Церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Рву или Собор Василия Блаженного, Москва

 

Описание

Адрес: Красная площадь 2
Телефон (495) 698 3304
Открыто: с мая по ноябрь: с 10:00 до 18:00 среда - понедельник
Декабрь - Апрель: с 10:00 до 17:00
Метро: Охотный Ряд, Площадь Революции
Вход: 100 рублей - взрослый, 50 рублей - студент
www.saintbasil.ru

 

Собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву или Собор Василия Блаженного - православный храм на Красной площади в Москве, являющийся одним из самых популярных культурных символов России. Здание, ныне являющееся музеем, официально известно как собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву, или Покровский собор. Он был построен с 1555 по 1561 год по приказу Ивана Грозного в память о взятии Казани и Астрахани. Его завершение и оформление цветами были произведены в 1683 году. Это было самое высокое здание в городе до завершения строительства колокольни Ивана Великого в 1600 году.

Первоначальное здание, известное как Троицкая церковь, а позднее Троицкий собор, состояло из восьми часовен, расположенных вокруг девятой, центральной, посвященной Покрову; десятая часовня была возведена в 1588 году над могилой почитаемого местного святого Василия (Бэзила). В XVI и XVII веках, поскольку она воспринималась как земной символ Небесного Града, как и все церкви византийского христианства, церковь была известна в народе как "Иерусалимская" и служила аллегорией Иерусалимского храма на ежегодном параде в Вербное воскресенье, в котором принимал участие Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл. Царь.

Собор имеет девять куполов (каждый из которых соответствует своей церкви) и имеет форму пламени костра, поднимающегося в небо. Дмитрий Швидковский в своей книге "Русская архитектура и Запад" утверждает, что "он не похож ни на одно другое русское здание. За все тысячелетие существования византийской традиции, с пятого по пятнадцатый век, не было найдено ничего подобного... необычность, поражающая своей неожиданностью, сложностью и ослепительным переплетением разнообразных деталей дизайна." Собор ознаменовал собой кульминацию русской национальной архитектуры в 17 веке.

В рамках программы государственного атеизма церковь была конфискована у русской православной общины в ходе антирелигиозных кампаний Советского Союза и с 1928 года функционирует как подразделение Государственного исторического музея. Она была полностью секуляризована в 1929 году и остается федеральной собственностью Российской Федерации. С 1990 года церковь является частью Московского Кремля и Красной площади, внесенных в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. С распадом Советского Союза в 1991 году еженедельные православные богослужения с молитвой святому Василию были восстановлены с 1997 года.

 

Архитектурный стиль

Поскольку церковь не имеет аналогов — ни в предшествующей, ни в современной, ни в более поздней архитектуре Московии, ни в византийской культурной традиции в целом, — источники, вдохновившие Барму и Постника, оспариваются. Эжен Виоле-ле-Дюк отвергал европейские корни собора, полагая, что его сводчатые арки были византийскими и, в конечном счете, азиатскими. Современная "азиатская" гипотеза рассматривает собор как воссоздание мечети Кулашариф, которая была разрушена русскими войсками после осады Казани.

Русские писатели девятнадцатого века, начиная с Ивана Забелина, подчеркивали влияние традиционных деревянных церквей Русского Севера; их мотивы нашли отражение в каменной кладке, особенно в обетных церквях, которым не нужно было вмещать большое количество прихожан. Дэвид Уоткин также писал о сочетании русских и византийских корней, называя собор "кульминацией" русской народной деревянной архитектуры.

Церковь сочетает в себе ступенчатую слоистую конструкцию самой ранней (1505-1508) части колокольни Ивана Великого (1505-1508), центральный шатер церкви Вознесения Господня в Коломенском (1530-е годы) и цилиндрическую форму церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьяково (1547). не менее обсуждаемы и уникальные здания. Церковь в Коломенском, по словам Сергея Подъяпольского, была построена итальянцем Петроком Малым, хотя господствующая историческая наука до сих пор не приняла его мнение. Андрей Баталов пересмотрел год постройки Дьяковской церкви с 1547–го на 1560-70-е годы и отметил, что у Троицкой церкви вообще не могло быть ощутимых предшественников.

Дмитрий Швидковский предположил, что "невероятные" формы Покровской церкви и Вознесенской церкви в Коломенском свидетельствуют о зарождающемся национальном возрождении, сочетающем ранние московские элементы с влиянием итальянского ренессанса. В 1474-1539 годах в Москве непрерывно работала большая группа итальянских архитекторов и мастеров, а также греческие беженцы, прибывшие в город после падения Константинополя. Эти две группы, по словам Швидковского, помогали московским правителям в формировании доктрины Третьего Рима, которая, в свою очередь, способствовала ассимиляции современной греческой и итальянской культуры. Швидковский отметил сходство планировки собора с итальянскими концепциями Антонио да Сангалло Младшего и Донато Браманте, но, скорее всего, с архитектурным проектом Филарета. Другие российские исследователи отмечали сходство с набросками Леонардо да Винчи, хотя он не мог быть известен в Москве времен Ивана Грозного. Николай Брунов признавал влияние этих прототипов, но не их значимость; он предположил, что в середине XVI века в Москве уже были местные архитекторы, обученные итальянским традициям, архитектурному рисунку и перспективе, и что эта культура была утрачена в Смутное время.

Андрей Баталов писал, что, судя по количеству новых элементов, привнесенных в Троицкую церковь, она, скорее всего, была построена немецкими мастерами. Баталов и Швидковский отметили, что во времена правления Ивана Iii итальянцев сменили немцы и англичане, хотя немецкое влияние достигло своего пика позже, во время правления Михаила Романова. Немецкое влияние косвенно подтверждается рустованными пилястрами центральной церкви - особенностью, более распространенной в современной Северной Европе, чем в Италии.

Академическое издание "Памятники архитектуры Москвы" 1983 года придерживается золотой середины: церковь, скорее всего, является продуктом сложного взаимодействия самобытных русских традиций деревянного и каменного зодчества с некоторыми элементами, заимствованными из работ итальянцев в Москве. В частности, стиль кирпичной кладки в сводах - итальянский.

 

Сакральная и социальная роль

Чудесная находка

В день освящения храм стал частью православного тауматургии. Согласно легенде, его «пропавший» девятый храм (точнее святилище) был «чудесным образом найден» во время церемонии, на которой присутствовал царь Иван IV, митрополит Макарий при божественном вмешательстве святого Тихона. Хронист Пискарева писал во второй четверти XVII века:

И царь приехал на освящение упомянутого храма с царицей Настасьей и митрополитом Макарием и привез икону святителя Николая Чудотворца, пришедшую из Вятки. И они начали совершать молебен с освященной водой. А царь собственными руками прикоснулся к базе. И строители увидели, что появилось другое святилище, и рассказали царю. И царь, и митрополит, и все духовенство были удивлены находкой другого святилища. И царь велел посвятить его Николаю ...
- Пискарёвская летопись, 1560 г. (7068 по византийскому календарю)

 

Аллегория Иерусалима

Строительство аркад первого этажа по периметру в 1680-х годах визуально объединило девять церквей первоначального собора в одно здание. Раньше духовенство и общественность воспринимали его как девять отдельных церквей на общей основе, обобщенную аллегорию православного Небесного города, подобную фантастическим городам средневековых миниатюр. Вдали отдельные церкви, возвышающиеся над их основанием, напоминали башни и церкви далекой цитадели, возвышающейся над оборонительной стеной. Абстрактная аллегория была подкреплена реальными религиозными ритуалами, в которых церковь играла роль библейского Храма в Иерусалиме:

Столица, Москва, разделена на три части; Первый из них, Китай-город, окружен сплошной толстой стеной. В нем находится необычайно красивая церковь, вся украшенная сияющими драгоценными камнями, которая называется Иерусалим. Это место ежегодной прогулки по Вербному воскресенью, когда Великий Князь должен вести осла, несущего Патриарха, от церкви Девы Марии до церкви Иерусалима, которая стоит рядом со стенами цитадели. Здесь проживают самые прославленные княжеские, дворянские и купеческие семьи. Здесь же находится и главный московский рынок: торговая площадь построена в виде кирпичного прямоугольника, с двадцатью переулками с каждой стороны, где у торговцев есть свои лавки и погреба ...
- Петр Петрей, История Великого княжества Московского, 1620 г.

Templum S. Trinitatis, etiam Hier Jerusalem dicitur; ad de Palmarum fest Patriarcha asino insidens a Caesare introducitur.
Храм Святой Троицы, также называемый Иерусалимом, куда царь ведет патриарха, сидящего на осле, в Вербный праздник.
- Легенда петровской карты Москвы 1597 г., воспроизведенная в Bleau Atlas.

Последняя ослиная прогулка (хождение на осляти) состоялась в 1693 году. Михаил Петрович Кудрявцев отмечал, что все крестные ходы того периода начинались, по описанию Петрея, из Успенской церкви, проходили через ворота Святого Фрола (Спасителя) и заканчивались у Троицы. Собор. Для этих шествий Кремль сам стал храмом под открытым небом, правильно ориентированным от своего «притвора» (Соборной площади) на западе через «царские врата» (Спасские ворота) к «святилищу» (Троицкому собору) в Восток.

 

План

Вместо того, чтобы следовать первоначальной специальной планировке (семь церквей вокруг центрального ядра), архитекторы Ивана выбрали более симметричную планировку с восемью боковыми церквями вокруг ядра, создав "полностью последовательный, логичный план", несмотря на ошибочное последнее "представление о структуре, лишенной сдержанности или разумности". памятью о бессмысленных зверствах Ивана. Центральное ядро и четыре большие церкви, расположенные по четырем основным точкам компаса, имеют восьмиугольную форму; четыре меньшие церкви, расположенные по диагонали, имеют форму куба, хотя их форма едва видна из-за более поздних пристроек. Большие церкви стоят на массивных фундаментах, в то время как меньшие были расположены на приподнятых платформах, как бы парящих над землей.

Хотя боковые церкви расположены идеально симметрично, собор в целом - нет. Большая центральная церковь была намеренно смещена к западу от геометрического центра боковых церквей, чтобы разместить большую апсиду на восточной стороне. В результате этой тонко рассчитанной асимметрии при взгляде с севера и юга здание приобретает сложную многоосевую форму, в то время как западный фасад, обращенный к Кремлю, выглядит симметричным и монолитным. Последнее впечатление усиливается машикуляцией в крепостном стиле и резным карнизом западной церкви Входа в Иерусалим, которые отражают реальные укрепления Кремля.

Внутри составной церкви находится лабиринт узких сводчатых коридоров и вертикальных цилиндров церквей. Сегодня собор состоит из девяти отдельных часовен. Самая большая, центральная из них, Покровская церковь, имеет внутреннюю высоту 46 метров (151 фут), но площадь всего 64 квадратных метра (690 кв. футов). Тем не менее, она шире и просторнее, чем церковь в Коломенском, с ее исключительно толстыми стенами. Коридоры служили внутренними помещениями; западный коридор, украшенный уникальным плоским кессонным потолком, одновременно служил притвором.

Отдельно стоящая колокольня первоначальной Троицкой церкви располагалась к юго-западу или югу от основного строения. На планах конца XVI - начала XVII веков изображено простое строение с тремя шатрами на крыше, скорее всего, покрытое листовым металлом. До наших дней не сохранилось ни одного здания такого типа, хотя в то время оно было обычным и использовалось во всех сквозных башнях Скородома. Панорама Августа фон Мейенберга (1661) представляет собой другое здание с группой небольших луковичных куполов.

 

Здание

Фундаменты, как это было традиционно в средневековой Москве, были построены из белого камня, в то время как сами церкви были построены из красного кирпича (28 на 14 на 8 см (11,0 на 5,5 на 3,1 дюйма)), который в то время был относительно новым материалом (первое засвидетельствованное кирпичное здание в Москве, новая Кремлевская стена, был начат в 1485 году). Осмотр строения показывает, что цокольный этаж идеально выровнен, что свидетельствует об использовании профессиональных чертежей и измерений, но каждый последующий уровень становится все менее и менее ровным. Реставраторы, заменившие часть кирпичной кладки в 1954-1955 годах, обнаружили, что массивные кирпичные стены скрывают внутреннюю деревянную раму, проходящую по всей высоте церкви. Этот каркас, сделанный из искусно переплетенных тонких шпилек, был возведен как пространственная модель будущего собора в натуральную величину, а затем постепенно был обнесен сплошной каменной кладкой.

Строители, очарованные гибкостью новой технологии, использовали красный кирпич в качестве декоративного материала как внутри, так и снаружи, оставляя как можно больше кирпичной кладки открытой; когда местоположение требовало использования каменных стен, его украшали кирпичной кладкой, нанесенной поверх штукатурки. Главным новшеством, привнесенным церковью, стало использование строго "архитектурных" средств внешнего убранства. Скульптура и сакральные символы, использовавшиеся в ранней русской архитектуре, полностью отсутствуют; растительные орнаменты появились позже. Вместо этого церковь может похвастаться разнообразием трехмерных архитектурных элементов, выполненных из кирпича.

 

История

Строительство при Иване IV

1583-1596

Первоначальная Троицкая церковь сгорела в 1583 году и была восстановлена к 1593 году; в 1588 году рядом с собором трех патриархов на северо-востоке был пристроен девятый собор, посвященный Василию Юродивому (1460-1552), христолюбивому юродивому. Другой местный юродивый, блаженный Иван Блаженный, был похоронен на территории храма в 1589 году, а в 1672 году в юго-восточной аркаде был построен собор в его память.

Свод Васильевского собора является ориентиром для оценки качества кладки и белой слюдяной каменной кладки. Одно из первых сводчатых зданий такого типа, собор является примером инженерного мастерства, которое достигло своего расцвета в церкви Святой Троицы в Хорошово (завершена в 1596 году), строительство которой было закончено десятилетием позже. Зданию начала XVII века не хватает изысканности конца XVI века, но плохая строительная техника из-за толстых стен и тяжелых сводов компенсирует это. компенсирует это.

 

1680-1683

Второй и самый важный этап реконструкции и расширения произошел между 1680 и 1683 годами: сами девять церквей сохранили свой облик, но пристройки к аркадам первого и цокольного этажей были настолько масштабными, что Николай Брунов объединил "старое" здание и "новую" Троицкую церковь. Он перестроил церковный комплекс, состоящий из самостоятельных работ. То, что когда-то было девятью отдельными церквями на общей платформе, стало монолитным храмом.

Открытая аркада первого этажа была обнесена кирпичными стенами, и в новом пространстве разместились алтари 13 деревянных церквей, построенных на месте казни Ивана Грозного на Красной площади; деревянный навес, покрывавший площадку и лестницу первого этажа (частая причина пожаров), был перестроен из кирпича, а веранда и Над притвором построен современный круглый монастырь с шатровой крышей.

Старая отдельно стоящая колокольня была снесена, а ее квадратное основание использовано для новой колокольни. Высокая односкатная крыша колокольни, построенной в царствование Алексия I, существенно меняет облик собора и придает ему сильное асимметричное равновесие с самим храмом. Наиболее заметен этот эффект на южном и восточном фасадах (если смотреть со стороны Зарядья), но колокольня достаточно велика, чтобы быть увиденной с запада.

Примерно в это же время в соборе впервые появились декоративные фрески, начиная с ботанического убранства нового клуатра. Затем, в 1683 году, его украсил изразцовый карниз желто-голубого цвета, на котором старославянским шрифтом написана история церкви.

 

1737-1784

В 1737 году церковь пострадала от сильного пожара и была перестроена Иваном Мичуриным; надпись, написанная в 1683 году, была удалена во время ремонтных работ 1761-1784 годов. Интерьер церкви впервые был расписан фигурными фресками, а все внешние и внутренние стены первого и второго этажей были покрыты растительными украшениями. Колокольня была соединена с церковью пристройкой на первом этаже. В это же время были заделаны последние открытые арки бывшего первого этажа, уничтожив последние остатки открытой площадки, на которой располагались девять церквей Иванова Иерусалима.

 

1800-1848

Согласно картине Федора Алексеева "Красная площадь 1800-1802 годов", в это время вокруг церкви были сосредоточены торговые здания; в 1800 году пространство между кремлевской стеной и церковью еще занимал ров, существовавший до постройки самой церкви. Ров был засыпан при подготовке к коронации Александра I в 1801 году; французские войска, занявшие Москву в 1812 году, использовали церковь как конюшню и разграбили все ценное. Церковь сохранилась во время московского пожара (1812), уничтожившего Китай-город, так как армия не взорвала ее по приказу Наполеона. Интерьер был восстановлен в 1813 году, а внешний вид - в 1816 году. Вместо того чтобы заменить керамическую черепицу отсутствующего большого шатра, церковь решила покрыть его жестяной крышей.

Судьба территории вокруг церкви была предметом споров среди градостроителей с 1813 года. Шотландец Уильям Хасти предлагал расчистить пространство вокруг церкви со всех сторон до Москвы-реки, но официальная комиссия под руководством Федора Растопчина и Михаила Цицианова решила, что расчищать нужно только пространство между церковью и главным входом. План Хасти мог кардинально изменить город, но он потерпел поражение от оппозиции, и план был окончательно утвержден Александром I в декабре 1817 года (конкретное решение о расчистке завалов вокруг церкви было принято в 1816 году).

Тем не менее, в результате перепланировки Жозефа Бове завалы были убраны, и образовалась Васильевская площадь (Васильевский собор). Территория между храмом и кремлевской стеной была вырезана из вершины Кремлевского холма между храмом и Москвой-рекой. Красная площадь выходила на реку, и "улица Василия была, таким образом, на вершине обезглавленного холма". Бове построил каменную стену террасы, отделяющую церковь от мостовой Москворецкой улицы, и южная сторона террасы была завершена в 1834 году; мелкий ремонт продолжался до 1848 года, когда купол приобрел свой нынешний цвет.

 

1890-1914

Общества охраны природы следили за состоянием церкви в 1880-1890-х годах и требовали проведения реставрации, которая регулярно откладывалась из-за отсутствия средств. Государственные власти в Санкт-Петербурге и местные власти в Москве препятствовали финансированию из государственного и городского бюджетов; в 1899 году Николай II неохотно признал необходимость расходов, но все соответствующие государственные и муниципальные органы, включая Святейший Синод, вновь отказались выделить средства. Реставрация под руководством Андрея Павлинова (умер в 1898 году) и Сергея Соловьева продолжалась с 1896 по 1909 год, и реставраторам удалось собрать в общей сложности около 100 000 рублей.

Реставрация началась с восстановления кровли купола. Соловьев снял жестяную кровлю парапетной крыши, установленную в 1810-х годах, и обнаружил, что многие из оригинальных плиток отсутствуют, а другие обесцвечены. Также вызывает сомнение использование стандартных кирпичей, которые были меньше, чем кирпичи XVI века. Реставраторы согласились, что настенные росписи XIX века должны быть заменены "точным воспроизведением" исторических образцов, но это должны быть реконструкции, сделанные на основе средневековых миниатюр. В итоге Соловьев и его советники выбрали сочетание темно-красного и темно-зеленого цветов, которое сохранилось и по сей день.

В 1908 году в церкви была установлена первая система воздушного отопления, но она плохо работала из-за потерь тепла в длинных воздуховодах и могла обогревать только восточную и северную части святилища. Это было компенсировано в 1913 году с помощью системы водяного отопления, которая обогревала остальную часть церкви.

 

1918-1941

Во время Первой мировой войны храм возглавлял протоиерей Иоанн Восторгов, националистический проповедник и лидер Русского народного союза черносотенцев. В 1918 году Востругов был арестован большевиками под предлогом хищения национализированного церковного имущества и расстрелян в 1919 году. Некоторое время церковь находилась в "личном пользовании" Владимира Ленина; в 1923 году она стала государственным музеем, но религиозные службы продолжались до 1929 года.

После похорон Ленина (январь 1924 года) большевистские плановики придумали снести церковь. В начале 1930-х годов церковь стала препятствием для градостроительных планов Иосифа Сталина, осуществляемых "вдохновителем реконструкции столицы", московским партийным боссом Лазарем Кагановичем. Конфликты между защитниками природы, в частности Петром Барановским, и режимом продолжались как минимум до 1936 года, породив городские легенды. В частности, часто рассказывают, что когда Каганович представил себе Красную площадь без церкви и принес макет церкви, Сталин резко ответил: "Лазарь, поставь ее на место". Точно так же ходят слухи, что главный сталинский проектировщик, архитектор Владимир Семенов, "посмел схватить Сталина за локоть, когда вождь взял макет церкви, чтобы посмотреть, как будет выглядеть Красная площадь без церкви", и был заменен на Сергея Чернышова.

Осенью 1933 года церковь была исключена из реестра объектов культурного наследия. Барановский был вызван на заключительный осмотр церкви, которую должны были снести, и был арестован за возражения. Пока он отбывал срок в лагерях, отношение к нему изменилось, и к 1937 году даже жесткие большевистские плановики признали, что церковь необходимо сохранить; весной 1939 года она была закрыта, вероятно, потому, что на повестке дня снова стоял вопрос о сносе. Однако эта догадка была опровергнута в 1941 году, когда Дмитрий Сухов опубликовал подробную книгу о своем обследовании церкви в 1939-1940 годах.

 

1947 год - настоящее время.

В начале послевоенного периода реставраторы восстановили историческую аркаду первого этажа и колонны, поддерживающие цоколь второго этажа, сняли сводчатый и решетчатый потолок в клуатре и удалили "неисторические" масляные фрески XIX века внутри храма, выполненные Николаем Соболевым в 1954-1955 годах. На другом этапе реставрации реставраторы восстановили первоначальную окраску, имитирующую кирпичную кладку, и раскопали старую кладку, чтобы обнаружить внутри деревянный каркас. В 1960-х годах жестяная крыша купола была заменена на медную.

Последний этап реконструкции был завершен в сентябре 2008 года, когда был открыт восстановленный собор Александра Свирского. Здание до сих пор частично используется как музей, а с 1991 года в нем проводятся богослужения Русской православной церкви, с 1997 года - регулярные богослужения. В настоящее время каждое воскресенье в 10 утра в храме Василия Блаженного совершается Литургия с акафистом святителю Василию.

 

Городской центр

Традиционно центром Москвы считается Кремль, но геометрический центр Садового кольца, впервые созданного в 1590-х годах как оборонительная стена Сколодома, находится за пределами кремлевских стен и совпадает с собором Петр Гольденберг (1902-1971) считал Кремль точкой отсчета системы радиальных концентрических окружностей Москвы, хотя Александр Чаянов утверждал, что эта система не является строго концентрической. 1971) считал Кремль отправной точкой системы радиальных концентрических окружностей Москвы, хотя Александр Чаянов утверждал, что эта система не является строго концентрической.

В 1960-е годы Геннадий Мокеев (р. 1932) выдвинул иную концепцию исторического роста Москвы. По мнению Мокеева, средневековая Москва, окруженная естественными границами Москвы-реки и Неглинной, развивалась в основном в северо-восточном направлении, к Китай-городу и далее. Главная дорога, соединявшая Кремль и Китай-город, проходила через церковь Святого Флора (Спаса). Ворота и их ближайшие окрестности разветвлялись как минимум на две радиальные улицы (современные Ильинка и Варварка), образуя центральную рыночную площадь; в XIV веке город состоял в основном из двух парных частей - Кремля и Китай-города, разделенных рыночной площадью, но к концу столетия он расширился по северо-восточной оси. Он расширился. Два подцентра на западе и юге создали собственные дорожные сети, но их развитие замедлилось вплоть до периода лихолетья.

Решение императора Ивана построить церковь рядом с Фроловскими воротами подчеркнуло преобладание восточного центра по вертикали, и на некогда аморфной Рыночной площади возникла точка опоры между почти одинаковыми Кремлем и Китай-городом. Собор был признан главным храмом посада, а также личным эмиссаром императора, с частями Кремля, вставленными в посад, обращающимся к народным массам без посредничества бояр и духовенства; впервые упомянутый в летописях в 1547 году и воссозданный в камне в 1597-1598 годах, императорская речь Неподалеку находилась Лобное место, где произносились речи императора. Конрад Буссов описывает победу поддельного Дмитрия I 3 июня 1606 года: "Тысячи людей собрались в спешке, последовали за боярином с [поддельной] грамотой, прошли через всю Москву к главной церкви, называемой Иерусалимской, прямо у ворот Кремля, на главную площадь, называемую Москворецкой. Он писал, что "подъехал к главной площади, прочел письмо и выслушал устные объяснения боярина".

 

Названия

Первоначально известная как "Троицкая церковь", она была освящена 12 июля 1561 года и впоследствии получила статус кафедрального собора (по аналогии с базиликой в католической церкви, но обычно ошибочно переводится как "кафедральный собор"). Согласно традиции, "Троица" относится к самому восточному святилищу Троицы, а центральное святилище церкви посвящено заступничеству Пресвятой Богородицы. Вместе с самым западным святилищем, изображающим Вход Господень в Иерусалим, они образуют главную ось Восток-Запад (Христос, Мария и Троица), а остальные святилища посвящены отдельным святым.

Позже название "Покровская церковь" стало использоваться в сочетании с церковью Святой Троицы; с конца XVI по конец XVII века собор также назывался Иерусалимской церковью из-за его роли как храма Входа Господня в Иерусалим и его священного значения. роль в религиозных церемониях В начале XVII века во время строительства погиб один человек, он был назван в честь Василия Блаженного, который умер во время его строительства и был похоронен здесь.

В современной русской традиции сосуществуют два названия для этой церкви. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Рву" (официально "церкви Покрова Пресвятой Богородицы на Рву") и "Св. Собор Василия Блаженного". Когда эти названия даются вместе, последнее, неофициальное, всегда указывается как второе.

Распространенные на Западе переводы "Собор Василия Блаженного" и "кафедральный собор Василия Блаженного" неверно придают Базилике статус кафедрального собора, но, тем не менее, широко используются в научной литературе. В частности, в 19 веке на английском и других языках собор Василия Блаженного также назывался кафедральным собором или церковью Василия Блаженного.

 

Центральное ядро Шатровая церковь Покрова Пресвятой Богородицы Начало последнего штурма Казани, 1 октября 1552 года
Западный Колоннада Западная церковь была освящена в честь праздника Входа Господня в Иерусалим. Триумф московского войска. Этот праздник был связан с торжественным праздником вступления русского войска под предводительством Иоанна Грозного в Москву после победы над Казанским ханством.
Северо-западный Крещатый свод Святой Григорий Просветитель Армении Взятие башни Арс Казанского Кремля, 30 сентября 1552 года
Северный Колоннада Святые мученики Киприан и Иустина (с 1786 года - святые Адриан и Наталья Никомидийские) Полный захват Казанского кремля, 2 октября 1552 года
Северно-восточный Крещатый свод Три Александрийских патриарха (с 1680 года святой Иоанн Милостивый) Разгром кавалерии Эпанки, 30 августа 1552 г.
Восточный Колоннада Животворящая Святая Троица Историческая Троицкая церковь на том же месте
Юго-восточный Крещатый свод Святой Александр Свирский Разгром конницы Япанчи 30 августа 1552 г.
Южный Колоннада Икона святителя Николая с реки Великой (Николы Великорецкого) Икона была привезена в Москву в 1555 году.
Юго-западный Крещатый свод Святой Варлаам Хутынский Возможно, он был построен в память о Василии III, правителе России
Северо-восточная пристройка (1588) Крещатый свод Василий Блаженный Могила почитаемого местного святого
Юго-восточная пристройка (1672) Крещатый свод Положение Покрова (с 1680 г.: Рождество Богородицы, с 1916 г.: святитель Иоанн Блаженный Московский) Могила почитаемого местного святого

 

Проектирование и строительство

Постановление Ивана IV

Место собора исторически было важным торговым районом между Спасской (Спасской) башней Московского Кремля и Посадом, жилым поселением, расположенным снаружи. Центр рынка был отмечен Троицкой церковью, построенной из того же белого камня, который использовался для Кремля Димитрия русского и его соборов. Царь Иван IV по прозвищу "Грозный" одержал каждую победу во время русско-Казанской войны, построив деревянную мемориальную церковь у стен Троицкой церкви; к концу кампании против Астраханского ханства церковь была буквально окружена венком из семи деревянных церквей.

Согласно краткому изложению Никоновских летописей, осенью 1554 года Иван приказал построить на том же месте деревянную Покровскую церковь, "на рве". Через год сам Иван IV приказал построить на месте Троицкой церкви новый собор, который ознаменовал бы его собственные походы. Посвящение церкви военной победе было" значительным нововведением " для москвичей. Размещение церкви за стенами Кремля было политическим шагом в пользу посадских жителей и против бояр.

Личность архитектора (или архитекторов) неизвестна. Традиция сообщает, что собор был построен двумя архитекторами, Бармой и Постником: в официальном реестре Русского культурного наследия указано "Барма и Постник Яковлев (по-русски Постник Яковлев?)". Ученые утверждают, что оба имени могут относиться к одному и тому же человеку, Постнику Яковлеву или, альтернативно, Ивану Яковлевичу Барме (Варфоломею). Легенда гласит, что Иван ослепил архитектора таким образом, что он больше не мог воссоздать работу в другом месте мира, хотя настоящий Постник Яковлев оставался активным по крайней мере до 1560-х годов. Очевидна работа лапицидов из Пскова.

 

Источники и корни

Собор не имеет аналогов, даже отдаленных, в более ранних, современных и даже более поздних византийских или московских культурных традициях; источник, из которого могли черпать вдохновение Барма и Постник, действительно является предметом обсуждения. Эжен Виолле-ле-Дюк отверг гипотезу о европейском происхождении Собора; согласно тому же, консольные арки следует отнести к византийскому и, в обратном направлении, азиатскому переводу. Современная "азиатская" гипотеза хочет рассматривать собор как реконструкцию мечети в Колшарифе, разрушенной русскими войсками после штурма Казани.Moderna "Asian" гипотеза хочет рассматривать собор как реконструкцию мечети в Колшарифе, разрушенной русскими войсками после штурма Казани.

Несколько русских писателей XIX века, начиная с Ивана Забелина, подчеркивали народное влияние деревянных церквей на севере России; их мотивы были переосмыслены в стиле стен, особенно в обетных церквях, которые не требовали приема большой аудитории. Историк Дэвид Уоткин далее писал о смеси русских и византийских корней, определяя собор как "кульминацию" русской народной архитектуры из дерева.

Собор сочетает в себе поэтапный дизайн первой части (1505-1508) колокольни Ивана Великого, центральное покрытие церкви Вознесения Коломенского (около 1530 г.) и цилиндрическую форму церкви декольте Иоанна Крестителя в Джаково (1547 г.), но происхождение этих уникальных зданий также является предметом споров. Церковь в Коломенском, по словам Сергея Подяпольского, была построена итальянцем Петроком Малым (по-русски Пётр Малой Фрязин), хотя официальная история еще не приняла это предложение. Андрей Баталов указывает на завершение строительства Джаковской церкви между 1547 и 1570 годами, подчеркивая, что тогда у Троицкого собора не было материальных предшественников.

Дмитрий Швидковский предположил, что "маловероятные" формы Покровского собора и Коломенского Вознесенского храма могли быть проявлением зарождающегося национального возрождения, результатом слияния московских элементов с влиянием итальянского Возрождения. Большая часть итальянских архитекторов и ремесленников усердно работала между 1474 и 1539 годами, как и многие греческие беженцы, прибывшие в город после падения Константинополя. Эти две группы, по словам Швидковского, помогли московским правителям укрепить доктрину Третьего Рима, которая, следовательно, предусматривала ассимиляцию как можно большего количества элементов из греческой и итальянской культур. Швидковский также отметил сходство между планом собора и планами, разработанными Антонио да Сангалло младшим и Донато Браманте, но тем более тесную связь с трактатом об архитектуре Филарете. Другие российские ученые также заметили связи с рисунками Леонардо да Винчи, хотя они не могли быть известны в Москве Ивана IV. Николай Брунов, наконец, признал влияние прототипов, но не их резкость; он действительно утверждал, что уже в середине XVI века Москва была снабжена местными архитекторами, знающими итальянские традиции, как в архитектурном дизайне, так и в использовании перспективы, но эта культура была утрачена в период мутных.

Андрей Баталов писал, что, судя по количеству оригинальных элементов, введенных с Троицким собором, весьма вероятно, что это работа германских мастеров. Баталов и Швидковский подчеркнули, что во время правления Ивана англичане и германцы заменили итальянцев, хотя германское влияние достигло своего пика позже, во время правления Михаила России. Гипотеза германского влияния косвенно подтверждается рустованными пилонами центральной церкви, что в то время было гораздо более распространенным фактором в странах Северной Европы, чем в Италии.

Академическое издание "памятники архитектуры Москвы" 1983 года выступает в качестве посредника: собор, вероятно, является продуктом сложного взаимодействия отдельных русских традиций деревянного и каменного зодчества с введением некоторых элементов, заимствованных из работ итальянцев, действовавших в то время в Москве. В частности, особенно конструктивный вклад в кирпичные своды кажется чисто курсивным.

 

Распределение

Вместо того, чтобы рабски следовать первоначальному расположению (семь церквей вокруг центрального ядра), архитекторы Ивана IV выбрали симметричный план этажа с восемью боковыми церквями вокруг центра, создав "абсолютно последовательный и точный план этажа", несмотря на последующее ошибочное "представление о структуре, не имеющей поведения или разумности", под влиянием памяти о необоснованных зверствах, совершенных Иваном во время его правления. Центральное ядро и четыре основные церкви, расположенные в точках света, имеют восьмиугольную форму, в то время как четыре второстепенные церкви, расположенные вдоль диагоналей, вместо этого имеют четырехугольную форму, хотя их форма снаружи трудно понять из-за более поздних сложений. Основные церкви прочно опирались на массивные фундаменты, а второстепенные церкви были построены на приподнятой платформе, как если бы они были подвешены к Земле.

Хотя боковые церкви расположены в идеальной симметрии, собор в целом не симметричен. Большая, центральная церковь была специально расширена на запад по отношению к геометрическому центру боковых церквей, чтобы можно было разместить большую апсиду с восточной стороны. В результате этой расчетной асимметрии вид с севера и юга показывает комплекс с развитой формой по многим осям, в то время как западный фасад, обращенный к Кремлю, традиционно выглядит симметричным и монолитным. Это восприятие также усиливается кадитуями и рамой с полками западной церкви Входа в Иерусалим, которые отражают реальные укрепления Кремля.

Внутри собора находится лабиринт сводчатых коридоров и вертикальных цилиндров различных церквей. Большая, центральная церковь Покрова, имеет высоту 46 метров, но имеет мощеную площадь всего 64 м2. Тем не менее, она шире и просторнее, чем Коломенская церковь, отличающаяся исключительно толстой кладкой. Коридоры функционировали как внутренние погосты; западный коридор, украшенный кессонным потолком, вдвое больше, чем нартекс.

Отдельная колокольня первоначального Троицкого собора располагалась к югу или юго-западу от главного сооружения. Планы конца 16-го и начала 17-го веков привели к созданию простой конструкции с тремя тентовыми крышами, вероятно, покрытыми простыми металлическими листами. До наших дней таких построек не сохранилось, хотя в те времена они были обычным явлением, и таковы были и все проходимые башни скородомского укрепления. Панорама, написанная Августом фон Мейербергом в 1661 году, показывает нам другое здание с кластером небольших луковых куполов.

 

Технология

Фундаменты, согласно традиции средневековой Москвы, были построены из белого камня, а собственно церкви были из красного кирпича (28×14×8 см), что в то время было относительно необычным материалом (первое зарекомендовавшее себя кирпичное здание, построенное в Москве, новые стены Кремля, датируется 1485 годом. Исследования структуры показали, как базовый уровень идеально ровный - таким образом, указывая на определенное использование инструментов и профессиональных проектов - в то время как с каждым добавлением уровня все становится все менее и менее регулярным. Реставраторы, которые заменили часть кирпичной кладки в период 1954-1955 годов, обнаружили, что массивная кирпичная кладка скрывает внутренние деревянные рамы, которые проходят по всей высоте здания. Это деревянное сооружение было возведено как полномасштабная пространственная модель, а затем постепенно включалось в строительство каменной кладки.

Строители, очарованные гибкостью новой технологии, использовали кирпичи в качестве декоративного инструмента как внутри, так и снаружи, оставляя как можно большую открытую кладку; когда необходимость требовала использования каменной кладки, позже она была украшена мотивами, вдохновленными текстурой стены, нарисованными на штукатурке. Еще одним фактором новизны, введенным собором, было использование строго архитектурных средств для внешней отделки. Священные скульптуры и символы, используемые в ранней русской архитектуре, полностью отсутствуют, в то время как цветочные орнаменты на самом деле являются задними дополнениями; напротив, собор демонстрирует множество трехмерных архитектурных элементов, выполненных из кирпича.

 

Цвет

Свои современные яркие краски церковь приобретала в несколько этапов, с 1680-х по 1848 год. Отношение русских к цвету в XVII веке изменилось в пользу ярких тонов; в иконописи и настенной живописи произошел стремительный рост количества доступных красок и их сочетаний. Первоначальная цветовая гамма, в которой отсутствовали эти новшества, была гораздо менее сложной. Это соответствовало описанию Небесного Града в Книге Откровение:

3 И Сей Сидящий видом был подобен камню яспису и сардису; и радуга вокруг престола, видом подобная смарагду.
4 И вокруг престола двадцать четыре престола; а на престолах видел я сидевших двадцать четыре старца, которые облечены были в белые одежды и имели на головах своих золотые венцы.
— Книга Откровения, 4:3-4

В конструкции здания есть упоминание о 25 сиденьях, упомянутых в Библии, с добавлением восьми небольших луковичных куполов вокруг центрального шатра, четырех вокруг западной боковой церкви и четырех в других местах. Такое расположение сохранялось на протяжении большей части 17-го века. Стены церкви были выложены из красного кирпича или окрашенной имитации кирпича с белым орнаментом примерно в равных пропорциях. Купола, покрытые жестью, были равномерно позолочены, что создавало в целом яркое, но довольно традиционное сочетание белого, красного и золотого цветов. Умеренное использование зеленых и синих керамических вставок придало зданию оттенок радуги, как предписано Библией.

Хотя историки сходятся во мнении о цвете куполов XVI века, их форма вызывает споры. Борис Эдинг писал, что, скорее всего, они имели форму луковицы, как и современные купола. Однако и Коломенская, и Дьяковская церкви имеют приплюснутые полусферические купола, и такой же тип мог быть использован Бармой и Постником.

 

Копии

Макет храма Василия Блаженного был построен в Джалайнуре во Внутренней Монголии, недалеко от границы Китая с Россией. В здании находится музей науки.