Церковь св. Антипа Пергамский — храм в Москве, в составе центрального благочиния Московской городской епархии Русской Православной Церкви.
Храм находится в Заниеглимине — одном из древнейших поселений в
пределах Москвы, к юго-западу от Кремля. Первое упоминание о храме с
таким названием в этой местности относится к 1625 году. Церковь, однако,
могла быть старше, хотя точное время ее постройки не установлено. По
разным версиям, здание было построено в 1514, 1519 годах (в то время оно
могло быть работой Алоизия Медиоланского) или чуть позже, после 1530
года. Также не поясняется, почему святой Антипа Пергамский,
малоизвестный в Россия, стала покровительницей храма. Планировка здания
и явное влияние итальянской архитектуры в его облике могли говорить об
авторстве Алоизия.
Здание шестнадцатого века было перестроено и
расширено. Еще в 16 веке, до 1596 года, старая церковь была полностью
преобразована. Уникальной особенностью церкви являются две алтарные
апсиды: в большей находится главный алтарь св. Антипы, в стороне —
алтарь св. Григория, которого, вероятно, добавил род Скуратов, возможно,
Малюта Скуратов, желавший таким образом почтить своего святого
покровителя, или его потомки, чтобы помолиться за его душу. В XVII веке
церковь была фамильной усыпальницей рода Скуратовых. По преданию, в
церкви св. Антипа, состоялась одна из свадеб Ивана Грозного. В храме
неоднократно служили патриархи Московские и всея Руси, на службы
приходили цари и представители знати. Популярность храма объяснялась
тем, что его покровителем был святой, которому приписывали исцеление
зубов. В XVII веке был построен второй придел св. Николая, перестроенный
в 1739-1741 годах в связи с плохим техническим состоянием по инициативе
князя Сергея Голицына. В 1798 году еще один придел Рождества св. Иоанна
Крестителя с дополнительным притвором и отдельной колокольней.
Церковь оставалась действующей до 1929 года, когда ее закрыли и передали
Центральным живописным курсам Союза художников революции. Затем здание
приспособили под квартиры. В 1950-х годах купол над алтарем св. Санта. В
1966 году храм был уже серьезно разрушен, хотя в части здания еще
располагались квартиры и склад. В конце того же десятилетия началась
реставрация объекта. Лью Дэвид, который руководил им, изначально
намеревался снести все элементы, добавленные после 16 века, и оставить
только самую старую часть здания. Однако музей изобразительных искусств,
оставшийся собственником здания, воспротивился этим планам и намеревался
разместить здесь библиотеку. Поэтому до 1983 года церковь реставрировали
в том виде, в котором она функционировала после последнего расширения,
только купол над алтарем св. Санта.
Русская Православная Церковь
вернула себе здание в 2005 году, и тогда в нем была отслужена первая с
1929 года Святая Литургия.