Фонтан Тритон (Рим), Италия

 

Описание

Фонтан Тритона (Fontana del Tritone) - это фонтан семнадцатого века в Риме, созданный скульптором в стиле барокко Джан Лоренцо Бернини. По заказу своего покровителя, Папы Урбана VIII, фонтан расположен на площади Барберини, недалеко от входа в Палаццо Барберини (в котором сейчас находится Национальная галерея искусства), который Бернини помог спроектировать и построить для семьи Барберини, семьи Урбана. Этот фонтан следует отличать от соседнего Фонтана тритонов (Fontana dei Tritoni) Карло Франческо Бицзаккери на площади Пьяцца Бокка делла Верита, на которой изображены два тритона.

 

История

Сооружение в 1610 г. нового акведука Аква Паола не затмило собой два, воздвигнутых несколькими годами ранее (Аква Верджине в 1570 г. и Аква Феличе в 1587 г.), и возможность возведения на их ответвлениях других фонтанов, которые в тем временем строились для более капиллярного распределения воды по всему городу. Воспользовавшись тем, что в непосредственной близости проходила второстепенная ветвь Аква Феличе, в 1642 году папа задумал использовать ее для фонтана, который, помимо украшения площади перед его дворцом, также служил бы источником воды. общественная полезность.

Создание «общественного украшения города» было поручено Джан Лоренцо Бернини, любимому художнику папского двора Урбана VIII; таким образом, Бернини спроектировал один из своих самых успешных фонтанов, Фонтан Тритона, в 1642-43 годах для площади Барберини. Последнее способствовало восстановлению приличия в районе, ранее использовавшемся для выращивания винограда, расположенном на краю маршрута Страда Феличе; таким образом, местность стала оживляться очень оживленной культурной жизнью, настолько, что с тех пор площадь Барберини (с ее «фонтаном звучащего Тритона», как ее стали называть из-за шипения, издаваемого струей ) стал любимым местом встречи многих художников, приезжавших в Рим.

Колонны и перила, окружающие фонтан и создающие узкую зону уважения, относятся к 19 веку, когда площадь начала подвергаться интенсивному автомобильному движению. Между 19 веком и первыми десятилетиями 20 века, по сути, городская планировка района была перевернута, что привело к строительству различных многоэтажных комплексов зданий, которые резко нарушили баланс, установившийся между зданиями 17 века, Тритоне и Палаццо Барберини.

В любом случае фонтан подвергался различным консервационным и реставрационным работам, последняя из которых относится к 1987-1988 гг., затем к 1990 г., затем к 1991-1992 гг. и к 1998 г. Эффект реставрации особенно любопытен в 1932 г. : после удаления примерно 12 см отложений, которые время отложило на фонтане, это оказалось настолько отличным от того, что было до вмешательства, что в прессе была развязана кампания в пользу восстановления первоначального фонтана, который, как утверждалось, пришлось заменить копией.

Последняя реставрация, завершенная в ноябре 2013 года, включала в себя тщательную дезинфекцию поверхности и удаление биологических и известковых частиц. Вмешательство устранило большую часть пятен и мха, вернув травертину его первоначальный цвет. Полное стирание следов старения на травертинах вызвало споры о методологической правильности вмешательства.

 

Описание

Фонтан «Тритон», полностью высеченный из травертина, состоит из микстилинейного бассейна небольшой высоты, расположенного на уровне земли, над которым размещены четыре дельфина с открытыми ртами, изящно выходящие из зеркала воды. Последние, поворачивая хвосты и переплетая их, держат большую открытую двустворчатую раковину, в центре которой стоит внушительный морской бог Тритон. Тритон с мощным и прямостоящим туловищем и ногами, покрытыми чешуей, запрокидывает голову назад, дуя в большую конусообразную раковину, мощно поддерживаемую руками; в отличие от традиционных тритонов, обычно изображаемых с чудовищным оттенком, статуя Бернини имеет более человеческий вид. В любом случае из буккины (или искривленной раковины), поддерживаемой Тритоном, выходит обильный поток воды, которая, капая из желобков раковины, орошает и поглощает всю работу и, наконец, собирается в бассейне внизу. Два папских герба с тремя пчелами, геральдическим символом семьи Барберини, художественно вплетены между хвостами дельфинов.

В целом фонтан «Тритон» передает явное послание о династической экзальтации семьи Барберини, к которой принадлежал папа: пчелы, по сути, являются геральдическим символом семьи и намекают на торжество Божественного Промысла, тогда как дельфины символизируют путь на льготы, дарованные папской семьей. Точно так же тритон намеревается объявить миру великолепие понтифика или, согласно другим интерпретациям, символизирует бессмертие, достигнутое благодаря изучению гуманитарных наук, имея в виду замечательные литературные дары Урбана VIII, композитора среди прочего великого замечательный сборник стихов.

Фигура Тритона взята из первой книги «Метаморфоз» Овидия, где повествуется именно о тритоне, который, выйдя из волн, играет на своей полой букчине, дабы возвестить миру торжество богов. Во всяком случае, Бернини черпал вдохновение для фигуры тритона из фонтана Орла, созданного Стефано Мадерно и расположенного в садах Ватикана; мотив четырех дельфинов, с другой стороны, был подхвачен аналогичной группой Николя Кордье, предназначенной для фонтана также в садах Ватикана, который теперь исчез.

Помимо технического совершенства, композиционной гармонии и художественного вкуса, которые делают фонтан «Тритон» одним из самых красивых и посещаемых в Риме, здесь Бернини впервые применил особый прием, который затем успешно применил позже, несмотря на множество критических замечаний: представляет собой полое основание основной скульптурной группы. В отличие от того, что всегда делалось до того, центральная группа на самом деле опиралась не на балюстраду или центральную колонну, а на конструкцию (в частности, хвосты дельфинов), которая оставляла пустоту в центре, чтобы придают больший импульс и элегантность композиции.

Соединения
До него можно добраться от станции Барберини.