Галерея искусства стран Европы и Америки XIX—XX веков, Москва

Галерея искусства стран Европы и Америки XIX—XX веков

Описание Галереи искусства стран Европы и Америки XIX—XX веков

Часы работы вт, ср, сб, вс с 11:00 до 20:00
касса (вход) с 11:00 до 19:00.
чт, пт с 11:00 до 21:00
касса (вход) с 11:00 до 20:00
Выходной день понедельник
Автоответчик +7 (495) 609-95-20
Справки по телефону +7 (495) 697-15-46
Адрес Москва, ул. Волхонка, 14
Проезд М. Кропоткинская, М. Боровицкая, М. Библиотека им. Ленина

Стоимость входного билета:
400 рублей - входной билет
200 рублей – льготный билет
БЕСПЛАТНО – дети до 16 лет
Участники программы «Друзья Пушкинского» проходят по карте без очереди и без билета.

Комплексные билеты*:
600 рублей - входной билет
300 рублей – льготный билет
БЕСПЛАТНО – дети до 16 лет

 

Галерея искусства стран Европы и Америки XIX—XX веков - филиал Государственого музея имени А.С. Пушкина. Коллекция состоит из частных коллекций Щукина и Морозова. Галерея европейского и американского искусства 19 и 20 века находится в здании левого флигеля бывшей усадьбы князей Голицыных (середина 18- ого века). Галерея искусства стран Европы и Америки XIX—XX веков быla открытa в качестве музея в 2006 году.

 

До наших дней в своем первоначальном виде дошли лишь каменные ворота с княжеским гербом Голицыных. Наибольшие изменения коснулись левого флигеля. В 1890—1892 годах он был переоборудован архитектором В.П. Загорским под меблированные комнаты и получил название «Княжий двор». В нем останавливались и подолгу жили В.И. Суриков, И.Е. Репин, А.Н. Скрябин, Л.О. Пастернак. После революции в этом здании размещались различные организации.

Перейдя в ведение ГМИИ им. А.С. Пушкина, это здание было полностью реконструировано в 1988–1993 годах. В доме открылся отдел ГМИИ под названием Музей личных коллекций, продолживший традиции этого здания. Ведь именно в этой усадьбе еще в 60-е годы XIX века размещались доступная для обозрения публики картинная галерея и античные «редкости» из коллекции М.А. Голицына. И в этом смысле Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков принимает эстафету, ведь история формирования коллекции Галереи неотделима от истории московского собирательства и связана с именами известных московских меценатов, таких как С.М. Третьяков, С.И. Щукин, И.А. Морозов.

 

Музей

Художественное собрание начало формироваться в середине XIX века, когда среди меценатов и промышленников Москвы появилась мода на коллекционирование живописи. В музее представлена коллекция полотен французских импрессионистов и постимпрессионистов из собраний купцов Ивана Морозова и Сергея Щукина. Меценаты начали приобретать работы художников в конце XIX — начале XX веков, когда импрессионизм не имел большой популярности в Европе и Российской Империи. Так, Иван Морозов увлекался работами Поля Сезанна, Мориса Дени и Пьера Боннара, а Сергей Щукин стал покровителем Анри Матисса и Пабло Пикассо, покупая практически все новые полотна мастеров. Большую роль в формировании музейной коллекции живописи конца XIX — начала XX веков также сыграли собрания Ильи Остроухова, Сергея Полякова и Сергея Щербатова.

После революции 1917 года все частные коллекции были национализированы. Сергей Щукин и Иван Морозов эмигрировали, оставив свои коллекции в России. Спустя некоторое время на основе их собраний были открыты постоянные экспозиции. В 1918 году в бывшем доме Щукина основали Первый Музей новой западной живописи под руководством деятеля искусства Якова Тугендхольда. В это же время Второй Музей новой западной живописи открылся в особняке купца Морозова. Его директором стал Борис Терновец.

В 1923 году коллекции Щукина и Морозова были объединены и получили название Государственный музей нового западного искусства (ГМНЗИ). Общее собрание, насчитывающее около 500 полотен, выставлялось в бывшем доме Морозова на Пречистенке, 21. Музею удалось добиться художественных обменов, в результате которых в коллекции появились работы итальянских, немецких, бельгийских, чехословацких и польских мастеров.

В послевоенном СССР началась борьба с формализмом, поэтому в 1948 году Музей нового западного искусства был закрыт, а собрание распределено между Государственным музеем имени Пушкина и Эрмитажем. В 1980-х флигель перешёл к Пушкинскому музею, в фонд которого в 1990-х поступили полотна других современных художников Василия Кандинского и Марка Шагала. Музей решил использовать здание для экспонирования этой коллекции.

В день открытия галереи в 2006 году директор ГМИИ Ирина Антонова высказала идею о воссоздании Музея нового западного искусства, объединив московскую и петербургскую коллекции. Однако глава Эрмитажа Михаил Пиотровский отказался отдавать полотна.

Коллекция картин расположена в 26 камерных залах. По состоянию на 2018 год в состав музейной коллекции входят работы Гюстава Курбе, Поля Эллё, Камиля Писарро, Пьера Боннара, Анри Тулуза Лотрека, Пьера Сесиль Пюви де Шаванна, Жан-Франсуа Милле, Оноре Домье, Нарсис Диаз, Луи-Габриэль-Эжен Изабе, Франсиско Гойя, Эжена Делакруа, Жана Огюста Доминика Энгра, Поля Делароша. В отдельном зале экспонируется немецкая школа живописи XIX века, где представлены произведения Каспала Фридриха и художников «назарейцев». Также отдельная экспозиция посвящена Клоду Моне, Полю Сезанну, Полю Гогену и Анри Матиссу.