Построено: 1194-97
Адрес: Владимир, ул. Большая Московская, 60. Веб-сайт.
Часы
работы: ежедневно с 10:00 до 17:00, с ноября по март с 10:00 до
16:00, вторник и последняя среда месяца — выходные.
☎ +7 (910) 770-57-88.
Вход: 100 руб.
Это второй древний собор Владимира, построенный в 1194-1197 гг. как храм при княжеском дворе во время правления великого князя Всеволода Большого гнезда Владимиро-Суздальского в честь святого Димитрия Солунского. В 1197 году стройка собора была завершена князем Всеволодом Юрьевичем. Он привез в новых храм икону Дмитрия Солунского и серебряную чеканную ковчежец, где находилась «сорочка» - частица одежды, пропитанная кровью мученика.
И принёс гробную доску из Селуня святого мученика Дмитрия, миро непрестанно источающего на здоровье немощным, в той же церкви поставил, и сорочку того же мученика тут положил.
Изначально здание окружали галереи, связывавшие его с другими
сооружениями. При реконструкции в 1838 году эти галереи были ошибочно
приняты за позднейшие пристройки и разобраны. На сегодняшний день
Дмитриевский собор является отдельно стоящей однокупольной церковью и
представляет собой один из лучших памятников древнерусского
белокаменного зодчества. Нижние части стен не содержат украшений (здесь
к собору примыкали галереи), а верхние их части и дверные проёмы покрыты
тончайшей резьбой.
В 1237 году собору суждено было разделить
судьбу столицы Владимирского княжества. Повреждённый и разграбленный
монголо-татарами, храм впоследствии ещё не раз горел (в 1536, 1719 и
1760 годах) и подвергался разграблениям.
Дмитриевский собор отмечен как памятник истории и архитектуры
Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Дмитриевский собор - одноглавый и
четырехуровневый храм. Первоначально он был окружен галереями с
башнями, которые были связаны с дворцом князя. В результате
«реставрации» 1837—1839 годов, когда по распоряжению Николая I
собору был придан «первобытный вид», храм лишился интереснейших
частей — лестничных башен и галерей.
Церковь славится своими
белокаменными резными фигурами - ее стены украшены около 600
рельефами, изображающих святых, мифических и настоящих животных.
Большинство рельефов сохранились в их первоначальном виде, некоторые
были реставрированы во время восстановления XIX века. Во внутренней
отделки сохранились несколько фрагментов фресок XII века, особенно
фрагменты композиции «Последний суд».
В советское время
Дмитриевский собор сохранился лишь как памятник древнерусского
искусства. В 1918 году в соборе работала Комиссия по сохранению
памятников живописи под руководством Игоря Грабаря. В 1919 году храм
был закрыт для богослужений. Собор неоднократно реставрировали.
После завершающего этапа работ, произведённых в 1999—2004 годах, в
церкви поставили водосточные трубы, заменили крест на куполе,
создали микроклимат, а также покрыли рельефы и белый камень защитной
пластической смесью.
Ныне собор находится в ведении
Владимиро-Суздальского музея-заповедника и открыт как музейная
экспозиция. Богослужения в храме не проходят.
Собор одноголовый, четырехстолбный, трехапсидный. Сначала собор
окружали галереи с лестничными башнями, которые соединяли его с
великокняжеским дворцом (разобраны при реставрации в XIX веке), по
которым великий князь и его семья ходили в храм на богослужение.
Фасадная часть собора состоит из трех ярусов, нижний – лишен
отделки, и на его фоне видны только резные порталы. Второй ярус –
это аркатурный колончатый пояс с белокаменными фигурами и
орнаментом. Третий ярус прорезан узкими окнами и полностью покрыт
резьбой, что заметно и на купольном барабане. Венчает собор
золоченый пологий купол в форме богатырского шлема. На куполе
поставлен широкий крест из позолоченной меди.
На южном фасаде
храма расположена масштабная композиция "Вознесение Александра
Македонского на небеса". Сюжет композиции нетрадиционен для
православного храма, однако в XII веке был очень популярен. На руках
у Александра Македонского сидят маленькие львята, так манящие
грифонов — ужасных чудовищ.
Псалмопевец царь Давид, поющий и
сидящий с гуслями в руках, является главной фигурой в убранстве и
занимает центральное место на всех фасадах.
Дмитровский собор
невелик по размерам, поскольку строился только для семьи князя и был
его домовой церковью.
Наиболее яркой особенностью собора являются обширные неглубокие
рельефные резные фигурки, которые покрывают верхнюю половину внешних
стен над фризом с аркадой и барабан под куполом. Источник
ремесленников и происхождение этих резных фигурок, кажется,
представляет собой смесь многих влияний. Наиболее вероятными
являются более ранние Боголюбовские церкви, Балканские церкви и
Армянские церкви. Владимир в конце XII века был космополитическим и
художественным центром. В строительстве храма участвовали
проживавшие там архитекторы и ремесленники с востока и запада. Кроме
того, мать Всеволода была византийской принцессой, и Всеволод в
детстве несколько лет жил в Константинополе. Другим источником
вдохновения могли быть переносные резные фигурки, такие как
византийская слоновая кость.
Резьба состоит из животных и
растений, а также фигур в рядах и сцен в закомарах. Некоторые резные
фигурки также являются орнаментальными узорами. Узоры, растения и
животные (как настоящие, так и воображаемые) могут быть основаны на
языческих верованиях и традициях, традиционном русском фольклоре или
христианской теологической тематике. Эти типы резьбы составляют
большую часть украшения собора. В каждом закомаре фигурная сцена.
Наиболее заметной на западном фасаде в центральной бухте является
сцена с изображением царя Давида в окружении ангелов и химер. Царь
Давид также изображен на центральной бухте южного фасада в окружении
святых воинов. Другими выдающимися личностями, помимо Христа и
Марии, являются Соломон, Александр Македонский, Геракл, святые воины
и церковники. Завершающим элементом этой темы является закомара
северного фасада, слева изображен даритель Всеволод с сыновьями. Во
времена, когда власть и территория были захвачены и удерживались
военной мощью, важно строительство церквей и дворцов, поддерживающих
власть князя. Этот собор, мало чем отличающийся от Успенского собора
своими размерами и величием, своей иконографической программой
укрепляет авторитет князя, связывая его с древними царями и
философами, библейскими деятелями и полководцами.
Мотивы
рельефов:
улыбающиеся львы;
святой Никита бьет беса;
царь
Давид, поющий и играющий на славянских гуслях;
грифон, терзающий
зайца;
охотник (возможно, Геракл), убивающий льва;
скачет
всадник;
птица Сирин борется с барсом;
великий князь
Владимирский Всеволод Юрьевич со своими пятью сыновьями и многими
другими.
Из-за богатой белокаменной отделки, почти полностью
обволакивающей храмовые стены, храм называют «белокаменной книгой».
От внутреннего убранства до нас дошли несколько фрагментов фресок
XII века, в частности, фрагменты композиции «Страшный суд».
В
состав экспозиции входит четырехметровый купольный крест с просечным
орнаментом, снятый с головы собора и замененный в 2002 году
репликой, а также икона Дмитрия Солунского и ковчежок-мощевик,
принесенные в храм в 1197 году, впоследствии попавшие в Москву.
столичных музеев в копиях. Среди экспонатов представлен также
надгробие первого Владимирского губернатора графа Романа Воронцова.