Дом музыки, Москва

 

Московский международный Дом музыки — многопрофильный музыкальный центр, созданный в городе Москва в начале 21 в.

 

Предпосылки и время дикого капитализма

Москва являлась международным музыкальным центром еще в подсоветский период. Это было следствием высокой музыкальной и театральной культуры досоветской эпохи, которая по инерции перешла в СССР. Среди театральных и музыкальных деятелей немалым был процент дворян или богатых разночинцев, овладевших искусством в короткие буржуазные времена Российской империи. Дворянами были театральный режиссер Владимир Немирович-Данченко, писатель Алексей Толстой, кинодива СССР Любовь Орлова, к высшим слоям промышленников Москвы принадлежали режиссер Константин Станиславский, пианист Константин Игумнов. Пианистическая школа СССР некоторое время удерживала лидирующие позиции в Европе. Но конкурентоспособность музыкальных деятелей СССР ежегодно снижалась из-за консервативных и обскурантистских тенденций в культурной политике СССР. Сдерживающими факторами в последние два десятилетия существования СССР стали провалы в экономике страны, политический кризис в советском правительстве, эмиграция из СССР ряда известных музыкальных деятелей и отсутствие новых концертных сооружений.

Как проблема – отсутствие новых концертных сооружений – перешла и в первое десятилетие восстановленного капитализма в стране после распада СССР. Инициатором создания нового музыкального заведения выступил Владимир Спиваков. Инициатива была поддержана тогдашними дельцами в правительстве Москвы, что «на плечах» создания нового музыкального заведения желали заработать популярность и политический капитал.

Поэтому строительство Московского международного Дома музыки произошло за рекордно короткий срок – в два года.

 

Проект и реализация

Проект создало московское "Общество театральных архитекторов", руководители - Ю. Гнедовский, В. Красильников, Д. Солопов, М. Гаврилова. Согласно проекту, сооружение было углублено в землю и возвышалось над поверхностью на десять этажей. Внешне сооружение напоминало медузу, поднятую с глубин моря — через закругленную крышу и использование вертикальных стеклянных объемов на фасадах. Под постройку отвели 37 000 кв. метров площади в историческом центре столицы недалеко от ст. метро «Павелецкая». Общая высота самого сооружения – сорок шесть метров.

В комплекс сооружений вошли:
Дом музыки
Магазин цветов
выставочная галерея
Ресторан «Аллегро»
бизнес-центр «Риверсайд Тауэрс»
Свисстель Красные Склоны в виде стеклянного цилиндра высотой сто шестьдесят пять (165) метров.

 

Орган Дома музыки

Пока шли споры в оценках между должностными лицами, критиками и обществом, комплекс начал жить собственной жизнью. Портреты русских композиторов 20 века для Дома музыки заказали русскому художнику Дмитрию Жилинскому.

Новый орган заведения заказали в Германии. Инструмент изготовил консорциум немецких фирм Klais и Glatter-Gotz в традиции романтических симфонических органов. Диспозицию органа (состав регистров) и звуковую концепцию разработали вместе российский органный специалист Павел Кравчун и глава фирмы Klais Филипп Клайс. Новый орган имеет 6000 металлических и деревянных труб. Металлические трубы изготовлены из сплава олова и свинца, а деревянные из древесины сосны, ели, дуба, груши. Длина самой большой трубы достигает 12 метров, самая маленькая — около 10 миллиметров. Модерновый «трехмерный» фасад органа создан по проекту шотландского архитектора и дизайнера Грэма Тристрама. По количеству регистров (84) орган Московского международного Дома музыки к началу 21 века является крупнейшим в российской столице.

Среди тех, кто играл на новом органе и дал ему одобрительные отзывы – Василий Долинский, Винфрид Бениг, Гунар Иденстам, Саймон Престон, Оливье Латри, Хан Гийю, Лионель Рогг.

 

Светлановский зал

Светлановский зал имеет 1699 мест. Название получил в честь известного московского дирижера Светланова Евгения Федоровича, сумевшего одним из немногих музыкальных деятелей не стать коммунистом даже во времена СССР. Именно в этом зале разместили и новый орган. Светлановский зал предназначен для проведения больших концертов классической музыки и фестивалей. Стены зала облицевали древесиной русской лиственницы, которую по акустическим качествам считают наиболее подходящей для концертных залов.

В прихожей Светлановского зала разместили два бюста. Первый — бронзовый бюст дирижера Евгения Светланова (скульптор Аникушин Михаил Константинович). Это произведение – подарок заведения от вдовы дирижера Нины Николаевой-Светлановой от 2005 года. Второй — бюст композитора Дмитрия Шостаковича, подарок от Владимира Спивакова. Зал приспособлен для транслирования концертов по радио, телевидению и в сети интернет.

 

Камерный зал

Камерный зал меньшего размера расположен под Светлановским залом. Он рассчитан на 556 мест. Зал также оборудован позитивным органом фирмы «Glatter-Gotz», имеет семь регистров и один мануал (его диспозицию и конструкцию разработали Каспар фон Глаттер-Гетц и российский специалист Павел Кравчун). В зале установили также концертный клавесин с двумя мануалами фирмы "Нойперт".

 

Театральный зал

Театральный зал предназначен не только для оперных или балетных представлений, но и концертов, показа мод, презентаций и других художественных событий. Первые пять рядов можно убрать, поэтому количество мест в Театральном зале колеблется от 400 до 524.

 

Музыкальная терраса

Музыкальная терраса – это и летнее кафе, и четвертая концертная площадка. Здесь проводят фестивали и банкеты, играют джаз, проходят корпоративные вечеринки.