Медный всадник и площадь декабристов, Санкт-Петербург

Бронзовый всадник и площадь декабристов

 

На берегу пустынных волн
Стоял он, дум великих полн,
И вдаль глядел. Пред ним широко
Река неслася; бедный чёлн
По ней стремился одиноко.
По мшистым, топким берегам
Чернели избы здесь и там,
Приют убогого чухонца;
И лес, неведомый лучам
В тумане спрятанного солнца,
Кругом шумел.

Медный всадник А.С. Пушкин

 

Описание Медного всадника и площади декабристов

Адрес: Адмиралтейство и Александровский сад
Автобус: 7 и 10
Троллейбус: 1, 7, 10
Метро: Невский проспект

 

Медный всадник - памятник, воздвигнутый на площади Декабристов в честь основателя Санкт-Петербурга императора Петра Великого. Это один из самых выдающихся символов Санкт-Петербурга.

Знаменитый медный всадник Петра I фактически сделан из бронзы, но получил свое название благодаря известному стихотворению А.С. Пушкин «Медный всадник». Скульптура была проектирована скульптором Этьеном Фальконе, а голова императора была сделана его ученица Мари-Энн Коллот. Фальконе объяснил, что задумка его скульптуры была создание памятника Петру Великому, как государственному деятелю и законодателю, который изменил русскую историю как лошадь, котороая встает на дыбы. Ему совсем не хотелось изображать Петра как военного лидер, хотя очевидно, он таким являлся.

Скала медного всадника была обнаружена крестьянином С. Вишняковым, который утверждал, что камень был поражен громом, отчего и получил прозвище Гром Камень (или Громовой камень). Чиновники отправили большую экспедицию для доставки этого огромного валуна. Им пришлось перетащить Гром камень через несколько километров северных болот, а затем погрузили камень на огромную баржу и, наконец, доставили ее в Санкт-Петербург.

Название Декабристской площади, где расположен Медный всадник, посвящено тайному русскому революционному обществу декабристов, устроившим неудачный государственный переворот в декабре 1825 года после предполагаемой смерти русского императора Александра I. Новый император еще не был назначен. В то время как два брата почившего монарха, Николай (будущий Николай I) и Константин обсуждали ситуацию, несколько офицеров из выдающихся аристократических семей пытались совершить переворот.

Хотя коммунистическое правительство поставило их на пьедестал мучеников, нынешние историки менее позитивно относятся к этому неудачному перевороту. Оно было плохо спланировано, и у большинства организаторов не было четкого плана действий, если им удалось добиться успеха. Главари восстания даже не могли сойтись на форме правления России. Одни считали, что страна должна стать республикой, а другие хотели конституционную монархию как в Англии. Солдаты же вообще вышли на площадь декабристов с криком: "Да здраствует император Константин и жена его Конституция". Восстание декабристов превратилось в беспорядок с десятками убитых и раненных солдат. После суда пять декабристов были повешены. Все остальные были высланы в Сибирь. Коммунистическое правительство назвало площать в честь главарей переворота.

 

Статуя

Конная статуя Петра Великого находится на Сенатской площади (бывшая площадь Декабристов) в Санкт-Петербурге. Екатерина Великая, немецкая принцесса, вышедшая замуж за представителя семьи Романовых, стремилась соединиться с Петром Великим, чтобы добиться легитимности в глазах народа. Она приказала построить его, и на нем были написаны фразы Петро Примо Катарина Секунда MDCCLXXXII на латыни и Петру перьвому Екатерина вторая, лѣта 1782 г., выражающее ее восхищение предшественницей и ее видение собственного места в ряду великих русских правителей. Получив свое положение в результате дворцового переворота, Екатерина не имела законных претензий на престол и хотела представить себя законной наследницей Петра.

В переписке с Екатериной Великой Дени Дидро предложил для комиссии французского скульптора Этьена Мориса Фальконе, своего друга. Императрица последовала его совету, и в 1766 году Фальконе прибыл в Россию.

В 1775 году началось литье статуи под руководством мастера Емельяна Хайлова. В какой-то момент во время литья форма сломалась, выпустив расплавленную бронзу, которая стала причиной нескольких возгораний. Бежали все рабочие, кроме Хайлова, который рисковал жизнью, спасая отливку. После переплавки и переделки статуя была позже закончена. На создание Медного всадника, включая пьедестал, коня и всадника, ушло 12 лет, с 1770 по 1782 год.

Лицо царя - работа юной Мари-Анны Колло, которой тогда было всего 18 лет. Она сопровождала Фальконе в качестве подмастерья в его поездке в Россию в 1766 году. Дидро звала Колло, ученика Фальконе и Жана-Батиста Лемуана, Мадемуазель Виктуар (Мисс Победа). Она смоделировала лицо Петра Великого на его посмертной маске и многочисленных портретах, которые нашла в Санкт-Петербурге. Правая рука статуи была сделана из римской бронзовой руки, найденной в 1771 году в Ворбурге в Нидерландах на месте древнего римского города Форум Адриани.

 

7 августа 1782 года, через четырнадцать лет после начала раскопок пьедестала, готовая статуя была открыта на церемонии, на которой присутствовали тысячи человек. Заметно отсутствовал Фальконе, поскольку недоразумение между ним и императрицей переросло в серьезный конфликт. В результате он был вынужден покинуть Россию за четыре года до завершения проекта. Екатерина впоследствии во многом забыла о нем и стала рассматривать Медного всадника как свое собственное произведение.

Статуя изображает Петра Великого, героически восседающего на коне, его протянутая рука указывает на Неву. Скульптор хотел запечатлеть именно тот момент, когда его лошадь встала на дыбы на краю впечатляющего обрыва. Его лошадь топчет змея, что по-разному интерпретируется как символ предательства, зла или врагов Петра и его реформ. Сама статуя имеет высоту около 6 м (20 футов), а пьедестал - еще 7 м (25 футов), в общей сложности около 13 м (45 футов).

 

Громовой Камень

В качестве постамента в 1768 году в Лахте, в 6 км от Финского залива, был найден огромный гранитный монолитный валун рапакиви, известный как Гром-камень (русский язык: Гром-камень, латинизированный: Гром-камен). Камень получил свое название от местной легенды о том, что гром расколол камень. Фальконе хотел поработать над формированием камня на его первоначальном месте, но Кэтрин приказала переместить его перед тем, как разрезать. Поскольку он был погружен в землю на половину своей глубины, а местность представляла собой болотистую местность, русским пришлось разработать новые методы выкапывания и транспортировки колоссального камня. Проект предложил Маринос Карбурис (Μαρίνος Χαρμπούρης), грек с острова Кефалония, подполковник российской армии. Карбурис изучал инженерное дело в Вене и считается первым греком, получившим диплом инженера.

Карбурис приказал рабочим дождаться зимы, когда земля замерзнет, ​​а затем заставил их перетащить большой камень по замерзшей земле к морю для отправки и транспортировки в город. Он разработал металлические сани, которые скользили по бронзовым сферам диаметром около 13,5 см (6 дюймов) по рельсам. Процесс работал аналогично более позднему изобретению шариковых подшипников. Еще более впечатляющим подвигом было то, что весь труд выполняли люди; Никакие животные или машины не использовались для того, чтобы доставить камень с первоначального места на Сенатскую площадь. После того, как Карбурис изобрел этот метод, 400 человек заняло девять месяцев, чтобы переместить камень, в течение которых мастера-камнерезы непрерывно формировали огромный гранитный монолит. Екатерина периодически посещала отряд, чтобы наблюдать за их успехами. Более крупный шпиль вращали 32 человека, при этом скала едва перемещалась. Еще одним осложнением было наличие всего 100 м пути, который приходилось постоянно разбирать и заменять. Тем не менее, рабочие проходили более 150 м в день на ровной местности. По прибытии в море была построена огромная баржа специально для Громового камня. Судно должно было поддерживаться с обеих сторон по два полноразмерных боевых корабля. После короткого путешествия камень достиг своего пункта назначения в 1770 году, после почти двух лет работы. В ознаменование его прибытия была выпущена медаль с надписью «Близок к смелости».

Согласно осеннему изданию La Nature 1882 года, размеры камня до огранки составляли 7 × 14 × 9 м. Исходя из плотности гранита, его вес был определен примерно в 1500 тонн. Фальконе вырезал часть этой детали, придав ей форму основания, поэтому готовый пьедестал весит значительно меньше.

 

Блокада Ленинграда

Легенда 19 века гласит, что, пока Медный всадник стоит посреди Санкт-Петербурга, вражеские силы не смогут захватить город. Во время 900-дневной блокады Ленинграда немецкими войсками во время Второй мировой войны (Ленинград - название города с 1924 по 1991 год) статуя была покрыта мешками с песком и деревянным укрытием. Защищенный таким образом, он пережил 900 дней бомбардировок и практически не пострадал от артиллерии. Согласно легенде, Ленинград так и не был взят.

 

Стихотворение

«Медный всадник» - это название стихотворения, написанного Александром Пушкиным в 1833 году и считающегося одним из самых значительных произведений русской литературы. Из-за популярности его работ статую стали называть «Медным всадником». Основная тема стихотворения - конфликт между потребностями государства и потребностями простых граждан.

В стихотворении Пушкин описывает судьбы бедняка Евгения и его возлюбленной Параши во время сильного паводка Невы. Евгений проклинает статую, злясь на Петра Великого за то, что он основал город в таком неподходящем месте и косвенно стал причиной смерти своей возлюбленной. Придя к жизни, всадник преследует Евгения по городу. Поэма завершается обнаружением трупа молодого человека в разрушенной хижине, плавающей на берегу реки.

 

В 1903 году художник Александр Бенуа опубликовал издание стихотворения со своими иллюстрациями, создав то, что считалось шедевром модерна.

Поэма вдохновила на создание других жанров: Рейнхольд Глиер поставил на ее основе балет, а 10-я симфония Николая Мясковского (1926–197) была вдохновлена стихотворением. Сама статуя рассматривалась как вдохновение или модель для подобной статуи, которая появляется в политическом романе Джозефа Конрада 1904 года «Ностромо», таким образом неявно связывая политические события в Ностромо с эссе Конрада 1905 года «Самодержавие и война» на тему России и его возможного Роман 1912 года «Под глазами Запада» (а также со стихотворением Пушкина и политическим вопросом Польши).