Церковь Санта-Мария (Igreja de Santa Maria) или Материнская церковь Обидуша (Igreja Matriz de Óbidos) (основанная между 1148 и 1185 годами) — главная церковь в деревне Обидуш, округ Лейрия, Португалия. Учитывая важность наследия, он классифицируется как объект общественного интереса.
Хотя в этом отношении нет уверенности, происхождение церкви, согласно
традиции, восходит к вестготскому периоду, а в мусульманский период она
была преобразована в мечеть. Действительно, известно, что он был освящен
Д. Афонсу Энрикесом после завоевания деревни (1148 г.).
Приорат
Альфонсинской церкви был передан Сан-Теотониу, компаньону Д. Афонсу
Энрикеса, видному деятелю церкви и настоятелю монастыря Санта-Крус в
Коимбре. Церковь Санта-Мария также была резиденцией коллегиальной
церкви, которая была запрещена либеральным законодательством в середине
19 века.
Средневековый храм перестраивался с конца 15 века, и
работы продолжались до первой четверти 16 века. Среди зданий того
периода, которые сохранились до наших дней, колокольня и часовня
Носа-Сеньора-да-Пьедаде с гробницей Николау Шантерена (ок. 1526–1528), в
которой покоятся останки Д. Жоао де Норонья и Д. Изабель. де Соуза.
Около 1570 г. здание оказалось под угрозой разрушения, возможно,
из-за последствий предыдущего землетрясения, а 15 августа 1571 г. (в
день Успения Богородицы) началась его полная реконструкция, с крестным
ходом и большим религиозным аппарат, «продолжая работы под защитой
королевы Д. Катарины и приора Д. Родриго Санчеса, испанского
священнослужителя, милостыни королевы и пользовавшегося большим
авторитетом при дворе Карла V. Эта кампания привела к его нынешней
конфигурации. , с вероятным риском королевского архитектора Антонио
Родригеса […] Примерно столетие спустя в нем проводятся новые работы по
благоустройству по инициативе приора доктора Франсиско де Азеведу
Каминьи, который обновляет церковь с помощью художественной программы в
стиле барокко - потолок , изразцы и холсты в нефах».
Здание строилось на протяжении нескольких столетий, отражая
стилистические особенности сменявших друг друга периодов с элементами
мануэлино, ренессанса, маньеризма и барокко.
Структура церкви
обнаруживает сходство с нищенскими храмами, представляя собой продольный
план с 3 нефами (центральный - самый высокий), разделенными четырьмя
пролетами арок, опирающимися на дорические колонны. Деревянный потолок
украшен богато украшенной росписью 19 века. XVII. Осевой портал эпохи
Возрождения в триумфальной арке с двумя парами классических колонн,
поддерживающих фронтон, в нише которого находится скульптура
покровителя; призматическая колокольня, покрытая пирамидальным куполом
(остаток кампании работ Мануэлино).
Сопутствующая часовня
Носа-Сеньора-да-Пьедаде представляет собой замечательную гробницу Жоао
де Руао (объединенная) и Николау Шантерена (Положение во гроб и, по
мнению некоторых авторов, Успение Богородицы). Скульптурный ансамбль,
признанный национальным памятником, подчиняется канонам и орнаментальной
тематике эпохи Возрождения, являясь частью производственного центра
Коимбры; увенчан барельефом с изображением Вознесения Богородицы и
представляет собой Положение во гроб, в котором фигуры Христа,
Богородицы, Сан-Жуан-Евангелиста и Санта-Мария-Магдалена, вырезанные из
камня Анса, «открывают в благородном достоинство драпировки и изысканная
пластика лица и руки, гениальность незаурядного художника».
Следует выделить динамизацию внутренних теменных поверхностей,
достигаемую барочной отделкой изразцовых покрытий, росписью и золоченой
резьбой. В резном резном алтаре главного престола коринфские колонны
обрамляют восемь полотен художника Жуана да Кошты со сценами из жизни
Богоматери (ок. 1622 г.): Благовещение; Поклонение пастухов; Поклонение
волхвов; Представление в храме; Апостолы у Гроба Богородицы; и набор из
трех изображений в верхней части, представляющих Успение Богородицы. В
запрестольном образе бокового алтаря (сторона Послания) находятся пять
картин Хосефы де Обидуш, намекающих на Санта-Катарину (ок. 1661 г.) –
центральные полотна: Санта-Катарина, спорящая с врачами и Разрушение
колеса мученичества; верхние полотна: Кающаяся Магдалина (слева),
Мистический брак святой Екатерины (в центре) и Святая Тереза
Учительница Церкви (справа). Две картины, расположенные в верхней
части каждого бокового нефа, также приписываются Хосефе де Обидуш
(«Крещение Христа»; «Вознесение»). Наконец, следует отметить богатство
изразцового покрытия XVII и XVIII вв.