Опатув - это город в Польше, в Свентокшишском воеводстве,
историческая провинция Малой Польши. Это столица Опатувского уезда.
Население составляет 7 833 человека (2007 г.). Опатув расположен
среди холмов Малопольской возвышенности, река Опатувка делит город
на две части. Город отмечает пересечение двух главных дорог -
европейского маршрута E371 и национальной дороги № 74
(Пётркув-Трыбунальский - Грубешов). Опатув, однако, не имеет
железнодорожного сообщения. Ближайшая станция находится в
Островец-Свентокшиски, 17 км (11 миль).
Туристические
достопримечательности включают Соборную церковь Св. Мартина 12-го
века, барочный монастырь бернардинцев 15-го века, городские ворота
16-го века и несколько других примечательных зданий.
В городе много исторических зданий, внесенных в список памятников
архитектуры:
Градостроительный план, внесенный в реестр
недвижимых памятников (регистрационный номер: А.527 от 16 мая 1947
г. и от 8 мая 1985 г.).
Соборная церковь св. Мартина, храм в
романском стиле второй половины 19 века. 12 век, в 2006 году
празднование 800-летия присвоения статуса коллегиальной церкви; есть
ряд уникальных памятников, таких как бронзовый Плач Опатовского,
изображающий отчаяние 41 жителя Опатова после смерти Кшиштофа
Шидловецкого, рядом с надгробием канцлера находится также надгробие
его дочери, а также надгробные плиты из двух его сыновей. Кроме
того, на стенах коллегиальной церкви есть картины, изображающие
сцены знаменитых сражений – венский рельеф, Пси-Поле и Грюнвальд.
Также ценны скамьи и лавки 18 века, а также орган, произведение
органного искусства. Регистрационный номер: А.528/1-3 от 18 октября
1956 г., от 21 июня 1967 г. и от 16 июня 1977 г.
Остатки
городских стен, возведенных канцлером Кшиштофом Шидловецким, с
единственными сохранившимися воротами - Варшавскими; регистрационный
номер: А.536/1-2 от 30 мая 1972 г. и 16 июня 1977 г.
Барочный
монастырь оо. Бернардынув, возведенный в 14-15 веках на месте
поселения Жмигруд. Он прославился своей героической обороной во
время упомянутого татарского нашествия в 16 веке.Внутри особенно
интересны главный алтарь в стиле рококо, иллюзионистские приделы, в
том числе Мистическая пресса, и отреставрированные настенные
росписи. Регистрационный номер: А.529/1-3 от 18 октября 1956 г., от
21 июня 1967 г. и от 16 июня 1977 г.
Подполье Опатова - система
бывших торговых погребов, выдолбленных в лёссе под Староместской
площадью (Plac Obrońców Pokoju).
Бывшая синагога на ул. Шерока,
рядом с базарной площадью (ныне несуществующей).
Дом с аркадами
на Рыночной площади XVI века, разрушенный во время Великой
Отечественной войны и перестроенный после войны, в настоящее время
ратуша (ратуша). Регистрационный номер: А.537 от 14 октября 1949 г.
и от 28 октября 1971 г.
часовня св. Иоанна Непомуцкого рубежа
XVIII и XIX веков — деревянная, с шатровой крышей, под которой
находится фигура святого. Отремонтирован в 1990-х, а затем в 2012
году.
Символическая могила Людвика Топора-Звеждовского, повстанца
1863 г. (регистрационный номер: A.535 от 24 мая 1993 г.).
Могила
повстанцев 1863 г. (регистрационный № А.533 от 24 мая 1993 г.).
Могила о. Пшибыловский, повстанец с 1863 г. (регистрационный № А.534
от 24 мая 1993 г.).
Приходское кладбище (регистрационный № А.530
от 17 июня 1988 г.).
Военное кладбище времен Первой мировой войны
(регистрационный № А.531 от 16 мая 1988 г.).
Лапидарий в районе
бывшего еврейского кладбища, ныне городского парка (регистрационный
№ А.532 от 22 апреля 1991 г.).
Свидетельством древнейшей фазы поселения Жмигруд являются в основном
фрагменты керамики позднего неолита и раннего бронзового века, а также
остатки нескольких разрушенных предметов (ям?). Вероятно, это был город
и городской центр, созданный в рамках построения
административно-экономической структуры государства первой династии
Пястов.
Начало заселения современной территории города относится
к рубежу 10 и 11 веков. Крепость под названием Жмигруд, вероятно, была
основана в конце 10 или в начале 11 века.
Первоначально город
находился в северной части нынешнего города. Он имел форму мыса с
лессовым основанием, площадью 1 га и был построен на высоком берегу реки
Опатувки, ранее известной как Лукава. Он функционировал на холме вокруг
монастыря бернардинцев, где археологи обнаружили следы городской
застройки XI-XIII вв., здесь был построен первый храм города, церковь по
плану романской ротонды, вероятно, посвященная Пресвятой Богородице
Мэри.
Новое название «Опатув» впервые появляется в документе Казимира
Справедливого от 1189 года. Есть указания (например, упоминание в
хронике Яна Длугоша), что Опатув был первым польским командованием
тамплиеров, основанным во времена Хенрик Сандомерский, участвовавший
в крестовых походах на Святую Землю вместе с рыцарями-монахами.
Остатки монастыря тамплиеров предположительно являются соборной
церковью св. Мартин.
Предполагается, что около 1237 г., по
пожалованию принца Генриха Бородатого, аббаты вместе с десятком или
около того деревень перешли в собственность любушских епископов. В
1282 году епископы получили от князя Лешека Черного привилегию,
позволяющую даровать немецкие права деревням и городам - этот
документ считается одним и тем же актом (хотя и принципиально
отличным от аналогичных актов того периода) с предоставлением
Магдебургских прав Опатову. - это было первое местонахождение в
районе Гродзиска (Жмигрода), второе местонахождение имело место
около 1328 года и было связано с переводом на противоположный берег
реки Опатувки.
За городом сохранилось обязательство по
предоставлению станций. С 15 века до потери независимости Опатов был
местом собраний бывшего Сандомирского воеводства. Также здесь в 15
веке проходили годы земельного суда для местной знати.
Во
время татарского нашествия в 1502 году он был почти полностью
разрушен. В 1514 году поместье Опатов купил Кшиштоф Шидловецкий,
великий канцлер короны. В то время город был укреплен (до наших дней
сохранились остатки городских стен с единственными сохранившимися
воротами - Варшавскими). После смерти Шидловецкого городом
поочередно владели: Тарновские, Острожские, Любомирские, Потоцкие и
Карские, и до 1864 года он оставался в частной собственности.
В 1576–1578 годах городом владел о. Миколай Кшиштоф Радзивилл
(Сироты), шурин Николая Бучацкого-Творовского.
В 1760 году
король Саксонии Август III назначил Пейсака Хаймовича, жителя
Опатова, королевским синдиком по еврейским делам и одним из факторов
варшавского двора.
В 18 веке Опатов стал убежищем для многих
греков, которые искали убежища от турецких преследований на землях
Королевства Польского. Они получили разрешение основывать храмы и
совершать службы по византийскому обряду. Уже в 1778 году
православный приход св. ул. Николая, который в 1837 году был
перенесен в Радом.
Во время Январского восстания в городе
произошло сражение между войсками 2-го корпуса генерала Юзефа
Хауке-Босака и русскими. Аббаты много раз переходили из рук в руки
во время Январского восстания. Войска генерала Босака захватили
Опатув 25 ноября 1863 года. Тогда погиб только лейтенант Тышкевич.
Оружие и боеприпасы изъяты. Вторая забастовка 21 февраля 1864 г. не
увенчалась успехом. Битва при Опатове вошла в историю как крупнейшее
и одновременно последнее сражение повстанцев.
В межвоенный
период Ярослав Ивашкевич посетил Опатув и описал его в своих
«Путешествиях по Польше». Писатель Станислав Черник родился в
деревне Зохцин, в двух километрах от Опатова, в честь которой
названа уездная библиотека. В другой соседней деревне, Малошице,
родился Витольд Гомбрович, автор Фердидурке. Бюст писателя находится
на площади в центре города.
Во время Второй мировой войны Опатув был районом активной подпольной
деятельности. В ночь с 12 на 13 марта 1943 года отряд «Ендрусюв» при
участии местных партизан Армии Крайовой успешно освободил из местной
тюрьмы 82 заключенных. В период с августа 1944 г. по 16 января 1945 г.
оккупационным мэром Опатова был Бруно Мотчаль.
Во время
нацистской оккупации, 6 апреля 1941 года, немцы создали гетто для
еврейских жителей. Там осталось около 7000 евреев из Опатова и
депортированных из других городов (в том числе из Вены). 21 октября 1942
года большинство евреев были перевезены в лагерь смерти Треблинка II и
там убиты.
В августе 1944 г. Красная Армия вышла в район Опатова
в рамках Львовско-Сандомирской операции, ведя бои за расширение
Барановско-Сандомирского плацдарма, но город был захвачен русскими
только 16 января 1945 г., в ходе январской наступательной операции. .
В результате репрессий оккупантов количество жителей Опатова
сократилось на 50%.
После войны в городе развивалась перерабатывающая промышленность —
пищевая и текстильная. Построен новый жилой массив. Николай Коперник,
Муниципальный дом культуры. В 1964 г., к 20-летию Народной Польши, на
рыночной площади был установлен памятник Героям Опатовской земли, а в
1965 г. перед зданием местной средней школы был открыт памятник
учителям, погибшим во время оккупации. .
В настоящее время город
утратил свое значение. За два десятилетия (1998-2018 гг.) население
Опатова уменьшилось на 12,6 процента.
Опатув был первым городом в Сандомирском воеводстве, где поселились
евреи. Привилегии были предоставлены им в 1545 году великим коронным
гетманом Яном Тарновским, который был тогда старостой Сандомира и
владельцем Опатова.
Перед Второй мировой войной в Опатове
проживало 6000 евреев, который на идиш назывался «Апт». евреи. Они вели
очень культурную и религиозную жизнь. Одним из самых известных жителей
Опатова был раввин Авраам Иегошуа Хешель, ключевая фигура в развитии
хасидского движения.
Во время Второй мировой войны в Опатове было
основано Опатовское гетто, основанное нацистами, которое располагалось в
районе улиц Йоселевича, Затыльна, Вонска и Старвала. В гетто содержалось
около 10 000 человек. евреи. Это место было разрушено во время
Холокоста, а 8000 В октябре 1942 года около 1000 жителей гетто были
отправлены в лагерь смерти в Треблинке, еще 2000 – в Освенцим.
отправлены в трудовые лагеря, из которых так и не вернулись.
национальная дорога № 9 (E371): Радом - Жешув
национальная дорога
№ 74: Валихновы - Велюнь - Белхатув - Петркув-Трыбунальский - Кельце -
Опатув - Красник - Замосць - Грубешув - Зосин - государственная граница
воеводская дорога № 757: Опатов – Стопница