Месторасположение: Москва, Андроньевская площадь, дом 10
Ближайшие станции метро: "Римская", "Площадь Ильича"
Спасо-Андроников монастырь — бывший монастырь на левом берегу реки Яузы в Москве, освященный в честь Образа Спаса Нерукотворного и содержащий самое старое сохранившееся (т.е. вне Кремля) здание в Москве. Здесь находится Музей древнерусского искусства Андрея Рублева, названный в честь самого известного монаха этого монастыря.
Богословская область, изучающая жития святых, называется агиографией.
Согласно житию, архиепископ Киевский и всея Руси Алексий, отправившийся
в 1354 году в Константинополь, в пути попал в сильную бурю и едва не
погиб. Он продолжал молиться о спасении и обещал в случае удачи
построить собор в Москве. Собор должен был быть освящен в честь святого
покровителя в день окончания плавания. В день праздника в честь
Спасителя корабль с митрополитом вошел в бухту Золотой Рог, и основанный
святителем московский монастырь был освящен как Андроников монастырь
Нерукотворного Спаса.
Светские ученые, исследовавшие этот вопрос,
объясняют, почему монастырь был основан в 1357 году. По мнению
историков, митрополит Алексий, в 1356 году вновь посетивший
Константинополь, привез в монастырь икону Нерукотворного Образа
Спасителя, которая стала реликвией обители. Он передал икону монастырю в
августе 1357 года, когда был освящен Спасский собор обители. В честь
Константинопольского залива был назван приток реки Яузы, а одна из
столичных улиц в окрестностях была переименована в Золоторожский вал.
В названии монастыря также присутствует имя первого настоятеля
Андроника, который был любимым учеником и сподвижником преподобного
Сергия Радонежского.
В 1368 году в монастыре случился пожар, и первый Спасский собор,
построенный из дерева, сгорел. Вскоре после этой трагедии храм был
отстроен заново, используя в качестве строительного материала тонко
обожженный кирпич, называемый очистками; в первой половине XV в. собор
был основательно перестроен, оставив от прежнего храма лишь белокаменные
рельефы с изображением фрагментов растений и мифических животных.
В 20-е десятилетия XV века монахом Спасо-Андроникова монастыря был
известный русский иконописец Андрей Рублев. Считается, что художник умер
в монастыре в 1428 году во время эпидемии и был похоронен здесь. Однако
его могила до сих пор не найдена.
В конце XV века за пределами
монастырских стен возникло поселение под названием Слободка. В нем жили
ремесленники, занимавшиеся изготовлением кирпича. В то время в Москве
строился Кремль, и кирпич для возведения стен и башен требовался в
больших количествах. Сам Андроников монастырь в это время стал
крупнейшим в России центром переписывания церковных книг. В монастыре
хранились многочисленные труды Максима, известного религиозного
публициста и греческого писателя.
В конце XVII века царица Евдокия Лопухина приступила к восстановлению
монастыря. С ее легкой руки в монастыре появилась церковь над трапезной,
в которой находились храмы Архангела Алексея и Архангела Михаила. На
нижнем этаже находилась усыпальница семьи Лопухиных. Здесь же была
построена небольшая церковь с иконами Богородицы.
Спустя
несколько десятилетий стены монастыря были отстроены в камне. Над
Святыми воротами возвышалась 73-метровая колокольня. Автор проекта
Родион Казаков разместил на нижнем ярусе колокольни церковь с именем
Святого Симеона Госпитальера.
Во время войны с Наполеоном
монастырь был разграблен французскими войсками, после поджога
захватчиками сгорели архивы, иконостас и Спасский собор. В середине XIX
века собор был восстановлен, к нему были пристроены две часовни -
Андрониковская и Успения Богородицы.
Когда пришла советская
власть, более десятка монахов Андроникова монастыря встретили ее, но уже
через год после революции монастырь был закрыт. В стенах монастыря был
создан первый концлагерь для содержания противников новой власти, до
1922 года на территории монастыря проводились массовые расстрелы и казни
царских офицеров, после чего была открыта колония для беспризорных
детей, а в 1928 году монастырь был передан заводу "Серп и молот", на
территории которого были устроены В 1928 году монастырь был передан
заводу "Серп и молот", на территории которого были устроены комнаты для
рабочих. Вскоре после этого были разрушены колокольня Родиона Казакова и
монастырский некрополь с могилами иконописца Андрея Рублева, мецената
Павла Демидова, основателя русского театра Федора Волкова и многих
дворян, чьи имена навсегда вписаны в историю России.
После окончания Великой Отечественной войны историкам удалось
доказать, что Спасский собор Андроникова монастыря является самым
древним из сохранившихся в столице зданий, и в 1947 году художник и
ученый Игорь Грабарь предложил правительству создать на территории
монастыря музей. Была создана инициативная группа. Сталин дал добро, но
вскоре после его смерти работы были заморожены и возобновились только в
конце 50-х годов прошлого века.
В 1960 году ЮНЕСКО объявила год
русского иконописца А. Рублева. Со дня рождения мастера древнерусской
живописи прошло шесть веков. Под давлением международной культурной
общественности советское правительство вынуждено было разрешить
проведение экспозиции, и музей Андроникова монастыря начал свою работу.
В 1989 году был заново освящен собор монастыря, в котором в
настоящее время регулярно проводятся богослужения. Разрушенная
колокольня не восстанавливалась, была построена только деревянная
колокольня. Помимо Спасского собора, на территории Андроникова монастыря
находятся трапезная (начало XVI века), каменная башня и стены
(XVII-XVIII века), настоятельские покои (конец XVII века), барочная
церковь Архангела Михаила (конец XVII - начало XVIII века), братский
корпус (начало XVIII века), здание, в котором располагалась семинария
(начало XIX начало XIX в.), а также сохранились родовые усыпальницы
Лопухиных.
В 1993 году в результате археологических исследований
в Спасском соборе был обнаружен древний престол и неизвестные
захоронения под ним.
Предложение о создании музея на территории Андроникова монастыря было
выдвинуто группой ученых: архитектором-реставратором П. Барановским,
ученым и художником И. Грабарем, археологом Н. Ворониным и писателем П.
Максимовым. Свое предложение ученые обосновали тем, что стены церкви
Спаса Непобедимого, расположенной на территории монастыря, были
расписаны Андреем Рублевым и его товарищем Даниилом Черным. Официальное
открытие экспозиции состоялось в 1960 году.
Сегодня в музее
хранится более 13 000 экспонатов, среди которых не только иконы, но и
фрески, резьба по дереву, древнерусские книги (рукописи и старопечатные
издания), а также археологически ценные предметы, обнаруженные при
реставрации Спасского собора Андроникова монастыря.
Наиболее
ценные и известные экспонаты Музея Рублева относятся к огромному
историческому периоду - с XIII по XX век:
- Икона "Всемилостивый
Спаситель" из собрания Гавшинки - самая древняя в коллекции Музея
Рублева. Икона "Всемилостивый Спас" из Гавшинки - самый древний экспонат
в собрании музея. Спас был написан в византийский период, по одним
теориям - в XIII веке, по другим - в XI-XII веках. Икона находится в
конце XVIII века в Спасской церкви села Гавшинка под Ярославлем. Икона
довольно большая (123х83 см) и очень хорошо сохранилась.
-
Небольшая икона у входа в церковь Архангела Михаила, где представлено
большинство экспонатов, также имеет давнюю историю. Эта икона была
"пожертвованием" и находилась в Спасском соборе, который был перестроен
в 30-х годах XV века. Икона вышита золотом и серебром и датируется
первой половиной XV века.
- Фрески, представляющие особый интерес
для посетителей музея, были привезены из разных русских церквей. Особую
ценность представляют произведения, написанные древними мастерами для
церкви Спаса на Нередице. Эти фрески были написаны в XII веке. При
строительстве Угличского водохранилища был затоплен Троицкий собор
Макарьевского Калязина монастыря, фрески которого XVII века также
хранятся в музее А. Рублева. При строительстве Горьковской ГРЭС было
утрачено несколько церквей, одна из них - Воскресенская церковь в Пчеже;
фрески XVIII века сохранились и находятся в экспозиции Андроникова
монастыря.
- Реставрация Спасского собора в Андрониковом
монастыре, начатая в середине прошлого века по инициативе группы И.
Грабаря, привела к многочисленным археологическим открытиям. В коллекции
музея представлены печные изразцы ручной работы, посуда, церковная
утварь, колокольчики, эмалированные украшения, выполненные в технике
скани, надгробные плиты, сохранившиеся из утраченных захоронений
монастырского некрополя.
- Особое место в музее занимают
старинные книги. Среди экспонатов - рукописи, старопечатные книги,
свитки и дипломы. Самая древняя из них - книга XV века о житии Василия
Великого.
Памятник Андрею Рублеву был установлен в 1985 году
перед входом в монастырь на Андроньевской площади. Не сохранилось ни
одного портрета иконописца, написанного Рублевым при жизни, и скульптор
О. Комов представил зрителям творческого, пытливого и набожного
художника. В Спасском соборе Андроникова монастыря сохранился фрагмент
фрески Рублева и "последняя работа" его жизни - цветочный декор на
откосах окон.
С 1930-х годов, когда коммунисты разрушили Спасский собор XIV века в
Лесу, собор монастыря вновь привлек внимание как старейший из
сохранившихся в Москве. Следовательно, его нынешний вид является
результатом противоречивой советской реставрации (1959–1960), в ходе
которой были удалены все дополнения более поздних периодов. На его
стенах не видно ничего, кроме следов фресок Андрея Рублева и Даниила
Черного.
Второй по древности памятник (1504–1506) в аббатстве —
просторная трапезная, третье по величине такое сооружение после
Грановитой палаты и Иосифо-Волоцкого монастыря. Прилегающая церковь в
стиле барокко была построена Евдокией Лопухиной в 1694 году в память о
рождении ее сына царевича Алексея и содержит усыпальницу семьи
Лопухиных.
Массивные стены и башни XVII века напоминают о том
периоде, когда монастырь защищал восточные подступы к Московскому
Кремлю. В 1795 году заложили неоклассическую колокольню, одну из самых
высоких в Москве. Эта удивительная колокольня была разрушена в 1929–1932
годах, а ее кирпичи впоследствии повторно использовались при
строительстве близлежащих зданий.