Фонтего деи Тедески (или, по-итальянски, Фондако деи Тедески) — дворец в Венеции, расположенный в районе Сан-Марко и выходящий на Гранд-канал, рядом с мостом Риальто.
Как и Фонтего деи Турки, Фонтего деи Тедески имеет древнее основание
(13 век) и связан с коммерческими потребностями Венецианской республики:
это был пункт выгрузки товаров, перевозимых немецкими купцами из
Нюрнберга, Юденбурга и Августы, которые хранили их здесь. Здесь также
действовало немецкоязычное население, у которого было соглашение о
посвящении с Светлейшим, например, жители Альтопьяно-деи-Сетте-Комуни. В
конце 14 века во дворце располагались также местные конторы семьи
Фуггеров, известных немецких купцов и банкиров.
Первоначальное
здание стало жертвой разрушительного пожара в ночь с 27 на 28 января
1505 года, но менее чем через пять месяцев венецианский сенат уже решил
восстановить его по проекту Джироламо Тедеско. Это была полная
реконструкция, которая проходила между 1505 и 1508 годами. В отличие от
других дворцов на Большом канале, было решено не прибегать к мраморным
украшениям или элементам лепнины, вместо этого украсив свободные фоны
между окнами фресками, для чего Джорджоне и его юного ученика назвали
Тицианом. По словам Дольче, написавшего в 1557 году, «Правосудие»
Тициана, нарисованное на стороне улицы, было настолько красиво, что его
ошибочно приняли за работу мастера Джорджоне, что вызвало конфликт между
ними.
В 1508 году завершение работ было отмечено торжественной
мессой, и в том же году спор об оплате фресок Джорджоне предполагает,
что внешнее убранство также было завершено. к 1760 году фрески все еще
были довольно разборчивы, о чем свидетельствует серия гравюр Антона
Марии Дзанетти.
Как и другие фонтеги в городе, этот тоже был
закрыт с падением республики в 1797 году.
Здание долгое время
принадлежало итальянскому почтовому отделению. Проданный в 2008 году
группе Benetton за 53 миллиона евро, он подвергся новому статическому и
функциональному восстановлению под художественным руководством
голландского архитектора Рема Колхаса для его преобразования в торговый
центр, также оборудованный культурным центром. который был открыт для
публики 1 октября 2016 года.
Внешний
Большой комплекс с видом на мост Риальто, Фонтего
представляет собой здание квадратной формы, расположенное на трех
уровнях вокруг внутреннего двора, покрытого конструкцией из стекла и
стали, где хранится древний колодец. На первом этаже пять больших
круглых арок замыкают портик в диалоге с Большим каналом, где
разгружались товары. Второй уровень пересекает длинный ряд
многостворчатых и стрельчатых окон, которые симметрично соответствуют
меньшим четырехугольным окнам двух этажей выше. Верх здания зубчатый.
Около 1508 года фасад с видом на Гранд-канал был расписан фресками
Джорджоне и Тициано Вечеллио, но сегодня осталось лишь несколько
фрагментов их работы, испорченных атмосферными явлениями и влажным и
солоноватым климатом лагуны, которые были отделены в течение 20 века и
сегодня хранятся в Галерея Франкетти в Ка' д'Оро и в
Галереи Академии.
Внутренний
В
интерьерах также сохранились бесценные работы художников Паоло Веронезе,
Тициано Вечеллио и Якопо Тинторетто, почти все следы которых сегодня
утеряны. В качестве доказательства функции, которую здание выполняло на
протяжении веков, многочисленные символы, выгравированные торговцами,
остались, прежде всего, на камне колонн, чтобы указать помещения, в
которых можно хранить товары.
Фрески, снятые с внешней стороны здания (с 1937 г.), хранились в
разных местах (Палаццо Дукале, Галерея Академии), прежде чем были
собраны в Ка' д'Оро.
От Джорджоне остаются обнаженная в нише и
фрагменты женских фигур. От Тициана остаются:
Чулок-компаньон,
241x159 см
Джудит/Правосудие, 212×346 см
Битва великанов и
монстров, 157х320 см
Аллегория, 157x328см
Бой путто с драконом,
155х375 см.