Адрес: Дворцовая Набережная 38
Телефон 311- 3420, 110- 9625, 571- 3420
Открыто: с 10:30 до 18:00. Вторник- суббота, с 10:30 до 17:00. Воскр
(последний вход за 1 час до закрытия)
Закрыто: понедельник
Метро: Невский проспект или Гостиный двор
Эрмитаж или Зимний дворец - бывшее сердце Российской империи. Он расположен на южном берегу Невы напротив Петропавловской крепости. Зимний дворец был построен здесь в 1708 году царем Петром Великим. В начале это был простой деревянный дом, выполненный в голландском стиле. Всего три года спустя он был заменен более постоянным каменным зданием.
Великолепный дворец, который вы видите сегодня, был заказан императрицей Анной Иоанновной в 1731 году. Его главным архитектором был Франческо Бартоломео Растрелли. Строительство заняло всего четыре года, и Зимний дворец был закончено в 1735 году, но в 1752 году знаменитому мастеру барочной архитектуры было предложено расширить дворец императрицей Елизаветой Петровной. Новая реконструкция продолжалась два года и была завершена в 1754 году. Новый Зимний дворец достиг в высоту 22 метров, что сделало его самым высоким зданием в историческом центре Санкт-Петербурга.
После большого пожара 1837 года большая часть интерьера была перестроена под руководством Василия Стасова. Во время Первой мировой войны Императорский дворец превратился в больницу для раненых солдат. Всю мебель и предметы интерьера были вынесены, а на их место поставили кровати. После того, как последний русский император Николай II отрекся от престола в 1917 году, Зимний дворец превратился в официальную резиденцию Временного правительства при Александре Керенском. Оно длился недолго, и всего через 9 месяцев большевики устроили государственный переворот против правительства и свергли демократическое правительство, тем самым установив свою тиранию в течение нескольких десятилетий. Сегодня Зимний дворец превратился в музей искусств, известный во всем мире как Эрмитаж. Дословно эрмитаж (hermitage) означает жилище отшельника или уединенное жилище.
Название «Эрмитаж» происходит от старофранцузского и означает скит.
Здесь цари ушли от повседневной политической жизни, чтобы окружить себя
только искусством и музой.
Первоначально это название носили
только Малый Эрмитаж и прилегающие к нему Старый Эрмитаж и Эрмитажный
театр. Со временем, по мере расширения императорской коллекции
произведений искусства в 18 и 19 веках, здания увеличивались и
расширялись. Со строительством Нового Эрмитажа как музея коллекция
превратилась в общедоступный музей, а название стало использоваться в
общем для всего комплекса зданий.
После русской революции 1917
года соседний Зимний дворец, бывшая главная резиденция русских царей,
также был передан музею и открыт для публики. В конце 20 века музей
вновь расширился, помимо собственно Эрмитажного комплекса к территории
музея были присоединены часть здания Главного штаба (на Дворцовой
площади напротив Зимнего дворца) и Меншиковский дворец.
Малый Эрмитаж в стиле классицизма работы Жана-Батиста Валлена де Ламота был первоначально построен с 1764 по 1775 год как убежище Екатерины II и является самым маленьким зданием в ансамбле. Здесь Катарина разместила первые купленные ею картины.
Старый Эрмитаж, также известный как Большой Эрмитаж, был добавлен Георгом Фридрихом Вельдтеном в 1787 году для размещения быстро растущей коллекции произведений искусства. Это самое неприкрашенное здание в комплексе.
Эрмитажный театр был построен между 1783 и 1787 годами. Императорский придворный театр был первым театром в Санкт-Петербурге. В нее играли до 1796 года и снова с 1989 года; зимой здесь, в числе прочих, выступает Кировский балет. Сегодня он в основном служит административным зданием, но также имеет сцену и зрительный зал. Театр является самым маленьким в городе, так как изначально предназначался только для частных представлений королевской семьи. Эрмитажный театр — единственное здание в Эрмитаже, которое обычно закрыто для посетителей.
Лео фон Кленце, баварский придворный архитектор, построил Новый Эрмитаж как последнее здание между 1839 и 1852 годами; возможно, это единственная из его работ, созданная без ограничительных стилистических пожеланий Людвига I Баварского и, таким образом, полностью в соответствии с идеями Кленце. Это единственное здание, которое находится не прямо на Неве. С самого начала это здание также предназначалось для размещения художественных сокровищ коллекции, которая продолжала расти. В Новом Эрмитаже находится, среди прочего, полная копия коридора, действительно спроектированного Рафаэлем в Ватикане. Десять теламонов у восточного портала, выполненные А. И. Теребенёвым с участием 150 скульпторов и каменщиков из сердабольского гранита, являются, пожалуй, самыми известными атласскими фигурами этого типа в современном мире.
Первый Зимний дворец был построен в 1711 году и за эти годы несколько раз сносился и расширялся. Сегодняшний внешний вид соответствует ремонтным работам, проведенным Бартоломео Франческо Растрелли (1754-1762). 17 декабря. / 29 декабря 1837г. Зимний дворец был полностью сожжен 30-часовым пожаром внутри. Император Николай I приказал привести резиденцию в прежнее состояние, что и было завершено к Пасхе 1839 года. Нынешнее состояние в основном соответствует состоянию здания после реставрации. В годы Великой Отечественной войны Зимний дворец пострадал во время блокады Ленинграда, а затем вновь восстановлен. Сегодня на него особенно влияют большие скопления посетителей, отсутствие стабильности в болотистой местности и влажность прямо на реке. В 1984 году был проведен ремонт, а в 2005 году - еще один.
Вернувшись из своего
Великого посольства в 1698 году, Петр I из России начал политику
вестернизации и экспансии, которая должна была превратить российское
царство в Российскую империю и крупную европейскую державу. Эта
политика была воплощена в кирпиче и строении в результате создания
нового города, Санкт-Петербурга, в 1703 году. Культура и дизайн
нового города были задуманы как сознательный отказ от традиционной
русской архитектуры с византийским влиянием, такой как модная тогда
Нарышкинское барокко в пользу классической архитектуры,
преобладающей в крупных городах Европы. Царь планировал, что его
новый город будет построен в стиле фламандского возрождения, позже
известного как петровское барокко, и именно этот стиль он выбрал для
своего нового дворца в городе. Первой королевской резиденцией на
этом месте был скромный бревенчатый домик, тогда известный как Домик
Петра I, построенный в 1704 году и обращенный к Неве. В 1711 году
его перевезли на Петровскую набережную, где он стоит до сих пор.
После расчистки территории царь приступил к строительству большого
дома между 1711 и 1712 годами. Этот дом, который сегодня называют
первым Зимним дворцом, был спроектирован Доменико Трезини.
XVIII век был периодом большого развития европейской королевской
архитектуры, поскольку потребность в укрепленной резиденции
постепенно уменьшалась. Этот процесс, начавшийся в конце 16 века,
ускорился, и великие классические дворцы быстро заменили укрепленные
замки во всех более могущественных европейских странах. Одним из
самых ранних и ярких примеров был Версаль Людовика XIV. В основном
завершенный к 1710 году Версаль - с его размерами и великолепием -
усилил соперничество между суверенами Европы. Петр Великий из
России, стремящийся продвигать все западные концепции, хотел иметь
современный дворец, как его собратья-государи. Однако, в отличие от
некоторых своих преемников, Петр I никогда не стремился соперничать
с Версалем.
Первый Зимний дворец представлял собой скромное
двухэтажное здание под шиферной крышей. Похоже, что Петру
вскоре надоел первый дворец, так как в 1721 году под руководством
архитектора Георга Маттарнового был построен второй вариант Зимнего
дворца. Дворец Маттарновия, хотя и весьма скромный по сравнению с
королевскими дворцами в других европейских столицах, располагался на
двух этажах выше рустованного первого этажа с центральным выступом
под фронтоном, поддерживаемым колоннами. Именно здесь в 1725 году
скончался Петр Великий.
Зимний дворец был не единственным
дворцом в недостроенном городе и даже не самым роскошным, поскольку
Петр приказал своим дворянам построить каменные резиденции и
проводить там полгода. Это была непопулярная команда;
Санкт-Петербург был основан на болоте с небольшим количеством
солнечного света, и говорили, что там будут расти только капуста и
репа. Вырубать деревья на топливо запрещалось, поэтому горячая вода
разрешалась только раз в неделю. Только вторая жена Петра,
императрица Екатерина, делала вид, что наслаждается жизнью в новом
городе.
В результате принудительного рабского труда со всей
Империи работа над городом быстро прогрессировала. Подсчитано, что
за двадцать лет при строительстве города погибло 200 000 человек.
Дипломат того времени, описавший город как «груду деревень,
связанных вместе, как некая плантация в Вест-Индии», всего несколько
лет спустя назвал его «чудом света, учитывая его великолепные
дворцы». Некоторые из этих новых дворцов в любимом Петром стиле
фламандского барокко, такие как Кикин-холл и Меншиковский дворец,
все еще стоят.
После смерти Петра
Великого в 1725 году город Санкт-Петербург все еще был далек от
центра западной культуры и цивилизации, как он себе представлял.
Многие аристократы, которых царь заставил поселиться в
Санкт-Петербурге, уехали. Волки бродили по площадям по ночам, в то
время как банды недовольных крепостных, которых привозили для
строительства нового города царя и Балтийского флота, часто
восставали.
Наследником Петра I стала его вдова Екатерина I,
правившая до своей смерти в 1727 году. Ей, в свою очередь,
наследовал внук Петра I Петр II, который в 1727 году значительно
расширил дворец Маттарновия архитектором Доменико Трезини. Трезини,
спроектировавший Летний дворец в 1711 году, был одним из величайших
представителей стиля петровского барокко, который теперь полностью
изменил и расширил существующий Зимний дворец Маттарновых до такой
степени, что весь дворец Маттарновых стал просто одним из двух
завершающих павильонов новый, и третий, Зимний дворец. Третий
дворец, как и второй, был выполнен в стиле петровского барокко.
В 1728 году, вскоре после завершения строительства третьего дворца, Императорский двор покинул Санкт-Петербург и перебрался в Москву, и Зимний дворец утратил статус главной императорской резиденции. Москва снова стала столицей, статус которой был предоставлен Санкт-Петербургу в 1713 году. После смерти Петра II в 1730 году трон перешел к племяннице Петра I, Анне Ивановне, герцогине Курляндской.
Новая императрица больше заботилась о
Санкт-Петербурге, чем ее непосредственные предшественники; она
восстановила Императорский двор в Зимнем дворце, и в 1732 году
Санкт-Петербург снова официально заменил Москву в качестве столицы
России, и эту должность он занимал до 1918 года.
Не обращая
внимания на третий Зимний дворец, императрица по возвращении в
Санкт-Петербург поселилась в соседнем Апраксинском дворце. В 1732
году Царица поручила архитектору Франческо Бартоломео Растрелли
полностью перестроить и расширить дворец Апраксин, включив в него
другие соседние дома. Таким образом, ядром четвертого и последнего
Зимнего дворца является не дворец Петра Великого, а дворец
генерал-адмирала Федора Матвеевича Апраксина.
Императрица
Анна, хотя и была непопулярна и считалась «скучной, грубой, толстой,
резкой и злобной», стремилась привнести в свой двор более
цивилизованный и культурный вид. Она разработала новые ливреи для
своих слуг, и по ее приказу мед и водку заменили шампанским и
бургундским. Она приказала боярам заменить их простую мебель на
мебель из красного и черного дерева, а ее собственные вкусы во
внутреннем убранстве сводились к туалетному столику из чистого
золота и «расслабляющему табурету» из серебра, усыпанному рубинами.
Именно на таком фоне великолепия и экстравагантности она дала свой
первый бал в недавно достроенной галерее Зимнего дворца, которая в
разгар русской зимы напоминала апельсиновую рощу. Этот четвертый
вариант Зимнего дворца должен был стать постоянным проектом
архитектора Растрелли на протяжении всего правления императрицы
Анны.
Младенец царь Иван VI,
сменивший Анну в 1740 году, вскоре был свергнут в результате
бескровного государственного переворота великой княгиней Елизаветой,
дочерью Петра Великого. Новая императрица Елизавета возглавила двор
Зимнего дворца, который впоследствии русский историк Василий
Ключевский описал как место «позолоченного убожества».
Во
время правления Елизаветы Растрелли, все еще работая над своим
первоначальным планом, в 1753 году разработал совершенно новую схему
колоссального масштаба - нынешний Зимний дворец. Ускоренное
завершение строительства дворца стало делом чести для императрицы,
которая считала дворец символом национального престижа. Работы над
зданием продолжались круглый год, даже в самые суровые зимние
месяцы. Лишения как русского народа, так и армии, вызванные
продолжающейся Семилетней войной, не могли помешать прогрессу. На
проект было выделено 859 555 рублей - сумма, полученная за счет
налога на государственные трактиры. Хотя рабочие получали
ежемесячную заработную плату всего в один рубль, стоимость проекта
превысила бюджет настолько, что работа была прекращена из-за
нехватки ресурсов, несмотря на навязчивое желание императрицы быстро
завершить работу. В конечном итоге для покрытия дополнительных
расходов были увеличены налоги на соль и алкоголь, хотя россияне уже
были обременены налогами для оплаты войны. Окончательная стоимость -
2 500 000 руб. К 1759 году, незадолго до смерти Елизаветы, близился
к завершению Зимний дворец, действительно достойный этого названия.
Императрица Елизавета выбрала
немецкую принцессу Софи Ангальт-Цербстскую невестой своему
племяннику и преемнику Петру III. Брак не увенчался успехом, но
именно эта княгиня, как Екатерина Великая, стала главным образом
ассоциироваться с Зимним дворцом. В 1762 году, после
государственного переворота, в результате которого был убит ее муж,
Екатерина выставила напоказ своего семилетнего сына Павла на балкон
Зимнего дворца возбужденной толпе внизу. Однако она не представляла
своего сына новым и законным правителем России; эту честь она
присвоила себе.
Благодаря покровительству Екатерины
архитекторов Старова и Джакомо Кваренги дворец еще больше увеличился
и преобразился. В это время оперный театр, существовавший в
юго-западном крыле дворца, был снесен, чтобы предоставить квартиры
членам семьи Екатерины. В 1790 году Кваренги переделал пять парадных
залов Растрелли, чтобы создать три огромных зала анфилады Невы.
Екатерина была ответственна за три больших соседних дворца,
известных под общим названием Эрмитаж - под этим названием весь
комплекс, включая Зимний дворец, стал известен 150 лет спустя.
Екатерина была впечатлена французским архитектором Жаном-Батистом
Валленом де ла Мотом, который спроектировал Императорскую Академию
художеств (также в Санкт-Петербурге) и поручил ему пристроить новое
крыло к Зимнему дворцу. Это было задумано как место отступления от
формальностей и церемоний двора. Екатерина назвала его Эрмитажем
(14) - именем, которым ее предшественница царица Елизавета называла
свои личные комнаты во дворце.
Интерьер флигеля Эрмитажа
задумывался как простой контраст с интерьером Зимнего дворца.
Говорят, что концепция Эрмитажа как убежища была предложена
Екатерине защитником простой жизни Жан-Жаком Руссо. На самом деле
это был еще один большой дворец, соединенный с главным дворцом
серией крытых проходов и отапливаемых дворов, в которых летают
редкие экзотические птицы. Известный своим прекрасным портиком и
вниманием к деталям утонченной природы, он был богато обставлен с
постоянно растущей коллекцией произведений искусства.
Коллекция произведений искусства дворца была собрана случайным
образом в эклектичной манере, часто с оглядкой на количество, а не
на качество. Многие из произведений искусства, купленных для
дворцов, были доставлены как часть работы, поскольку государь
приобретал целые коллекции в готовом виде. Послам императрицы в
Риме, Париже, Амстердаме и Лондоне было приказано найти и купить от
ее имени тысячи бесценных произведений искусства. По иронии судьбы,
в то время как высшее общество Санкт-Петербурга и расширенная семья
Романовых высмеивали последнюю российскую императрицу за то, что она
доставляла свои дворцы «почтовым переводом» из лондонских Мейплз,
она следовала практике Екатерины Великой, которая, если не совсем
«почтовым переводом», конечно купил "зрелище невидимое".
Таким образом, между 1764 и 1781 годами Екатерина Великая приобрела
шесть крупных коллекций: коллекции Иоганна Эрнста Гоцковского;
Генрих фон Брюль; Пьер Кроза; Гораций Уолпол; Сильвестр-Рафаэль
Бодуэн; и, наконец, в 1787 году коллекция Джона Лайд-Брауна. Эти
большие собрания искусства включали работы таких мастеров, как
Рембрандт, Рубенс, Тициан, Рафаэль, Тьеполо, Ван Дейк и Рени.
Приобретение 225 картин из коллекции Гоцковского стало для Екатерины
предметом личной гордости. Он был составлен Гоцковским для
противника Екатерины, Прусского Фридриха Великого, который из-за
войн с Россией не мог позволить себе заплатить за него. В эту
коллекцию вошли несколько великих фламандских и голландских работ, в
первую очередь «Портрет молодого человека с перчаткой» Франса
Хальса. В 1769 году коллекция Брюля привезла в Зимний дворец еще две
работы Рембрандта - «Портрет ученого» и «Портрет старика в красном».
Хотя некоторые аспекты этого маниакального коллекционирования
могли быть проявлением стремления Екатерины к признанию ее
интеллектуальных концепций, существовала и более фундаментальная
мотивация: необходимость. Всего двадцать лет назад обстановка
императорских дворцов была настолько скудной, что кровати, зеркала,
столы и стулья приходилось перевозить между Москвой и
Санкт-Петербургом каждый раз, когда двор переезжал.
По мере
того как дворец наполнялся искусством, он перетекал в Эрмитаж.
Коллекция произведений искусства Екатерины в конечном итоге стала
настолько большой, что возникла необходимость поручить архитектору
Юрию Фельтену, получившему образование в Германии, построить вторую
и большую пристройку к дворцу, который в конечном итоге стал
известен как Старый Эрмитаж. Позже Екатерина заказала третью
пристройку - Эрмитажный театр по проекту Джакомо Кваренги. Это
строительство потребовало сноса уже разрушающегося третьего Зимнего
дворца Петра Великого.
Жизнь императрицы в Эрмитаже, в
окружении искусства и друзей, была проще, чем в соседнем Зимнем
дворце; там императрица давала небольшие интимные ужины. Слуг не
допускали к этим ужинам, и табличка на стене гласила: «Сядьте, где
хотите, и когда хотите, не повторяя вам тысячу раз».
Екатерина также была ответственна за то, чтобы привить русскому двору непреходящую привязанность ко всему французскому. Хотя она лично не любила Францию, ее отвращение не распространялось на ее культуру и манеры. Французский стал языком двора; Русский язык использовался только для разговоров со слугами и подчиненными. Русскую аристократию поощряли принять философию Мольера, Расина и Корнеля. Зимний дворец должен был служить образцом для многочисленных русских дворцов, принадлежащих екатерининской аристократии, все они, как и сам Зимний дворец, построены рабским трудом русских крепостных. Изысканность и манеры, присущие Зимнему дворцу, сильно расходились с мрачной реальностью жизни за его внешне позолоченными стенами. В 1767 году, когда Зимний дворец рос в богатстве и великолепии, императрица издала указ о продлении русского крепостного права. Во время своего правления она поработила более миллиона крестьян. Строительство Зимнего дворца продолжалось вплоть до смерти императрицы в 1796 году.
Наследником Екатерины Великой стал ее
сын Павел I. В первые дни своего правления новый царь (по словам
британского посла, «не в своем уме») увеличил численность войск,
дислоцированных в Зимнем дворце, поставив часовых. ящики каждые
несколько метров вокруг здания. В конце концов, параноидально
относясь к своей безопасности и не любя ничего, связанного с его
матерью, он полностью отверг Зимний дворец и построил Михайловский
замок в качестве своей резиденции в Санкт-Петербурге на месте своего
рождения. Царь объявил, что желает умереть на месте своего рождения.
Он был убит здесь через три недели после поселения в 1801 году.
Павла I наследовал его 24-летний сын Александр I, который правил
Россией в период хаоса Наполеоновских войн. После поражения
Наполеона в 1815 году содержимое Зимнего дворца было еще больше
улучшено, когда Александр I приобрел коллекцию произведений
искусства бывшей французской императрицы Жозефины. Эта коллекция,
часть из которой была украдена из добычи, подаренной ей ее бывшим
мужем Наполеоном, среди множества старых мастеров Рембрандта «Снятие
с креста» и четыре скульптуры Антонио Кановы.
Александра I
сменил в 1825 году его брат Николай I. Царь Николай должен был
отвечать за нынешний внешний вид и планировку дворца. Он не только
внес много изменений в интерьер дворца, но и полностью перестроил
его после пожара 1837 года.
В завершенном виде
доминирующая внешняя форма архитектуры Зимнего дворца с его
украшениями в виде скульптур и роскошной лепниной на фронтонах над
фасадами и окнами выполнена в стиле барокко. Внешний вид остался
таким же законченным во время правления императрицы Елизаветы.
Главные фасады, выходящие на Дворцовую площадь и Неву, всегда были
доступны и видны публике. За гранитными стенами скрыты только
боковые фасады, скрывающие сад, созданный во времена правления
Николая II. Здание было задумано как городской дворец, а не как
частный дворец в парке, как у французских королей в Версале.
Архитектурная тема продолжается во всем интерьере дворца. Первый
этаж, являющийся фортепьяно нобиле, отличается более высокими
окнами, чем окна на этажах выше и ниже. Каждое окно отделено от
своего соседа пилястрами. Повторяющееся однообразие длинных
возвышенностей нарушается только симметрично расположенными слегка
выступающими бухтами, многие из которых имеют собственный небольшой
портик. Эта тема оставалась неизменной во время всех последующих
перестроек и переделок дворца. Единственное внешнее изменение
коснулось цвета: в разные периоды своей истории дворец окрашивался в
разные оттенки. В восемнадцатом веке дворец был окрашен в
соломенно-желтый цвет с белым и позолоченным орнаментом. При Николае
I в 1837 году он был окрашен в тускло-красный цвет, который
сохранился до революции и в раннесоветский период. После реставрации
после Второй мировой войны он был выкрашен в зеленый цвет с белым
орнаментом - стандартной советской цветовой гаммой зданий в стиле
барокко. (Строгановский дворец, например, тоже в это время был
зелено-белым.)
Внутри дворец представляет собой сочетание барокко и неоклассицизма.
Немногое от дизайна интерьера в стиле рококо Растрелли сохранилось;
только Иорданская лестница и Большая церковь остались в своем
первоначальном стиле. Изменения в интерьере во многом были вызваны
влиянием архитекторов, нанятых Екатериной Великой в последние годы
ее жизни, Старова и Кваренги, которые начали изменять большую часть
интерьера дворца по проекту Растрелли. Екатерина всегда стремилась к
последней моде, и во время ее правления более серьезные
архитектурные влияния неоклассицизма, модные в Западной Европе с
конца 1760-х годов, медленно поползли в сторону Санкт-Петербурга.
Неоклассические интерьеры получили дальнейшее развитие и
расширились во время правления внука Екатерины, Николая I.
Кваренги приписывают введение неоклассического стиля в
Санкт-Петербург. Его работы вместе с работами Карла Ивановича Росси
и Огюста де Монферрана постепенно превратили Санкт-Петербург в
«город ампир». Монферран не только создал некоторые из величайших
неоклассических интерьеров дворца, но и был ответственен за
возведение Александровской колонны во время правления Николая I на
недавно спроектированной Дворцовой площади Росси.
Долгое
время Зимний дворец был самым высоким зданием в городе. В 1844 году
Николай I приказал, чтобы частные дома были как минимум на 1 сажень
(2,13 м) ниже Зимнего дворца. Это правило действовало до 1905 года.
Говорят, что в Зимнем дворце 1500 комнат, 1786
дверей и 1945 окон. Главный фасад имеет длину 500 футов (150 м) и
высоту 100 футов (30 м). На первом этаже располагались в основном
бюрократические и хозяйственные помещения, а на втором этаже
располагались квартиры для высокопоставленных придворных и
высокопоставленных чиновников. Основные комнаты и жилые помещения
Императорской семьи находятся на первом этаже, пианино nobile.
Большие парадные залы, используемые двором, расположены двумя
анфиладами, начиная с вершины Иорданской лестницы. Оригинальная
сюита в стиле барокко царицы Елизаветы, идущей на запад, напротив
Невы, была полностью переработана в 1790–1793 годах Джакомо
Кваренги. Он превратил первоначальную анфиладу из пяти парадных
залов в анфиладу из трех огромных залов, украшенных колоннами из
искусственного мрамора, барельефами и скульптурами.
Вторая
анфилада парадных залов, идущая на юг, к Великой церкви, была
создана для Екатерины II. Между 1787 и 1795 годами Кваренги добавил
к этому люксу новое восточное крыло, в котором находился большой
тронный зал, известный как Георгиевский зал, который соединял Зимний
дворец с менее формальным дворцом Екатерины, Эрмитажем, находившимся
по соседству. Этот люкс был изменен в 1820-х годах, когда Военная
галерея была создана из нескольких небольших комнат, чтобы
отпраздновать поражение Наполеона. Эта галерея, задуманная
Александром I, была спроектирована Карло Росси и была построена в
период с июня по ноябрь 1826 года при Николае I. он был открыт 25
октября 1826 года. Для Галереи 1812 года царь заказал 332 портрета
генералов, способствовавших поражению Франции. Художником был
британец Джордж Доу, которому помогали Александр Поляков и Вильгельм
Август Голике.
Николай I также отвечал за создание Боевых
галерей (19), которые занимают центральную часть фасада Дворцовой
площади. Александр Брюллов переделал их в память о победах русских
до 1812 года. Непосредственно по соседству с этими галереями,
посвященными поражению Франции, находились комнаты, в которых во
времена Великой Отечественной войны жил Максимилиан, герцог
Лейхтенбергский, приемный внук Наполеона и зять царя. первые дни его
брака.
В 1833 году де Монферран был нанят для реконструкции восточных парадных залов и создания Фельдмаршальского зала и Малого тронного зала (9 и 10). В 1837 году вспыхнул пожар. Причина этого неизвестна, но обвиняют де Монферрана в его распространении. Царь торопил архитектора завершить завершение, поэтому он использовал деревянные материалы вместо камня. Кроме того, между наспех возведенными деревянными перегородками были спрятаны заброшенные камины; их дымоходы вместе с узкими вентиляционными шахтами служили дымоходами для огня, позволяя ему незаметно распространяться между стенами из комнаты в комнату, пока не стало слишком поздно для тушения.
После обнаружения огонь продолжал распространяться, но достаточно
медленно, чтобы дворцовая охрана и персонал смогли спасти большую
часть содержимого, бросив его в снег на Дворцовой площади. Это был
подвиг, ведь сокровищами Зимнего дворца всегда была тяжелая мебель и
хрупкие украшения, а не более легкие картины. Чтобы создать
противопожарную преграду, царь приказал разрушить три прохода,
ведущие к Эрмитажу, - удачный акт, спасший здание и огромную
коллекцию произведений искусства. Русский поэт Василий Жуковский
стал свидетелем пожара - «огромного костра, пламя которого достигло
неба». Огонь горел несколько дней и уничтожил большую часть
интерьера Зимнего дворца.
Казалось бы, не обращая внимания на
размер дворца, царь приказал завершить перестройку в течение года.
Маркиз де Кюстин описал «неслыханные усилия», которые потребовались
для этого. «Во время сильных морозов постоянно нанимали 6000
рабочих; значительное число из них умирало ежедневно, но жертвы были
немедленно заменены другими бойцами, которых отправляли на смерть».
Руководил работами Петр Клейнмихель, уже успевший зарекомендовать
себя беспощадным во время службы в военных поселениях при Аракчееве.
При перестройке дворца использовались новейшие строительные
технологии индустриальной эпохи. Крыша поддерживалась металлическим
каркасом, а перекрытия больших залов поддерживались железными
балками. После пожара архитектор Василий Стасов восстановил внешний
вид, большинство главных парадных апартаментов, Иорданскую лестницу
и Большую церковь в их первоначальном виде и убранстве. Некоторые
комнаты, такие как вторая по величине комната Зимнего дворца,
Гербовый зал, стали гораздо более богато украшенными, однако с
большим использованием позолоты. Маленькие и более частные комнаты
дворца были изменены и украшены в различных современных стилях 19-го
века Александром Брюлловым в соответствии с прихотями и модой их
предполагаемых обитателей, от готики до рококо. Багровый будуар
царевны (23) в частных императорских покоях был точным
воспроизведением стиля рококо, который Екатерина II и ее архитекторы
начали устранять из дворца менее чем за 50 лет до этого. Одна из
самых примечательных комнат дворца была образована в результате
пожара, когда разрушенная Джасперова комната была перестроена в
Малахитовую гостиную, главную гостиную царской свиты. Сам царь,
несмотря на все величие, которое он создавал в своих дворцах, любил
величайшую простоту. Его спальня в Зимнем дворце была спартанской,
без украшений, кроме некоторых карт и иконы, и он спал на походной
кровати с соломенным матрасом.
В то
время как парадные залы занимали северное и восточное крыло дворца,
а личные покои Императорской семьи занимали западное крыло, в
четырех углах здания находились комнаты меньшего размера, которые
были квартирами меньших членов Императорской семьи, часто будучи
двухэтажным. Это одна из причин, по которой дворец может казаться
запутанным набором больших залов или салонов без очевидной цели,
расположенных в необычных углах дворца. То, что Малахитовая гостиная
отделена от столь же большой Золотой гостиной рядом спален и
маленьких шкафов, поначалу кажется необычным. Однако, если учесть,
что Малахитовая гостиная была главной приемной в квартире
императрицы, а Золотая гостиная была главной приемной в квартире ее
невестки, царевны, расположение гостиной комнаты имеет больше
смысла. Точно так же огромный Белый зал, так далеко от других
больших залов, фактически был главным залом покоев цесаревича и
царевны. Таким образом, Зимний дворец можно рассматривать как серию
маленьких дворцов в одном большом дворце, причем самые большие и
величественные комнаты были общедоступными, а жители жили в
апартаментах разного размера, распределенных в соответствии с
рангом.
Как формальный дом русских царей, дворец был местом
для обильных, частых и щедрых развлечений. Обеденный стол вмещал
1000 гостей, в то время как парадные залы вмещали до 10 000 человек
- все стояли, поскольку стульев не было. Эти комнаты, холлы и
галереи были нагреты до такой температуры, что, хотя на улице была
минусовая температура, внутри цвели экзотические растения, а яркое
освещение создавало атмосферу летнего дня.
Гости церемониальных и государственных мероприятий следовали
установленному маршруту процессии, прибывая во двор дворца через
центральную арку южного фасада, а затем входя во дворец через
государственный вход (иногда называемый входом послов) (38). Затем
они пройдут через зал Иордании с колоннадой, а затем поднимутся по
позолоченной Императорской лестнице (8), откуда расходятся две
анфилады парадных залов. Главная или Иорданская лестница, названная
так потому, что в праздник Крещения царь спустился на церемонию
освящения вод, является одной из немногих частей дворца, сохранивших
оригинальный стиль рококо 18-го века. хотя массивные колонны из
серого гранита были добавлены в середине 19 века.
Одним из
важнейших залов была Большая дворцовая церковь (16). Получив статус
собора, он имел большее религиозное значение, чем часовни
большинства европейских королевских дворцов. Именно здесь обычно
отмечали свадьбы Романовых с жесткими и неизменными традициями и
протоколом. Даже платье невесты и то, как ее надевать, диктовались
традицией. В наряде императрицы невеста и ее процессия проходили из
Малахитовой гостиной в церковь через парадные залы.
Императорская семья была не единственной жительницей дворца; под
металлическим каркасом на чердаках жила армия слуг. Помещения для
слуг были настолько просторны, что бывший слуга и его семья без
ведома дворцовых властей перебрались на крышу дворца. Они были
обнаружены только по запаху навоза от коровы, который они также
тайно пронесли в здание, чтобы обеспечить свежее молоко. Похоже, эта
корова была не единственной коровьей на чердаках; других коров
держали рядом с комнатой, которую занимали фрейлины, чтобы
обеспечить кухни свежим молоком. Эта практика была прекращена после
пожара 1837 года.
После смерти
Екатерины Великой Эрмитаж стал частной сокровищницей царей, которые
продолжали собирать, хотя и не в масштабах Екатерины Великой. В 1850
году была приобретена коллекция Кристофоро Барбариго. Эта коллекция
Венецианской республики привезла в Зимний дворец другие работы
Тициана, а также многие произведения искусства эпохи Возрождения XVI
века.
Николай I, зная о великих художественных галереях в
других европейских столицах, увидел, что Большой Эрмитаж Екатерины
Великой (15) был значительно расширен и преобразован в специально
построенную публичную художественную галерею. В 1839 году немецкий
архитектор Лео фон Кленце составил планы, и их выполнение курировал
Василий Стасов, которому помогали Александр Брюллов и Николай
Ефимов. При таком количестве архитекторов неизбежно возникало
множество конфликтов по поводу дизайна и его исполнения в течение
1840-х годов, при этом царь часто выступал в качестве модератора. В
конце концов, после одиннадцати лет строительного и архитектурного
конфликта, первый художественный музей в России, Императорский
Эрмитаж, открылся 5 февраля 1852 года. Треугольные фасады здания
были вдохновлены архитектурой шинкелески. Он был возведен из серого
мрамора вокруг трех внутренних дворов, а комплекс отличается
асимметричной планировкой крыльев и этажей. По приказу царя
посетители музея были обязаны носить вечерние платья даже утром.
Царь также объявил серые цилиндры «еврейскими», а фраки -
«революционными». После согласования дресс-кода публика увидела
огромное количество произведений искусства, но лишь небольшую часть
Императорской коллекции, поскольку Зимний дворец и другие
Императорские дворцы оставались закрытыми для зрителей.
Зимний дворец был официальной резиденцией российского государя с 1732 по 1917 год; однако это было их домом немногим более 140 из тех лет. Последним царем, который действительно проживал во дворце, был Александр II, правивший с 1855 по 1881 год, когда был убит. Во время его правления было больше дополнений к содержанию; приобретения включали древнюю и археологическую коллекцию несчастного Маркеза ди Кавелли в 1861 году и «Мадонну с младенцем» Леонардо да Винчи в 1865 году; Вторая работа Леонардо с таким же названием, так называемая «Мадонна Бенуа», была позже приобретена в 1914 году.
Александр II был постоянной целью покушений, одна из которых
произошла в самом Зимнем дворце. Это покушение на жизнь царя было
организовано группой, известной как «Народная воля» («Воля народа»),
во главе с «неулыбчивым фанатиком» Андреем Желябовым и его
любовницей Софьей Перовской, которая впоследствии стала его женой.
Перовская, дочь бывшего губернатора Санкт-Петербурга, имела хорошие
возможности для получения информации о событиях во дворце и через
свои связи узнала о ремонте, проводимом в подвале дворца. Один из
членов группы, обученный плотник, впоследствии был зачислен в число
рабочих. Каждый день он таскал динамитные заряды, спрятанные среди
своих инструментов, под частной столовой. Динамита было так много,
что тот факт, что между столовой и подвалом находился промежуточный
этаж, не имел никакого значения. Планировалось взорвать бомбу
вечером 17 февраля [Старый стиль 5
февраля] 1880 г., убив царя и императорскую семью во время обеда. К
счастью для Романовых, прибывший из Берлина гость задержался, и
впервые за много лет задержался ужин. Когда семья вышла из гостиной
в столовую, взорвалась бомба. Взрыв был настолько сильным, что его
можно было слышать по всему Санкт-Петербургу. Столовая была
полностью снесена, 11 членов финской гвардии в комнате охраны внизу
были убиты и еще 30 ранены. Этот инцидент представляет собой одно из
первых применений бомбы замедленного действия в политических целях.
«Нью-Йорк Таймс» (4 марта 1880 г.) сообщила, что «использованный
динамит был заключен в железный ящик и взорван часовым механизмом,
который использовал Томас в Бремене несколько лет назад».
В
1881 году революционеры наконец добились успеха, и Александр II был
убит, когда его карета проезжала по улицам Санкт-Петербурга. Зимний
дворец больше никогда не был заселен по-настоящему. Новому царю
Александру III советники по безопасности сообщили, что обеспечить
безопасность Зимнего дворца невозможно. Затем Императорская Семья
переехала в уединенный Гатчинский дворец, примерно в 40 милях (64
км) от Санкт-Петербурга. По сравнению с Зимним дворцом Гатчинский
дворец на 600 комнат, окруженный лесом, был уютным семейным домом. В
Санкт-Петербурге Императорская семья проживала в Аничковом дворце, а
Зимний дворец использовался для официальных функций. Большая
экономия была достигнута на еде и вине. Царь очень интересовался
текущими расходами дворца, настаивая на том, чтобы столовое белье не
менялось ежедневно, а свечи и мыло не меняли до тех пор, пока он
полностью не израсходован. Было уменьшено даже количество яиц,
используемых в омлете. В то время как царь экономил на домашних
расходах, он пополнил императорскую коллекцию искусства как дворца,
так и Эрмитажа. Официально у Эрмитажа было годовое пособие на
покупку в размере 5000 рублей, но когда этого оказалось
недостаточно, царь сам закупил предметы для музея.
Императрица Мария Федоровна (Дагмар Датская), жена Александра III,
видела, что в 1885 году в центре главного двора был разбит сад,
ранее вымощенный булыжником и лишенный растительности. Придворный
архитектор Николай Горностаев спроектировал сад, окруженный
гранитным цоколем и фонтаном, а во дворе посадил деревья, уложив
известняковые тротуары вдоль стен дворца.
В 1894 году
Александра III сменил его сын Николай II. Последний царь
приостановил придворный траур по поводу женитьбы своего отца на
своей жене Аликс Гессенской на пышной церемонии в Зимнем дворце.
Однако после церемонии молодожены удалились в Аничков дворец вместе
с вдовствующей императрицей. Там они начали свою супружескую жизнь в
шести маленьких комнатках.
В 1895 году Николай и Александра
обосновались в Александровском дворце в Царском Селе. Это должно
было быть их излюбленным домом до конца правления. Однако с декабря
1895 года они действительно проживали зимой в Зимнем дворце.
Архитектору Александру Красовскому было поручено отремонтировать
анфиладу комнат в северо-западном углу дворца, в том числе
готическую библиотеку.
В 1896 году супруге Николая II приписывают создание еще одного сада
(35) на бывшем плацу под окнами личных покоев императорской семьи.
Ее смущало то, что публика могла смотреть в ее окна. Сад создал
ландшафтный архитектор Георг Купхальдт, директор садов и парков
Риги. Это только один из двух садов, которые сохранились сегодня при
дворце.
Во время правления Николая II придворная жизнь была
спокойнее, чем когда-либо, из-за уединенности царицы и недоверия к
высшему свету Санкт-Петербурга. По мнению императрицы:
«Санкт-Петербург - гнилой город, и ни атома русского». Под ее
влиянием постепенно прекратились великие придворные приемы и балы в
Зимнем дворце, которые развлекали и культивировали могущественную
знать. На короткое время их заменили спектакли в Эрмитаже, которые
«никому не нравились», затем прекратились и спектакли.
Последним большим императорским собранием в Зимнем дворце стал
тематический маскарадный бал, посвященный правлению Алексея I,
который проходил 11 и 13 февраля 1903 года (бал 1903 года в Зимнем
дворце). Великий князь Александр Михайлович вспоминал об этом
событии как «последний грандиозный бал в истории империи ... [но]
новая и враждебная Россия смотрела в большие окна дворца ... пока мы
танцевали, рабочие бастовали и бастовали. облака на Дальнем Востоке
висели опасно низко ». Вся Императорская семья, Царь в роли Алексея
I, Императрица в роли Марии Милославской, все в богатых нарядах XVII
века позировали в Эрмитажном театре, многие из них облачены в
бесценные оригинальные вещи, специально привезенные из Кремля для
того, что должно было стать их последней фотографией. все вместе.
В 1904 году Россия находилась в состоянии войны с Японией, и
новорожденный царевич был тайно болен; Царь и императрица навсегда
покинули Санкт-Петербург, Зимний дворец и высшее общество (которое
императрица считала упадочным и аморальным) ради большего комфорта,
безопасности и уединения Царского Села. Таким образом, Зимний
дворец, спроектированный и предназначенный для того, чтобы
произвести впечатление, отразить и укрепить власть Романовых,
потерял смысл своего существования за десять лет до падения
династии, которую он был предназначен для размещения и прославления.
После переезда
императорской семьи в Александровский дворец в Царском Селе Зимний
дворец стал не более чем административным зданием и местом редких
официальных приемов. В течение года семья переезжала из одного
дворца в другой: в марте в Ливадию; в мае в Петергоф (не большой
дворец, а вилла 19 века на его территории); в июне они совершили
круиз на Императорской Яхте Standart; Август был проведен в Польше,
в Спале, сентябрь - еще в Ливадии, перед возвращением в Царское Село
на зиму.
Царь предал свои личные взгляды на Санкт-Петербург в
1912 году, обращаясь к прощальной группе сановников и семьи,
прощаясь с ним, когда семья уезжала в более теплые края: «Мне только
жаль вас, которые вынуждены оставаться в этом болоте». Однако для
простых подданных царя Зимний дворец считался не только царским
домом, но и символом императорской власти. В этой роли он должен был
оказаться в центре некоторых из самых важных событий в истории
России начала 20 века. Три из этих событий выделяются в истории
России: кровавое воскресенье 1905 года; открытие первой
Государственной Думы в 1906 году, открывшейся в Георгиевском зале
(13); и, наконец, захват дворца революционерами в 1917 году.
Кровавая воскресная резня произошла из-за незнания общественностью
места жительства царя. Произошло это 22 января [9 января по старому
стилю] 1905 года во время демонстрационного марша рабочих к Зимнему
дворцу. Ближайшие расстрелы демонстрантов произошли у Исаакиевского
собора у входа в Александровский сад, ведущего на Дворцовую площадь
перед Зимним дворцом. Резня началась, когда русский православный
священник и популярный лидер рабочего класса отец Гапон объявил о
своем намерении возглавить мирную демонстрацию протеста 100 000
невооруженных бастующих рабочих, чтобы подать петицию царю с
призывом к фундаментальным реформам и основанию избирательного
округа. парламент. Протестующие не знали, что дворец был не более
чем необитаемой иконой имперской власти и что царь больше не
проживал там. Царь не был проинформирован о запланированной акции
протеста накануне вечером, при этом не было сделано никаких
предложений, чтобы царь встретился с делегацией или прислал
представителя для принятия петиции. Вместо этого министр внутренних
дел призвал дополнительные войска. Когда забастовщики приблизились к
дворцу с религиозными иконами и пением императорского гимна, царские
войска открыли огонь. Хотя количество жертв оспаривается, по
умеренным оценкам, в среднем около 1000 мужчин, женщин и детей убиты
или ранены. Резня, получившая название «Кровавое воскресенье», была
серьезной ошибкой со стороны охраны и должна была иметь серьезные
последствия для царского режима. Это также должно было стать
катализатором революции 1905 года.
Впоследствии в этот период
в России мало что изменилось политически, и Зимний дворец оставался
в темноте. В 1913 году династия Романовых отметила свое
трехсотлетие, но толпы, стекавшиеся посмотреть на шествия, были
немногочисленными, императрица казалась несчастной, а наследник
болен. Царь и императрица отказались проводить праздничный бал в
Зимнем дворце, вместо этого устроили два небольших приема, на оба из
которых императрица не присутствовала. В 1914 году Россия была
вынуждена вступить в войну в результате союза Тройственного союза.
Царь и императрица ненадолго вернулись в Зимний дворец, чтобы встать
на балконе, чтобы принять салют и почтение от уходящих войск. По
иронии судьбы, в отличие от европейских монархов, которые стояли на
балконах, украшенных бархатом, царь и императрица стояли со своей
семьей дальше в комнате с балконом, в углу безукрашенного балкона.
Когда уходящие войска приветствовали своего монарха перед дворцом,
составлялись планы хранения содержимого дворца и преобразования
государственных помещений в госпиталь для приема возвращающихся
войск.
На начальных этапах войны Россия понесла тяжелые
потери на Мазурских озерах и Танненберге, и именно в Зимний дворец
вернулись многие раненые. Переименованный в Госпиталь цесаревича
Алексея Николаевича, с октября 1915 года дворец был полностью
оборудованным госпиталем, его парадные залы преобразованы в
госпитальные палаты. Фельдмаршальский зал стал перевязочным,
Гербовый зал - операционной. Небольшой тронный зал превратился в
столовую врача, а более скромный персонал разместился в Николаевском
зале и прихожей. Медсестры размещались в более уютных квартирах,
которые когда-то предназначались для членов большой семьи Романовых.
Галерея 1812 года стала кладовой, вестибюль Иорданской лестницы -
столовой больницы и ее пристанями.
Поскольку война пошла
плохо для России, ее катастрофы отразились на Санкт-Петербурге. Царь
решил вести с фронта, предоставив Императрице эффективно управлять
Россией из Царского Села. Это было непопулярно как среди подданных
царя, так и среди семьи Романовых, поскольку императрица часто
нанимала и увольняла без разбора, как предполагалось, по совету
своего фаворита Распутина. После убийства Распутина племянником царя
в законе в декабре 1916 года решения и назначения императрицы стали
более беспорядочными, и ситуация ухудшилась, и Санкт-Петербург
оказался в тисках революции.
Вынужденный смириться с
безнадежностью войны и ситуации внутри страны, 15 марта 1917 года
Николай II отрекся от престола в пользу своего брата, великого князя
Михаила Александровича. Великий князь сразу отказался принять трон
без поддержки армии и своего народа. Было назначено временное
правительство и арестованы многие члены бывшей императорской семьи,
в том числе бывший царь, императрица и их дети. Ни один из членов
семьи Романовых не жил в Зимнем дворце с момента отречения от
престола в 1917 году и очень редко жил после 1905 года. Николай II,
его жена и дети находились в плену до тех пор, пока они не были
убиты в Екатеринбурге в 1918 году. Императорская семья либо постигла
схожие судьбы, либо сбежала в изгнание.
Именно в этот бурный период российской истории, известный как
Февральская революция, на короткое время Зимний дворец вновь стал
резиденцией правительства и центром бывшей Российской империи. В
феврале 1917 года Временное правительство России во главе с
Александром Керенским расположилось в северо-западном углу дворца,
где Малахитовая комната (4) была главной палатой совета. Однако
большинство парадных помещений все еще занимал военный госпиталь.
Это должно было быть короткое занятие дворца и власти. К 25
октября 1917 года Временное правительство не выдержало и, поняв, что
дворец стал мишенью для более воинственных большевиков, приказал его
защищать. Все военные в городе обещали поддержку большевикам,
которые обвинили правительство Керенского в желании «сдать Петроград
немцам, чтобы дать им возможность уничтожить революционный
гарнизон».
Таким образом, временное правительство при
поддержке нескольких оставшихся верных слуг, которые раньше служили
царю, забаррикадировалось во дворце. Многие из административного
персонала сбежали, оставив дворец, который, как утверждается, сильно
не защищали казаки, кадеты и 137 женщин-солдат из женского
батальона. Еда, заказанная обитателями дворца, была захвачена
большевиками, и на осадном положении Зимний дворец вступил в самый
бурный период в своей истории. Согласно советской истории, пять
тысяч моряков, только что прибывших из Кронштадта, были отправлены
для атаки на дворец, в то время как крейсер «Аврора» расположился на
Неве, все его орудия были направлены на дворец. Через воду
большевики захватили Петропавловскую крепость и направили артиллерию
на осажденное здание. Поскольку временное правительство, теперь уже
бессильное, пряталось в личных покоях бывшей императорской семьи,
нервно осматривая происходящее снаружи, одно за другим
правительственные здания на Дворцовой площади сдавались большевикам,
оставив дворец, казалось, всего через несколько часов от разрушения.
В 19:00 правительство провело свое последнее заседание в
Малахитовой комнате, при этом телефон и все контакты с внешним миром
были отключены. Короткие дебаты определили, что они не будут
покидать дворец, чтобы попытаться вступить в диалог с враждебной
толпой снаружи. Когда дворец был полностью окружен и запечатан,
«Аврора» начала бомбардировку большого фасада Невы, поскольку
правительство отказалось от ультиматума о сдаче. Дальнейший огонь из
пулеметов и легкой артиллерии был направлен по дворцу, когда
большевики проникли в него по Лестнице Его Величества (36). В
последовавшей битве с обеих сторон были жертвы, пока большевики,
наконец, к 2 часам ночи не взяли дворец под свой контроль. Оставляя
след разрушения, они обыскивали комнату за комнатой, прежде чем
арестовать Временное правительство в Малой столовой частных квартир
(28), откуда их отправили в тюрьму в Крепости через реку. Керенскому
удалось избежать ареста и бежать в Псков, где он собрал несколько
верных войск для попытки вернуть столицу. Его войскам удалось
захватить Царское Село, но на следующий день они были разбиты в
Пулково.
После ареста властями Российской Федерации в
заявлении очевидца из неназванного источника говорится, что
большевики начали неистовствовать:
«Дворец был разграблен и
опустошен сверху донизу большевиками ... Бесценные картины были
вырваны из рам штыками. Упакованные коробки из редкой посуды и
фарфора ... были разбиты, а их содержимое разбито или унесено.
.Библиотека .... была взломана и разграблена ... Салон Царицы, как и
все другие помещения, был брошен в хаос. Колоссальный хрустальный
блеск с искусно скрытой музыкой был разбит вдребезги. Столы, картины
, украшения - все было уничтожено ".
Винные погреба Зимнего
дворца стали причиной нескольких недель мародерства и беспорядков в
городе. Пожалуй, самый большой и наиболее укомплектованный винный
погреб в истории, в нем хранились лучшие в мире винтажные вина, в
том числе царь фаворит и бесценный Château d'Yquem 1847. Толпа была
так страстно заинтересована в приобретении алкоголя, что большевики
искали радикальные решения проблемы. Проблема, одна из которых
заключалась в том, чтобы перелить вино прямо в Неву. Это привело к
тому, что толпы людей собирались вокруг дворцовых водостоков. Еще
одно предложение, которое сочли слишком рискованным, заключалось в
взрыве подвалов. В конце концов проблема была решена введением
военного положения. Говорят, что Петроград, «возможно, с самым
большим похмельем в истории, наконец проснулся и вернулся к
некоторому порядку».
Зимний дворец превратился в ненужное и поврежденное здание,
символизирующее презираемый режим с неопределенным будущим. Штурм
Зимнего дворца был исторической реконструкцией, организованной
большевиками в 3-ю годовщину в 1920 году. С тысячами красных
гвардейцев во главе с Лениным и на глазах у 100 000 зрителей
реконструкция стала одним из «самых известных» событий Великой
Отечественной войны. Русская революция.
По иронии судьбы,
Красная Гвардия фактически ворвалась во дворец через заднюю дверь,
которую оставили открытой, охраняемую ранеными и инвалидами. Это
послужило поводом для описания этого события как рождение Советского
государства. Николай Подвойский, один из первых троек, возглавивших
первоначальный штурм, был настолько впечатлен реконструкцией, что
поручил Сергею Эйзенштейну снять свой фильм «Октябрь». Некоторые
особенности, такие как ряды прожекторов, которые появляются в фильме
Эйзенштейна, указывают на то, что на Эйзенштейна больше повлияла
реконструкция, чем оригинальное событие.
30
октября 1917 года дворец был объявлен частью государственных музеев
Эрмитажа. Эта первая выставка в Зимнем дворце была посвящена истории
революции, и публика могла увидеть личные покои императорской семьи.
Это должно было быть интересным опытом для зрителей, поскольку, хотя
советские власти отрицали разграбление и повреждение дворца во время
штурма, знаток русского искусства Александр Александрович Половцов,
посетивший эти комнаты непосредственно до и после события, описал
частные апартаменты как наиболее сильно пострадавший район дворца.
Содержимое парадных комнат было отправлено в Москву для сохранности
при создании больницы, а сам Эрмитаж не пострадал во время
революции.
После революции из дворца были удалены все
императорские эмблемы, в том числе на каменной кладке, штукатурке и
железе. В советское время многие из оставшихся сокровищ дворца были
разбросаны по музеям и галереям Советского Союза. Некоторые из них
были проданы за твердую валюту, а другие были переданы сановникам.
Поскольку первоначальное содержимое исчезло, а во дворце стали
выставляться другие предметы из секвестрированных коллекций,
различия между первоначальным и более поздним использованием комнат
стали размытыми. В то время как некоторые залы сохранили свои
первоначальные названия, а некоторые даже атрибуты императорской
России, такие как обстановка Малого и Большого тронных залов, многие
другие залы известны под названиями своего нового содержания,
например, Зал немецкого искусства.
После блокады Ленинграда
1941–1944 годов, когда дворец был поврежден, была проведена
реставрационная политика, которая полностью восстановила дворец.
Кроме того, поскольку российское правительство категорически не
избегает пережитков имперской эпохи, как это было во время советской
власти, с тех пор во дворце были восстановлены гербы Романовых.
Позолоченные и коронованные двуглавые орлы снова украшают стены,
балконы и ворота.
Сегодня дворец, входящий в состав одного из
самых известных музеев мира, ежегодно привлекает 3,5 миллиона
посетителей.
Из примерно 250 музеев города Эрмитаж является самым посещаемым и
наиболее важным в международном масштабе: 2,4 миллиона посетителей
(2009 г.)[3]. В 2016 году музей посетили 4 119 103 человека.
Это
один из самых важных художественных музеев в мире. В нем хранится
большая коллекция европейского изобразительного искусства до 1917
года (год Октябрьской революции). Особенно тесное их расположение
известно как петербургское повешение.
В своем архиве Эрмитаж
хранит более 2,7 млн экспонатов. 65 000 из них представлены в
шести коллекциях в 350 выставочных залах. Имеются коллекции по
доисторической культуре, античному искусству и культуре, искусству и
культуре народов Востока, западноевропейскому искусству и русскому
искусству.
Некоторые из наиболее
значительных частей коллекции включают скифское золото, обширные
коллекции римской и этрусской культуры, а также крупнейшие и лучше
всего сохранившиеся музейные фонды гуннов. Так называемая
сокровищница показывает историю золотых дел и ювелирного дела с 3-го
тысячелетия до нашей эры. Хр.
Существует также обширная
коллекция по истории Сибири, например, тысячи письменных документов
четвертого и пятого веков из китайских пещер Могао. Древнейшее
известное свидетельство монгольской письменности, так называемый
Чингисхан, также находится в Эрмитаже, как и обширные находки времен
и регионов Киевской Руси.
Около трети всех экспонатов
составляют монеты, 120 000 только античных, 220 000
восточноазиатских и 300 000 монет русской истории.
Коллекции русского искусства включают иконы еще XII
века, в том числе из Киева, Новгорода и Москвы, драгоценности из
мастерской Фаберже и большое количество старинных костюмов. Кроме
того, императоры, в частности, собирали прикладное русское
искусство, такое как ковры и фарфор. Коллекция русских костюмов с 18
по 20 век впечатляет. Среди халатов более 300 царских халатов времен
Петра Великого.
Поскольку большая часть русского искусства
теперь перемещена в Русский музей, центрально- и западноевропейское
искусство и культура являются наиболее важной частью коллекции.
С самого начала, но
главным образом благодаря коллекционерской деятельности в XVIII
веке, Эрмитаж сосредоточился на искусстве Центральной и Западной
Европы. В этот период по всей Европе собирались обширные коллекции
значимых произведений искусства — российский императорский двор
пользовался особой репутацией одного из крупнейших скупщиков ценных
коллекций. В 1772 году одна из самых известных коллекций того
времени, коллекция Кроза, перешла в собственность России. Среди них
были «Даная» Тициана, «Святое семейство» Рафаэля, «Портрет
горничной» Рубена и многие другие.
В 120 залах в основном
представлены работы итальянских, французских, голландских и
фламандских живописцев, но есть и тематические направления
английского и немецкого искусства.
Итальянская живопись, пожалуй, самая важная часть коллекции с точки зрения классического европейского искусства. Знамениты и в основном окружены посетителями два из двенадцати оригиналов Леонардо да Винчи, Мадонна с цветком (1478) и Мадонна Литта (1490/91). Не менее высоким статусом пользуются «Мадонна Конестабила» (1502/03) и «Святое семейство» (1506) Рафаэля. Есть в музее и копия ватиканской лоджии Рафаэля, правда, гораздо более поздняя. В музее представлены другие работы Джамбаттисты Питтони, Тициана, особенно его более позднего периода, «Юдифь» Джорджоне, а также картины Микеланджело, Паоло Веронезе, Караваджо, Аннибале Карраччи, Луки Джордано, Сальватора Розы, Джузеппе Мария Креспи, Тьеполо, Стефано Торелли, Винченцо Петрочелли и Франческо Гварди.
Наиболее известны имена в коллекции испанской живописи: Эль Греко («Апостолы Петр и Павел»), Хусепе де Рибера («Христос на кресте» — первая датированная картина реалистической школы испанской живописи), Франсиско де Гойя («Портрет Антония Сарате, около 1811 года, единственная картина в Эрмитаже) и Веласкес. Там же висят работы Мурильо, Сурбарана и Хуана Пантоха де ла Круса.
В Эрмитаже хранится около 500 картин более чем 140 художников самого важного этапа фламандской школы. В частности, здесь находится важная коллекция работ Якоба Йорданса, а также Питера Пауля Рубенса и его учеников Антониса ван Дейка и Франса Снайдерса. В коллекции только 22 картины Рубенса (включая Персея, Андромеду и Вакха) и 19 рисунков. Эта часть коллекции была основана в 1769 году, когда российское государство купило 600 фламандских, голландских и французских картин у наследников Генриха фон Брюля. Среди них были «Портрет ученого» Рембрандта и «Портрет старика в красном», а также четыре пейзажные картины Якоба Изааксуна ван Рейсдала.
Помимо картин начала 20 века, выставка картин Рембрандта, пожалуй, самая известная часть коллекции произведений искусства. В музее более 20 картин, самая большая коллекция за пределами Нидерландов; важные картины включают « Саския в образе Флоры» (1634 г.), « Даная» (1636 г.) и «Возвращение блудного сына» (1668/69). Также выставлены еще 1000 произведений голландских художников. Представленные художники: Лукас ван Лейден, Рогир ван дер Вейден, Якоб ван Утрехт, Ян ван Гойен, Якоб ван Рейсдал, Ян Стен, Герард тер Борх, Питер де Хох, Адриан ван Остаде, Исаак ван Остаде, Паулюс Поттер, Виллем Клас Хеда, Виллем Калф и Франс Хальс.
В Эрмитаже
представлен широкий круг классических французских художников. Среди
них Николя Пуссен, Клод Желле, картины братьев Ленен, Антуана Ватто,
Франсуа Буше, Жана-Оноре Фрагонара, Юбера Робера, Жана Батиста Греза
и Жана Симеона Шардена.
Особо известная коллекция живописи
раннего Нового времени, которая до исторического перерыва в 1917
году позволяет всесторонне взглянуть на развитие живописи, с 2014
года находится в здании Главного штаба напротив. Среди них семь
картин Клода Моне, другие работы Эдуара Мане, Пьера-Огюста Ренуара,
Альфреда Сислея, Поля Сезанна, Поля Гогена, 37 картин Анри Матисса и
31 картина Пабло Пикассо.
В большом зале Эрмитажа хранятся картины немецкого романтизма, в частности, здесь можно увидеть несколько картин Каспара Давида Фридриха.
Другие представленные художники a.o. Лукас
Кранах Старший, Иоганн Фридрих Тишбейн, Джошуа Рейнольдс, Томас
Гейнсборо, Уильям Аллан. Можно увидеть «Черный квадрат» Казимира
Малевича.
Другое изобразительное искусство
Хотя основу
коллекции составляет живопись, в Эрмитаже хранятся рисунки, более
50 000 гравюр (гравюры на дереве, литографии, офорты) различных
жанров и периодов, а также обширные коллекции прикладного искусства.
К ним относятся, в частности, церковная утварь 11-15 веков, эмаль и
резьба по слоновой кости 15-18 веков.
Эрмитаж обладает
обширными коллекциями венецианского, немецкого и испанского стекла
XV–XX веков, майолики и фаянса. Коллекция также включает 14 000
предметов фарфора всех крупных мануфактур, в частности Мейсена и
Севра. Прикладное искусство также включает в себя большие и важные
коллекции ковров, гобеленов и мебельного искусства.
Коллекция
скульптур, насчитывающая более 2000 объектов, является одной из
крупнейших в мире. Он содержит, среди прочего, работы Микеланджело и
Родена.
Немецко-российский художественный фильм «Русский ковчег» (2002)
привлек большое международное внимание. Действие исторического
фильма происходит в Зимнем дворце с участием более 2000 актеров и
статистов, и он был снят всего за один дубль, который длится более
90 минут. Он пересказывает трехсотлетнюю русскую историю, действие
которой происходит на фоне бывшего дворца.
Документальный
фильм «Эрмитаж – Дворец кошек» посвящен не выставочным залам, а
подвалам и другим закрытым для публики помещениям Эрмитажа.
Телерепортаж Яна Хинрика Древса знакомит с кошками, живущими в
Эрмитаже, и сторожами, которые за ними присматривают. Кошки здесь с
1745 года по указу царицы Елизаветы Петровны для защиты инвентаря от
грызунов.
В компьютерной игре Memento Mori кража картины из
Эрмитажа является основной темой сюжета игры.
Флориан Шилль и Федор Бруни (до 1863 г.)
Степан Гедеонов
(1863–1878)
Александр Васильчиков (1879–1888)
Сергей Трубецкой
(1888–1899)
Иван Всеволожский (1899–1909)
Дмитрий Толстой
(1909–1918)
Сергей Тройницкий (1918–1927)
Оскар Вальдхауэр
(1927–февраль 1928 г.)
Герман Лазарис (февраль 1928 г. - ноябрь
1928 г.)
Павел Кларк (декабрь 1928 г. - август 1929 г.)
Владимир Сабрежнев (март 1929 г. - март 1930 г.)
Леонид
Оболенский (март 1930 г. - сентябрь 1930 г.)
Борис Легран (январь
1931–1934)
Джозеф Орбели (1934–1951)
Михаил Артамонов
(1951–1964)
Борис Пиотровский (1964–1990)
Виталий Суслов
(1990–1992)
Михаил Пиотровский (с 1992 г.)
По случаю 150-летия Нового Эрмитажа в 2002 году Центральным банком
России было выпущено несколько серебряных и золотых памятных монет.
На этих российских монетах изображены части Эрмитажа или особые
арт-объекты.
Волонтерство в Государственном Эрмитаже
поддерживает музей на общественных началах.