Государственный исторический музей, Москва

 

Описание

Адрес: Красная площадь

 

Государственный музей российской истории расположен между Красной площадью и Манежной площадью в Москве. В его каталоге есть все: от реликвий доисторических племен, населявших территорию нынешней России, до произведений искусства неисчислимой ценности, приобретенных членами династии Романовых. Общее количество предметов в коллекции музея составляет порядка миллионов.

На месте, где сейчас стоит музей, ранее располагался Главный аптекарский склад, построенный по приказу Петра Великого в стиле московского барокко. Во многих его залах размещались царские коллекции древностей, другие занимал Московский государственный университет, основанный Михаилом Ломоносовым в 1755 году.

Музей был основан в 1872 году Иваном Забелиным, Алексеем Уваровым и многими другими славянофилами, заинтересованными в пропаганде русской истории и националистического сознания. Строительством здания руководил совет музея в составе Сергея Соловьева, Василия Ключевского, Уварова и других видных историков. После длительного конкурса победителем стал проект Владимира Осиповича Шервуда (или Шервуда, 1833–1897).

Здание было построено по канонам неорусского стиля в 1875–1881 годах и официально открыто царем Александром III. Интерьер был тщательно оформлен в стиле русского нового романтизма такими художниками, как Виктор Васнецов, Генрих Семирадский и Иван Айвазовский.

 

История

Идея создания Исторического музея

Идея создать музей исторических ценностей зародилась в середине XIX века. В 1871 году генерал-майор Николай Чепелевский предлагал создать в Москве музей, который не только хранил бы исторические экспонаты, но и активно занимался их изучением и пополнением. Академик Константин Бестужев-Рюмин считал, что музей станет мощным инструментом для укрепления народного самосознания. Вдохновением послужили зарубежные примеры, такие как музей в замке Розенборг, который посетил великий князь Александр Александрович в 1860-х годах.

Толчком к реализации идеи стала промышленная выставка 1872 года в честь 200-летия со дня рождения Петра I. На выставке демонстрировались исторические реликвии и археологические находки, которым требовалось постоянное место хранения. Чепелевский и генерал-адъютант Александр Зеленой в январе 1872 года предложили наследнику престола Александру Александровичу создать исторический музей. Цесаревич поддержал идею и получил одобрение Александра II.

 

Основание музея

Точная дата подписания указа о создании музея остаётся спорной, но известно, что это произошло в феврале 1872 года. Будущий музей решили назвать в честь великого князя Александра Александровича. Для организации музея была создана комиссия под руководством графа Алексея Уварова. Среди её членов были такие видные учёные, как Дмитрий Иловайский, Василий Ключевский, Сергей Соловьёв и Иван Забелин. В 1873 году была сформулирована концепция музея как «наглядной истории главных эпох русского государства». Устав музея, утверждённый в 1874 году, определял правила пополнения и сохранения коллекции.

Разногласия среди организаторов касались содержания экспозиции. Чепелевский стремился создать «храм воинской славы», тогда как Забелин и Уваров предлагали сосредоточиться на общей истории и народном быте. Эти идеи нашли отражение в проекте будущего музея.

 

Архитектурный конкурс и строительство

В 1875 году был объявлен конкурс на проект здания музея. Одним из главных условий было использование русских архитектурных элементов, таких как шатры и закомары, а также гармоничное вписывание в ансамбль Красной площади. Победителями стали Владимир Шервуд и Анатолий Семёнов с проектом «Отечество». Работа Шервуда, москвича во втором поколении, была отмечена за глубокие знания русского зодчества. Иван Забелин, имевший решающее слово, утвердил проект.

Планировалось, что финансирование музея будет преимущественно частным, однако этих средств оказалось недостаточно. В 1874 году общий капитал музея составлял всего 154 тысячи рублей. На строительство пришлось взять кредит в 1,26 млн рублей в Московском кредитном обществе. Долг удалось погасить лишь через 28 лет.

 

Значение музея

Создание Исторического музея стало важным этапом в развитии исторической науки и национального самосознания в России. Его экспозиции и архитектура подчёркивают богатство русской культуры и истории. Несмотря на финансовые трудности, проект объединил усилия государства, меценатов и учёных, став одним из главных символов Красной площади и Москвы.

 

Создание проекта «Отечество»

Проект музея «Отечество» разработали Владимир Шервуд и Анатолий Семёнов. Шервуд, выпускник Московского живописного училища, не имел статуса архитектора, поэтому за техническую часть отвечал инженер Семёнов, участвовавший в строительстве Политехнической выставки 1872 года. Здание построено по смешанной конструктивной схеме и имеет неправильную прямоугольную форму: размеры сторон составляют 115,5 и 55,5 м, а площадь застройки — 6500 м².

 

Работа над проектом

Шервуд трудился над проектом семь лет, за это время чертежи фасада переделывались четыре раза. Он создал эскизы элементов отделки и оформления залов, а Семёнов спроектировал технические помещения, библиотеку и аудитории. Инженерно-геологические условия строительства были сложными: участок имел уклон к засыпанному руслу Неглинки, а почвы были насыщены водой. Для укрепления основания использовали дубовые лежни, бутовую кладку и цемент.

 

Начало строительства

Император Александр II заложил первый камень музея 1 сентября 1875 года. При строительстве применялись передовые технологии: кирпичная кладка на цементе, металлические перекрытия и скрытые трубы и провода. Материалы поступали из Брянска, Санкт-Петербурга, Лотарингии и Дортмунда. Кладку стен и башен под руководством подрядчиков Губониных выполняли 260 каменщиков и 300 подсобных рабочих.

 

Финансовые трудности

С 1879 по 1881 годы строительство приостановили из-за нехватки средств. Из-за финансовых ограничений пришлось отказаться от изразцового фасада. Работы возобновили в 1881 году при подготовке к коронации Александра III.

 

Идея и реализация проекта «Отечество»

Проект «Отечество» стремился к возрождению идеалов древнерусского зодчества. Он был задуман для преобразования облика Красной площади, превращая её из аналога римского форума в символ народности. Здание должно было гармонировать с Кремлёвским ансамблем и Покровским собором. Шервуд использовал элементы древнерусской архитектуры, создав эталон русского стиля, популярного в XIX веке. Для оформления фасадов были задействованы 15 видов кокошников, 10 типов ширинок, шатры, арки, гирьки и карнизы. Силуэт фасада рифмуется с храмом Василия Блаженного, придавая площади композиционную целостность.

 

Конфликт идей

Между Шервудом и Забелиным возникли разногласия по поводу национальных архитектурных традиций в проекте. Забелин критиковал решение архитектора, утверждая, что здание недостаточно отражает русскую самобытность. Шервуд также начал разрабатывать интерьеры ещё до получения официального заказа, сосредоточив внимание на декоре, а не на экспонатах. В результате в 1879 году архитектора отстранили от проекта, а в 1886 году Забелин отказал ему в должности в музее.

 

Критика проекта

Снос двухсотлетнего здания Главной аптеки для строительства музея вызывал споры уже в XIX веке. В 1920-х годах архитектор Ле Корбюзье предложил убрать здание музея с Красной площади, считая, что оно нарушает архитектурный облик Москвы. Несмотря на критику, проект «Отечество» стал важным примером развития русского историзма в архитектуре.

 

Интерьеры

Проектирование здания и экспозиции Исторического музея велось одновременно и ориентировалось на археологическую и искусствоведческую направленность. Экспонаты планировалось группировать по эпохам, а оформление 47 залов должно было соответствовать отображаемым периодам. Пространство музея организовано в форме кольцевой анфилады с Парадными сенями и Византийским залом в центре.

Для отделки интерьеров использовались исключительно дорогие материалы. Полы и лестницы Парадных сеней выполнены из каррарского мрамора мастерами Захарова и Кампиони. Специально для музея Шервуд спроектировал дубовые витрины, состоявшие из нижней части для хранения и верхней стеклянной для демонстрации экспонатов.

 

Отделка после отставки Шервуда

После отставки Шервуда (до 1887 года) работы над интерьерами возглавили Анатолий Семёнов и архитектор Александр Попов. Попов, известный реконструкцией храма Никиты Мученика, разработал общий план залов и эскизы малых архитектурных форм, включая окна, мебель и мозаики. Уникальными стали переплеты окон в стиле древнерусских слюдяных рам. В мастерской Полякова изготавливали столярные элементы: витрины, двери и мебель.

Полы первого этажа были украшены мозаикой работы артели Седова под руководством художника Кругликова. Завершали внешний облик здания позолоченные металлические скульптуры на башенных шпилях, выполненные в виде императорских символов: орлов, львов и единорогов. Орлы с размахом крыльев до трёх метров разворачивались по ветру благодаря подвижной конструкции.

 

Участие художников и оформление залов

После смерти Попова в 1890-х годах работу продолжили Николай Никитин и Пётр Бойцов. Над оформлением залов трудились известные художники: Виктор Васнецов, Валентин Серов, Иван Айвазовский, Илья Репин, Генрих Семирадский и другие. Их творчество придало музею художественную ценность.

 

Статус музея и управление

В 1881 году Александр III назначил своего брата, великого князя Сергея Александровича, почётным председателем музея, а графа Уварова — фактическим управляющим. Уваров получил задание подготовить музей к коронации Александра III и визиту императорской семьи.

29 мая 1881 года музей стал государственным учреждением под названием Императорский Российский Исторический музей. Его финансирование перешло под управление Министерства финансов. С 1882 года заведование музеем осуществлялось Министерством народного просвещения.

 

Влияние музея на облик Москвы

Создание Исторического музея стало отправной точкой для обновления центральной части Москвы. Вслед за ним появились здание Московской городской думы, Верхние и Средние торговые ряды. Эти проекты задали новый стиль архитектурного развития города.

 

Руководство музеем

После смерти первого директора музея графа Уварова в 1884 году управление перешло к Алексею Орешникову, который оставался главным заведующим до 1908 года. Орешников был признанным экспертом в области нумизматики и древнерусского прикладного искусства. За годы службы он внёс значительный вклад в развитие музея. Иван Забелин, занимавший пост товарища председателя, завещал музею свою коллекцию и жалование, накопленное за годы работы.

 

Развитие инфраструктуры

В 1889 году между дворами музея построили корпус с аудиторией на 500 мест, которая отличалась современной акустикой и электрическим освещением. В 1894 году музей получил новое название: «Императорский российский исторический музей имени императора Александра III».

 

Пополнение фондов

К началу XX века библиотека музея насчитывала 18 тысяч книг, благодаря пожертвованиям частных коллекционеров, а также Московского и Русского археологических обществ. Среди меценатов были представители императорской семьи, дворянских родов и известные коллекционеры, такие как Пётр Щукин, передавший музею 300 тысяч предметов искусства, и Алексей Бахрушин, завещавший около 2 тысяч экспонатов и 25 тысяч книг.

 

Ограничения и проблемы расширения

Изначальный проект Шервуда не предусматривал запасников для хранения экспонатов. К 1912 году необходимость в расширении стала очевидной, и князь Николай Щербатов предложил передать музею здание Думы, однако этим планам помешали Первая мировая война и революция.

 

Перестройка внутреннего пространства

В 1910 году лекционный зал в поперечном корпусе разобрали, а на его месте в 1914 году открыли библиотеку, архив, отдел рукописей и старопечатных книг. Проект перестройки был разработан архитектором Ильёй Бондаренко. Эти изменения позволили музею лучше адаптироваться к увеличению количества фондов и посетителей.

 

После революции

В 1917 году музей был переименован в Государственный Исторический Российский музей, а с 1921 года — в Государственный Исторический музей (ГИМ). Несмотря на политические изменения, учреждение неоднократно предлагали расформировать. Во время революции музей оказался в центре общественных волнений: толпы людей собирались вокруг, а солдаты осматривали помещения. Уничтожение коллекций удалось предотвратить благодаря вмешательству наркома просвещения Анатолия Луначарского и Владимира Ленина.

 

Пополнение фондов

В 1918–1920 годах музей значительно расширил свои коллекции. Среди пополнений — собрания Уваровых, серебро Алексея Бобринского, архив Куракиных, библиотека Зубова, а также библиотеки известных деятелей: Льва Бухгейма, Геннадия Карпова и Леонида Савёлова. В этот период к музею присоединили Патриаршую библиотеку и несколько филиалов, включая дом Археологического общества и московскую Епархиальную библиотеку.

 

Реформы и идеологическое влияние

В 1921 году музей подвергся реформам. Его деятельность направили на изучение быта, а коллекции стали использовать для идеологической пропаганды. Специальная комиссия под руководством Льва Троцкого предложила разделить музей на самостоятельные учреждения. Тем не менее, за первые 10 лет советской власти фонды ГИМ удвоились за счёт национализированных и конфискованных ценностей.

 

Поступления из других музеев

В 1920–1930-х годах в ГИМ поступали коллекции реорганизованных музеев: Румянцевского, Военно-исторического, музея «Старая Москва», а также экспонаты из монастырей, поместий и церквей. К концу 1930-х музей насчитывал 23 зала с постоянной экспозицией, охватывающей историю от древнейших времён до XVIII века.

 

Изменения в интерьерах

В 1935 году со шпилей музея демонтировали скульптуры, а львов и единорогов сотрудники спрятали. К 20-летию советской власти уничтожили оформление Парадных сеней, изменили залы, посвящённые великокняжеской и царской эпохам. Генеалогическое древо императорской семьи было закрашено, а лепнина и позолота — удалены.

С 1936 по 1937 годы архитектор Андрей Буров и художник Лев Жегин переосмыслили интерьеры залов. Новое строгое оформление акцентировало внимание на экспонатах, убрав излишнюю декоративность.

 

ГИМ как национальный музей

В 1937 году ГИМ был объявлен главным национальным музеем. Под его управление передали множество филиалов, что закрепило его статус важнейшего культурного учреждения страны. Однако идеология советского правительства продолжала доминировать над научной и исследовательской деятельностью музея до начала 1940-х годов.

 

Музей в годы Великой Отечественной войны

С началом Великой Отечественной войны коллекции музея были разделены. По приказу дирекции, к концу июля 1941 года наиболее ценные экспонаты были тщательно упакованы, сопровождены описями и отправлены в Костанай. Эта часть коллекции получила название Госхранилище № 1 и оставалась в эвакуации на протяжении трёх лет.

Тем временем здание музея на Красной площади оставалось единственным столичным музеем, продолжавшим работать даже в осаждённой Москве. Его закрыли лишь на неделю осенью 1941 года после повреждений от бомбёжки: в здании выбило стёкла и образовалась трещина в фундаменте. Несмотря на военные условия, музей организовывал новые выставки, посвящённые боевым действиям, с использованием фронтовых материалов. Согласно записям сотрудницы Марии Денисовой, в подвалах музея в этот период ночевали сотрудники охраны Иосифа Сталина.

 

Послевоенное развитие

В 1957 году были открыты залы второго этажа, которые представили экспозицию от древнейших времён до начала XIX века. В 1963 году были добавлены залы, охватывающие историю до 1917 года. Однако к началу 1980-х здание музея сильно обветшало: за сто лет его ни разу капитально не ремонтировали. Частые аварии в системах электроснабжения, отопления и водопровода, а также отсутствие деформационных швов привели к появлению трещин в стенах и перекрытиях, деформации пола.

Реставрация началась в 1986 году под руководством специалистов бюро «Спецпроектреставрация». Работы продвигались медленно из-за недостатка финансирования и неоднократно приостанавливались. Только благодаря личному вмешательству премьер-министра Виктора Черномырдина реставрация была завершена в 2002 году.

 

История музея после распада СССР

После распада СССР музей обрёл новый статус. В 1991 году он был признан особо ценным объектом культурного наследия России. В этом же году собор Василия Блаженного передали в совместное управление музея и Русской православной церкви.

Значительным событием стало обустройство аванзала на месте бывшего малого двора. Новый вход со стороны Воскресенских ворот украсили барельефами с изображениями Уварова, Забелина, Шервуда и Семёнова, выполненными скульптором А. С. Карташовым. В аванзале разместили мемориальные доски с именами дарителей музея, их создал А. В. Черноусов.

В 1997 году, к 850-летию Москвы, на башни музея установили копии двуглавых орлов, был открыт исторический вход через Парадные сени, а также залы первого этажа. Внутренний двор разделили на Половецкий дворик и Новый выставочный зал. В 2003 году на шпили музея вернулись парные скульптуры льва и единорога.