Адрес: Невский
Проспект 40-42
Тел. 318 4108
Метро: Гостиный Двор
Открыт: 9:00- 21:00
Армянская церковь
Св. Екатерины - Армянская Апостольская церковь на Невском проспекте,
в центре Санкт-Петербурга. Построенный в 1770-х годах, она является
одной из самых ранних армянских церквей в России.
Частные конюшни императрицы Елизаветы Русской стояли на месте
Армянской церкви в середине 18 века, пока она не была предоставлена
петербургским армянам 2 мая 1770 года императрицей Екатериной
Великой по просьбе ее представителя известного армянского ювелира
Ивана Лазарева. Строительство новой Армянской церкви в основном
финансировалось Лазаревым, который предоставил 30 000 рублей из 33
000 на строение здания. Армянская церковь была спроектирована Юрием
Фельтеном. Его строительство началось весной 1771 года и завершилось
в 1776 году. Армянская церковь была освящена 18 февраля 1780
года Овсепом Аргутяном (князем Аргутинским-Долгоруковым),
архиепископом Русской епархии Армянской церкви, в присутствие князя
Григория Потемкина, фаворита Екатерины Великой. Храм был назван в
честь Екатерины Александрийской, тезки императрицы. Армянская
церковь- это ранний пример русского классицизма. Стены покрыты белым
и синими цветами. У церкви неоклассический портик и отдельный купол.
Дальнейшая история
Армянская церковь Св. Екатерины стал центром армянской культурной
деятельности в российской имперской столице. Первое армянское
издательство в России функционировало неподалеку. У церкви не было
колоколов до 1865 года, когда Хрифофой Е. Лазарев получил разрешение
на их установку. Церковь была полностью отремонтирована
российско-армянским архитектором Александром Таманяном в 1906-09
годах.
Армянская церковь Св. Екатерины была закрыта советскими властями в
мае 1930 года. Во время Второй мировой войны здание служило штабом
противовоздушной обороны, а затем в качестве комнаты для
декорирования Ленинградского театра музыкальной комедии. Армянская
община восстановила право владения церковью в августе 1992 года, а
первая служба состоялась в марте 1993 года. После тщательной
реставрации церковь была вновь открыта 12 июля 2000 года Каретовым
II, Католикосом всех армян и Патриархом Московским Алексием II. Храм
был вновь отремонтирован в 2014 году.
Здание было построено архитектором Ю. М. Фельтеном
в глубине участка, в створе им же спроектированных домов № 40 и 42,
фасады которых вытянуты по линии Невского проспекта (строительство
северного флигеля производилось на десятилетие позднее, возможно,
помощником Фельтена арх. Егором Соколовым). Из-за этого и главный
фасад церкви неизбежно должен был быть ориентирован на Невский, а
главный вход в храм — находиться не с западной, как принято, а с
южной стороны. При том что единственная апсида церкви ориентирована
на восток, внутреннее пространство церкви приобретает достаточно
сложный характер.
В основу архитектурного решения фасада
зодчий положил те же принципы, которыми он руководствовался и
создавая чуть ранее лютеранскую церковь Св. Екатерины на
Васильевском острове, но при этом заметно усилил его декоративное
оформление, а сам портик получил более сильный вынос и
дополнительные боковые стенки, с торцов оформленные пилястрами. Для
того чтобы придать большее разнообразие поверхности стены,
используются разные формы проемов: прямоугольные и арочные в первом
ярусе и небольшие круглые окошки (сочетающиеся с квадратными
филенками) — во втором. Вместо строгих капителей тосканского ордера
здесь в колоннах портика и сдвоенных пилястрах, закрепляющих углы
фасада, Фельтен использовал ионические капители «с висюльками», а на
стенах между оконными проемами первого и второго яруса размещены
барельефы, воспроизводящие типичный барочный мотив — головки путти в
облаках. Ангелочки же водружают крест над входной дверью в храм.
Поле фронтона заполняет многофигурная композиция: «Католикос Григор
Просветитель свершает крещение царя Трдата III».
В интерьере
главный элемент декора — 20 парных колонн композитного ордера,
размещенных по углам подкупольного квадрата и в преддверии алтарной
апсиды. Облицованные жёлтым искусственным мрамором, с белыми
капителями, они выразительно смотрятся на фоне беломраморных стен.
Над колоннами — не прерываясь, по всему периметру помещения —
тянется декоративный карниз с дентикулами.