Хайфа, Израиль

Крупнейшие Города Израиля

Вифлеем

Назарет

Акко

Ашдод

Ашкелон

Кесария

Тверия

 

Описание Хайфы

Хайфа - третий по величине город в Израиле - после Иерусалима и Тель-Авива - с населением 281 087 человек в 2017 году. Город Хайфа является частью столичного района Хайфы, второй или третьей по численности населения столичной области в Израиле. Здесь находится Всемирный центр бахаи, объект Всемирного наследия ЮНЕСКО и место для паломников бахаи.

Построенный на склонах горы Кармель, поселение имеет историю, охватывающую более 3000 лет. Самым ранним известным поселением в окрестностях был Телль Абу Хаам, небольшой портовый город, созданный в эпоху поздней бронзы (XIV век до нашей эры). В 3 веке н.э. Хайфа была известна как центр для создания красителей. На протяжении тысячелетий город перешел в руки: он был завоеван и управлялся хананеями, израильтянами, финикийцами, персами, хасмонеями, римлянами, византийцами, арабами, крестоносцами, османами и англичанами. С момента создания Государства Израиль в 1948 году муниципалитет Хайфы управлял городом.

С 2016 года город является крупным морским портом, расположенным на средиземноморском побережье Израиля в Хайфском заливе площадью 63,7 квадратных километра. Он находится примерно в 90 км к северу от Тель-Авива и является главным региональным центром северного Израиля. По словам исследователя Джонатана Кис-Лэва, Хайфа считается относительным убежищем для сосуществования между евреями и арабами. Два уважаемых академических заведения, Хайфский университет и Технион, расположены в Хайфе, в дополнение к самой большой школе k-12 в Израиле, школе еврейского искусства. Город играет важную роль в экономике Израиля. Он является домом для Матама, одного из старейших и крупнейших высокотехнологичных парков в стране; Хайфа также владеет единственной подземной системой быстрого транзита, расположенной в Израиле, известной как «Кармелит». Хайфа-Бей - центр тяжелой промышленности, нефтепереработки и химической переработки. Ранее Хайфа действовала как западная конечная остановка нефтепровода из Ирака через Иорданию.

 

Происхождение названия

По одной из версий, название города происходит от слов ивр. ‏חוף יפה‏‎ «хоф яфе» — «красивый берег». Крестоносцы связывали название города с именем первосвященника Каиафы, при котором был распят Иисус Христос. По ещё одной версии, это название произошло от арамейского слова «хаффа» — «берег» (арамейский язык ранее был распространён в этом регионе).

Существует также версия происхождения названия города от корня ивр. ‏חפה‏‎ «хапа» — «укрывать». Гора Кармель прикрывает гавань Хайфы от ветров с юга и востока, а её отрог служит естественной защитой залива от западных ветров и от нередких в этой части Средиземного моря зимних штормов. Учитывая, что в древности Хайфа была небольшим портовым поселением, расположенным примерно там, где сейчас находится район Хайфы Бат Галим, название «Хайфа» можно перевести как «безопасная, укрытая гавань».

 

Достопримечательности Хайфы

1 Бахайские сады и усыпальница Баба (Bahá'í Gardens and World Center) (Вход для посещения с улицы Ационут, городской автобус №115). ☎ +972-4-831-3131. Каждый день, кроме среды. Одной из главных достопримечательностей Хайфы является Всемирный центр бахайской религии. Для посещения (по предварительной записи) доступны нижние каскадные сады и усыпальница (мавзолей) предвестника бахайской религии Баба. В 2008 г. бахайские центры в Хайфе и Акко включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
2  Могила Ильи-пророка (Cave of Elijah) (Вершина горы Кармель). Илья (Элиягу) признается пророком иудеями, христианами и мусульманами. По легенде Илья-пророк жил в пещере на вершине горы Кармель во времена царя Ахаба. Католический орден кармелитов считает, что он был основан Ильёй-пророком. Имеются два альтернативных места могилы, оспариваемых христианами и мусульманами. Христиане-католики считают, что могила находится в нише в монастыре Стелла-Марис. Арабы-мусульмане считают, что могила находится неподалёку от монастыря на крутом склоне горы Кармель.
3  Монастырь Стелла-Марис (Stella Maris) (Вершина горы Кармель). Монастырь французского католического ордена кармелитов. Во время египетского похода Наполеона Бонапарта в монастыре находился госпиталь для французских солдат. Сохранился памятник раненым, убитым турками.
4  Парк скульптур Урсулы Малбин, ул. а-Ционут, угол улицы 2-го ноября (шени бе-новембер) (При входе есть бесплатная стоянка). Вход свободный. Скульптор пожертвовала городу 29 бронзовых скульптур в редкой для Израиля реалистичной манере. Скульптуры в натуральную величину. С ними удобно и прикольно фотографироваться. Приходите с фотоаппаратурой - у вас останется масса приятных снимков на память.
5  Променад Луи (таелет Луи), ул. Яфе Ноф (Парковки у бело-голубого бордюра - платные). Вход свободный. Прогулочный променад с которого открывается прекрасный вид на хайфский залив и окрестности. Прямо под променадом начинается анфилада бахайских садов. На променаде в самом конце есть стела и символическая пушка, установленные в память о визите в Хайфу германского кайзера Вильгельма II - можно сфотографироваться на- или возле пушки.

 

Музеи
Музей японского искусства, Shderot HaNassi, 89. Музей основан на частной коллекции, подаренной городу гражданином Швейцарии.
Городской музей, Shabtai Levi, 26. В музее представлены: древнее искусство стран Средиземноморья, этнография и народное творчество еврейского и арабского населения, современное искусство.
Музей музыки, Arlozorov, 23. Представлена коллекция музыкальных инструментов разных народов. Имеется архив с записями еврейской музыки.
Музей Гехта при Хайфском университете (Hecht Museum, University of Haifa) , 199 Aba-Hushi Avenue Mount Carmel (Любой автобус к Хайфскому университету). ☎ 04-8257773 04-8240308. 10:00 - 16:00 Вскр., Пон., Сред., Четв.; 10:00 - 19:00 Втор.; 10:00 - 13:00 Пят.; 10:00 - 14:00 Суб.. Музей Рубена и Едит Гехт. Состоит из двух частей. Первая - это археологическая экспозиция освещающая историю Израиля с древнейших времен. Вторая - это художественная галерея с прекрасной коллекцией импрессионистов и пост-импрессионистов.

Учебные заведения
Технион (Technion, טכניון), Technion city, Haifa 32000. Крупнейший технический университет Израиля. В университете работают многие всемирно известные учёные, включая двух лауреатов нобелевской премии по химии последних лет.
Хайфский университет (Haifa University, אוניברסיטת חיפה). Университет даёт образование по гуманитарным, естественным и техническим наукам.

 

Окрестности
1  Дальят-аль-Кармель (דאלית אל-כרמל).  Город на южном отроге горы Кармель, крупнейшее поселение друзов в Израиле.

 

Этимология

Окончательное происхождение названия Хайфа остается неясным. По одной из теорий, оно происходит от имени первосвященника Каиафы. Некоторые христиане считают, что он был назван в честь Святого Петра, чье арамейское имя было Кеифа. Другая теория утверждает, что это могло происходить от корня еврейского глагола חפה (хафа), от корня H-f-h (ח-פ-ה), означающего прикрывать или защищать, т.е. гора Кармель покрывает Хайфу; другие указывают на возможное происхождение от еврейского слова חוֹף (хоф), означающего «берег», или חוֹף יָפֶה (хоф яфе), означающего «прекрасный берег».

 

История Хайфы

Бронзовый век: Телль Абу Хавам

Город, известный сегодня как Телль Абу Хавам, был основан в эпоху поздней бронзы (14 век до нашей эры). Это был порт и рыбацкая деревня.

 

В Библии

Гора Кармель и река Кишон упоминаются в Библии.

Грот на вершине горы Кармель, известный как «Пещера Илии», традиционно связан с пророком Илией и его учеником Елисеем. На арабском языке самая высокая вершина горного хребта Кармель называется Мухрака, или «место сожжения», что восходит к вознесению всесожжений и жертвоприношений в ханаанскую и раннюю израильскую эпоху.

Персидский и эллинистический период: близ Шикмоны
В VI веке до нашей эры, в персидский период, греческий географ Скилакс писал о городе «между заливом и мысом Зевса» (то есть Кармелем), что может быть ссылкой на Шикмона, местность в районе Хайфы.

Во времена эллинизма город переехал на новое место к югу от того, что сейчас является районом Бат Галим в современной Хайфе, потому что гавань старого порта была заблокирована песком. Грекоязычное население, проживавшее на побережье, в это время занималось торговлей.

 

Шикмона

Хайфа была расположена недалеко от города Шикмона, центра изготовления традиционной краски Техелет, используемой в одежде первосвященников Храма. Археологические раскопки Шикмона находятся к юго-западу от Бат-Галима.

Считается, что ранняя Хайфа занимала территорию, простирающуюся от современной больницы Рамбам до еврейского кладбища на улице Яффо. Жители занимались рыболовством и сельским хозяйством.

 

Римский период

Примерно в III веке нашей эры Хайфа впервые упоминается в талмудической литературе как еврейская рыбацкая деревня и дом раввина Авдими и других еврейских ученых. Согласно Талмуду, рыбаки поймали мурекс, морских улиток, которые давали пурпурный краситель, который использовался для изготовления талита (еврейских молитвенных шалей) от Хайфы до Тирийской лестницы. В этом районе были обнаружены гробницы римской эпохи, в том числе еврейские захоронения.

 

Византийский период

Под властью Византии Хайфа продолжала расти, но не приобрела большого значения. Кинах говорит об уничтожении еврейской общины Хайфы наряду с другими общинами, когда византийцы отвоевали страну у Сасанидской империи в 628 году во время византийско-сасанидской войны.

Ранний мусульманский период
После арабского завоевания Палестины в 630-40-х годах Хайфа в значительной степени игнорировалась в пользу портового города Акка. При халифате Рашидун Хайфа начала развиваться.

В IX веке при халифатах Омейядов и Аббасидов Хайфа установила торговые отношения с египетскими портами, и в городе было несколько верфей. Жители, арабы и евреи, занимались торговлей и морской торговлей. Производство стекла и изготовление красителей из морских улиток были самыми прибыльными отраслями промышленности города.

 

Правление крестоносцев, айюбидов и мамлюков

Процветание закончилось в 1100 или 1101 году, когда Хайфа была осаждена и блокирована европейскими христианами вскоре после окончания Первого крестового похода, а затем завоевана после ожесточенной битвы с еврейскими жителями и гарнизоном Фатимидов. В то время евреи составляли большинство населения города. При крестоносцах Хайфа превратилась в небольшую укрепленную прибрежную крепость. Он был частью Галилейского княжества в Иерусалимском королевстве. После победы в битве при Хаттине армия Саладина Айюбидов захватила Хайфу в середине июля 1187 года, и городская крепость крестоносцев была разрушена. Крестоносцы Ричарда Львиное Сердце отвоевали Хайфу в 1191 году.

В 12 веке религиозные отшельники начали заселять пещеры на горе Кармель, а в 13 веке они образовали новый католический монашеский орден кармелитов. При мусульманском правлении церковь, которую они построили на горе Кармель, была превращена в мечеть, а позже - в больницу. В 19 веке он был восстановлен как монастырь кармелитов, монастырь Стелла Марис. Алтарь церкви, какой мы ее видим сегодня, стоит над пещерой, связанной с пророком Илией.

В 1265 году армия мамлюкского султана Байбарса захватила Хайфу, разрушив ее укрепления, которые были восстановлены королем Франции Людовиком IX, а также большинство домов города, чтобы предотвратить возвращение европейских крестоносцев. Со времени завоевания мамлюками и до 15 века Хайфа была маленькой неукрепленной деревушкой или необитаемой. В разное время там проживало несколько евреев, и евреи и христиане совершали паломничество в пещеру Илии на горе Кармель. Во время правления мамлюков в 14 веке аль-Идриси писал, что Хайфа служила портом для Тверии и была «прекрасной гаванью для стоянки галер и других судов.

 

 Османский период

Хайфа была явно необитаемой в то время, когда Османская империя завоевала Палестину в 1516 году. Первое указание на ее переселение было дано в описании немецкого путешественника Леонхарда Раувольфа, посетившего Палестину в 1575 году. В 1596 году Хайфа появилась в налоговых регистрах Османской империи как находящаяся в Нахия Сахил Атлит Лива Ладжуна. В нем проживало 32 мусульманских семьи, и он платил налоги за пшеницу, ячмень, яровые культуры, оливки, коз или ульи. Впоследствии Хайфа упоминалась в рассказах путешественников как полуразрушенная бедная деревня с немногочисленным населением. Расширение коммерческой торговли между Европой и Палестиной в 17 веке привело к возрождению Хайфы как процветающего порта, так как все больше кораблей стали причаливать к нему, а не к Акко.

В 1742 году Хайфа была маленькой деревней и имела еврейскую общину, состоящую в основном из иммигрантов из Марокко и Алжира, которая имела синагогу. В 1764-1717 годах в нем было 250 жителей. Он был расположен в Телль-эль-Семаке, на месте древнего сикамина.

В 1765 году Захир аль-Умар, арабский правитель Акко и Галилеи, переселил население на новое укрепленное место в 1,5 мили (2,4 км) к востоку и опустошил старое. По словам историка Моше Шарона, новая Хайфа была основана Захиром в 1769 году. Это событие положило начало современной Хайфе. После смерти аль-Умара в 1775 году город оставался под властью Османской империи до 1918 года, за исключением двух коротких периодов.

В 1799 году Наполеон Бонапарт завоевал Хайфу во время своей неудачной кампании по завоеванию Палестины и Сирии, но вскоре ему пришлось отступить; в последнем провозглашении кампании Наполеон взял на себя ответственность за то, что разрушил укрепления «Кайффы» (так в то время произносилось название), а также укреплений в Газе, Яффе и Акко.

Между 1831 и 1840 годами Хайфой правил египетский наместник Мухаммед Али после того, как его сын Ибрагим-паша вырвал контроль над ней у османов. Когда египетская оккупация закончилась и Акко пришел в упадок, значение Хайфы возросло. В 1858 году обнесенный стеной город Хайфа был переполнен, и первые дома начали строиться за пределами городских стен на склоне горы. По оценкам Британского исследования Западной Палестины, в 1859 году население Хайфы составляло около 3000 человек.

Все это время в Хайфе оставалось большинство мусульман, но небольшая еврейская община там продолжала существовать. В 1798 году раввин Нахман из Бреслова провел Рош-а-Шана с еврейской общиной Хайфы. В 1839 году еврейское население насчитывало 124 человека. Из-за растущего влияния монахов-кармелитов росло и христианское население Хайфы. К 1840 году примерно 40% жителей составляли арабы-христиане.

Прибытие в 1868 г. немецких мессианцев, многие из которых были темплерами, которые поселились в месте, ныне известном как Немецкая колония, стало поворотным моментом в развитии Хайфы. Темплеры построили и эксплуатировали паровую электростанцию, открыли фабрики и открыли перевозки в Акко, Назарет и Тверию, сыграв ключевую роль в модернизации города.

Первая крупная волна иммиграции евреев в Хайфу произошла в середине XIX века из Марокко, а несколько лет спустя - меньшая волна иммиграции из Турции. В 1870-х годах большое количество еврейских и арабских мигрантов прибыло в Хайфу из-за растущего процветания города. Евреи составляли одну восьмую населения Хайфы, почти все из которых были недавними иммигрантами из Марокко и Турции, которые жили в еврейском квартале, расположенном в восточной части города. Продолжающаяся еврейская иммиграция постепенно увеличивала еврейское население Хайфы и включала небольшое количество семей ашкенази, большинство из которых открыли отели для еврейских мигрантов, прибывающих в город. В 1875 году еврейская община Хайфы провела собственную перепись населения, в результате которой еврейское население насчитывало около 200 человек. Первая алия в конце 19-го века и вторая алия в начале 20-го века привели к прибытию в Хайфу еврейских иммигрантов, в основном из Восточной Европы. в значительных количествах. В частности, значительное число еврейских иммигрантов из Румынии поселились в Хайфе в 1880-х годах в период Первой алии. Центральное еврейское колонизационное общество в Румынии приобрело более 1000 акров (4,0 км2) недалеко от Хайфы. Поскольку еврейские поселенцы были городскими жителями, они наняли бывших арендаторов-феллахов, чтобы те обучили их сельскому хозяйству. Еврейское население выросло с 1500 в 1900 году до 3000 накануне Первой мировой войны.

 

В 1909 году Хайфа приобрела значение для Веры Бахаи, когда останки Баба, основателя Веры Баби и предшественника Бахауллы в Вере Бахаи, были перенесены из Акко в Хайфу и захоронены в храме, построенном на горе Кармель. Бахаи считают святыню своим вторым святым местом на Земле после святыни Бахауллы в Акко. Его точное местоположение на горе Кармель было показано самим Бахауллой своему старшему сыну Абдул-Баха в 1891 году. Абдул-Баха спроектировал сооружение, которое было спроектировано и завершено несколько лет спустя его внуком, Шоги Эффенди. . В ноябре 1921 года в отдельной комнате были похоронены останки Абдул-Баха.

В начале 20 века Хайфа стала превращаться в промышленный портовый город и растущий населенный пункт. Ветвь железной дороги Хиджаза, известная как железная дорога Изреельской долины, была построена между 1903 и 1905 годами. Железная дорога увеличила объем торговли города и привлекла рабочих и иностранных купцов. В 1912 году началось строительство Технологического института Техниона, еврейской технической школы, которая впоследствии стала одним из лучших университетов Израиля, хотя исследования не начинались до 1924 года. Евреи Хайфы также основали многочисленные фабрики и культурные учреждения.

 

Британский мандат

Хайфа была захвачена османами в сентябре 1918 года индийскими всадниками британской армии, вооруженными копьями и мечами, которые заняли позиции османов. 22 сентября британские войска направлялись в Назарет, когда был получен отчет разведки, свидетельствующий о том, что турки покидают Хайфу. Британцы готовились к вторжению в город и попали под обстрел в районе Балад аль-Шейх (ныне Нешер). После перегруппировки британцев элитный отряд индийских всадников был отправлен атаковать турецкие позиции на флангах и захватить их артиллерийские орудия на горе Кармель.

Под британским мандатом Хайфа претерпела масштабное развитие и стала промышленным портовым городом. Вера бахаи в 1918 году и сегодня имеет свой административный и духовный центр в окрестностях Хайфы. Многие еврейские иммигранты четвертой и пятой алии поселились в Хайфе. Порт был основным источником дохода, а близлежащие еврейские города Крайот были основаны в 1930-х годах. В то же время арабское население увеличилось за счет притока мигрантов, прибывших в основном из окрестных деревень, а также из сирийского Хаурана. Арабская иммиграция в основном возникла в результате падения цен и зарплат. По данным переписи населения Палестины 1922 года, проведенной британскими властями, в Хайфе проживало 9 377 мусульман, 8 863 христиан, 6230 евреев и 164 других человека. Ко времени переписи населения Палестины 1931 года это число увеличилось до 20 324 мусульман, 13 824 христиан, 15 923 евреев и 332 других. Между переписями 1922 и 1931 годов мусульманское, еврейское и христианское население выросло на 217%, 256% и 156% соответственно. В 1938 году в Хайфе проживало 52 000 евреев и 51 000 мусульман и христиан.

Своим развитием Хайфа во многом обязана британским планам превратить ее в центральный порт и перевалочный пункт ближневосточной нефти. Британское правительство Палестины развило порт и построило нефтеперерабатывающие заводы, тем самым способствуя быстрому развитию города как центра тяжелой промышленности страны. Хайфа также была одним из первых городов, которые были полностью электрифицированы. Палестинская электрическая компания открыла Хайфскую электрическую электростанцию ​​еще в 1925 году, открыв дверь для значительной индустриализации. Государственные палестинские железные дороги также построили свои основные мастерские в Хайфе.

К 1945 году население составляло 33% мусульман, 20% христиан и 47% евреев. В 1947 году здесь проживало около 70 910 арабов (41 000 мусульман и 29 910 христиан) и 74 230 евреев. Христианская община состояла в основном из греко-мелькитских католиков.

 

1947–1948 Гражданская война в Палестине

План раздела ООН 1947 года в конце ноября 1947 года определил Хайфу как часть предполагаемого еврейского государства. Арабские протесты по поводу этого решения переросли в насилие между евреями и арабами, в результате которого в декабре погибло несколько десятков человек. В арабском городе царил хаос. Местный арабский национальный комитет попытался стабилизировать ситуацию, организовав гарнизон, успокоив напуганных жителей и остановив бегство. В публичном заявлении национальный комитет призвал арабских жителей подчиняться приказам, быть бдительными, сохранять спокойствие и добавил: «Держите подальше трусов, которые хотят бежать. Выгоните их из своих рядов. Презирайте их, потому что они вредят больше, чем враг". Несмотря на усилия, арабские жители покинули улицы, граничащие с еврейскими кварталами, и в дни всеобщей забастовки, спровоцированной Высшим арабским комитетом, около 250 арабских семей покинули квартал Халиса.

 

30 декабря 1947 года члены еврейского подпольного ополчения «Иргун» бросили бомбы в толпу арабов у ворот консолидированных нефтеперерабатывающих заводов в Хайфе, в результате чего шесть человек погибли и 42 человека получили ранения. В ответ арабские сотрудники компании убили 39 еврейских служащих в то, что стало известно как бойня на нефтеперерабатывающем заводе в Хайфе. Еврейское ополчение Хаганы ответило рейдом на арабскую деревню Балад аль-Шейх, где проживали многие арабские рабочие нефтеперерабатывающего завода, в ходе так называемой резни в Балад аль-Шейхе.

Британские войска в Хайфе были передислоцированы 21 апреля 1948 года, уйдя из большей части города, сохранив при этом контроль над портовыми сооружениями. Двумя днями позже центр города, контролируемый комбинацией местных и иностранных арабских нерегулярных формирований (ALA), подвергся нападению еврейских сил в ходе операции Bi'ur Hametz бригады Кармели Хаганы под командованием Моше Кармеля. Операция привела к массовому перемещению арабского населения Хайфы. По данным журнала The Economist в то время, к 2 октября 1948 года там оставалось только 5–6 000 из 62 000 арабов города.

Современные источники подчеркивают попытку еврейского руководства остановить исход арабов из города и арабское руководство как мотивирующий фактор в бегстве беженцев. По словам британского окружного суперинтенданта полиции, "евреи делают все возможное, чтобы убедить арабское население остаться и вести нормальную жизнь, открыть свои магазины и бизнес и быть уверенными в том, что их жизнь и интересы будут быть в безопасности." Журнал Time писал 3 мая 1948 года: «Массовая эвакуация, вызванная отчасти страхом, отчасти по приказу арабских лидеров, оставила арабский квартал Хайфы городом-призраком ... Отводя арабских рабочих, их лидеры надеялись парализовать Хайфу».

Бенни Моррис сказал, что арабы из Хайфы ушли из-за сочетания сионистских угроз и призывов к этому со стороны арабских лидеров. Илан Паппе пишет, что обстрел завершился нападением на толпу палестинцев на старом рынке 22 апреля 1948 года с использованием трехдюймовых (76-мм) минометов. Мэр города Шабтай Леви и некоторые другие еврейские лидеры призвали арабов не делать этого. уехать. По словам Илана Паппе, в городе можно было слышать еврейские громкоговорители, приказывающие арабским жителям уехать, «пока не стало слишком поздно». Моррис цитирует британские источники, утверждающие, что в ходе боев с 22 по 23 апреля 100 арабов были убиты и 100 ранены, но он добавляет, что общее количество, возможно, было выше.

 

Государство Израиль

После Декларации о создании Государства Израиль 14 мая 1948 года Хайфа стала воротами для еврейской иммиграции в Израиль. Во время арабо-израильской войны 1948 года районы Хайфы иногда становились предметом споров. После войны еврейские иммигранты поселились в новых кварталах, среди которых Кирьят-Хаим, Рамот Ремез, Рамат Шауль, Кирьят-Спринзак и Кирьят-Элиэзер. Больница Бней-Цион (бывшая больница Ротшильда) и Центральная синагога в Хадар-Хакармеле относятся к этому периоду. В 1953 году был создан генеральный план транспорта и будущий архитектурный план. В 1959 году группа евреев-сефардов и мизрахи, в основном марокканских евреев, устроила бунт в Вади-Салиб, утверждая, что государство дискриминирует их. Их требование «хлеба и работы» было адресовано государственным учреждениям и тем, кого они считали ашкеназской элитой в Лейбористской партии и Гистадруте.

Тель-Авив приобрел статус, а Хайфа потеряла свою роль в качестве столицы региона. Открытие Ашдода как порта только усугубило ситуацию. Туризм сократился, когда израильское министерство туризма сделало упор на развитие Тверии как туристического центра. Тем не менее к началу 1970-х годов население Хайфы достигло 200 000 человек, а массовая иммиграция из бывшего Советского Союза увеличила население еще на 35 000 человек. Парк высоких технологий Матам, первый специализированный парк высоких технологий в Израиле, открылся в Хайфе в 1970-х годах. Многие исторические османские здания Вади-Салиба были снесены, а в 1990-х годах была снесена большая часть Старого города, чтобы освободить место для нового муниципального центра.

С 1999 по 2003 год несколько палестинских террористов-смертников произошло в Хайфе (в ресторанах Максим и Маца, автобус 37 и др.), В результате чего погибло 68 мирных жителей. В 2006 году Хайфа была поражена 93 ракетами «Хезболлы» во время Второй ливанской войны, в результате чего погибли 11 мирных жителей, а в конце первой недели войны половина населения города бежала. Среди мест, пораженных ракетами, оказались железнодорожное депо и нефтеперерабатывающий комплекс.

 

Демография

Хайфа - третий по величине город Израиля, состоящий из 103 000 семей или 285 316 жителей. Иммигранты из бывшего Советского Союза составляют 25% населения Хайфы. По данным Центрального статистического бюро Израиля, израильские арабы составляют 10% населения Хайфы, большинство из которых проживает в районах Вади Ниснас, Аббас и Халисса. Хайфу обычно изображают как образец сосуществования арабов и евреев, хотя напряженность и враждебность все еще существуют.

В период с 1994 по 2009 год население города сокращалось и старело по сравнению с Тель-Авивом и Иерусалимом, поскольку молодые люди переезжали в центр страны в поисках образования и работы, а молодые семьи мигрировали в спальные районы на окраинах. Однако в результате новых проектов и улучшения инфраструктуры городу удалось обратить вспять сокращение численности населения, уменьшив эмиграцию и привлекая больше внутренней миграции в город. В 2009 году впервые за 15 лет была показана положительная чистая иммиграция в город.

План развития, утвержденный в 2016 году, направлен на увеличение численности населения Хайфы до 330 000 человек к 2025 году.

 

Религиозные и этнические общины

Население неоднородно. Израильские евреи составляют около 82% населения, почти 14% - христиане (большинство из которых - арабские христиане) и около 4% - мусульмане (из которых 20% - ахмади). Хайфа также включает общины друзов и верующих бахаи. В 2006 году 27% арабского населения были в возрасте 14 лет и младше по сравнению с 17% еврейского и других групп населения. Эта тенденция сохраняется в возрастной группе 15–29 лет, где проживает 27% арабского населения, и в возрастной группе 30–44 лет (23%). Население евреев и других в этих возрастных группах составляет 22% и 18% соответственно. Девятнадцать процентов еврейского и другого населения города составляют от 45 до 59 лет, по сравнению с 14% арабского населения. Это продолжается с 14% евреев и других людей в возрасте 60–74 лет и 10% старше 75 лет по сравнению с 7% и всего 2% соответственно среди арабского населения.

В 2006 году 2,9% евреев в городе были харедимами по сравнению с 7,5% в общенациональном масштабе. Однако община харедим в Хайфе быстро растет из-за высокого уровня рождаемости. 66,6% были светскими людьми по сравнению со средним показателем по стране 43,7%. Значительная часть иммигрантов из бывшего Советского Союза либо не имеют официальной религиозно-этнической классификации, либо являются неевреями, поскольку их матери не были евреями (еврейство передается по наследству). Существует также протестантская церковь скандинавских моряков, основанная пастором организации «Праведники народов мира» Пером Фэй-Хансеном.

Хайфа - центр либеральной арабоязычной культуры, как и во времена британского колониального правления. Арабоязычные кварталы, в которых смешаны мусульмане и христиане, находятся в низинах у моря, а еврейские кварталы находятся на возвышенности. В 21 веке развернулась активная арабская культурная жизнь.

 

География

Хайфа расположена на израильской средиземноморской прибрежной равнине, историческом сухопутном мосту между Европой, Африкой и Азией, и в устье реки Кишон. Расположенный на северных склонах горы Кармель и вокруг Хайфского залива, город разделен на три уровня. Самый низкий - это торговый и промышленный центр, включая порт Хайфа. Средний уровень находится на склонах горы Кармель и состоит из старых жилых кварталов, а верхний уровень состоит из современных кварталов, выходящих на нижние ярусы. Отсюда открывается вид на Западную Галилею в Израиле в сторону Рош-ха-Никра и ливанской границы. Хайфа находится примерно в 90 километрах (55,9 миль) к северу от города Тель-Авив и имеет большое количество пляжей на Средиземном море.

 

Флора и фауна

У горы Кармель есть три основных вади: Лотем, Амик и Сиах. По большей части эти долины представляют собой неосвоенные естественные коридоры, которые проходят через город от побережья до вершины горы. По этим местам проходят размеченные пешеходные тропы, которые обеспечивают среду обитания для диких животных, таких как кабан, золотой шакал, даман, египетский мангуст, совы и хамелеоны.

 

Климат

В Хайфе жаркий летний средиземноморский климат с жарким сухим летом и мягкой дождливой зимой (климатическая классификация Кеппена Csa). Весна наступает в марте, когда температура начинает повышаться. К концу мая температура значительно повысилась, что знаменует теплые летние дни. Средняя температура летом составляет 26 ° C (79 ° F), а зимой - 12 ° C (54 ° F). Снег в Хайфе бывает редко, но иногда может наблюдаться температура около 3 ° C (37 ° F), обычно ранним утром. Влажность обычно бывает высокой круглый год, а дожди обычно идут с сентября по май. Годовое количество осадков составляет примерно 629 миллиметров (25 дюймов).

 

Окрестности

Хайфа развивалась поэтапно, от нижнего до верхнего города на Кармель. Самым старым районом современной Хайфы является Вади-Салиб, центр Старого города рядом с портом, который был разделен пополам главной дорогой и частично снесен, чтобы освободить место для правительственных зданий. Вади Салиб простирается до Вади Ниснас, современного центра арабской жизни в Хайфе. В 19 веке под властью Османской империи была построена Немецкая колония, которая стала первой моделью городского планирования в Хайфе. Некоторые здания были отреставрированы, и колония превратилась в центр ночной жизни Хайфы.

Первые постройки в Хадаре были построены в начале 20 века. Хадар был культурным центром и рынком Хайфы с 1920-х по 1980-е годы, располагаясь над арабскими кварталами Хайфы и вокруг них. Сегодня Хадар простирается от портовой зоны у залива, примерно на полпути к горе Кармель, вокруг немецкой колонии, Вади Ниснас и Вади Салиб. В Хаде есть два коммерческих центра (один в районе порта и один на полпути к горе), окруженных некоторыми из старых кварталов города.

Неве Шаанан, район, расположенный на втором ярусе горы Кармель, был основан в 1920-х годах. К западу от порта находятся районы Бат-Галим, пляж Шикмона и Кирьят-Элиэзер. К западу и востоку от Хадара находятся арабские кварталы Аббас и Халиса, построенные в 1960-х и 1970-х годах. К югу от мыса горы Кармель, по дороге в Тель-Авив, находятся районы Эйн-Ха-Ям, Шаар-ха-Алия, Кирьят-Спринзак и Неве-Давид.

Выше Хадара находятся богатые кварталы, такие как Кармель Царфати (французский Кармель), Мерказ ха-Кармель (Центр Кармель), Ромема (Рамот Бен-Гурион), Ахузат-ха-Кармель (Ахуза), Кармелия, Вардия, Рамат Голда, Рамат Алон и Ход-ха-Кармель ( Деня). Несмотря на то, что между арабскими и еврейскими кварталами существует общее разделение, богатые арабы все чаще переселяются в зажиточные еврейские кварталы. Еще один район Кармель - Кабабир, где находится Национальная штаб-квартира ахмадийской общины Израиля; расположен недалеко от Мерказ ха-Кармель, с видом на побережье.

 


Как добраться

На самолёте
Ближайший международный аэропорт — аэропорт имени Бен-Гуриона находится вблизи Тель-Авива. С третьего терминала аэропорта можно добраться до Хайфы поездом примерно за час. Аэропорт Хайфы в настоящее время принимает внутренние рейсы из курортного города Эйлат.

На поезде
Хайфа связана железнодорожным сообщением с основными городами Израиля — Иерусалимом, Тель-Авивом, Беэр-Шевой, Ашдодом, Нетанией в южном направлении и с Акко и Нагарией на севере, а также с Аэропортом Бен-Гурион. Когда входит Шаббат (в пятницу после обеда) поезда прекращают работу до выхода Шаббата (в субботу после обеда). Перед поездкой в эти дни стоит ознакомиться с расписанием.

На автомобиле
Хайфа связана Прибрежным шоссе (№2) с Тель-Авивом. Старое шоссе на Тель-Авив (№4) проходит на некоторм удалении от берега Средиземного моря. Скоростная платная трасса №6 расположена на расстоянии около 25 км от Хайфы.

На автобусе
В Хайфе имеются два автовокзала, Северный и Южный. На Южный автовокзал, расположенный при южном выезде из города прибвыают автобусы из Иерусалима, Тель-Авива, Беэр-Шевы, Эйлата, а также автобусы некотрых местных маршрутов. Этот автовокзал расположен рядом с железнодорожной станцией Хоф-Акармель (Берег Кармеля). Северный автовокзал расположен на северном выезде из города рядом с железнодорожной станцией Лев-Амифрац (по имени расположенного поблизости торгового центра). На Северный автовокзал прибывают автобусы из Акко, Нагарии, Кармиэля, Назарета, Кирьят-Шмоны, Цфата, Афулы, Бейт-Шеана.

На корабле
Хайфа является крупнейшим портом страны.

Транспорт
Городской Транспорт
Эггед. это главная автобусная компания города, она выполняет маршруты во все районы города. Цена за один проезд в городе 6,90 шек. Оплата за проезд производится при входе в автобус у водителя, билет действительн на 1,5 чяса и в течение этого времени вы можете переходить на другие автобусные линий этой компаний внутри города. Перед поездкой стоит ознакомится в расписанием на сайте компаний.
Nazarethe Transport&Tourism. Это небольшая компания которая выполняет маршруты внутри Хайфы в районе нижнего города и Адара. Компания также соединяет Хайфу с другими районами северного Израиля. Цены и расписание на сайте компаний.
Мэтронит (1. Автовокзал Хоф-Кармель - Автостанция Крайот, 2. Вокзал Бат-Галим - Кирьят-Хаим, 3. Ул. Ханевиим (Адар) - Автостанция Крайот). 6,90. это скоростной автобус который курсирует по трем маршрутам, он едит в доль череж всю Хайфу и соеденяет её с Крайот. Маршрут номер 1 курсирует 24 часа в сутки 7 дней в неделю. На каждой остановке на табло написано когда прибудет ближайший метронит, какая линия и куда она едит. Оплата производится на остановке, при вас лучше иметь малые деньги потому что возможно машина продажи билетов не сможет дать сдачи с большой суммы.
Кармелит. рг 06:00-24:00 , Пятница 06:00-15:00, Суббота после выхода Шаббата до 24:00. Это фуникулёр который может завести вас от нижнего города до района "Мерказ Кармель". У кармелита есть только 6 остановок: Площадь Париж (Кмкар Парис); Солель Боне; Ханевиим; Массада; Бней-Цион; Ган ха-Эм.
Маршрутные такси - В городе много маршрутных такси и разных компаний. Большинство выполняют рейсы из района Адара и нижнего города. Цены зависят от вашего пункта назначения.
Транспортная система в Хайфе почти не работает в субботу а также после обеда в пятницу. Компания Эггед выполняет только несколько маршрутов в течений субботы, а после обеда в этот день все маршруты работают. Линий Метронита 2 и 3 не работают в субботу, а также в пятницу после обеда. Также не все маршрутные такси работают в этот период.

 

Отели

Гостевой Дом Певзнер в Хайфе, Хайфа центр. ☎ 972 52 5167216. Дом Певзнер - Дом комфортных апартаментов гостиничного типа со всеми удобствами. В каждом номере полностью оборудованная кухня, столовый уголок, удобная ванная, кондиционер, LCD, спутниковое телевидение и интернет.

Дорого
Dan Carmel Haifa Hotel, 85-87 Hanassi Avenue. Reservations-T.DanCarmel@DanHotels.com ☎ +972-3-5202552, факс: +972-3-5480111. Из гостиницы открывается замечательный вид на город и на залив. Гостиница расположена на вершине горы Кармель
Dan Panorama Haifa Hotel, 107 Hanassi Avenue. Reservations-T.PanoramaHaifa@DanHotels.com  ☎ +972-3-5202552, факс: +972-3-5480111. Из гостиницы открывается замечательный вид на город и на залив. Гостиница расположена на вершине горы Кармель Holiday Inn Haifa. hi.gmsec@hiil.co.il ☎ +972-3-5390808. 600 шекелей за ночь. Гостиница расположена на вершине горы Кармель

 

Связь

Международный телефонный код Израиля: +972. Код Хайфы — 04 (при звонкаж из-за границы набирается лишь цифра 4). В Хайфе действуют все израильские операторы мобильной связи: компании «Оранж», «Пелефон», «Селлком», «Мирс»