Транспорт
Где поесть
Отели, хостелы и прочие
Хелм - город в восточной Польше с населением 63 949 человек (2015). Он расположен к юго-востоку от Люблина, к северу от Замоча и к югу от Белой Подляски, примерно в 25 километрах (16 милях) от границы с Украиной. Хелм был столицей Хелмского воеводства, пока в 1999 году он не стал частью Люблинского воеводства. Город носит в основном промышленный характер, хотя в нем также есть многочисленные известные исторические памятники и туристические достопримечательности. Хелм является множественным (бывшим) епископством. Его этимология проистекает из славянского слова «холм», по отношению к высокогорскому горскому ущелью.
Первые следы поселения в районе современного Хелма датируются как
минимум 9 веком. В следующем столетии был создан славянский
город-крепость (Гор), который изначально служил центром языческого
богослужения. Этимология названия неясна, хотя большинство ученых
получают его от славянского существительного, обозначающего плоский
холм. Центр города расположен на холме под названием Гора Хелмска.
Тем не менее, также предполагается, что название происходит от
кельтского корня. В 981 году город, в то время населенный
восточнославянским племенем бужан, стал частью Киевской Руси вместе
с окружающими городами Червен. Согласно местной легенде, Владимир
Великий построил там первый каменный замок в 1001 году. После
захвата Польши в 1018 году Киев вошел в состав Польши до возвращения
в Киевское правление в 1031 году.
В 1235 году Даниил
Романович из Галича предоставил городу городской чартер и перенес
столицу его владений в 1241–1272 годах после разрушения Галича
монголами в 1240–1241 годах. Данило также построил новый замок на
вершине холма в 1237 году, один из немногих русинских замков,
которые выдержали нападения монголов, и основал православную епархию
(епархию) с центром в базилике Рождества Пресвятой Девы Марии. До 14
века город развивался как часть Галицко-Волынского королевства, а
затем как часть недолгого княжества Хелм и Белз (см. Герцогство
Белз). В 1366 году король Казимир III Великий аннексировал регион с
Польшей во время Галицко-Волынских войн. 4 января 1392 года город
был перемещен, и Магдебургскому праву была предоставлена обширная
внутренняя автономия.
Халмская католическая епархия
Латинского обряда была создана в 1359 году, но ее место было
перенесено в Красныстав после 1480 года. Переименовано в
Хелм-Люблинскую епархию в 1790 году, в 1805 году оно было подавлено,
но с 2005 года Хелм официально восстановлен и внесен в список
католиками. Церковь как латинское титульное епископство.
Православное епископство вступило в общение с римским престолом в
конце 16-го века как Украинская католическая епархия Хелм-Белз,
сохранив свой византийский обряд, но в 1867 году оно стало частью
Императорской Русской Православной Церкви, а теперь является
Архиепархией Люблина и Хелм Польской Православной Церкви.
Город был столицей исторического региона Хелм, административно
являющегося частью Русского воеводства со столицей во Львове
(Львов). Город процветал в 15 и 16 веках. Именно тогда прославился
Хелмский Голем раввина Илии Бааля Шелмский, но город упал в 17 веке
из-за войн, разоривших Польшу. В 18 веке ситуация в восточной Польше
стабилизировалась, и город начал медленно восстанавливаться после
ущерба, нанесенного во время Потопа и восстания Хмельницкого. Это
привлекло много новых поселенцев со всех частей Польши, включая
людей католической, православной и еврейской веры. В 1794 году было
создано Хелмское воеводство. Хелм был одним из первых городов,
присоединившихся к восстанию Костюшко позднее в том же году. В битве
при Хелме 8 июня 1794 года войска генерала Юзефа Зайчека были
разбиты русскими при Валериане Зубове и Борисе Лейси, город был
снова разграблен вторгающимися армиями. В следующем году, в
результате Третьего раздела Польши, город был аннексирован
Австрийской империей.
Возраст перегородок
Во время
наполеоновских войн в 1809 году, под влиянием польско-австрийской
войны, город был частью Варшавского герцогства. Однако Венский
конгресс 1815 года наградил его императорской Россией. Город вступил
в период упадка, поскольку местные административные и религиозные
учреждения (включая епископство) были перенесены в Люблин. В
середине 19 века русская армия превратила город в сильный гарнизон,
что сделало русских солдат значительной частью населения. Период
упадка закончился в 1866 году, когда город был подключен к новой
железной дороге. В 1875 году российские власти ликвидировали
униатское епископство, и все местные униаты были насильственно
преобразованы в Русскую православную церковь. В конце 19 века
местные административные учреждения были восстановлены, а в 1912
году была создана местная губерния. Во время русской революции 1905
года в городе было создано Украинское просветительское общество
Просвита.
Во время Первой мировой войны в 1915 году большая часть
украинского и русского населения была эвакуирована в Слободскую
Украину и российские черноземные районы, после чего процент
польского населения значительно вырос. В 1918 году, после Первой
мировой войны и окончания имперского господства над Польшей, город
стал частью Люблинского воеводства (1919–1939) в возрожденной Второй
Польской Республике.
Вторая Мировая Война
27 сентября 1939
года советская Красная Армия оккупировала Хелм, но через две недели
вышла в соответствии с Германо-советским пограничным договором. Уже
7–9 октября 1939 года переименованный город Кульм был оккупирован
немцами. В пятницу, 1 декабря 1939 года, в 8 часов утра местных
беззащитных евреев на рассвете отвезли на рыночную площадь
(«Округлак» или «Ринек») в окружении павших немецких соединений СС и
местных чиновников из числа коренного населения. Они были вынуждены
на марш смерти в Грубешов.
До 1940 года немецкий рейх создал
16 исправительно-трудовых лагерей в новом Люблинском районе, а в
1942 году во время операции «Рейнхард» были построены особо скрытные
лагеря смерти Белжец и Собибор, расположенные рядом с
исправительно-трудовыми лагерями и совершавшие массовые убийства
польских евреев, некоторые из кого также сформировали
Sonderkommando. Заключенными, работающими на принудительных работах,
были также местные жители из соседних деревень и городов Хелм (также
Хельм или Кульм на немецком языке), который затем был соединен с
основной железнодорожной линией через 40-километровую (25 миль)
железнодорожную ветку с дальнейшими участками промышленно развитых
стран. массовое убийство. Почти все еврейское население было убито в
лагере смерти Собибор во время Холокоста в оккупированной Польше.
Некоторым выжившим удалось найти убежище в туннелях Хелм Мел.
После операции "Барбаросса" в 1941 году немцы создали лагерь для
военнопленных в Хелме, который назывался Шталаг 319, для
военнослужащих Красной армии, захваченных в восточной Польше и
современной Украине или Белоруссии, поверх заключенных, привезенных
с Запада (в основном из Франции), всего 200 000 до июля 1944 года.
За три года там погибло около 90 000 заключенных. Памятник памяти
жертв Шталаг 319 был открыт в Хелме в мае 2009 года в присутствии
иностранных дипломатов.
С 1942 по 1945 год Хелм был одним из
многочисленных мест массовых убийств на Волыни эскадронами смерти
ОУН-УПА и группами украинских националистов. Город и его окрестности
также стали свидетелями убийств из мести между украинцами и польской
самообороной. Как отмечают историки Гжегож Мотика и Владимир
Вятрович, эта тема весьма противоречива, поскольку в 1944 году лидер
ОУН-УПА Роман Шухевич издал приказ о фабрикации доказательств
ответственности Польши за военные преступления, совершенные там.
Хелм в еврейской литературе
К концу Второй мировой войны
только остаток еврейского населения Хелма c. 18000 выжили. Им
удалось эмигрировать в Израиль, Северную Америку, Центральную
Америку, Южную Америку или Южную Африку. Хелм стал известен
благодаря еврейским рассказчикам и писателям, таким как Исаак
Башевис Зингер, лауреат Нобелевской премии, писатель на идиш,
который написал «Дураки Хелма и их история» (опубликовано в
английском переводе в 1973 году) и великий идиш. поэт Овсей Дриз,
который писал рассказы в стихах. Известные изменения еврейского
фольклора в Хелме включают комедию Хеломера Хеломера («Мудрецы
Хелма») Аарона Цейтлина, «Герои Хелма» (1942) Шломо Саймона,
опубликованную в английском переводе как «Мудрецы Хелма» (Simon,
1945) ) и «Больше мудрецов из шлема» (Simon, 1965), а также книга
«Челмер Хахомим» Ю.Ю. Ствола. Аллен Мандельбаум «Хелмаксиомы:
максимы, аксиомы, максиомы хелма» (David R. Godine, 1978)
рассматривает мудрецов еврейского Хелма как ученых, знающих, но
лишенных смысла. Хелмские истории подражают процессу толкования
мидрашей и талмудического стиля аргументации и продолжают диалог
между раввинскими текстами и их проявлением на повседневной арене.
Кажущийся случайным вопрос, характерный для Еврейского совета Хелма,
может быть истолкован как комедийный намек на обширную талмудическую
литературу. Сочетание параллельной аргументации и лингвистической
общности позволяет еврейской текстовой традиции, а именно
талмудической, просвечивать через хелмский фольклор.
Хелмские меловые туннели (Chełmskie podziemia kredowe), Любельска
55А, ☏ +48 82 565 25 30, ✉
zabytkowakopalnia@interia.pl индивидуальные путешественники
могут исследовать туннели в 11: 00, 13:00 и 16: 00 (дополнительное
время в июле и августе), группы нуждаются в бронировании. Со Средних
веков до 19-го века Хелмисты выкапывали мел из земли, на которой
стояли их дома, а затем продавали его. В конце концов раскопки
слились, чтобы создать проблему оседания в зданиях выше и обширный
(15 км) лабиринт под городом. Около 2 км из них открыты для
посещения туристами. 12 злотых.
Базилика Рождества Пресвятой Девы
Марии (Bazylika Narodzenia Najświętszej Maryi Panny), Любельска 2.
Одна из главных достопримечательностей города. Как
церковно-монастырский комплекс Базилика Рождества Пресвятой Девы
Марии стоит в центре Хелма на холме Хелм (также называемом Соборным
холмом или замковым холмом). На протяжении своей истории церковь
была Украинской Православной, Украинской Католической (также
известной как греко-католическая) и Римско-Католической. Вокруг
базилики находится городской парк и кладбище.
Малая Синагога
(Малая Синагога). Построен в 1912-1914 годах. В здании находится
бар.
Православная Церковь Иоанна Богослова (Cerkiew św. Яна
Теолога), Генрика Сенкевича 1, ☏ +48 82 564 70 44.
Дворец
Кречмар (Pałac Kretzschmarów), Почтова 50. Одно из самых красивых
зданий в Хелме, построенное в конце 19-го века/начале 20-го века.
Название здания происходит от имени Вильгельма Кретцшмара, местного
промышленника, который заказал это здание. Это здание используется в
качестве офиса местного правительства со времен Второй Мировой Войны
и не открыто для посещения.