Большой театр, Москва

 

Описание

Адрес: Театральная площадь, 1
Телефон. (495) 250 7317
Метро: Театральная

Автобус: К

Троллейбус: 2, 12, 33
Открыто: Вт - Вс
Закрыт: июль-август
www.bolshoi.ru

 

Большой театр - это исторический театр в Москве, спроектированный архитектором Джозефом Бове, в котором проводятся балетные и оперные представления. До Октябрьской революции он был частью Императорских театров Российской империи вместе с Малым театром (Малый театр) в Москве и несколькими театрами в Санкт-Петербурге (Эрмитажный театр, Большой театр (Каменный), позднее Мариинский театр и другие).
 
Первый Большой театр открылся в 1780 году. Здесь сначало представляли маскарады, комедии и прочие представляние. Он сгорел в 1805 году, но он был перестроен в 1825 году по проекты Осипа Бове и Андрея Михайлова. Это здание тоже было разрушено огнем в 1853 году, но основные стены были сохранены в реконструкции по проекту архитектора Альберта Кавоса 1856 года.

Большой театр являются одними из старейших и самых известных балетных и оперных трупп мира. Это, безусловно, самая большая в мире балетная труппа с более чем 200 танцорами. Большой театр является родительской компанией Академии балета Большого театра, всемирно известной ведущей школы балета. Театр имеет филиал в Школе Большого театра в Жуанвилле, Бразилия.

Главное здание Большого театра, перестроенное и отреставрированное несколько раз в течение своей истории. 28 октября 2011 года Большой театр вновь открылся после обширного шестилетнего ремонта. Официальная стоимость ремонта составляет 21 миллиард рублей (688 миллионов долларов). Однако другие российские власти и другие люди, связанные с ним, требовали гораздо больше государственных денег. Реконструкция включала восстановление акустики до первоначального качества (которое было потеряно в советскую эпоху), а также восстановление оригинального императорского декора Большого театра.

 

История

Первоначально частный, с 1794 г. он стал государственным и вместе с Маруйским театром образовал императорский театр московской труппы. Статус московской труппы периодически менялся: она подчинялась московскому губернатору и находилась в ведении Санкт-Петербурга. Так продолжалось до революции 1917 года, когда вся собственность была национализирована, а Маруйский и Большой театры полностью разделились.

Долгое время история театральной культуры в Москве была связана с Большим театром.

 

Петровский театр - театр Меддокса

История этого театра обычно начинается с 17 марта 1776 (28) года. В том году губернский прокурор князь Петр Васильевич Урусов получил от императрицы Екатерины II высочайшее разрешение "на содержание всякого рода спектаклей, концертов, воксалов и маскарадов". Князь приступил к строительству театра, который был назван Петровским, так как находился на улице Петровка (на правом берегу реки Неглинки). Театр в Ульсове сгорел, не успев открыться, и князь передал дела своему компаньону, английскому предпринимателю Майклу Мэддоксу. Под руководством Мэддокса в 1776-1789 гг. по проекту архитектора Кристиана Розберга был построен Большой Петровский театр. Театр был назван в честь улицы Петровка. Улица Петровка находилась в начале узкого участка, окруженного хаотичной застройкой.

Трехэтажное кирпичное здание с белокаменными деталями и двускатной крышей было построено за пять месяцев и обошлось семье Медок в 130 тыс. рублей, что на 50 тыс. рублей больше сметы. Торжественное открытие состоялось 30 декабря 1780 года . Театр имел партер, вмещавший около 1000 зрителей, три яруса лож и галерею, "двухлитровый маскарадный зал", "карточную комнату" и другие специальные помещения, а в 1788 г. был пристроен круглый маскарадный зал "Ротонда". По другим данным, этот зал вмещал 800 зрителей. Театр имел четыре яруса с ложами и две просторные галереи. В партере было два ряда, обе стороны зрительного зала были закрыты. Богато украшенные места в ложе стоили дороже - от 300 до 1 000 рублей. Билеты в партер стоили 1 рубль. Театральный зал вмещал 800 зрителей, столько же размещалось на галерее". За первые 14 лет владения театром Медоксом в Петровском театре было поставлено 425 опер и балетов; в 1794 году из-за финансовых трудностей Медокс был вынужден отдать театр в государственную казну, и он стал Императорским театром.

8 октября 1805 года здание сгорело. Некоторое время спектакли проходили в северном флигеле дома Пашкова на углу Моховой и Большой Никитской улиц (впоследствии перестроенном в университетскую церковь Татьяны Мученицы). Новое деревянное здание было построено К.И. Росси на Арбатской площади. Театр отличался акустикой, партерами, белуарами, трехъярусными ложами и ликбезом, а интерьер был расписан художником М.И. Скотти. Площадь, ранее покрытая грязью, была выровнена, а перед театром разбита клумба; здание театра, просуществовавшее четыре года, было уничтожено во время пожара 1812 года. Затем театр разместился в Знаменке дома Апраксина, построенного в 1792 году по планам архитектора Ф. Кампореши. Театр в доме Апраксина был тесным и неудобным, кресла были заменены скамьями, покрытыми грубой тканью.

 

После войны 1812 года

В 1816 г. Московский строительный комитет объявил конкурс на строительство нового театрального здания, условием которого было включение в строительство обгоревших стен театра Меддокса; в конкурсе участвовали Л. Дюбюи, Д. Галиарди, Ф. Кампорези, П. Гонзаго, А.Н. Бакарев и другие архитекторы, но ни один из проектов не был принят. ни один из проектов не был принят. Победителем повторных конкурсов был признан проект профессора Императорской Академии художеств А.А. Михайлова. Однако проект Михайлова оказался слишком дорогим, а его идея театрального здания - слишком большой и не гармонирующей с окружающей застройкой. Основные принципы композиции Михайлова были сохранены, но пропорции здания были кардинально изменены, высота снижена с 41 до 37 м, существенно скорректированы экстерьер и интерьер.

Согласно плану, разработанному Бове и утвержденному в 1817 г. и воплотившему в жизнь идею общего плана Москвы, театр должен был стать центром композиции императорского города-храма в честь победы в Отечественной войне; в 1820-е гг. он назывался Петровской площадью, но вскоре был переименован в Театральную. Бове приспособил к площади объем, спроектированный Михайловым, и направил квадригу Аполлона в сторону зрительного зала. Проект театра был утвержден 10 ноября 1821 года, но еще до его утверждения Бове начал работы по возведению фундамента театра по составленным им планам, причем часть фундамента сгоревшего здания была сохранена.

Пролог в стихах М.А. Дмитриева, музыка Ф.Э. Шольца, А.Н. Верстовского и А.А. Алябьева. История, рассказанная в аллегорической форме, повествует о русском гении, который соединился с музой и построил новый театр из руин сгоревшего Большого Петровского театра Меддокса. Русским гением был трагик П.С. Мочалов, Аполлоном - певец Н.В. Лавров, а музой Терпсихорой - ведущий танцовщик московской труппы Ф. Гюллень-Сор. После антракта был показан балет "Сандрирона" ("Золушка") на музыку Ф. Сола. Хореографы Ф.-В. Гюллень-Сор и И.К. Лобанов перенесли это произведение со сцены Мохового театра. Спектакль был повторен на следующий день. Большой Петровский театр восстал из старых, обгоревших руин... Он удивил и восхитил меня... Это великолепное, огромное здание, посвященное моему любимому искусству, с самого своего появления уже наполнило меня восторгом", - восхищался театром В. Одоевский. Одоевский восхищался балетным спектаклем и писал о нем: "Блеск костюмов, красота декораций, словом, все театральное великолепие соединяется здесь так же, как и в прологе".

В 1842 году театр перешел в ведение Главного управления императорских театров в Санкт-Петербурге, которое перевезло оперную труппу из Петербурга в Москву; в 1843 году здание театра было капитально перестроено по проекту архитектора А.С. Никитина. Он заменил ионические колонны портика на колонны Эрехтейона и реконструировал сценическую часть с ложами по бокам, галереей и сценой в задней части.

11 (23) марта 1853 г. театр сгорел, оставив после себя лишь каменную наружную часть здания и колоннаду портика.

 

Восстановление по проекту А. Кавоса

В конкурсе на реставрацию театра приняли участие архитекторы Константин Тон, А.С. Никитин, Александр Матвеев и главный архитектор Императорского театра Альберт Кавос. Победил проект Кавоса, и театр был восстановлен за три года. Хотя объем и планировка здания остались практически без изменений, Кавос несколько увеличил высоту здания, изменил пропорции, полностью пересмотрел архитектурный орнамент и оформил фасад в духе ранней эклектики. Утраченная во время пожара алебастровая скульптура Аполлона была заменена бронзовой квадригой работы Петра Крода, украшавшей входной портик. На фронтоне был установлен лепной двуглавый орел - государственный герб Российской империи. Театр вновь открылся 20 августа 1856 года оперой Беллини "Пуритане".

В 1886-1893 гг. по проекту архитектора Э.К. Гернета была проведена реконструкция задней части здания, в результате которой на складе появились колонны портика, сохранившиеся у Кавоса; в 1890 г. в стене здания появилась трещина, и в результате обследования было установлено, что фундамент театра стоит на гнилых деревянных сваях. В 1894-1898 гг. по проекту архитекторов И.И. Рерберга, К.В. Терского и К.Я. Маевского под здание театра был заложен новый фундамент; в 1902 г. во время спектакля стены зрительного зала сильно просели, в результате чего двери центрального зала заклинило, и зрители были вынуждены покинуть его через смежные помещения зрители были вынуждены выйти через соседний зал.

 

XX век

После 1918 года Большой театр стал называться Академическим, и в годы после Октябрьской революции не утихали споры о его судьбе. Многие, в частности Ленин, выступали за закрытие театра, против чего активно возражали Сталин, ставший в 1922 году Генеральным секретарем ЦК РКП(б), Анатолий Луначарский из Комитета народного образования и Михаил Калинин, председатель ВЦИК. Против партии выступил ВЦИК.

В 1922 году Президиум ВЦИК постановил, что закрытие театра нерентабельно В 1921 году здание театра было обследовано комиссией, в которую вошли видные московские архитекторы А.В. Щусев, И.В. Щусев, И.В. Щусев, И.П. Машков, С.Ф. Воскресенский и И.В. Жолтовский. Комиссия пришла к выводу, что полукруглые стены зрительного зала, поддерживающие свод коридора и весь зрительный зал, находятся в катастрофическом состоянии; в августе-сентябре 1921 года под руководством И.И. Рерберга начались работы по укреплению стен, которые продолжались в течение двух лет; в 1928 году для ликвидации входной иерархии архитектор П. А. Торстик перепланировал лестницу и другие помещения В середине 1920-х годов старый занавес с изображением квадриги Аполлона был заменен новым по рисунку Ф. Ф. Федоровского.

22 июня 1941 года в филиале Большого театра (с 15 апреля 1941 года Большой театр находился на ремонте) состоялась премьера оперы Гуно "Ромео и Джульетта" с Сергеем Лемешевым в роли Ромео. Зал был полон: во время Великой Отечественной войны с октября 1941 по июль 1943 года Большой театр был эвакуирован в Куйбышев, где были поставлены "Евгений Онегин", "Кармен", "Лебединое озеро", "Вильгельм Телль", "Травиата", "Аида", "Пиковая дама". 5 марта 1942 года. состоялось первое исполнение Симфонии № 7 Шостаковича. В этот период коллектив театра активно вносил средства в Фонд обороны, за что получил благодарность от Сталина. Актеры и музыканты жили в пустующем здании школы, выделенном театру на окраине, в котором не было мебели.

В 1955 году на сцене театра появился новый роскошный парчовый занавес, прозванный "золотым", по проекту Ф.Ф. Федоровского, который стал главным украшением сцены на 50 лет. После реконструкции Большого театра этот парчовый занавес был восстановлен и в несколько измененном виде (заменены гербы и надписи) вновь украсил сцены крупнейших театров страны.

С 1976 по 1991 год Большой театр официально назывался "Государственный академический Большой театр Союза Советских Социалистических Республик, дважды награжденный орденом Ленина".

 

XXI век

Новая сцена
Новая сцена Большого театра была построена в 1995-2002 гг. на месте исторического жилого дома. Для оформления зрительного зала были использованы эскизы Леона Бакста в редакции Зураба Церетели.

Новая сцена открылась 29 ноября 2002 года оперой Н.А. Римского-Корсакова "Снегурочка", а в период реконструкции основной сцены с 2005 по 2011 год был представлен весь репертуар опер и балетов Большого театра.

В настоящее время новая сцена исполняет репертуар Большого театра и принимает гастролирующие театральные коллективы из России и зарубежья.

 

Реконструкция 2005-2011 гг.

1 июля 2005 года историческая сцена Большого театра была закрыта на реконструкцию, которая должна была завершиться в 2008 году. Последним спектаклем на основной сцене перед ее закрытием стала опера Мусоргского "Борис Годунов" (30 июня 2005 г.) 28 октября 2011 г. театр открылся гала-концертом артистов оперы и балета под руководством Дмитрия Чернякова 2 ноября состоялась премьера оперы Глинки "Руслан и Людмила", также в постановке Чернякова. От исторического здания остались только три несущие стены (парадный фасад и боковые стены), а под фундамент был вырыт огромный котлован глубиной более 30 метров.

В ходе реконструкции количество мест в зрительном зале было сокращено с 2 155 до 1 740.

В сентябре 2009 года Следственный комитет РФ возбудил уголовное дело по факту нецелевого расходования средств. По данным Счетной палаты, стоимость реконструкции Большого театра увеличилась в 16 раз и по состоянию на март 2011 г., по словам министра культуры А. Авдеева, превысила 20 млрд. рублей (500 млн. евро).

14 февраля 2012 года Счетная палата РФ отметила, что "стоимость реконструкции Большого театра составляет 35,4 млрд. рублей вместо запланированных 37 млрд. рублей, что составляет 95,5% от сметной стоимости".

 

Современная история

С 2009 года, когда Александр Ведерников покинул пост главного дирижера, музыкальными руководителями театра были композитор Леонид Десятников (2009-2010) и дирижер Василий Синайский (2010-2013); в январе 2014 года главным дирижером и музыкальным руководителем театра был назначен Туган Сохиев. назначен главным дирижером и музыкальным руководителем театра.

С июля 2013 года генеральным директором Большого театра является Владимир Урин.

В 2013 году в Большом театре был установлен новый духовой орган, четвертый в истории театра, изготовленный немецким органостроителем Глаттером Гетцем.

В июле 2016 года при поддержке группы компаний "Сумма" и Департамента культуры Правительства Москвы Большой театр запустил серию уличных трансляций своих спектаклей. Трансляции проходили на специальном всепогодном экране на главном фасаде театра и были приурочены к пятилетию завершения реставрации: 1 и 2 июля транслировалась опера Римского-Корсакова "Царская Невеста", а 8 и 9 июля - балет Джорджа Баланчина "Драгоценности".

В марте 2020 года Большой театр начал онлайн-трансляции ранее записанных спектаклей "Золотого фонда" на своем официальном канале YouTube на фоне карантина, вызванного вспышкой коронавируса. Балет "Лебединое озеро" в первый же день посмотрели более миллиона человек. Во время карантина звезды классической и эстрадной музыки, актеры театра и кино давали концерты в пустых залах, чтобы выразить благодарность медицинским и другим работникам, продолжавшим трудиться во время пандемии.

В сентябре 2020 года YouTube-канал Большого театра стал первым российским театром, получившим серебряную кнопку YouTube.

В сентябре 2023 года в связи с вторжением России на Украину Владимир Улин подтвердил, что театр снимет с репертуара спектакли, в которых автор высказывается против вторжения, и уберет имя автора с афиш.

 

Легенды и суеверия

Большой театр уже почти четверть века является легендой и, конечно же, оброс своими традициями, тайнами, слухами и мистическими историями. Ниже представлена подборка традиций, тайн, слухов и мистических историй Большого театра.

 

Мифы

Огонь, болота и "чумные доктора". За первые 100 лет своего существования здание Большого театра горело как минимум трижды: первый раз в 1780-х годах, второй - в 1805 году, третий - в 1853 году. С тех пор существует горькая шутка, что пожарные Большого театра - это скорее артисты. Люди не интересовались ими по таким причинам, как огнеупорные материалы и противопожарные правила, которых в то время еще не было, и сами придумывали более экзотические. По одной из легенд, во время чумы 1603 года в болото здесь разгневанные москвичи бросали трупы преступников, выдававших себя за лекарей и нападавших на дома. С тех пор площадь стала "проклятым" местом, где, по преданию, перед очередной катастрофой в подвале театра появляется силуэт в черном плаще с капюшоном. По другой версии, причиной пожара стала слишком демоническая сцена из балета "Русалка".

Призрачные спасители Есть и другая, более трогательная история, связанная с пожаром. Во время одного из пожаров крестьянин Василий Марин спас человека, застрявшего в горящем здании Большого театра, за что был награжден Николаем I медалью. По преданию, после смерти Василия его призрак стал появляться на московских пожарах и спасать людей.

Если последователи легенды о "придуманной музой докторе Чуме" считают, что все чумы приходят из подвала театра, то авторы следующей версии, наоборот, ищут их с потолка. На самом деле академик Алексей Титов, ответственный за роспись Аполлона и муз в зрительном зале, был огорчен тем, что у греков не было бога-покровителя живописи. Однако Титов не растерялся и придумал ее сам, с палитрой и кистью в руках. Чтобы не нарушать композицию, пришлось убрать Полюмнию, музу священного гимна. Естественно, боги (почему-то греческие) тут же обрушили на театр свой "огненный" гнев.

Белые тараканы. Мифы, связанные с Большим театром, рассказывают и сегодня. Действительно, раньше существовали глобальные угрозы: огонь, призраки и гнев богов. Выступление Ю.М. Лужкова на открытии исторического фасада театра после реконструкции заставило впечатлительных театралов опасаться, что под зданием живут белые тараканы, которые хуже подземных рек и болот.

 

Традиции и суеверия

Защита и ритуалы. Помимо общемировой "магии", у каждого театрального художника есть своя личная "магия". Многие танцовщики и оперные певцы имеют талисманы или повторяют ритуалы, которые когда-то принесли им удачу. Например, Федор Шаляпин однажды подарил коллеге, потерявшему голос, кольцо, сказав. Этот перстень принадлежал Петру I и был освящен Патриархом Всероссийским. Тот, кто носит это кольцо, всегда будет иметь голос". Елена Образцова во время своих концертов всегда держала на рояле чучело собаки Бобки. А Галина Вишневская имела привычку приветствовать сцену перед выступлением.

Часть сцены в память об этом событии. Выступая в Большом театре, артисты носили с собой амулет, а уходя, забирали на память кусочек деревянного покрытия сцены. Эта традиция сохранилась со времен архитектора Бове, который перестраивал новое здание театра после пожара 1805 года. Пол сцены часто меняли, так как дерево быстро портилось из-за креплений сценического искусства.

 

Мистическая постановка.

Какие бы легенды и страшилки ни ходили в Большом театре, постановщики их нисколько не боятся. Напротив, хореографы, дирижеры и режиссеры сами с удовольствием ставят спектакли на таинственные темы. Так, Алексей Ратманский станцевал балет "Леа" по пьесе С.А. Анского "Дибук". Владимир Васильев поставил "Заклятие дома Эшера" по мотивам страшного рассказа Эдгара Аллана По. Американский хореограф Джон Ноймайер привез на сцену Большого круглые куклы нимф, фей и прочей лесной "нечисти" из "Сна в летнюю ночь".

И сегодня в репертуаре Большого театра есть спектакли с "потусторонними" сюжетами. Во втором акте балета "Жизель" обитают призраки умерших девушек, а в "Сильфиде" половина персонажей - духи или ведьмы. Из-за оккультных эпизодов театр почти 30 лет не решался представить оперу Сергея Прокофьева "Огненный ангел"! В Большом она не исполнялась 12 лет. Таким образом, если проклятие и существовало, то давнее проклятие было снято, артисты могли спокойно работать, а зрители наслаждаться любым спектаклем, каким бы мистическим ни был его сюжет.

 

Орган

В 1913 году в Большом театре был установлен орган (ор. 1738, 26/II/P) немецкой фирмы Eberhard Friedrich Walker. Однако он не сохранился, и в 2013 году был установлен новый духовой инструмент немецкой органостроительной фирмы Glatter Goetz. Монтаж инструмента был завершен в январе, а 14 мая он впервые зазвучал на торжественном представлении, в котором приняли участие российские органисты и музыканты Большого театра.

По количеству регистров инструмент занимает седьмое место среди московских духовых органов. Инструмент установлен на специальной галерее в глубине дверного проема с левой стороны сцены, на высоте около 10 метров, что создает определенные трудности для музыкантов. Все трубы скрыты в деревянных корпусах, а трубы Manual II дополнительно разделены раздвижными жалюзи. Мобильная органная консоль соединена с органом электрическими регистрами и игровыми трубами и может быть установлена как в оркестровой яме, так и на сцене.

 

Знаменитые премьеры

В Большом театре состоялось множество исторических премьер, в том числе:
Чайковский "Воевода и Мазепа"

Одна из версий Бориса Годунова Модестом Мусоргским была представлена ​​16 декабря 1888 года.
Алеко Рахманинова и Франческа да Римини
Опера Николая Римского-Корсакова «Псковитянка», в которой Федор Шаляпин исполнил партию Ивана Грозного.
Опера Дмитрия Шостаковича Леди Макбет Мценского уезда в 1935 году.

Другие примечательные факты
4 мая 1919 года в Большом театре состоялся первый симфонический концерт Большого оркестра под управлением Сергея Кусевицкого.
В Большом театре выступали Леонид Собинов, Антонина Нежданова, Ксения Дзержинская, Галина Вишневская и десятки других выдающихся оперных певцов.
Официальное провозглашение Советского Союза было сделано со сцены Большого театра.
Во время пандемии Ковид-19 заразились не менее 34 актеров театра.

 

Репертуар

За время существования театра здесь было поставлено более 800 спектаклей. Первой постановкой театра стала опера Д. Зорина "Перевоплощение" (1777 г.). По воспоминаниям современников, большим успехом у публики пользовалась премьера оперы М. Соколовского "Мельник—колдун, обманщик и сват" (1779 г.). В этот период театр имел разнообразный репертуар: оперы русских и итальянских композиторов, русские народные танцы, дивертисментные балеты, спектакли на мифологические темы.

 

XIX век

В 1840-х годах в театре стали исполняться бытовые водевили и романтические оперы, во многом благодаря композитору А. Верстовскому, который был музыкальным руководителем, репертуарным директором и управляющим Московского театра. В 1835 году состоялась премьера его оперы "Аскольдова могила". .

Были поставлены оперы М. Глинки "Жизнь за царя" (1842) и "Руслан и Людмила" (1845), балет А. Адана "Жизель" (1843). В этот период театр сосредоточился на создании подлинно русского репертуара музыкальных эпопей.

Во второй половине XIX века активно работал выдающийся балетмейстер М. Петипа, поставивший в Москве множество спектаклей. Воевода" (1869), "Лебединое озеро" (1877, хореография Вацлава Рейзингера) - оперно-балетный дебют композитора, "Евгений Онегин" (1881), "Мазепа" (1884) и др. Опера Чайковского, премьера которой состоялась в 1887 году, имела большой успех. Черевички" - дирижерский дебют композитора; народная опера М. Мусоргского "Борис Годунов" (1888); оперы Н. Римского-Корсакова "Снежная девушка" (1893) и "Ночь перед Рождеством" (1898). Римского-Корсакова, "Князь Игорь" А. Бородина (1898).

В это же время в Большом театре были представлены произведения Дж. Верди, Ш. Гуно, Ж. Бизе, Р. Вагнера и других зарубежных композиторов.

 

Конец XIX — начало XX века

В течение XIX и XX веков Большой театр процветал. Многие петербургские артисты имели возможность участвовать в спектаклях Большого театра: имена Ф. Шаляпина, Л. Собинова, А. Неждановой стали широко известны во всем мире.

В 1912 году на сцене Большого театра была исполнена опера Ф. Мусоргского "Хованщина". В ее репертуаре были "Пан Воевода", "Моцарт и Сальери", "Царская Невеста" Римского-Корсакова, "Демон" А. Рубинштейна, "Кольцо нибелунга" Р. Вагнера, веристские оперы Леонкавалло, Масканьи, Пуччини.

В этот период С. Рахманинов активно сотрудничал с театром и проявил себя не только как композитор, но и как выдающийся оперный дирижер. Он внимательно относился к стилистическим особенностям исполняемых произведений и добивался в исполнении своих опер слияния крайнего темперамента и тонкой оркестровой отделки. Так, например, благодаря Рахманинову дирижерский подиум, находившийся ранее за оркестром (в сторону сцены), был расширен и перенесен на свое нынешнее место.

В создании спектаклей в качестве художников-постановщиков принимали участие такие выдающиеся деятели искусства, как Коровин, Бенуа, Бакст, Поленов и Головин.

 

Советский период

Первые годы после революции 1917 года характеризовались, прежде всего, борьбой за сохранение Большого театра и, во вторую очередь, борьбой за сохранение части его репертуара. В результате идеологической критике подверглись оперы "Снегурочка", "Аида", "Травиата" и Верди в целом. Звучали также заявления об уничтожении балета как "пережитка буржуазного прошлого". Однако, несмотря на это, Большой театр продолжал развивать и оперу, и балет.

В 1919 году в Москве впервые был поставлен "Щелкунчик" П.И. Чайковского, а в 1920 году - новая постановка "Лебединого озера".

Хореографы, в духе времени, искали новые формы искусства: К.Я. Горазовский поставил балет С.Н. Василенко "Иосиф Прекрасный" (1925 г.); Л.А. Лащилин и В.Д. Тихомиров - балет С.Н. Василенко "Прекрасный Иосиф"; Д. Тихомиров - балет "Красный мак" Р.М. Глиэр (1927); В.И. Вайнонен - балет "Пламя Парижа" Б.В. Асафьева (1933).

В оперных спектаклях преобладали произведения М.И. Глинки, А.С. Дагомижского, П.И. Чайковского, А.П. Бородина, Н.А. Римского-Корсакова, М.П. Мусоргского; в 1927 году была поставлена новая версия "Бориса Годунова" режиссера В.А. Лосского. Также были исполнены оперы советских композиторов: "Трильби" А.И. Юрасовского (1924 г.) и "Любовь к трем апельсинам" С.С. Прокофьева (1927 г.).

В 20-е годы были исполнены лучшие оперы зарубежных композиторов: "Саломея" Р. Штрауса (1925), "Женитьба Фигаро" В.-А. Моцарта (1926), "Мадам Баттерфляй" Дж. Пуччини (1925) и "Тоска" (1930). Пуччини ("Тоска" была провальной, несмотря на то, что в постановке подчеркивалась "революционная линия").

В 1930-е годы в газетах были опубликованы требования Сталина о создании "советской оперной классики", были поставлены произведения И.И. Дзержинского, Б.В. Асафьева, Р.М. Гриера. В то же время запрещалось обращаться к произведениям современных зарубежных композиторов.

В 1935 году с большим успехом прошла премьера оперы Д.Д. Шостаковича "Леди Макбет Мценского уезда". Однако, несмотря на высокую оценку произведения советскими и зарубежными ценителями, оно вызвало резкое неприятие со стороны властей. Причина исчезновения оперы из репертуара Большого театра хорошо описана в статье, приписываемой Сталину: "Блуждание вместо музыки".

Окончание Великой Отечественной войны театр отмечает славной премьерой балета С. Прокофьева "Золушка". Состоялась премьера балетов С. Прокофьева "Золушка" (1945, хореография Р.В. Захарова) и "Ромео и Джульетта" (1946, хореография Л.М. Лавровского) с Г.С. Улановой в главной роли.

В дальнейшем Большой театр обратился к произведениям композиторов "братских стран" - Чехословакии, Польши и Венгрии, таким как "Проданная невеста" Б. Сметаны (1948) и "Камешки" С. Монюшко (1949), а также переработал классическую русскую оперу ("Евгений Онегин", "Сад" С. Монюшко). Евгений Онегин", "Садко", "Борис Годунов", "Хованщина" и другие новые постановки). Большинство этих постановок осуществил оперный режиссер Борис Покровский, пришедший в Большой театр в 1943 году. Покровский пришел в Большой театр в 1943 году и с этого года на протяжении нескольких десятилетий был "лицом" оперы Большого театра.

В 1950-1960-е годы он был "лицом" оперы Большого театра, а также опер Верди ("Аида", 1951; "Фальстаф", 1962), Д. Обера ("Фра Диаволо", 1955), Бетховена ("Фиделио", 1954), Италии, Чехословакии, Болгарии, Германской Демократической Республики. Он активно сотрудничал с зарубежными артистами, музыкантами, художниками и режиссерами, в том числе. Николай Гяуров в начале своей карьеры на короткое время вошел в труппу театра.

В Большой пришел хореограф Юрий Григорович, и балет Сергея Прокофьева "Каменный цветок" (1959) и балет Александра Меликова "Легенда о любви" (1965), ранее ставившиеся в Ленинграде, были перенесены на московскую сцену. 1964 г., Большой Балетная труппа Большого театра, он был назначен заведующим труппой. Были поставлены новые редакции "Щелкунчика" (1966) и "Лебединого озера" (1969) П.И. Чайковского, "Спартак" (1968) А.И. Хачатуряна. Постановка, осуществленная в соавторстве с художником Симоном Вильсаласом и дирижером Геннадием Рождественским при участии виртуозов Владимира Васильева, Мариса Лиепы и Михаила Лавровского, имела феноменальный успех у публики и была удостоена Ленинской премии (1970).

Также была исполнена "Кармен-сюита" (1967), созданная специально для балерины М.М. Плисецкой кубинским хореографом А. Алонсо на музыку Ж. Бизе и Р.К. Щедрина.

В 1970-1980-е годы В. Васильев и М. Плисецкая работали как хореографы. Плисецкая поставила балеты Р.К. Щедрина "Анна Каренина" (1972), "Чайка" (1980), "Женщина с собачкой" (1985), а Васильев - "Икар" (1976) С.М. Слонимского, "Макбет" (1980) К.В. Молчанова, хореографию В.В. ), хореография В.А. Гаврилина "Анюта" (1986).

Труппа Большого театра часто гастролирует и с успехом выступает во многих странах, в том числе в Италии, Великобритании и США.

 

Современное время

Сегодня в репертуаре Большого театра много классических произведений оперы и балета, но вместе с тем предпринимаются и новые эксперименты. В области балета были исполнены произведения Шостаковича "Светлый ручей" (2003) и "Болт" (2005).

Оперы ставят режиссеры, уже зарекомендовавшие себя как постановщики драматических спектаклей и фильмов. Среди них А. Сокуров, Т. Чхеидзе, Э. Някрошюс.

В настоящее время ведется работа по "очистке" оригинальных оперных партитур от позднейших наложений и пометок и восстановлению их в оригинальных авторских редакциях. Так, подготовлены новые постановки "Бориса Годунова" (2007) Модеста Мусоргского и "Руслана и Людмилы" (2011) Михаила Глинки. Некоторые из новых постановок Большого театра были встречены с неприятием как некоторыми зрителями, так и заслуженными мастерами Большого театра. Так, постановка оперы Леонида Десятникова "Дети Розенталя" (2005) сопровождалась скандалом, во многом из-за репутации автора сценария, писателя Владимира Сорокина. Новая постановка "Евгения - Онегина" (2006 г., режиссер Дмитрий Черняков) вызвала такой резонанс, что знаменитая певица Галина Вишневская отказалась отмечать годовщину свадьбы на сцене Большого театра, где был поставлен этот спектакль. В то же время у перечисленных спектаклей есть свои поклонники.

В марте 2010 года Большой театр совместно с компанией "Вел Эйр Медиа" начал трансляцию спектаклей в кинотеатрах по всему миру, 11 марта 2012 года Большой театр совместно с компанией Google Россия начал трансляцию балетных спектаклей на российском канале YouTube.

В марте 2019 года впервые за свою 243-летнюю историю на новой сцене Большого театра будет представлена знаменитая опера Антонина Дворжака "Русалка" в постановке Тимофея Крявина.

Опера Россини "Путешествие в Реймс" (режиссер Дамиано Миккелетто, дирижер Туган Сокиев) стала лауреатом российской оперной премии "Каста Дива" 2018 года в номинации "Спектакль года".

В 2019 году балет "Нуреев" был признан лучшей балетной работой на театральной премии "Золотая маска", а хореограф Юрий Посохов победил в номинации "Балет - современный танец/хореограф - балетная работа".

С началом вторжения России на Украину руководство театра по собственной инициативе стало снимать с репертуара спектакли оппозиционных ему артистов, а их имена - с афиш; весной 2022 года с афиш театра исчезло имя Кирилла Серебренникова, а балет Серебренникова "Нуреев и Опера Тимофея Кулябина "Дон Паскуале" была отменена. Оба режиссера осудили вторжение на Украину и покинули Россию.

 

Балет и опера

Большой театр - это репертуарный театр, то есть он основан на списке спектаклей, любая из которых может быть показана в определенный вечер. Обычно он представляет от двух до четырех новых балетных или оперных постановок каждый сезон и приостанавливает появление аналогичного числа. Декорации и расценки большинства постановок изготавливаются в собственных мастерских Большого театра. Артисты набираются в основном из постоянных балетных и оперных трупп Большого театра, время от времени выступающих с гостями. После распада Советского Союза было предпринято несколько попыток уменьшить традиционную зависимость театра от крупных государственных субсидий. Корпоративное спонсорство распространяется на некоторые постановки, но государственное финансирование по-прежнему является источником жизненной силы компании.

Большой театр с самого начала ассоциировался с балетом. Премьера балета Чайковского «Лебединое озеро» состоялась в театре 4 марта 1877 года. Среди других основных произведений репертуара Большого театра - «Спящая красавица и Щелкунчик», «Жизель Адама», «Ромео и Джульетта» Прокофьева, «Спартак» Хачатуряна.

Главным дирижером балета с 1923 по 1963 год был Юрий Файер.

После смерти Иосифа Сталина компания гастролировала по всему миру и стала важным источником культурного престижа, а также доходов в иностранной валюте. В результате имя «Большой балет» стало широко известным на Западе. Однако Большой театр понес потери из-за серии дезертирств танцоров. Первый случай произошел 23 августа 1979 года с Александром Годуновым; затем Леонид Козлов и Валентина Козлова 16 сентября 1979 г .; и другие дела в последующие годы. Большой продолжает регулярно гастролировать с оперными и балетными постановками в постсоветское время.

Оперная труппа специализируется на классических произведениях русской оперы, таких как «Борис Годунов» Мусоргского, «Жизнь за царя» Глинки, «Царская невеста» Римского-Корсакова, а также на оперы Чайковского. Также исполняются многие оперы западных композиторов, особенно произведения итальянских композиторов, таких как Россини, Верди и Пуччини. До середины 1990-х годов большинство зарубежных опер исполнялось на русском языке, но в последние годы на сцене Большого театра все чаще звучат итальянский и другие языки.

Некоторые оперы, такие как «Князь Игорь» Бородина, включают обширные балетные сцены. Многие постановки, особенно классической русской оперы, исполняются с большим размахом, с десятками костюмированных певцов и танцоров на сцене для массовых или фестивальных сцен.

 

Оркестр

Оркестр Большого театра - самостоятельный виртуозный ансамбль. Время от времени он дает концерты симфонической музыки в театре и других местах, а также делает записи. На протяжении десятилетий он гастролировал за границей как «Оркестр Большого театра», «Симфонический оркестр Большого театра» и, совсем недавно, как «Оркестр Большого театра».

Музыкальный руководитель и главный дирижер Василий Синайский внезапно уволился в начале декабря 2013 года, проработав 41 месяц, сославшись на необходимость избегать конфликта. Генеральный директор Владимир Урин незамедлительно принял его отставку и выбрал Тугана Сохиева в качестве замены. Четырехлетний контракт Сохиева, подписанный 20 января 2014 года, вступил в силу немедленно. Новый руководитель также является дирижером в Тулузе и Берлине.

Культурный статус
Большой театр известен во всем мире и привлекает большое количество туристов. В результате цены могут быть намного выше, чем в других российских театрах. Особенно это касается балета, где цены сопоставимы с ценами на спектакли на Западе. Для местных жителей концерты и оперы по-прежнему относительно доступны: цены варьируются от 100 рублей (≈ 1,5 доллара США) (для студентов, за места на балконе для утренних выступлений) до 15000 рублей (≈ 230 долларов США) (за места в оркестре или партере. ).

 

Споры

Стоимость восстановления и ремонта составила 1,1 миллиарда долларов, что в шестнадцать раз больше первоначальной оценки. В 2009 году прокуратура утверждала, что ведущему подрядчику трижды платили за одни и те же работы.
Анастасия Волочкова, бывшая прима-балерина Большого театра, сказала, что видит в театре «большой бордель», потому что, по ее словам, администрация театра приглашает балерин на вечеринки и отказывается от ролей, если они не соглашаются.
17 января 2013 года балетный руководитель Большого театра Сергей Филин подвергся нападению с применением серной кислоты, в результате чего он потерял большую часть зрения. Позже в преступлении был обвинен танцор.
Что касается кассовых сборов, инсайдер театра сообщил немецкому изданию Der Spiegel, что билеты часто продаются мафиозным дилерам, которые, в свою очередь, продают их на черном рынке по удвоенной номинальной стоимости.
Качество исполнения подверглось критике со стороны бывшего музыкального руководителя Александра Ведерникова (2001-2009). Он заявил, что Большой театр ставит «бюрократические интересы выше художественных».
8 июля 2017 года, за три дня до премьеры, Большой театр отменил премьеру балета о легендарном танцоре Рудольфе Нурееве. Генеральный директор Владимир Урин утверждал, что это произошло из-за плохого качества танцев, однако солистка Мария Александрова заявила, что это был первый признак «новой эры» цензуры. Это был первый раз, когда шоу было организовано таким образом после распада Советского Союза, что вызвало слухи о мотивах, стоящих за этим.