Базилика Сан-Франческо (Сиена), Сиена

Базилика Сан-Франческо — одна из самых важных церквей Сиены, расположенная на площади Сан-Франческо. Построенный в XIII веке в романском стиле, храм был расширен в последующие два века до нынешнего огромного готического сооружения. Держитесь внутри пикса со Святыми Воинствами. Святилище Базилики находится в ведении Ордена Младших Монахов Конвентуала.

 

История

Францисканцы прибыли в Сиену сразу после смерти св. Франциска Ассизского в 1226 году. Между 1228 и 1255 годами зафиксировано строительство первой небольшой церкви на месте, где сейчас стоит базилика. Нынешнее здание было построено между 1326 и 1475 годами в готическом стиле, расширяя ранее существовавшую церковь. В пятнадцатом веке, возможно, в проекте принял участие Франческо ди Джорджио Мартини. В 1655 году пожар уничтожил церковь, оставив ее в запустении более чем на два столетия: фактически были осуществлены плохие реставрации и плохо сочетающиеся пристройки в стиле барокко. В 1763-1765 годах была построена нынешняя колокольня по проекту Паоло Пози.

В 1855 году, после подавления религиозных орденов в наполеоновскую эпоху, монастырский комплекс стал собственностью Сиенской архиепископии, которая сделала его резиденцией архиепископской семинарии. В 1968 году старинный монастырь, прилегающий к базилике, был приобретен Сиенским университетом, где сегодня находится факультет экономики, политики и статистики.

Церковь была радикально изменена реставрационной кампанией, начавшейся в конце 19 века, реализовав проект в неоготическом стиле по вкусу 19 века. Работы были поручены Джузеппе Партини для интерьеров (1885-1892) и Витторио Мариани и Гаэтано Чеккарелли для строительства нового фасада (1894-1913).

Церковь была возведена как малая базилика папой Львом XIII для сохранения евхаристического чуда.

 

Чудо Святых Воинств

14 августа 1730 года из базилики был украден пирс с 351 освященной гостией. Через три дня, 17 августа, хозяева были найдены в ящике для милостыни близлежащей коллегиальной церкви Санта-Мария-ин-Провенцано (причины кражи и возвращения вора неизвестны). Во время мессы, во время возвышения, прислужник остановился перед ящиком для милостыни и увидел немного белого; открылись, хозяева были найдены. Из гигиенических соображений было решено не употреблять частицы, так как коробка, в которой они были обнаружены, была полна пыли и паутины. Хозяева были возвращены на следующий день большой процессией в Сан-Франческо. Верующие попросили сохранить частицы, чтобы иметь возможность поклоняться им в целях восстановления. Хозяева были помещены сначала в капрал, а затем, после канонического визита отца генерала, в новый пикс, который был опечатан. Примерно через тридцать лет пикс вскрыли и обнаружили, что хосты целы и невредимы; проблема не поднималась, ее закрыли и поместили в скинию. Около 12 раз эта операция была сделана. По прошествии более 280 лет частицы все еще не повреждены, несмотря на то, что их нормальная природа превращается в пульпу и пыль примерно за два года. В 1914 году, когда его снова открыли, мы были поражены тем, что хосты остались целыми. Папа Пий X за несколько месяцев до своей смерти провел химический и биологический анализы, проведенные в том же году профессором Сиро Гримальди и физиком Энрико Меди, которые продемонстрировали, что частицы все еще состоят из пресной хлебной муки, легко портящегося вещества, которое остается без изменений внешнего вида, без бактерий, клещей и плесени, которые вместо этого поразили внутренние стенки скопления, в котором они находились.

Хозяева хранятся зимой и летом в двух разных часовнях внутри базилики, соответственно в правом и левом трансепте. Из 351 исходной частицы осталось чуть более 200, «не потому, — как пишет Витторио Мессори, — те, которые отсутствуют, были уничтожены временем, а потому, что среди множества проведенных «испытаний» было также общение с ними людей, которые попробовали их на вкус». его вкус, который также не изменился».

10 сентября 2014 года, через сто лет после последнего анализа, было проведено новое обследование хостов, которое «подтверждает, что священные частицы, сохранившиеся в базилике Сан-Франческо в Сиене, до сих пор чудесным образом остаются нетронутыми, несмотря ни на что». естественное право».

 

Интерпретация

Католическая церковь приписывает это сверхъестественное явление Реальному и постоянному Присутствию Тела Иисуса в освященных частицах в соответствии с католической евхаристической догмой. Верующие-католики считают это перманентное чудо, в котором воинства, кажется, не испортились на протяжении веков, как доказательство традиционной доктрины пресуществления, сформулированной Святым Фомой Аквинским, который жил в Сиене и имел среди своих учеников блаженного и благородного Сиенского Амвросия. Санседони.

 

Фасад

Средневековая готическая церковь 1326–1475 годов имела фасад, покрытый полосами белого и зеленого мрамора, в стиле внешних боковых стен Сиенского собора, портал пятнадцатого века работы Франческо ди Джорджио Мартини и окно-розетку того же автора. Реставрационные работы, проведенные в конце 19 века, привели к замене этого фасада, ныне разрушенного, на нынешний в неоготическом стиле, кирпичный и очень строгий. Среди немногих украшений есть мраморный купольный портал, на котором в люнете изображены Сан-Франческо и Сан-Бернардино в поклонении Богородице с младенцем, два ангела по бокам и наверху купола Христос с крестом. По бокам окна-розетки изображены символы четырех евангелистов. Гербы, разбросанные по фасаду, также из мрамора, представляют город Сиена и семьи, которые внесли свой вклад в содержание и восстановление церкви. Окно-розетка — единственный старинный элемент, унаследованный Франческо ди Джорджио Мартини от фасада пятнадцатого века.

 

Интерьер

Здание имеет план египетского креста, с одним широким нефом, покрытым фермами, без выступающих часовен, трансептом, также покрытым фермами, и множеством часовен с крестовыми сводами с обеих сторон, заканчивающихся плоской, а не полукруглой стеной. Поскольку это план египетского креста, хор и апсида отсутствуют, их заменила центральная часовня, аналогичная другим в трансепте, за исключением большего размера. Этот план следовал цистерцианской архитектурной схеме и представлял собой упрощенную архитектурную модель нищенствующих орденов, целью которой было, с одной стороны, создать крупномасштабную среду, чрезвычайно подходящую для проповеди огромной толпе верующих, а с другой — устранить декоративные излишества. .

Для всех внутренних стен характерны полосы белого и зеленого мрамора по примеру собора того же города. После пожара 1655 года и реставрации 19 века внутренняя обстановка сильно изменилась по сравнению с прошлым, она выглядит почти без украшений, несмотря на недавнее перемещение картин, первоначально находившихся в алтарях в стиле барокко, снесенных в 19 веке.

Вертикальный выступ нефа в двух поясах с алтарями в первом и готическими окнами с витражами во втором, многостворчатыми окнами вдоль нефа и большим четырехстрельным окном в апсиде. Во всей церкви не менее 36 витражей, изготовленных стекольным заводом Ф. Цеттлера в Мюнхене примерно в 1885-1890 гг. Из них 25 были переделаны тем же стекольным заводом вскоре после Второй мировой войны, будучи разрушены бомбардировками.

 

Контрфасад

На контрфасаде находятся остатки двух гробниц четырнадцатого века и, выше, две большие фрагментарные фрески, отделившиеся соответственно от Порта Романа и Порта деи Писпини: Коронация Богородицы, начатая Сассеттой в 1447 году и завершенная Сано ди Пьетро в 1450 г. (слева) и Рождество Христово в Содоме в 1531 г. (справа).

 

Левая сторона нефа

На этой стороне нефа есть многочисленные работы. Заслуживает внимания портал эпохи Возрождения, который встречается в начале нефа. Он был спроектирован Франческо ди Джорджио Мартини около 1450 года для внешнего фасада и перенесен сюда после реставраций XIX-XX веков (картина маслом на дереве с изображением Святого Падре Пио — современная работа Эцио Поллаи 1996 года).

Также интересны мраморные барельефы, изображающие благословение заложенного камня и, далее, Сан-Франческо, благословляющего птиц, и Сан-Франческо, являющийся Григорию IX, все работы конца XIII века, извлеченные из старой романской церкви и замурованные на этом месте. стена.

В конце стены мы находим отдельно стоящую фреску с изображением Распятия работы Джироламо ди Бенвенуто (конец 15-начало 16 века).

Шесть алтарей являются работами художников 16-17 веков, в том числе Алессандро Казолани и Иларио Касолани, Якопо Цукки, Пьетро Сорри, Пьетро да Кортона, художника, близкого к Дейфебо Бурбарини, и Дионисио Монторселли.

 

Правая сторона нефа

В начале правой стороны нефа в люнете находится Посещение и святые работы сиенского художника начала пятнадцатого века. Далее, в нише, можно увидеть другие фрагменты фресок, приписываемых Андреа Ванни (вторая половина четырнадцатого века), в которых мы узнаем святую Екатерину Александрийскую, святую Маргариту, святого Герардо, святую Кьяру, святого Иоанна Крестителя и Святой Франциск получает стигматы.

В конце стены деревянное распятие конца тринадцатого века — одно из старейших произведений в церкви, чудом уцелевшее во время пожара 1655 года.

Три полотна представляют собой второстепенные работы XVI-XVII веков Джузеппе Никола Насини, Джована Баттисты Рамаччиотти и Алессандро Казолани вместе с Винченцо Рустичи.

За боковым порталом находится гробница Птолемеев, принесенная сюда извне; плита в полу традиционно обозначается как гробница Пиа де Толомей.

 

Главная часовня

Он содержит современный мраморный алтарь, спроектированный Джузеппе Партини и созданный Леопольдо Маккари (19 век), и красивый витраж, самый большой в церкви, а также один из самых красивых современных витражей. На нем изображено одобрение Папой Гонорием III правления Святого Франциска, и он является работой стекольного завода Ф. Цеттлера в Мюнхене в 1889 году (переделанного тем же стекольным заводом в 1952 году).

На левой стене два бюста, изображающие родителей сиенского папы Пия II, Сильвио Пикколомини и Витторию Фортегерри. Это остатки гробниц родителей понтифика, заказанных самим понтификом Антонио Федериги в 1459 году в память о его умерших родителях. По этому случаю тела были перенесены из Пиенцы в эту церковь.

 

Часовни трансепта

Величайшие сокровища церкви находятся в восьми часовнях трансепта по сторонам Капеллы Маджоре (четыре справа и четыре слева).

Начиная с первой часовни, расположенной у задней стены слева, стоит отметить фреску, отделившуюся от клуатра монастыря, написанную Якопо ди Мино дель Пелличайо до 1396 года и изображающую Величество. Во второй капелле находятся две фрески Амброджо Лоренцетти из Капитолийского зала монастыря, датируемые 1335-1340 годами. На них изображены истории францисканских монахов, а именно мученичество шести францисканских монахов (слева) и святой Людовик Тулузский, прощающийся с папой Бонифаций VIII (справа). Вместо этого в четвертой часовне находится работа брата Амброджо, Пьетро Лоренцетти, другая фреска, отделенная от Sala Capitolare и изображающая Распятие (около 1336–1337).

В пятой капелле, первой после главной центральной капеллы, Мадонна с младенцем работы Андреа Ванни (1398 г.) почернела, несмотря на недавние реставрации, из-за пожара 1655 г. Эта картина и деревянное распятие в нефе - единственные работы. «горючие», находившиеся в храме до пожара и пережившие его. На правой стене шестой часовни находится мраморный надгробный памятник рыцарю Кристофоро Феличи, созданный Урбано да Кортона в 1463 году. В следующей часовне, на правой стене, мраморный барельеф около 1340 года работы Джованни д'Агостино. , художник, занимавший в те годы должность мастера-строителя Оперы дель Дуомо. Он представляет Успение Богородицы. В той же часовне современный неоготический полиптих в центре примечателен тем, что является одним из немногих произведений, изображающих святого Максимилиана Марию Кольбе, отца-францисканца, депортированного в Освенцим, который хотел добровольно заменить человека, приговоренного к смертной казни. Фигура Кольбе находится справа на полиптихе и является дополнением Альдо Марци (1973 г.) к более раннему полиптиху Пьетро де Пеццатиса (1898 г.) с Мадонной и Святым Франциском.

Трансепт содержит четыре другие часовни на противоположной стороне от уже описанных. Из них вторая и четвертая, пронумерованные от левой задней стены, хранят Священные Частицы, оскверненные в 1730 году и с тех пор чудесным образом оставшиеся нетленными. Хозяева размещаются во второй и четвертой часовнях летом и зимой соответственно. Вторая «летняя» часовня была построена Лоренцо ди Мариано, известным как иль Маррина, в 1504 году, но полностью перестроена в 19 веке. Однако от первоначального устройства остался только пол с граффити с четырьмя основными добродетелями. Четвертая «зимняя» капелла слева украшена фальшивой фреской-полиптихом второй половины XIV в. работы Липпо Ванни, изображающей Мадонну с младенцем и святых, отделенную от монастыря.

 

Флаги районов в базилике

Со стен нефа свисают флаги районов всего города, как это бывает в других культовых сооружениях Сиены. Поскольку базилика расположена на границе между территорией Контрада-делла-Жирафа и Контрада-дель-Бруко, эти два района находятся под покровительством двух очень важных часовен церкви, соответственно Капелла-Маджоре и Летняя часовня Священного Писания. Хосты. В обоих случаях на входных колоннах часовни изображены четыре флага района, носящего название (по два на каждой колонне). Флаги остальных районов Сиены присутствуют здесь из-за того, что базилика считается одним из мест, связанных с религиозным церемониалом контрада в течение года.

 

Ризница

Доступ к ризнице осуществляется из правого трансепта. В нем сохранилась раковина шестнадцатого века среди фресок Анджели дель Содома.

 

Монастырь

Монастырь Сан-Франческо был построен в 15 веке и расширен в 1518 году. После секуляризации он использовался в качестве резиденции экономического факультета Сиенского университета и библиотеки юридического кружка, которая насчитывает более 177 000 томов и брошюр. 1000 г. шестнадцатого века и многочисленные рукописи.