Гостиный двор, Санкт-Петербург

 Гостиный двор

 

Описание Гостиного двора

Адрес: Невский Проспект 35
Тел. 710 5408
Метро: Гостиный Двор
Открыт: 10.00- 22.00 ежедневно
Открыт: 10.00- 18.00 Среда- воскресенье, 10.00- 17.00 понедельник

 

Гостиный двор когда-то был особенностью всех крупных российских городов. Будучи русским эквивалентом восточного базара, эти здания были торговыми точками, складами и жилыми помещениями для торговцев, прибывающих из отдаленных уголков России и за ее пределами. Большой Гостиный Двор Санкт-Петербурга был самым большим из таких зданий, которые сохранились до наших дней.

Идея создать единую центральную аркаду, которая станет главной торговой площадкой российской имперской столицы принадлежит императрице Елизаветы. Несколько видных архитекторов представили свои планы по строительству в 1750-х годах, в том числе Антонио Ринальди и Бартоломео Растрелли. Однако ранний неоклассический проект Жан-Батиста Валлина де ла Моте были выбраны. Строительство здания заняло более двадцати лет, с 1761 по 1785 год.

Здание Большого Гостиного Двора представляет собой прямоугольное двухэтажное здание с внутреннем двором. Относительная скудность украшения здания частично может быть связана с финансовыми соображениями, поскольку богатые планы Растрелли были отклонены по соображениям стоимости. В 1887 году фасад Невского проспекта был значительно изменен Николаем Бенуа, который добавил купол над центральным портиком и украсил стены штукатуркой и скульптурой. Эти элементы были сняты во время реконструкции после Второй мировой войны, когда здание было восстановлено до элегантной простоты дизайна де ла Моте.

 

Первоначальный базар Гостиного Двора состоял из около 100 магазинов площадью 53 000 квадратных метров. Магазины были разделены на ряды по типу продукции: ткани, меха, серебра, обуви и т. д. Внешние ряды были для розничной торговли, а оптовая торговля велась во дворе. Второй этаж был зарезервирован для хранения продуктов. Русские купцы торговали по-восточному, с рекламой, чтобы привлечь клиентов в свои магазины, и спорами о подходящей цене. Однако это традиция постепенно исчезла по мере того, как все больше и больше европейских торговцев, особенно голландцев, поселились в Гостином дворе. Они ставили маркировку всех товаров фиксированными ценами. В каком то смысле торги и базар вцелом скучным делом.

В конце 18-го века Джакомо Кваренги возглавил проект строительства вспомогательных зданий к западу от Большого Гостиного двора на Думской улице - «Перинные ряды», где торговали только женщины, и Малый («Малый» «) Гостиный Двор, специализирующийся на продаже мебели. Это здание было разрушено во время строительства Невского проспекта, а затем реконструировано в 2000-2002 годах.

После Октябрьской революции Большой Гостиный Двор несколько лет оставался заброшенным. Затем он серьезно пострадал при бомбардировке во время Второй мировой войны. Восстановленный и реконструированный с 1945 по 1955 год, здание было преобразовано в торговый центр из 178 отдельных магазинов в один большой универмаг с удалением его внутренних стен. В «Большом Гостином дворе» теперь есть 15 000 квадратных метров торговой площади, занимаемых 122 различными отделами. Он до сих пор является главным универмагом Санкт-Петербурга.

 

История Гостиного двора

Гостиные дворы в Петербурге существовали практически с момента создания города и играли серьёзную роль в обеспечении жизнедеятельности столицы.

Предтечей этого гостиного двора стал Мытный двор у Зелёного моста архитектора Н.Ф. Гербеля. Когда при пожаре 1738 года он сгорел, было принято решение не восстанавливать старое строение, а строить новый Гостиный двор ближе к границе города. Гостиный двор создан как крупнейшее торговое помещение в Российской империи.

История его создания начинается с указа Елизаветы (1748 год) о возведении Гостиного двора в один этаж на погребах с галереями. В 1752 году здание задумывалось уже как двухэтажное.

В 1757 году был утвержден проект Растрелли. Финансирование строительства должны были осуществлять купцы. В 1758 году последовал указ «о строении каменного Гостиного двора по плану обер-архитектора Растреллия»; лавки, выстроенные купцами, повелено отдать им в вечное и потомственное владение. По проекту Растрелли здание должно было быть богато украшено лепниной и скульптурами и по пышности не уступать дворцам. Работы начались в 1757 году, но вопросы финансирования затягивались, и проект в конце концов был пересмотрен.

В конечном итоге автором Гостиного двора стал Валлен-Деламот. Он сохранил общую планировку Растрелли и выстроил здание в стиле раннего классицизма. Строительство продолжалось более двадцати лет — с 1761 по 1785 год.

В 1840-х годах Гостиный двор стал одним из первых зданий, где было проведено газовое освещение.

В 1886—1887 годах главный фасад здания, выходящий на Невский проспект, был видоизменен (пышно декорирован) по проекту Н. Л. Бенуа.

Во время войны здание сильно пострадало от бомбежек и обстрелов. Конкурс проектов на восстановление Гостиного двора начали проводить еще в блокаду — в 1942 году. В 1945—1948 годах Гостиный двор был отреставрирован.

Восстановление здания велось по проекту и под руководством известного ленинградского архитектора О. Л. Лялина. Фасады вновь приняли вид, близкий к плану Деламота, над главным портиком был сооружён новый, декорированный глубокими барельефами фронтон. Вдоль главного фасада по Невскому проспекту была высажена липовая аллея.

14 октября 1948 года постановлением Совета Министров СССР Гостиный двор был признан памятником архитектуры, подлежащим государственной охране.

В 1955—1967 годах была проведена новая реконструкция. Архитекторы И. А. Вакс и Л. С. Катонин и инженер М. И. Юношев (институт «Ленпроект») превратили изолированные до того магазины в сквозную анфиладу. На смену 178 магазинам пришел единый универмаг «Гостиный двор» — главный универмаг Ленинграда. 3 ноября 1967 года в здании была открыта станция метро. Наземный вестибюль, встроенный в здание универмага, выполнен по проекту архитекторов А. К. Андреева, Я. Е. Москаленко, инженера С. П. Щукина. Из вестибюля можно попасть в торговые залы Невской и Садовой линий. Над эскалатором расположен витраж (художник А. Л. Королёв), на котором изображён расстрел июльской демонстрации 1917 года на перекрестке Садовой улицы и Невского проспекта.