Церковь Сакро-Монте-ди-Сан-Карло, Арона

Сакро-Монте-ди-Арона, посвященный Сан-Карло, следует считать частью той системы доальпийских священных гор, которая характеризовала, особенно в 16-м и 17-м веках, великое вдохновение народной религиозности, выраженное между Пьемонтом и Ломбардией.

 

История и художественные коннотации

Инициатива построить Сакро-Монте, посвященная Сан-Карло Борромео, на холме за городом Арона, где святой родился в 1538 году, была выдвинута сжатым отцом Марко Аурелио Граттарола незадолго до церемонии беатификации святого (1610).

Выбранная природная среда представляет значительный ландшафтный интерес: с такой высоты открывается прекрасный вид на озеро Маджоре.

Проект, задуманный отцом Граттарола, должен был прославить — именно на землях, принадлежащих семье Борромео, и в сценарии озера Маджоре — фигуру миланского архиепископа, чья еще яркая память сияла «великим в милосердии, великим в учении, великим в апостольский и великий прежде всего в благочестии и преданности».

Из потребности выразить величие святого сразу возникла идея воздвигнуть колоссальную статую, поставить на вершине горы, чтобы она была видна и с другой стороны озера.

Инициатива немедленно получила аплодисменты и поддержку Федерико Борромео, который к тому времени сменил святого, чьим двоюродным братом он был, во главе Миланской архиепископии.

Руководил проектом архитектор Франческо Мария Риччино (или Ричини) — очень заметная фигура в панораме ломбардского барокко. Он предложил очень амбициозное решение, которое, как и в случае с большинством Sacri Monti, было реализовано лишь частично.

Начиная с триумфальной арки, расположенной у подножия холма как точки входа на путь преданности, три пути должны были ответвляться и подниматься по склонам горы; на каждой из них пять часовен с набором статуй и фресками на стенах рассказывали бы о наиболее значительных действиях, связанных с пастырской работой Сан-Карло («активная жизнь»); выше другие часовни должны были проиллюстрировать примеры духовности, которые он предлагал («созерцательная жизнь»).

В июле 1614 года в присутствии переполненной толпы верующих Федерико Борромео отпраздновал начало строительных работ в Сакро-Монте-ди-Арона. Неподалеку, в те годы необычайного народного подъема, строились дома Орта и Варезе.

Среди приоритетных задач при выполнении работ было строительство святилища (или церкви Сан-Карло), расположенного на вершине горы и спроектированного Риккино как здание с центральным планом, богатым классическими реминисценциями.

Из предусмотренных проектом Риккино часовен было построено лишь несколько: сегодня осталось всего три, изящных в своем классическом стиле, но уже лишенных декоративного аппарата, о котором почти ничего не известно. Однако известно, подтверждая амбиции первоначального проекта, что Мельхиорре д'Энрико, брат и сотрудник Джованни д'Энрико, главного героя работ в Сакро-Монте-ди-Варалло, попросили создать терракотовые статуи. Действительно, вскоре в осуществлении проекта возникли трудности, обусловленные множеством факторов: преждевременной кончиной отца Граттаролы (1615 г.), затем ужасными социальными и экономическими трудностями, вызванными «манзонской» чумой 1629–1631 гг., затем вновь смерть кардинала Борромео (1631 г.). Проект Сакро-Монте, руководство которым перешло к консерваториям библиотеки Амброзиана, переживал годы трудностей, и уже построенные часовни начали приходить в упадок.

Более убедительное восстановление программы реализации произошло только с 1692 года, опять же по указанию семьи Борромео, которая привлекла к новым работам папского архитектора Карло Фонтана. Новая программа строительства изменила размер, о котором мечтали Граттарола и Федерико Борромео: фактически отказались от самой идеи Сакро-Монте с множеством часовен, способных прославлять жизнь святого.

Святилище было завершено только в 1725 году со строительством крыши.

 

Описание

Сегодня внутри святилища, над главным алтарем, мы находим полотно Джулио Чезаре Прокаччини; за алтарем была помещена реконструкция первоначальной комнаты Сан-Карло, полученная путем сбора мебели, уцелевшей во время наполеоновского разрушения близлежащей Рокка-Борромеа, и некоторых реликвий святого, включая, например, его погребальную маску, его седан. стул.

Напротив церкви, на другой стороне площади, находится большой «Семинарио ди Сан-Карло», который был завершен уже в 1640 году (и который затем был заметно расширен в начале 20 века), в котором сейчас находится школа.

Также с площади можно подняться на лестницу, ведущую к высокому гранитному основанию, на котором стоит колоссальная медная статуя Сан-Карло, с самого начала задуманная как венчающий элемент и сильный элемент идентичности Сакро-Монте. Дизайн статуи — работа Джованни Баттиста Креспи, известного как Черано, художника, особенно любимого Федерико Борромео, который некоторое время руководил работами.

Сооружение высотой 28 метров (которое народное почитание вскоре обозначило именем Сан-Карлоне) было построено не без технических трудностей скульпторами Сиро Дзанелла из Павии и Бернардо Фалькони из Лугано: оно было завершено в 1698 году. статуя, образованная большими плитами кованой меди; посетитель может подняться по внутренней лестнице к голове колосса. Только Статуя Свободы в Нью-Йорке среди металлических статуй превосходит ее по высоте.

Колосс Сан-Карло (который должен был быть помещен в перспективе последних часовен, расположенных вдоль пути Сакро-Монте, как его увенчание) теперь стал почти исключительной достопримечательностью этого места.