Старый собор Коимбры, Португалия

 

Старый собор Коимбры (португальский: Sé Velha de Coimbra) — римско-католическое здание в романском стиле в Португалии. Строительство Се-Вельи началось через некоторое время после битвы при Орике (1139 г.), когда принц Афонсу Энрикеш объявил себя королем Португалии и выбрал Коимбру столицей. В соборе похоронен первый граф Коимбры, мосараб Сиснандо Давидес.

 

История

Коимбра (римский город Эминиум) была резиденцией епископства с V века, после того как соседняя Конимбрига была захвачена и частично разрушена вторгшимися свевами в 468 году. Почти ничего не известно о соборах, которые предшествовали Се Велья в Коимбре. В 1139 году, после битвы при Орике, король Афонсу Энрикес решил профинансировать строительство нового собора, учитывая плохое состояние его предшественника. Окончательный импульс проекту дал епископ Мигель Саломао, который помог оплатить работы. В 1185 году король Саншу I, второй король Португалии, был коронован в новом соборе, что свидетельствует о том, что строительные работы находятся в продвинутом состоянии. Основное здание было закончено в первые десятилетия 13-го века, хотя монастыри были начаты только в 1218 году, во время правления короля Афонсу II.

Проект романского собора приписывают мастеру Роберу, возможно, французскому архитектору, который в то время руководил строительством Лиссабонского собора и регулярно посещал Коимбру. Работами руководил мастер Бернар, возможно, также француз, которого сменил мастер Соэйро, архитектор, работавший в других церквях епархии Порту.

В 16 веке к собору было много пристроек. Часовни, стены и колонны нефа были покрыты изразцами, с северной стороны фасада были построены монументальные ворота Эспециоза, а южная часовня апсиды была перестроена в стиле ренессанс. Тем не менее, основная архитектура и структура романского здания остались нетронутыми. В 1772 году, через несколько лет после изгнания иезуитов из Португалии маркизом Помбала, резиденция епископства была перенесена из старого средневекового собора в церковь иезуитов-маньеристов, впоследствии названную Новым собором Коимбры (Sé Nova de Coimbra). .

 

Архитектура

Собор Коимбры - единственный из португальских романских соборов времен Реконкисты, сохранившийся относительно неповрежденным до наших дней. Соборы Порту, Браги, Лиссабона и других со временем подверглись значительной реконструкции.

Внешний вид
Снаружи старый собор Коимбры выглядит как небольшая крепость с ее высокими зубчатыми стенами и несколькими узкими окнами. Этот грозный вид объясняется воинственными временами, в которые он был построен. В центре западного фасада находится башнеобразное сооружение с порталом и таким же верхним окном. И портал, и окно сильно украшены романскими мотивами арабского и дороманского стилей. Фасад укреплен толстыми контрфорсами по углам, компенсирующими наклон местности (собор построен на склоне холма).

На северном фасаде есть замечательный, хотя и разрушенный портал в стиле ренессанс, который называется Porta Especiosa. Трехэтажный портал был построен в 1530-х годах французским скульптором Жоао де Руан (Жан Руанский). С восточной стороны видна полукруглая апсида с тремя расходящимися часовнями; главная и северная часовни все еще романские, а южная была перестроена в эпоху Возрождения. Над трансептом находится романский фонарь на крыше с некоторыми деталями в стиле барокко.

Интерьер
Внутри собора есть неф с двумя проходами, небольшой трансепт и восточная апсида с тремя часовнями. Неф перекрыт бочкообразными сводами, а боковые нефы — крестовыми сводами. Неф имеет верхний этаж, просторный трифорий (арочную галерею), который при необходимости может вместить больше служителей мессы на трибунах. Капители всех колонн в интерьере украшены преимущественно растительными мотивами, а также животными и геометрическими узорами. Окна фонарной башни и большое окно западного фасада являются основными источниками естественного освещения собора.

Монастырь, построенный во время правления Афонсу II (начало 13 века), представляет собой переход от романского к готическому стилю. Каждая из готических стрельчатых арок, выходящих во двор, включает в себя две двойные круглые арки в романском стиле.

 

Искусство

Столицы
Самым примечательным аспектом романского убранства Старого собора Коимбры является большое количество скульптурных капителей (около 380), что превращает его в один из самых важных ансамблей романской скульптуры в Португалии. Основные мотивы - растительные и геометрические, в них просматриваются арабские и дороманские влияния, но есть также пары четвероногих (включая кентавров) или птиц, обращенных друг к другу. Здесь практически нет ни человеческих изображений, ни библейских сцен. Отсутствие скульптурных человеческих фигур может быть связано с тем, что многие художники, работавшие в соборе, были мозарабами, то есть христианами, жившими на арабских территориях и поселившимися в Коимбре в XII веке. Эти художники, возможно, не привыкли к человеческим изображениям, которые запрещены в исламе.

Гробницы
От готической эпохи (13-14 вв.) вдоль боковых проходов сохранилось несколько гробниц с лежащими статуями, некоторые сильно разрушены эрозией. Наиболее примечательной является гробница леди Ватаса Ласкарис (или Бетаса), византийки, которая приехала в Португалию в начале 14 века вместе с Елизаветой Арагонской, которая должна была выйти замуж за короля Диниса I. На ее могиле находится символ Византийской империи. : двуглавый орел.

16-ый век
На рубеже 15 и 16 веков епископ Хорхе де Алмейда спонсировал крупную декоративную кампанию. Колонны и стены проходов были покрыты плиткой из Севильи с разноцветными геометрическими мотивами, напоминающими арабское искусство. Большинство из них было удалено, но многие остались, особенно в стене слева от входа в собор, а также во многих часовнях и надгробных памятниках. Еще одним важным дополнением стал огромный деревянный столик главной часовни, вырезанный между 1498 и 1502 годами фламандскими художниками Оливье де Гандом и Жаном д'Ипрем. Ретабло в ярком готическом стиле иллюстрирует историю Марии и Христа и занимает все пространство главной часовни в романском стиле. Он лучший в своем роде в стране. Алтарь поддерживается алтарным столом в романском стиле.

Северная часовня (часовня Святого Петра) имеет ренессансный алтарь французского скульптора Николау Шантерена (начало 16 века). Южная часовня апсиды была полностью перестроена в стиле высокого ренессанса и содержит великолепный столик с изображением Иисуса и апостолов. Алтарь был закончен около 1566 года и является работой Жуана де Руана (Жана Руанского). В 1530-х годах тот же художник построил Порта Эспечиоза на северном фасаде.

В трансепте есть красивая крестильная купель в стиле готика-ренессанс (1520-1540) из церкви Святого Иоанна Альмедины (Сан-Жуан-де-Альмедина). Оригинальная мануэлинская купель для крещения из собора Коимбры сейчас находится в Новом соборе Коимбры (бывшая иезуитская церковь города).