Масличная гора или Елеонская (Гелеонская) - это холм, стоящий перед
старым городом Иерусалимом, на восточной стороне долины Кидрон. Его
название произошло от оливковых деревьев, которые когда-то росли на
склоне горы с древних времен. Согласно еврейской традиции, Мессия
появится здесь и вернет мертвых к жизни. Поэтому склоны стали самым
священным кладбищем, а склоны покрыты тысячами могильных камней.
У Иисуса было много встреч на Масличной горе, и в этом районе много
церквей, которые прославляют его действия в этой части Иерусалима.
На Масличной горе находятся дополнительные христианские объекты
(например, Могила Марии).
Церковь Святой Марии Магдалины |
Религиозное значение
В иудаизме
В Библии
Масличная гора (ивр. Ма‘але ха-зейтим — «Масличный подъём»)
упоминается как место, где Давид поклонялся Богу (2Цар. 15:30–32).
Видимо, на южном отроге Масличной горы (Машха) Соломон построил
капища для своих иноземных жён (3Цар. 11:7). Иезекииль в пророчестве
о конце дней уделяет Масличной горе особое место: «И поднялась слава
Господа из среды города и остановилась над горою, которая на восток
от города» (Иез. 11:23). Собственно название Масличная гора впервые
встречается у пророка Захарии (14:4).
В христианстве
В
Новом Завете Иисус произносит на горе елеонскую проповедь (Мф. 24,
Мр. 13, Лк. 21). Елеонская гора — место вознесения Иисуса Христа.
(Деян. 1). На Елеонской горе молился перед арестом Иисус Христос Лк.
22. На этот сюжет Бетховен написал ораторию, Нерваль — поэму, а
Караваджо — картину, пропавшую во время Второй мировой войны.
Масленичная (Елеонская) гора
- История:
Ветхий Завет
Гора сначала упоминается в Ветхом Завете Библии, когда царь Давид
бежал из города (2 Царств 15: 30). Царь Соломон воздвиг алтари на
холме, посвященные ложным чужим богам. Позднее они были разрушены
королем Иосия, который «наполнил его костями», чтобы предотвратить
будущие богослужения. Пророк Захария говорит о Судном Днем, когда
Масличная гора будет эпицентром божественной борьбы Бога против
врагов Иерусалима.
Вторая книга Царств 15
30. А Давид пошел на гору
Елеонскую, шел и плакал; голова у него была покрыта; он шел
босой, и все люди, бывшие с ним, покрыли каждый голову свою, шли и
плакали.
Захария 14
1. Вот наступает день Господень, и
разделят награбленное у тебя среди тебя.
2. И соберу все народы на войну против Иерусалима, и взят будет
город, и разграблены будут домы, и обесчещены будут жены, и половина
города пойдет в плен; но остальной народ не будет истреблен из
города.
3. Тогда выступит Господь и ополчится против этих народов, как
ополчился в день брани.
4. И станут ноги Его в тот день на горе Елеонской,
которая перед лицем Иерусалима к востоку; и раздвоится гора
Елеонская от востока к западу весьма большою долиною, и
половина горы отойдет к северу, а половина ее — к югу.
5. И вы побежите в долину гор Моих, ибо долина гор будет
простираться до Асила; и вы побежите, как бежали от землетрясения во
дни Озии, царя Иудейского; и придет Господь Бог мой и все святые с
Ним.
6. И будет в тот день: не станет света, светила удалятся.
7. День этот будет единственный, ведомый только Господу: ни день, ни
ночь; лишь в вечернее время явится свет.
8. И будет в тот день, живые воды потекут из Иерусалима, половина их
к морю восточному и половина их к морю западному: летом и зимой так
будет.
9. И Господь будет Царем над всею землею; в тот день будет Господь
един, и имя Его едино.
10. Вся эта земля будет, как равнина, от Гаваона до Реммона, на юг
от Иерусалима, который высоко будет стоять на своем месте и
населится от ворот Вениаминовых до места первых ворот, до угловых
ворот, и от башни Анамеила до царских точил.
11. И будут жить в нем, и проклятия не будет более, но будет стоять
Иерусалим безопасно.
Третья книга Царств 11
5. И стал Соломон служить Астарте,
божеству Сидонскому, и Милхому, мерзости Аммонитской.
6. И делал Соломон неугодное пред очами Господа и не вполне
последовал Господу, как Давид, отец его.
7. Тогда построил Соломон капище Хамосу, мерзости Моавитской, на
горе, которая пред Иерусалимом, и Молоху, мерзости Аммонитской.
Четвёртая книга Царств 23
12. И жертвенники на кровле горницы
Ахазовой, которые сделали цари Иудейские, и жертвенники, которые
сделал Манассия на обоих дворах дома Господня, разрушил царь, и
низверг оттуда, и бросил прах их в поток Кедрон.
13. И высоты, которые пред Иерусалимом, направо от Масличной
горы, которые устроил Соломон, царь Израилев, Астарте,
мерзости Сидонской, и Хамосу, мерзости Моавитской, и Милхому,
мерзости Аммонитской, осквернил царь;
14. и изломал статуи, и срубил дубравы, и наполнил место их костями
человеческими.
В эпоху Второго Храма Масличная гора была соединена мостом (возможно, двумя) с Храмовой горой, и на ней зажигались огни для оповещения о наступлении новолуния. Во время осады Иерусалима римлянами в конце Иудейской войны на северной вершине Масличной горы (Скопусе) стоял лагерем Десятый легион.
Новый Завет
Масличная гора связана с несколькими эпизодами в жизни Иисуса.
Несколько церквей отмечают эти события: церковь Патер-Ностер, место, где,
согласно традиции, Иисус учил своих учеников молитве "Отче Наш";
Слезная церковь Доминуса Флевита
(«Господь плакал»), где Иисус плакал о будущем разрушении города;
Гефсиманский сад (Гат Шеманим),
где Иисуса предали и арестовали.
Св. Евангелие от Иоанна 8
1. Иисус же пошел на гору Елеонскую.
2. А утром опять пришел в храм, и весь народ шел к Нему. Он сел и
учил их.
У подножия горы Оливки лежит Гефсиманский сад, где Иисус молился в ночь ареста. Эта сцена показана во многих старых картинах, таких как рисунок Густава Доре справа.
Св. Евангелие от Матфея 26
36. Потом приходит с ними Иисус на место, называемое Гефсимания, и говорит ученикам: посидите тут, пока Я пойду, помолюсь там.
Св. Евангелие от Марка 14
32. Пришли в селение, называемое
Гефсимания; и Он сказал ученикам Своим: посидите здесь, пока Я
помолюсь.
Средние Века
После того как арабские завоеватели позволили евреям возвратиться в Иерусалим, и началось паломничество евреев диаспоры в Иерусалим, а особенно — с конца VIII века, когда евреям был закрыт доступ на Храмовую гору, Масличная гора приобрела особое значение: здесь в праздник Хоша‘на Рабба глава академии Эрец-Исраэль зачитывал «Объявление Масличной горы», устанавливающее календарные сроки новолуний, праздников и т. п., и назначал членов Синедриона. Выбор Масличной горы в качестве места общественных собраний связан с мидрашистской традицией и сложившимся представлением о Масличной горе как «месте престола Господня», что отражено в письмах глав академии. Во время Суккота они проводили парады на склоне холма.
В ходе арабо-израильской войны 1948—1949 годов Иордания
установила контроль над всей Масличной горой, за исключением
университетского кампуса, ставшего израильским анклавом (в этих
условиях деятельность университета была невозможна, и со временем
был построен новый кампус Еврейского университета в районе
Гив‘ат-Рам). Еврейское кладбище было осквернено, многие надгробия
разрушены, а могильные плиты использовались для мощения дорог. После
Шестидневной войны 1967 года, когда Масличная гора полностью перешла
под контроль Израиля, еврейское кладбище было реставрировано и стало
доступно для захоронения. Здесь, в частности, похоронены писатели
Эльза Ласкер-Шюлер, Шмуэль Йосеф Агнон.
На Елеонской горе
много захоронений граждан России и СССР. Захоронения продолжаются и
в наше время. Например, 4 июля 2007 года была перезахоронена Елена
(Лени́на) Варшавская.
В 1967 году возобновилась деятельность
Еврейского университета на Скопусе, где был возведён новый кампус.
Этимология имени:
Har Hazeitim - На иврите: Har (гора) Zeitim (оливки)
Гефсимания - греческий: масляной пресс