, что пронзил Иисуса, и что он
был осужден в пещеру, куда каждую ночь приходил лев и избивал его до
рассвета, после чего его тело приходило в норму, по образцу титана
Прометея. Более поздние традиции превратили его в
христианского новообращенного, но, как заметила Сабина Бэринг-Гулд:
«Имя Лонгина не было известно грекам до патриарха Германа в 715
году. Оно было введено из апокрифического Евангелия
Никодима. Нет надежного авторитетного источника о деяниях и мученичестве этого
святого ". Тем не менее, старая традиция связывает место рождения
Лонгина с деревней Анксанум (Ланчано), территория Самнитов, в
сегодняшнем регионе Абруццо в центральной Италии.
На восточной стороне церкви находится армянская часовня Раздела святых Одежд. Эта часовня посвящено событию, когда солдаты разделили одежду Иисуса как добычу. Согласно Библии (Иоанна 19: 23-24): «Воины же, когда распяли Иисуса, взяли одежды Его и разделили на четыре части, каждый воину по части, и хитон; хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху. Итак сказали друг другу: не станем раздирать его, а бросим о нем жребий, чей будет, - да сбудется реченное в Писании: разделили ризы Мои между собою и об одежде Моей бросали жребий. Так поступили воины.». Часовня Раздела святых Одежд или Капелла Деления Одежды принадлежит Армянской Апостольской церкви.
Подойдя к часовне Раздела святых Одежд,
поклоняющийся заметил бы, что есть три ступени, ведущие к алтарю
часовни. В верхней части ступеней находится короткий забор, который
сделан из железа и имеет золотистый цвет. Единственная панель забора
служит воротами и может быть открыта для доступа к часовне. Пять
ламп свисают с потолка перед алтарем.
Самая яркая особенность
этой часовни - богато украшенный и яркий навес, покрывающий алтарь.
Сам алтарь сделан из белого мрамора и имеет крест на нем. За крестом
большая арочная фотография Марии, Матери Иисуса, в окружении других
фигур. Навес изготовлен из окрашенного в красный цвет мрамора, по
которому проходят черные вены. Пол навеса, сделанный из
соответствующего мрамора, является одним шагом вверх от пола
часовни. Четыре колонны держат мраморную вершину, которая изогнута,
чтобы простираться от колонки до колонки. На вершине арки находится
купол восьмиугольной формы, который также сделан из того же красного
и черного мрамора. Крыша находится на куполе, который соединяется в
некоторой точке и имеет скульптуру в форме солнца, сидящую на самом
верху купола. Чрезвычайно детализированный навес над алтарем -
невероятное зрелище. Задняя стенка часовни - это каменная стена,
которая составляет здания храма Гроба Господня. Вокруг задней
каменной стены часовни, на которой изображены Христовы, стоят
хоругви.
На восточной стороне церкви лестница из 29 ступеней ведут к Часовне Святой Елены, матери императора Константина, которая обнаружила крест Христа во время своей поездки по Святым местам (326 г. н.э.). Изначально это была каменоломня. Позже на ней стали казнить преступников. Нынешняя улица Давида приблизительно повторяет дорогу в Иерусалим у стен древнего города во времена Христа. Вполне логично, что старая каменоломня, которая возвышалась над окрестностью была превращена в мести казни. Все могли видеть власть и силу римского владычества. Каждый, входящий в Иерусалим, мог увидеть, кто здесь хозяин и, что бывает с теми кто ослушается.
Позже каменоломня была превращена в красивую средневековую армянскую часовню. На ее стенах остались надписи паломников, которые веками приходили сюда. Многие оставляли подписи крестами и именами. Среди этих автографов встречаются подписи крестоносцев.
Часовня Святой Елены построена крестоносцами, сегодня ей владеют армяне, которые служат в часовне Святой Елены. На полу мозаика изображает основные церкви армянского народа. Четыре колонны венчают византийские капителие, две в коринфском стиле и две, которые крестоносцы взяли (тупо сперли) из древней мечети Аль-Акса. Окна в куполе получают свет от поднятого двора монастыря Дейр-эс-Султан, расположенного за апсидой церкви, с ее небольшими кельями для эфиопских монахов. Через заднюю дверь вы входите в часовню св. Вартана и армянских мучеников, открытую только по запросу, где был найден древний рисунок лодки с латинской надписью Domine Ivimus то есть «Господь, мы ходили». Как полагают историки и археологи это было древним знак почитания, который оставил древний паломник до постройки первой христианской церкви.
Кстати так называемый русский крест с крестом над полумесяцем ничего не имеет с мнимой победой христианства над исламом. Этот крест стал символом христиан задолго до появления Ислама на мировой арене. Просто крест над полумесяцем это якорь. Во времена гонений христиане вешали якорь как знак христианства для своих, чтоб другие не догадались. Возможно и лодка была нарисована именно поэтому.
Обратите внимание на кресты на стенах по всему периметры часовни, они оставлены тысячами паломников на протяжение веков.
В эту подземную часть храма Гроба Господня ведет 13 ступеней из часовни Святой Елены в восточном направление. На этом месте царица Елена, мать императора Константина, нашла фрагменты животворящего креста на котором был распят Иисус Христос. Согласно легенде там было найдено несколько крестов. Царица Елена приказала привести больных людей. Когда те дотронулись до животворящего креста на котором был распят Христос они исцелились.
Конечно легенда может быть красивой сказкой, но некое зерно правды здесь может содержаться. В Израиле мало крупных лесов. Древесина была редкостью. Поэтому крест на котором был распят Христос использовался много раз для казни преступников. Когда крест обветшал его просто скинули на Голгофе в старой каменоломни. Там спустя несколько веков и нашли римские работники. Поэтому тот крест, который нашла царица Елена мог иметь отношение к казни Иисуса.
Маловерам: для тех кто сомневается, что дерево способно долго сохраниться в пустыне достаточно посмотреть на города индейцев Анасази на юго-западе США (например Меса Верде). Там целые города и многоэтажные дома стоят благодаря деревянным балкам, которым более 500 лет. В некоторых случаях перекрытия достигают почти тысячу лет.
На левой стороне часовни находится статуя Елены, держащая крест. Под ним есть алтарь с надписью, видимой с правой стороны. Он был подарен австралийско-венгерским принцем Максимилианом, который впоследствии стал королем Мексики. Это часть Гроба Господня было построено в 1857 году и восстановлено в 1965 году. Остатки креста были перенесены в Рим и выставлены в церкви «Святого Креста в Иерусалиме» («Базилика ди Санта-Кроче в Иерусалиме»).
На стенах Часовни Обретения Креста сохранились слабые следы фресок 12-го века, а на потолке видны следы от инструментов на блоках древнего каменного карьера. Штукатурка на стенах, сделанная из водоупорного материала, богатого пеплом, который обычно использовался во времена Христа, свидетельствует о том, что в то время эта подземная зона использовалась в качестве цистерны для собирания воды в период в период дождей. На Святой Земле дожди редки и поэтому любая вода была на вес золота.
На восточной стороне церкви находится греческая часовня Глумления. Глумление, означающая обращение с презрением, то есть идет осылка к толпе, которая высмеивала Иисуса, унижая и смеясь над ним. Под алтарем находится фрагмент колонны, на которой, как говорят, сидел Иисус, когда терновый венец был надет на его голову. Греческая Часовня Глумления довольно маленькая с тремя иконами и несколькими лампадами. Под алтарем часовни храниться та самая колона на которой, согласно легенде, сидел Христос перед казнью. Возможно это просто красивая легенда, а сама колона принадлежет языческому римскому храму, который позже был построен на месте казни Глумления и казни Иисуса Христа.
Часовня Адама
Под Голгофой, на первом этаже находится небольшой греческий православный алтарь Часовни Адама. Согласно традиции это место захоронения Адама. Внутри алтаря, на его восточной стороне, находится скала Голгофа за окном. В апсиде можно увидеть трещину в скале, вызванную, согласно древнейшей христианской традиции, землетрясением, произошедшим в момент смерти Иисуса. Говорят, что трещина позволила крови Христа попасть сюда по трещине и тем самым искупить вину Адама, который, как думали древние, был похоронен здесь. (Матфей 27, 51): "И вот, завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись".
«И Иисус ответил и сказал: благословен ты, Варфоломей, возлюбленные мои, потому что ты видел эту тайну, и теперь я скажу тебе все, что ты ни попросишь у меня. чтобы я мог воскресить Адама и всех, кто был с ним, по просьбе Архангела Михаила ". (Апокрифическое Евангелие от Варфоломея)
Для первых христиан это было также происхождение названия Голгофа: место черепа. Эта традиция вдохновила традицию изображения Креста, которая помещает череп и ручьи крови у подножия Креста и часто маленькую пещеру внизу. Часовня Адама как раз и есть та сама пещера, которая изображена на многих иконах в тысячах православных храмов по всему миру.
Гроб Господень является типичной гробницей,
высеченной в природной скале, периода Второго Храма. Тело Христа
было положено на каменное погребальное Ложе (200 × 80 см, высота от
пола 60 см) согласно религиозной традиции: ногами на восток (ко
входу), головой на запад. С давних пор Ложе сильно повреждено
неразумной ревностью паломников, которые любой ценой стремились
отколоть и унести с собой частицу реликвии. Чтобы предотвратить эти
попытки, святое Ложе было закрыто плитой белого мрамора, которая
сейчас уже пожелтела от времени (нынешняя плита положена в 1555
году). Несколько столетий назад плита треснула поперёк. С этой
трещиной связано предание, что она чудесным образом возникла, когда
мусульмане захотели взять мраморную плиту для украшения мечети.
Появление трещины остановило мусульман, и плита осталась на своём
месте.
Изначально вокруг Ложа существовала погребальная
пещера, но она была разрушена вместе с храмом в 1009 году по приказу
фатимидского халифа Аль-Хакима. Сохранились лишь само Ложе, часть
стен пещеры (до 60—90 см высотой) и часть входа. Сейчас пещеру
заменяет устроенное внутри Кувуклии небольшое помещение (1,93 × 2,07
м), почти половину которого, справа от входа, у северной стены,
занимает Ложе. Здесь могут поместиться три, самое большее четыре
человека одновременно. Нынешнее помещение, как и прежнюю пещеру,
также называют Святым Гробом. С востока из придела Ангела в него
ведёт низкий арочный вход (всего 112 × 72 см и примерно 90 см
глубины), очевидно первоначального характера, по мнению большинства
археологов.
В 2016 году в Кувуклии проводились реставрационные работы, в ходе которых 27 октября с Ложа была впервые с XVI века снята закрывающая его мраморная плита и обследована оригинальная поверхность камня, на которой, как считается, три дня покоилось тело Христа. Под снятой мраморной плитой обнаружили вторую плиту с изображением креста, положенную, по версии учёных, во времена крестоносцев. Под второй плитой было обнаружено Ложе, по заверению археологов, сохранившееся неповреждённым.
Храм Гроба Господня на протяжение веков (3Д реконструкция)
Во времена казни Иисуса Христа эта территория находилась за пределами города, но в в пределах видимости со стен Иерусалима. Люди, которые шли в сторону города по дороге, которая приблизительно совпадает с современной дорогой Давида проходили мимо бывшей каменоломни. Именно поэтому римляне казнили здесь. Все могли лицезреть, что происходит с врагами закона и Рима. Эта одна из причин, почему именно Храм Гроба Господня подходит под место казни Христа. Садовая гробница была слишком далеко от стен Иерусалима, что кого то запугать, да и даты не совпадают. Садовая могила значительно старше Христа. А вот могилы в заброшенной каменоломни как раз совпадают с первым веком нашей эры.
В 70 году нашей эры осада Иерусалима императором Титом привела к разрушению Второго Храма. Шестьдесят лет спустя, в 130 г. н.э., римский император Адриан основал римскую колонию в Иерусалиме и ок. 135 год нашей эры, приказал, чтобы пещера, в которой находилась вырезанная в скале гробница, была заполнена, чтобы создать плоский фундамент для храма, посвященного Юпитеру или Венере. Храм, обычно называемый Капитолий Юпитера, сохранился до начала 4-го века.
Как говорит легенда, увидев видение креста на небе в 312 году, Константин Великий принял христианство, подписал Миланский эдикт, узаконивший религию, и отправил свою мать Елену в Иерусалим в поисках гроба Христа. С помощью епископа Кесарийского Евсевия и епископа Иерусалимского Макария возле гробницы были найдены три креста, из-за чего римляне поверили, что нашли Голгофу. Вполне возможно, что это действительно так. Деревьев на Святой Земле мало и поэтому один и тот же крест могли использовать для казни многих преступников по многу раз. Когда казни закончились крест бросили на месте казни, где он и был найден Святой Еленой. Конечно это дело веры, но теоритически это возможно.
Маловерам: для тех кто сомневается, что дерево способно долго сохраниться в пустыне достаточно посмотреть на города индейцев Анасази на юго-западе США (например Меса Верде). Там целые города и многоэтажные дома стоят благодаря деревянным балкам, которым более 500 лет. В некоторых случаях перекрытия достигают почти тысячу лет.
Константин около 326 года приказал снести храм
Юпитера Капитолина и построить христианский храм. После того, как
храм был снесен и его руины были удалены, почва была удалена из
пещеры, обнажив вырубленную в скале гробницу, которую Елена и
Макарий определили как место захоронения Иисуса. В 327 году
Константин и Елена по отдельности уполномочили строительство Церкви
Рождества Христова в Вифлееме ознаменовать рождение Иисуса.
Церковь Константина была построена как отдельные здания над двумя
святыми местами: большая базилика (Мартириум, который посетил Эгерия
в 380-х годах), закрытый атриум с колоннадой (Трипортико) с
традиционным местом Голгофы в одном углу и через внутренний двор,
ротонда Анастасис («Воскресение»), где Елена и Макарий верили, что
Иисус был похоронен.
Храм Гроба Господня был освящен 13
сентября 335. Каждый год Восточная православная церковь празднует
годовщину освящения храма Воскресения Христова («Мученичество») 13
сентября.
Храм Гроба Господня был разрушен пожаром в мае 614
года, когда империя Сасанидов под предводительством Хосрава II
вторглась в Иерусалим и захватила Истинный Крест. В 630 году
император Ираклий восстановил церковь после взятия города. После
того, как Иерусалим попал под арабское правление, он оставался
христианской церковью, где первые мусульманские правители защищали
христианские места города, запрещая их разрушение или использование
в качестве жилых помещений. История сообщает, что халиф Умар ибн
аль-Хаттаб посетил церковь и остановился, чтобы помолиться на
балконе; но во время молитвы он отвернулся от церкви и молился
снаружи. Он боялся, что будущие поколения будут неверно
истолковывать этот жест, считая его предлогом превращения церкви в
мечеть. Евтихий добавил, что Умар написал указ, запрещающий
мусульманам молиться в этом месте. Здание Храма Гроба Господня
пострадало от сильного землетрясения в 746 году.
В начале
девятого века еще одно землетрясение повредило купол Анастасии.
Ущерб был восстановлен в 810 году Патриархом Томасом. В 841 году
Храм Гроба Господня пострадала от пожара. В 935 году православные
христиане помешали строительству мусульманской мечети, прилегающей к
церкви. В 938 году новый пожар повредил внутреннюю часть базилики и
приблизился к ротонде. В 966 году из-за разгрома мусульманских войск
в районе Сирии вспыхнул бунт, за которым последовали репрессии.
Базилика снова сгорела. Двери и крыша были сожжены, а Патриарх Иоанн
VII был убит.
18 октября 1009 года халиф Фатимидов аль-Хаким
би-Амр Аллах приказал полностью разрушить церковь в рамках более
общей кампании против христианских храмов в Палестине и Египте.
Ущерб был обширным, осталось лишь несколько частей ранней церкви, а
крыша гробницы снесена. Последовал частичный ремонт. Христианская
Европа отреагировала шоком и изгнанием евреев (например, клюнийский
монах Родульфус Глабер обвинил евреев, в результате чего евреи были
изгнаны из Лиможа и других французских городов) и стимулом для
последующих крестовых походов.
В ходе широкомасштабных переговоров между Фатимидами и Византийской империей в 1027–28 годах было достигнуто соглашение, в соответствии с которым новый халиф Али аз-Захир (сын аль-Хакима) согласился разрешить восстановление Храма Гроба Господня. Восстановление было окончательно завершено финансированием за счет огромных средств Императора Константина IX Мономаха и Константинопольского Патриарха Никифора в 1048 году. В качестве уступки мечеть в Константинополе была вновь открыта, и проповеди хутба должны были произноситься от имени аз-Захира.
Мусульманские источники говорят, что побочным продуктом соглашения стало отречение от ислама многими жителями, которые были вынуждены принять христианство в результате преследований Аль-Хакима. Кроме того, византийцы, освободив 5000 мусульманских заключенных, потребовали восстановления других церквей, разрушенных аль-Хакимом, и восстановления патриарха в Иерусалиме. Современные источники считают, что император потратил огромные суммы на восстановление храма Гроба Господня после заключения этого соглашения. Несмотря на то, что византийцы потратили огромные суммы на проект, «полная замена была далеко за пределами имеющихся ресурсов. Новое строительство Храма Гроба Господня было сосредоточено на ротонде и окружающих ее зданиях: большая базилика осталась в руинах». Восстановленное церковное место состояло из «двора, открытого для неба, с пятью небольшими часовнями, прикрепленными к нему». Часовни находились к востоку от Воскресенского двора, где была стена великой церкви. Они отмечали сцены из страсти, такие как расположение тюрьмы Христа и его бичевания, и, вероятно, были размещены из-за трудностей свободного передвижения среди святынь на улицах города. Посвящение этих часовен указывает на важность преданности паломников страданиям Христа. Они были описаны как «своего рода Виа Долороза в миниатюре» ... так как на месте великой базилики мало или совсем не было перестройки. Западные паломники в Иерусалим в течение одиннадцатого века нашли большую часть священного места в руинах. "Контроль над Иерусалимом и, таким образом, Церковь Гроба Господня, продолжал несколько раз переходить из рук в руки между Фатимидами и турками-сельджуками (лояльными Абалидскому калифу в Багдаде) до прибытия крестоносцев в 1099 году.
Многие историки утверждают, что главной заботой
папы Урбана II, призывавшего к Первому крестовому походу, была
угроза Константинополю со стороны турецкого вторжения в Малую Азию в
ответ на призыв византийского императора Алексиоса I Комненоса.
Историки сходятся во мнении, что судьба Иерусалима и, следовательно,
Церкви Гроба Господня вызывала обеспокоенность, если не
непосредственная цель папской политики в 1095 году. Идея взятия
Иерусалима приобрела больший акцент в ходе крестового похода. 15
июля 1099 года рыцари Первого Крестового Похода забрали город и храм
Гроба Господня у Фатимидов (которые недавно забрали его у
Абассидов).
Первый крестовый поход был задуман как
вооруженное паломничество, и ни один крестоносец не мог считать свое
путешествие завершенным, если он не помолился у Гроба Господня.
Принц-крестоносец Годфри из Буйона, который стал первым
крестоносским монархом Иерусалима, решил при жизни не использовать
титул «царь» и объявил себя «Защитником Санкти Сепульчри»
(«Защитником Гроба Господня»). К периоду крестоносцев, по слухам,
пещера под бывшей базиликой была местом, где Елена нашла Истинный
Крест, и стала почитаться как таковая; хотя камера позже стала
«Часовней обретения креста», нет никаких свидетельств слухов до
11-го века, и современные археологические исследования теперь
датируют ремонт цистерны Мономахом в 11-м веке.
По словам
немецкого священнослужителя и восточного пилигрима Людольфа фон
Судхейма, ключи от часовни Гроба Господня были в руках «древних
грузин», а пища, милостыня, свечи и масло для ламп были переданы
паломниками у южной двери церкви.
Уильям Тирский, летописец
Иерусалимского королевства крестоносцев, сообщает о восстановлении
Храма Гроба Господня в середине 12-го века. Крестоносцы исследовали
восточные руины на месте, время от времени выкапывая обломки, и,
пытаясь добраться до пещеру, они обнаружили часть первоначального
уровня земли храмового ограждения Адриана; они решили превратить это
пространство в часовню, посвященную Елене (Часовня Святой Елены),
расширив свой оригинальный туннель для раскопок в нужную лестницу.
Крестоносцы начали украшать церковь в романском стиле и добавили
колокольню. Эти ремонтные работы объединили небольшие часовни на
месте и были завершены во времена правления королевы Мелизенды в
1149 году, впервые поместив все святые места под одной крышей.
Церковь стала резиденцией первых латинских патриархов, а также была
местом скрипториума королевства. Церковь была захвачена Саладином
вместе с остальной частью города в 1187 году, хотя договор,
заключенный после Третьего крестового похода, разрешал христианским
паломникам посещать это место. Император Фридрих II (ок. 1220–50)
восстановил город и Храм Гроба Господня по договору в 13 веке, когда
сам находился под запретом отлучения от церкви, с любопытным
последствием того, что святейшая церковь в христианстве была
помещена под запрет. Церковь, кажется, была в значительной степени в
руках греческого православного патриарха Афанасия II, около 1231–47,
во время латинского контроля над Иерусалимом. И город, и Храм Гроба
Господня были захвачены хорезмийцами в 1244 году.
Еще в 1555 году была заложена мраморная оболочка,
чтобы обернуть остатки гробницы Христа, в которой находилось
захоронение из известняка, возможно, чтобы помешать паломникам
положить на первоначальный камень или взять маленькие кусочки в
качестве сувениров. Это остается сегодня.
Францисканские
монахи отремонтировали его еще в 1555 году, поскольку им
пренебрегали, несмотря на увеличение числа паломников. Францисканцы
перестроили Едикул («маленькое здание») то есть гробницу Христа,
расширив здание, чтобы создать прихожую. После реконструкции 1555
года контроль над церковью колебался между францисканцами и
православными, в зависимости от того, какая община могла получить
благоприятного "фирмана" от Великолепной Порты в Стамбуле в
определенное время, часто путем прямого подкупа, и жестоких
столкновений не было редкость. Не было согласия по этому вопросу,
хотя он обсуждался на переговорах по Карловицкому договору в 1699
году. В 1767 году, устав от ссоры, турецкая власть выпустил
«фирман», который разделил церковь между претендентами.
Огонь
сильно повредил сооружение в 1808 году, в результате чего купол
Ротонды рухнул и разрушил внешнее убранство Эдикулы. Ротонда и
внешний вид Гроба Христа были перестроены в 1809–1810 годах
архитектором Николаосом Ч. Комнином в тогдашнем нынешнем стиле
османского барокко. Огонь не достиг внутренней части гроба, а
мраморное убранство гробницы относится главным образом к реставрации
1555 года, хотя внутренняя часть прихожей, ныне известная как
«Часовня ангела», была частично перестроена в квадратный план
местности, на месте ранее полукруглого западного конца. Еще один
указ султана в 1853 году закрепил существующее территориальное
разделение между общинами и установил «статус-кво» для
договоренностей «остаться навсегда», что привело к расхождению во
взглядах на содержание и даже к незначительным изменениям, включая
разногласия по поводу удаления «недвижимого имущества» то есть
Недвижимой Лестницы под одним из окон; с тех пор эта лестница
осталась в том же положении.
Облицовка из красного мрамора,
нанесенная Гробе Христа, сильно испортилась и отрывается от основной
конструкции; с 1947 года он удерживался на месте с помощью внешних
лесов из железных балок, установленных британскими властями.
Проводится тщательная реконструкция, финансируемая подарком короля
Иордании Абдаллой II в 4 миллиона долларов и подарком Мики Эртегун в
1,3 миллиона долларов.
Нынешний купол датируется 1870 годом,
хотя он был отреставрирован в 1994–1997 годах как часть обширных
современных ремонтных работ в Храме Гроба Господня, которые ведутся
с 1959 года. В 1970–1978 годах были проведены реставрационные работы
и раскопки внутри здания и под близлежащим Муристаном Было
обнаружено, что этот район изначально был карьером, из которого был
добыт белый мелекский известняк. К востоку от часовни Святой Елены
экскаваторы обнаружили пустоту, содержащую рисунок римского корабля
2-го века, две низкие стены, которые поддерживали платформу храма
Адриана 2-го века, и более высокую стену 4-го века, построенную для
поддержки Константиновской базилики. После раскопок в начале 1970-х
годов армянские власти превратили это археологическое пространство в
часовню Святого Вартана и создали искусственный переход через карьер
на севере часовни, чтобы к новой часовне можно было получить доступ
(с разрешения) из Часовня Святой Елены.
В 2016 году в Гробе
Христа были проведены реставрационные работы. Впервые по крайней
мере с 1555 года была удалена мраморная облицовка, которая защищала
предполагаемое погребение Иисуса от вандализма и взятия сувениров.
Когда облицовка была впервые снята 26 октября, первоначальная
проверка, проведенная командой Национального технического
университета Афин, показала под слоем только слой пыли. К ночи 28
октября, оригинальное погребение известняка было обнаружено в
целости и сохранности. Это указывало на то, что местоположение
гробницы не изменилось со временем, и подтвердило существование
оригинальных стен пещеры из известняка внутри Гроба Господня.
Гробница была вновь запечатана вскоре после этого.
Современный храм Гроба Господня — архитектурный
комплекс, включающий Голгофу с местом Распятия, ротонду (сооружение
с куполом, под которым непосредственно расположена Кувуклия),
Кафоликон (соборный храм Иерусалимской Церкви), подземный храм
Обретения Животворящего Креста, храм святой равноапостольной Елены и
несколько приделов. На территории Храма Гроба Господня расположено
несколько монастырей, ряд вспомогательных помещений, галерей и т. п.
Храм разделен между шестью конфессиями христианской церкви:
греко-православной, католической, армянской, коптской, сирийской и
эфиопской, каждой из которых выделены свои приделы и часы для
молитв. Так, церковь францисканцев и Алтарь гвоздей принадлежат
католическому ордену св. Франциска, храм равноапостольной Елены и
придел «Три Марии» — Армянской апостольской церкви, могила св.
Иосифа Аримафейского, алтарь на западной части Кувуклии — Коптской
церкви. Голгофа, Кафоликон принадлежат Иерусалимской Православной
Церкви. Кувуклия находится в совместном пользовании различных
конфессий — литургию на Гробе Господнем друг за другом служат
православные (в 1 час ночи), армяне (в 4 часа утра), затем католики
(с 6 часов утра до 9).
Нередко такое деление служит причиной
конфликтов между представителями различных конфессий. Чтобы не было
никаких недоразумений между различными конфессиями, ключи от храма с
1192 г. хранятся в арабско-мусульманской семье Джауда Аль Гадийа
(араб. جودة آل غضية), причем право отпирать и запирать дверь
принадлежит другой мусульманской семье Нусайба (араб. عائلة نسيبة).
Эти права на протяжении веков передаются в обеих семьях от отца к
сыну.