Монастырь Алкобаса, Португалия

 

Монастырь Алкобаса (португальский: Mosteiro de Alcobaça, Mosteiro de Santa Maria de Alcobaça) — католический монастырский комплекс, расположенный в городе Алкобаса в центральной Португалии, примерно в 120 км к северу от Лиссабона. Монастырь был основан в 1153 году первым португальским королем Афонсу Энрикешем и на протяжении всей своей семивековой истории поддерживал тесные связи с португальской монархией.

Церковь и монастырь были первыми готическими зданиями в Португалии, и вместе с примерно более старым августинским монастырем Санта-Крус в Коимбре он был одним из самых важных средневековых монастырей в Португалии. Благодаря своей художественной, культурной и исторической значимости он был включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1989 году.

 

История

Монастырь Алкобаса — одно из первых зданий, связанных с цистерцианским орденом в Португалии. Он был основан в 1153 году в качестве подарка от первого португальского короля Афонсу I или Афонсу Энрикеша (1112–1185) Бернарду Клервоскому после завоевания королем города Сантарен у мавров в марте 1147 года. Основание монастыря был частью более широкой стратегии короля Афонсу I по утверждению своей власти и содействию колонизации земель, недавно отвоеванных у мавров во время « Реконкисты-Кристы » или Реконкисты .

Строительство началось в 1178 году, примерно через 25 лет после того, как первые цистерцианские монахи поселились в регионе Алкобаса. Первоначально монахи жили в деревянных домах и переехали в недавно построенный монастырь только в 1223 году. Сама церковь не была завершена до 1252 года. Церковь и прилегающий к ней монастырь являются самыми ранними примерами истинно готической архитектуры в Португалии, и сама церковь был самым большим в Португалии на момент его завершения. Последний штрих в этом большом средневековом ансамбле был нанесен в конце 13 века, когда король Денис I (1261–1325) приказал построить готический монастырь, также известный как монастырь молчания.

Монахи посвятили свою жизнь религиозной медитации, создавая иллюминированные рукописи в скриптории. Монахи монастыря написали раннюю авторитетную историю Португалии в виде серии книг. Библиотека в Алкобасе была одной из крупнейших средневековых библиотек Португалии, но была разграблена вторгшимися французами в 1810 году, а многие предметы были украдены во время антиклерикальных беспорядков в 1834 году, когда религиозные ордена в Португалии были распущены. Остатки монастырской библиотеки, в том числе сотни средневековых рукописей, сегодня хранятся в Национальной библиотеке Португалии, национальной библиотеке Португалии в Лиссабоне.

В средние века монастырь быстро стал могущественным и влиятельным в королевстве Португалия. Монастырь владел и развивал обширные сельскохозяйственные угодья, а аббат оказывал влияние на большую территорию. Народная школа была открыта в 1269 году. О значении монастыря можно судить по тому факту, что здесь были похоронены многие монархи в 13 и 14 веках. Здесь похоронены короли Афонсу II и Афонсу III и их королевы Уррака Кастильская и Беатриса Кастильская, а также король Педро I и его любовница Инес де Кастро, убитая по приказу отца Педро, короля Афонсу IV. Став королем, Педро заказал две великолепные готические гробницы для себя и своей любовницы, обе из которых до сих пор можно увидеть внутри монастырской церкви.

Во время правления Мануэля I к монастырю был пристроен второй этаж и построена новая ризница в характерном португальском стиле поздней готики, известном как «мануэлин». Монастырь был расширен в 18 веке, к церкви были добавлены новый монастырь и башни, хотя средневековая структура в основном сохранилась. В период барокко монахи славились своими глиняными скульптурами, многие из них до сих пор находятся внутри монастыря. Изысканные изразцы и запрестольные образы завершили убранство церкви.

Великое Лиссабонское землетрясение 1755 года не нанесло существенного ущерба монастырю, хотя часть ризницы и несколько небольших построек были разрушены. Гораздо больший ущерб был нанесен вторжением французских войск в первые годы XIX века во время войны на полуострове, которая сама была частью наполеоновских войн. Помимо разграбления библиотеки, они разграбили гробницы, украли и сожгли часть внутреннего убранства церкви. В 1834 году, с роспуском монастырей в Португалии, обитель покинули последние монахи.

Монастырь Алкобаса был классифицирован как национальный памятник 1 января 1907 года и включен в зону особой охраны 16 августа 1957 года.

 

Искусство и архитектура

Монастырь Алкобаса был построен в стиле ранней готики и представляет собой приход этого стиля в Португалию. Церковь и другие основные постройки строились с 1178 года до конца 13 века. Церковь была освящена в 1252 году. Следуя заветам цистерцианского ордена, первоначальные монастырские постройки были построены по строгим архитектурным линиям, без каких-либо украшений, кроме некоторой капитальной скульптуры и статуи Девы Марии.

Внешний вид
Главный фасад монастыря имеет два простых крыла с церковью посередине. Фасад церкви представляет собой смесь стилей: портал и окно-розетка наверху были частью первоначальной церкви, а статуи и две боковые башни были добавлены в начале 18 века. Боковые стены церкви имеют зубцы, а апсида имеет восемь контрфорсов, поддерживающих вес свода апсиды, что является типичной чертой готической архитектуры.

Интерьер церкви
Первый архитектор(ы) церкви, скорее всего, французского происхождения, следовал проекту аббатства Клерво (в настоящее время в основном разрушено), которое было основано Бернаром Клервоским в 1115 году. Церковь представляет собой здание с латинским крестом с ярко выраженные трансепты и три прохода. Боковые проходы нефа столь же высоки (20 м), как и центральный, что вместе с относительной стройностью церкви (17 м) и большой длиной (106 м) создает впечатление монументальности. Алкобаса спустя 800 лет остается самой большой португальской церковью. Вертикальный акцент, наблюдаемый в здании, является типичной готической чертой.

Колонны и стены лишены декора, как это требуется в цистерцианских церквях, а интерьер очень ярко освещен рядами окон на стенах и окнами-розетками на главном фасаде и трансептах. Главная часовня, как и часовня Клерво, окружена галереей (амбулаторной) и имеет ряд расходящихся часовен. Проходы перекрыты простыми готическими сводами.

Королевские гробницы
В трансепте церкви находятся гробницы короля Педро I и его любовницы Инес де Кастро, убитой в 1355 году по приказу отца Педро, короля Афонсу IV. Став королем, Педро приказал перенести останки своей возлюбленной в ее могилу в Алкобасе и, согласно популярной легенде, короновал ее как королеву Португалии и приказал придворным воздать ей должное, поцеловав ее разлагающуюся руку.

Эта пара королевских гробниц неизвестного автора в Алкобасе входит в число лучших произведений готической скульптуры в Португалии. Гробницы поддерживают львы, в случае короля, и полулюди-полузвери, в случае Инес, и обе несут лежащие фигуры умерших, которым помогает группа ангелов. Стороны гробницы Педро великолепно украшены рельефами, изображающими сцены из жизни святого Варфоломея, а также сцены из жизни Педро и Инес. Ее могилу украшают сцены из жизни Христа, в том числе Распятие и Страшный суд.

Часовня Святого Бернара
В этой часовне, расположенной на южной стороне трансепта, есть скульптурная группа, изображающая «Смерть святого Бернара», одно из лучших произведений, созданных монахами Алькобасы 17-го века. В каждой стороне часовни похоронены короли Афонсу II и Афонсу III.

Королевский пантеон
С правой стороны трансепта можно попасть в Королевский Пантеон, комнату, построенную в конце 18 века в неоготическом стиле, которая является самой ранней неоготической архитектурой в Португалии.

В Королевском Пантеоне находятся гробницы 13-го века двух королев Португалии, Урраки Кастилии и Беатрикс Кастилии, вышедшей замуж соответственно за королей Афонсу II и Афонсу III. Есть меньшие могилы неопознанных принцев. Самая примечательная гробница - это гробница королевы Урраки (умерла в 1220 г.), похороненная в богато украшенной гробнице в позднем романском стиле. Над гробницей виден рельеф с изображением королевы, а стороны украшены апостолами под круглой арочной галереей. На других рельефах изображен король в окружении детей, оплакивающий покойную королеву, а также Христос в окружении мандорлы и символов четырех евангелистов. Другие гробницы богато украшены арабесками мудехарско-романского стиля, а также изображениями апостолов.

Ризница
Из амбулатории можно попасть в ризницу церкви. Ризница была построена в стиле мануэлино в начале 16 века, но ее пришлось перестраивать после землетрясения 1755 года. Коридор, ведущий в ризницу, перекрытый великолепным мануэлинским ребристым сводом, и портал в ризницу пережили землетрясение. Портал обрамлен переплетенными растительными ветвями, на которых изображен герб Португалии.

Комната королей
В этой комнате, расположенной недалеко от входа в церковь, есть ряд статуй 17–18 веков, представляющих королей Португалии. Стены украшены бело-голубой плиткой 18 века, рассказывающей об истории монастыря Алкобаса с момента его основания Афонсо Энрикесом.

Общежитие
Спальня представляет собой большую готическую комнату, где монахи спали вместе; только аббату разрешалось иметь собственную комнату. В 16 веке пространство было разделено на отдельные кельи. В 1930-х годах стены камер были снесены.

Трапезная
Трапезной была комната, в которой монахи каждый день принимали пищу. Пока они ели, один из монахов читал вслух отрывки из Библии с кафедры, которая в Алкобасе встроена в одну из стен. Доступ к кафедре осуществляется через арочную галерею с лестницей. Кафедра – одно из самых гармоничных архитектурных сооружений монастыря. Как и общежитие, трапезная имеет множество колонн, разделяющих проходы, и перекрыта ребристыми сводами в стиле ранней готики.

Монастырь тишины
Обитель монастыря была построена во времена правления короля Диниса I и на его средства. Это одна из крупнейших средневековых цистерцианских обителей в Европе. Его колонны украшены капителями с анималистическими и растительными мотивами. Строителем был португальский архитектор Доминго Домингес. В готическом Фонтанном зале находится элегантный водоем эпохи раннего Возрождения, украшенный ренессансными мотивами, в том числе гербом монастыря. Второй этаж монастыря в стиле мануэлино, о чем свидетельствуют типичные витые колонны, был построен в начале 16 века.

Дом главы
Эта комната, где собирались монахи для обсуждения повседневных дел монастыря, была самой важной комнатой после церкви. Их ежедневные собрания начинались с прослушивания чтения главы из Правил святого Бенедикта. Вход в дом осуществляется через портал в романском стиле с двумя одинаковыми окнами по бокам. Комната теперь заполнена статуями в стиле барокко, созданными монахами для главной часовни церкви.

Кухня
Кухня монастыря была построена и покрыта изразцами в середине 18 века. Центральная труба огромна и поддерживается восемью железными колоннами. Вода и свежая рыба отводились из реки Алкоа в кухонный бассейн по специально построенному каналу.