Транспорт
Где поесть
Отели, хостелы и прочие
Влодава - город в восточной части Польши на реке Буг, недалеко от границы с Беларусью и Украиной. Это центр Влодавского уезда, которое находится в Люблинском воеводстве с 1999 года. По состоянию на 2011 год его население составляет 14 800 человек. Город расположен вдоль границ Польши с самой западной Беларусью и Украиной, на берегах реки Буг, в 51 километре (32 милях) от Хелма в Польше и Бреста в Беларуси; 64 километра (40 миль) от Тересполя, 86 километров (53 мили) от Люблина и 77 километров (48 миль) от Любомля в Волынской области Украины. Он находится недалеко от самой южной полосы Беларуси Брестского района в пределах Брестской области, граничащей с северо-западной Украиной.
Влодава впервые упоминается в исторических записях в 1242 году.
Первое письменное упоминание о городе в древнеславянской летописи, в
котором говорится о пребывании там князя Даниила, сбежавшем от татар
в 1241 году. В 1446-1447 годах окружающие территории были
присоединены к Великому княжеству. Литвы и реки Влодавки обозначена
граница между княжеством и польской короной в рамках
польско-литовского союза. В 1475 году Михал и Александр Сангушко
получили город в обмен на польского короля Казимира IV Ягеллона. На
следующие 100 лет город стал домом для семьи Сангушко. Они построили
здесь свой замок и обеспечили процветание города. Sanguszko получил
прибыль от пересечения границы, которая приносила хороший доход. В
1534 году город получил права города, подтвержденные в 1540 году. В
это время начался приток еврейского населения, что способствовало
развитию торговли и ремесел. Расположение на большой реке Буг
способствовало быстрому развитию города как торгового и транзитного
центра.
К концу XVI века Влодава перешла в руки Анджея
Лещинского и с тех пор принадлежала к семье Лещинских для следующих
поколений. Поскольку Лещинский был кальвинистом, Влодава вскоре стал
важным центром протестантизма. В 1624 году здесь были построены
кальвинистская церковь и школа. Между 1633 и 1648 годами министром
кальвинистской общины во Влодаве был польский историк и поэт Анджей
Венгерский. В 1634 году во Влодаве состоялся кальвинистский синод, в
котором приняли участие делегаты всего Речи Посполитой. Протестанты
из Богемии, Моравии и Силезии также поселились во Влодаве в то
время.
В 1648 году казацко-татарская армия разграбила и
разрушила город, убив почти все население, включая всех евреев. В
1657 году город снова был опустошен, на этот раз шведами во время
Потопа. Иоанн III Собеский и последующие польские короли
предоставили право на четыре ежегодные ярмарки. На этих ярмарках
продавались лошади и, прежде всего, волы с близлежащей Волыни,
причем последние даже продавались в Краков, Познань, Берлин и Вену.
Эти ярмарки, а также основное право на соль способствовали богатству
Влодавы. В 17 веке Рафал Лещинский, отец будущего польского короля
Станислава Лещинского, стал владельцем Влодавы, но из-за долгов
продал его Людвику Поцую. Поцеж привел Павлинов из монастыря Ясной
Горы в Ченстохове во Влодаву и построил их монастырь. В 18 веке
город был собственностью семей Поцея, Флемминга, Чарторыйского и
Замойского.
После раздела Польши Влодава была аннексирована
Австрией в 1795 году. В 1809 году она ненадолго вернулась под власть
Польши, будучи частью Варшавского герцогства. В 1815 году он стал
частью Конгресса Польши, первоначально автономного, но позже
принудительно интегрированного в имперскую Россию. Жители Влодавы
активно присоединились к январскому восстанию в 1863 году. После
падения восстания начались кровавые репрессии и усилились попытки
русификации. Во время Первой мировой войны, с 1915 по 1918 год,
город был оккупирован немцами.
После возвращения Польши к
независимости Влодава стала резиденцией Влодавского уезда. В 1939
году, до начала Второй мировой войны, население Влодавы составляло 9
293 человека. В городе находился гарнизон тяжелого артиллерийского
полка и дивизия полевой артиллерии, использовавшиеся армиями
Поморцев и Модлинов для защиты Польши от нацистской Германии и
Советского Союза. Влодава был бомбардирован Люфтваффе 3 сентября
1939 года.
Этнические меньшинства
Еврейская община
Существование еврейской общины во Влодаве впервые зафиксировано в
связи с люблинской ярмаркой 1531 года. К 1623 году Влодава имел
представителя в Совете четырех земель. Процветание общины было
обусловлено предоставлением городского устава в 1534 году. В течение
большей части раннего современного периода, когда польскоязычная
община региона занималась преимущественно сельским хозяйством,
евреи, по-видимому, составляли большую часть населения страны.
город, занимающийся всеми видами ремесленного производства и
торговли. Община была опустошена резней в Хмельницком в 1648 году,
но впоследствии была восстановлена и перестроена. К 1765 году в
городе было 630 евреев. В 1693 году в городе было 197 жилищ, 89 из
которых принадлежали еврейским семьям. Перепись 1773 года записывает
еврейских врачей, мясников, мельников, парикмахеров, ювелиров,
портных, меховщиков, торговцев и картеров, в дополнение к одному
еврею в каждой из профессий медника, сапожника, стекольщика,
чендлера и рулевого. Было также 8 школьных учителей, 2 педагога,
кантор, басист и игрок на тарелках. В 1827 году было 2236 евреев, а
в 1907 году - 6706.
В конце 19-го века во Влодаве находилась принадлежащая евреям
паровая мельница, кожевенный завод и мыловаренный завод. Из 184
магазинов в городе 177 принадлежали евреям. Первая сионистская
организация Влодавы была основана в 1898 году, в городе также были
организации Бунд, Агудат Исраэль и Поалей-Сион. Была также школа для
девочек Beis Yaakov.
Влодава была более 70% евреев до
нацистско-советского вторжения в Польшу и Холокоста. Город стал
частью немецко-фашистского Люблинского района правительства после
вторжения. Влодавское гетто было создано немецкой администрацией в
1941 году. Там были отправлены евреи из всех соседних мест. Гетто
было переполнено, и ему не хватало еды и лекарств. Голод и болезнь
были обычным явлением. Облавы на перевозку Холокоста в близлежащий
лагерь уничтожения в Собиборе происходили волнообразно: 1300 евреев
в мае 1942 года, 5400 евреев в октябре, 2800 евреев в ноябре 1942
года и 2000 в апреле 1943 года, а также последние 150 человек в мае
1943 года. В июне все оставшиеся еврейские дети в возрасте до 10 лет
были депортированы и отравлены газом. Во время ликвидации гетто в
конце октября 1942 года сотни евреев бежали в окружающие леса.
Влодавские евреи были в основном депортированы в Собибор, но
некоторые были казнены на местах в рабочих лагерях немецкого
Arbeitslager, таких как в Адамполе. Несколько евреев из Адамполя и
Влодавского гетто смогли сбежать и присоединились к парчанам Парчева
в лесах, активно борясь с нацистами с помощью Советского Союза и
оружия. Еврейское кладбище было снесено немцами, которые
использовали надгробия в качестве дорожного строительного материала
и превратили синагогу в военное хранилище.
По дороге во
Влодаву находится памятник евреям из Влодавы, которые были убиты в
Адамполе. Известно, что сегодня в городе не живут евреи, хотя
красивая барочная синагога Влодава служит главной туристической
достопримечательностью. Włodawa landmenschafte (общество) было
основано в Америке для выживших и потомков еврейской общины Влодавы,
и ее члены разбросаны по всей территории США, Канады, Австралии,
Англии, Израиля и других местах. В Лондоне была синагога Влодава
(Лондон).
Сообщество амишей
В 1700-х годах, когда
некоторые семьи амишей путешествовали на запад из Германии и
Швейцарии в поисках религиозной свободы в Пенсильвании, другие
отправлялись в Центральную и Восточную Европу. В 1781 году
австрийский император Иосиф II пригласил немецких фермеров переехать
в Галицию после захвата региона (который сегодня находится в
юго-восточной Польше и Западной Украине) в Первом разделе Польши.