Виа Долороза или Виа Долороса на латинском значит "Дорога Горя" или "Дорога Боли". Считается, что именно этой дорогой прошел Иисус Христос по дороге к Голгофе, где его распяли на кресте. Дорога была собрана Римскими Католическими монахами в начале 12-ого века сразу после того как Европейские армии освободили город от мусульманского присутсвия. Их знания базировались исключительно на словах местного населения и расказов, которые передавались из поколения в поколения из уст в уста. Однако первые археологические раскопки были произведены здесь в 19-ом и 20- ом веке. Впервые было доказано, что Виа Долороза и события описаные в Библии проходила по античным достопримечательностям. Улица разбита на 14 различных остановок. Каждая связана с какими то сценами из Евангелия. Эти остановки пронумерованы римскими цифрами.
На улице Виа Долороза, до храма Гроба Господня,
расположены девять остановок Крестного пути Иисуса Христа, десятая
остановка находится в часовне Франков, примыкающей к фасаду храма
Гроба Господня, справа от входа в Храм, остальные четыре находятся
непосредственно в Храме:
Вопрошения Понтием Пилатом Иисуса.
Суд Пилата на месте, называемом Лифостротон (Ин. 19:13). Приговор
Христа к казни (Мф. 27:26);
Место, отмеченное аркой Эссе Хомо,
где Пилат вывел Иисуса перед первосвященниками, и указывая на Христа
сказал «Се человек» (Ин. 19:5). Взятие Иисусом Креста;
Место
первого падения Христа;
Место встречи Христа с Матерью по пути на
Голгофу;
Место встречи Христа с Симоном Киринеянином, которому
дали нести крест до Лобного места (Лк. 23:26);
Место, где святая
Вероника вытерла лицо Христа своим шёлковым покрывалом;
Место
второго падения Христа;
Место встречи Христа с плачущими
женщинами (Лк. 23:27-31);
Место третьего падения Христа;
Место
лишения одежды Христа и её разделение (Мф. 27:35);
Место распятия
Иисуса Христа (Мф. 27:38);
Место страдания и смерти Иисуса Христа
на кресте (Мф. 27:45-50);
Место снятия Иисуса Христа с Креста,
помазание Его тела благовониями (Ин. 19:38-40);
Место положения
Иисуса Христа во гроб (Мф. 27:57-60). Воскресение (Мф. 28:6-7).
Виа Долороза - это современный остаток одного из двух основных римских улиц дорог (Decumanus Maximus) с направлением восток-запад, которые проходили через Аелия Капитолина, построенная Адрианом. Стандартный римский городской дизайн обычно ставил основные дороги Декаменус с направлением восток-запад а дороги Кардо с направлением север-юг. Но присутствие Храмовой горы в середине города заставило архитекторов Адриана дополнить восточно-западную дорогу на севере Иерусалима. В дополнение к обычной дороге Север-Юг (кардо), которая в Иерусалиме шла прямо по западному холму, вторая линия с севера на юг была добавлена по линии Тиропейской долины; эти два проспекта сходятся у ворот Дамаска, недалеко от Виа Долорозы.
Первые сообщения о маршруте паломничества Виа
Долороза, соответствующем библейским событиям, относятся к
византийской эпохе. Христиане жили в Палестине веками и поэтому,
когда императрица Елена приехал в Иерусалим найти места, связанные с
библейскими местами, проблем у нее не было. Местные христиане
попросту показали ту дорогу, котороая стала позже известна как Виа
Долороза. В те времена, в Священный четверг процессия или Крестный
ход начинался с вершины Масличной горы,
остановилась в Гефсиманском саде,
входила в Старый Город у Львиных ворот
и последовала приблизительно по современному маршруту в
Храм Гроба Господня. Однако
никаких отдельных остановок вдоль маршрута вдоль самой Виа Долорозы
не было. Однако к 8 веку маршрут шел через западный холм; начиная с
Гефсимании, он продолжался до предполагаемого
Дома Каиафы на
горе Сион, затем к Софии
(рассматривается как место Претория) и, наконец, в Храм Гроба
Господня.
В средние века римские католики Иерусалима
заделились на две фракции, одна из которых контролировала церкви на
западном холме, а другие - церкви на восточном холме; каждый из них
поддерживал маршрут, в котором паломники проходили мимо церквей, над
которыми контролировалась эта фракция, утверждая, что особняк
римского правителя (Praetorium) находится на горе Сион (где у них
есть церкви), а другой - возле крепости Антония (где была церковь).
В четырнадцатом веке Папа Климент VI добился некоторой
согласованности в пути с булой, «Нупер Кариссимае», установив
Францисканскую опеку над Святой Землей и поручив монахам
«руководство, обучение и заботу о паломниках, а также опекунство,
содержание, оборону и ритуалы католических святынь Святой Земли».
Начиная с 1350 года францисканские монахи провели официальные
экскурсии по Виа Долорозе, от Гроба Господня до Дома Пилата,
напротив направления, которое Христос совершил в Библии. Маршрут не
был отменен до c. 1517, когда францисканцы начали следить за
событиями Христовой Страсти, хронологически выходящими из Дома
Пилата и заканчивающимися распятием на
Голгофе.
Первыми
станциями, появляющимися в паломничестве, были Встреча с Симоном
Киринеем и Дочерей Иерусалима. За ними последовали множество других,
более или менее мифических станций, таких как Дом Вероники, Дом
Симона Фарисея, Дом злого богатого человека, который не давал
милостыню бедным, и Дом Ирода. Вряд ли эти остановки соответсвуют с
самими случами, но сама дорога Виа Долороза скорее всего совпадает с
дорогой Иисуса Христа на Голгофу.