Адрес: Большая Садовая улица 10, квартира 52
Телефон. (495) 970 0619
Метро: Маяковская
Открытые: 1 вечера - 11 вечера Воскресенье - Четверг
1 дня - 1 ночи, Пятница - Суббота
Музей Булгакова в Москве - это музей-музей
писателя, посвященный жизни и творчеству автора Михаила Афанасьевича
Булгакова в квартире. Здесь он разместил части своего романа «Мастер
и Маргарита». Граффити, в том числе текст из романа и рисунки его
персонажей, украсили наружные стены и лестничные клетки жилого дома. Он расположен примерно в двух кварталах от
Патриарших прудов, сцены открытия главы романа, где правительство
Москвы планировало возвести статуи, посвященные роману. Он находится
недалеко от станции метро "Маяковская".
Этот роскошный дом был возведен миллионером Ильей
Пигитом, владелецом табачной фабрики «Дукат». Он был приспособлен для
первой рабочей коммуны после революции. В этом доме проживала танцовщица Айседора Дункан и поэт Сергей Есенин, Алиса
Коонен и Андрей Белый, Василий Суриков и бас Федор Шаляпин,
футуристы, члены художественной группы «Бубновый
валет» и прочие представители московские богемы. Позже их заменили
московский пролетариат в первые послереволюционные годы. Студии
художников Петра Кончаловского и Георгия Якулова, которые находились
во дворе дома 10, чудом сохранились.
Коммунальная квартира № 50, где жил Михаил Булгаков и его жена в
1921-1924 годах, стал прототипом этой Нехорошей квартиры, где Воланд
поселился со своими антуражом. Прошли годы, а лестница входа № 6
получила славу околдованного места. С 70-х годов люди приезжают сюда, чтобы сесть
на эти ступени, вспомнить любимые
фрагменты из романа, петь и обсуждать одну из самых известных
русских романов. Лестница стала одним из
неофициальных культурных центров Москвы 1980-90-х годов. На чердаке
была организована «Академия хиппи», а стены входа были покрыты
рисунками, цитатами из произведений Булгакова, декларациями о любви
к Булгакову и его персонажам. За эти годы дверь квартиры № 50 была
закрыта для поклонников Булгакова: в ней размещалось конструкторское
бюро. Но в 1990-х годах там базировался Булгаковский фонд, а с
апреля 2007 года - единственный официальный музей Булгакова в
России.
Здание построено между 1902 и 1905 как доходный
дом по заказу российского миллионера Ильи Пигита, владельца табачной
фабрики Дукат. Здание спроектировано в русском варианте стиля Арт
Нуво. В то время строительство в Москве переживало расцвет, как раз
тогда вокруг центра Москвы строилось Садовое кольцо, состоявшее из
широких улиц, обсаженных деревьями. Частью его была и Большая
Садовая улица. В июне 1917 г., накануне Октябрьской революции, Илья
Пигит продал здание одной частной риэлторской компании. Продажа была
хорошим ходом, поскольку после революции новая советская власть,
потребовала превратить дом в одно из первых зданий для коммунальных
квартир в Москве. В 1938 г. здание утратило значительную часть
своего первоначального обаяния после того, как в целях расширения
улицы был убран передний забор.
В сентябре 1921 г. советский
писатель Михаил Булгаков поселился в квартире номер 50 на первом
этаже вместе со своей женой Татьяной Николаевной Лаппа. Булгаков был
горячим противником советской власти и однажды выразил свою
ненависть к коммунальным квартирам, в частности, к квартире номер 50
на улице Большой Садовой д.10, следующим образом:
“На Большой
Садовой
Стоит дом здоровый.
Живет в доме наш брат
Организованный пролетариат..”
Булгаков сделал здание одним из
наиболее значимых мест в своем знаменитом романе Мастер и Маргарита,
именно там находится «Нехорошая квартира».
В романе Мастер и
Маргарита Булгаков не присвоил зданию номер 10 – его реальный номер,
а использовал номер 302-бис – с определенным намеком на запутанную
бюрократическую систему советского строя в то время.
Летом
1924 г. Булгаков, разобравшись с делами, получил возможность
перебраться на 5-й этаж, в более спокойную квартиру под номером 34,
отдельные характеристики которой он, кстати, также использовал для
описания квартиры 50 в своем романе. Татьяна Лаппа, его жена, потом
осознала, что Булгаков организовал этот ход лишь для того, чтобы она
не осталась одна в неприятной для неё обстановке, поскольку спустя
несколько месяцев сам Булгаков и вовсе покинул здание, чтобы
съехаться с Любовью Евгеньевной Белозёрской, на которой он женился в
апреле 1925 г.
В одной из квартир дома №10 на Большой Садовой
Сергей Есенин познакомился с американской танцовщицей Айседорой
Дункан, впоследствии ставшей его женой
Торжественное открытие культурно-просветительского
центра "Дом Булгакова" состоялось 15 мая 2004 года.
На
открытии центра присутствовало более пятисот человек, включая
известных деятелей культуры, булгаковедов, актеров московских
театров, художников, представителей интеллигенции и поклонников
творчества писателя. Событие широко освещалось в СМИ: в
«Булгаковский дом» прибыли съемочные группы телеканалов «Культура»,
«ТВЦ» и «РТР. Вести-Столица», а также корреспонденты центральных
печатных изданий, таких как «Известия», «Ведомости», «Коммерсант» и
других.
Когда мы с друзьями и единомышленниками решили
организовать музей Булгакова, «нехорошая квартира» была закрыта, а
на двери подъезда висело официальное объявление о том, что музея
здесь нет и быть не может. Люди, которые приходили во двор
знаменитого дома на Садовой, уходили ни с чем. Тогда мы подумали:
если государству нет дела до музея Булгакова, а нам не все равно,
почему бы нам его не создать самим. Мы нашли в Интернете поклонников
творчества писателя, вышли на общество «Феникс», которое в течение
20 лет занималось сбором информации по Булгакову и организацией
встреч булгаковедов, созвонились с коллекционерами и нашли первые
вещи для музейной экспозиции. Мы решили открыться в день рождения
писателя, и 15 мая 2004 года Культурно-просветительский центр
Булгаковский дом начал свою работу — Николай Борисович Голубев,
основатель культурно-просветительского центра.