Исаакиевский собор, Санкт-Петербург

 Исаакиевский собор

 

Адрес: Исаакиевская площадь 4
Телефон 315- 9732
Открыто: с 10:00 до 23:00 четверг- вторник (октябрь-апр 11:00 - 19:00)
Закрыто: среда
Автобус: 3, 22, 27
Троллейбус: 5, 22
Метро: Невский проспект

 

Исаакиевский собор Санкт-Петербурга расположен между одноименной площадью и площадью Декабристов, одним из самых интересных памятников русского искусства и неоклассической архитектуры XIX века. Это вторая по высоте Восточная православная церковь после Храма Христа Спасителя в Москве и с одним из крупнейших куполов в мире. Он был спроектирован французским архитектором Августом Монферраном и был построен с 1818 по 1858 год. С 1931 года он стал музеем. Ежегодно его посещают около миллиона туристов.

 

История Исаакиевского собора

Истоки и первый собор

Петр I Великий (1682-1725), основатель Санкт-Петербурга, родился 30 мая 1672 года или в день, посвященный Святому Исааку, монаху, жившему в Византии в IV веке, поэтому ему была посвящена одна из первых построенных в городе церквей. Первая церковь была освящена святому в 1707 году, но это был амбар (расположенный недалеко от Адмиралтейства), который вскоре пришел в упадок, а затем был снесен.

Второй собор
В 1717 году Петр I сам заложил первый камень в фундамент новой Исаакиевской церкви. На берегу Невы, как раз на том месте, где позже был установлен памятник Петру I (знаменитая статуя бронзового рыцаря), каменное здание со шпилем было построено по проекту архитектора Георга Иоганна Маттарнова. Вторая Исаакиевская церковь напоминала Собор Святых Петра и Павла. Но берега Невы еще не были укреплены, и поэтому здание начало повреждать конструкции. В 1735 году из-за молнии вспыхнул пожар, завершивший разрушение здания.

 

Третий собор

По приказу Екатерины II Великой (1762-1796) в 1768 году были заложены фундаменты третьей Исаакиевской церкви, где в настоящее время находится нынешний собор. Таким образом, императрица проявила свое уважение в память о Петре I. Этот проект был составлен архитектором Антонио Ринальди: согласно проекту стены собора должны были быть облицованы мрамором как внутри, так и снаружи. Но после смерти Екатерины II ее сын Павел I (1796-1801) приказал использовать весь мрамор для украшения своего дворца. Ринальди умер, когда была построена только нижняя часть. Придворному архитектору Павла I Винченцо Бренне было поручено закончить собор, но он не очень заинтересовался работой, и конечный результат не удовлетворил ни суд, ни церковь.

 

Неоклассический собор

В начале 19 века Санкт-Петербург быстро расширился, и третья Исаакиевская церковь не подходила для столицы России. Поэтому в 1816 году Александр I (1801-1825) объявил конкурс на проект реконструкции собора. Однако царь запретил уничтожать освященные части старого собора-алтарь и стены. В нем приняли участие многие российские и зарубежные архитекторы. Среди них был август Монферран, молодой французский архитектор, который сделал 24 дизайна нового собора в разных архитектурных стилях. Александр I одобрил классический стиль и назначил Монферрана придворным архитектором. Он был очень одарен, но у него был небольшой опыт работы архитектором: во Франции он работал главным образом дизайнером интерьеров. Из-за этого в его рисунках была какая-то серьезная ошибка. Затем был организован специальный комитет из 13 известных русских архитекторов, чтобы помочь Монферрану в его работе.

 

Строительство

Строительные работы начались в 1818 году. Сначала они снесли предыдущее здание и укрепили землю, потому что город был построен на очень заболоченной земле. Операция была очень долгой и сложной: к 11 000 столбов брезентовой сосны, датируемых предыдущим фундаментом, было добавлено 13 000 столбов диаметром 25 см каждый. Гранитные плиты опирались непосредственно на сваи и были покрыты известняковыми плитами. Фундаменты имеют толщину 14,5 метров (7,5-на высоте свай, а остальные 7-на толщине каменных плит). На создание фундамента ушло 10 лет. В их укладке приняли участие 125 000 рабочих. Поскольку стены старой церкви должны были быть сохранены, после закладки фундамента наблюдались некоторые неровные проседания. Позже на стенах появились трещины. Таким образом, им в конечном итоге пришлось приостановить работы и снести оставшиеся части предыдущего здания. Директором работ был швейцарский архитектор Доменико Адамини (1792-1860).

 

Описание

Технические данные
Общая высота 101,5 метра
Общая длина 107 метров
Вместимость 8000 человек
Вес купола около 300 000 тонн
Диаметр купола 25 метров.

 

Внешний

Снаружи собор украшен 112 монолитными колоннами из местного красного гранита. Гранитные блоки добывали из каменоломен на берегах Карелии. Колонны грубо рассекали на месте, затем перевозили на баржах в Санкт-Петербург и в конечном итоге отделывали прямо на стройплощадке. Когда они были готовы, колонны катили к месту укладки, то есть к колоннаде, где их ставили на специальные строительные леса, а оттуда поднимали специальными лебедками – кабестанами. Рабочий на строительной площадке разработал эту подъемную систему, модель которой хранится внутри собора. Колонна была помещена в один из коридоров строительных лесов, привязана толстыми веревками, которые были прикреплены к шкиву выше и ниже строительных лесов, а затем соединены с кабестанами, которые были размещены по бокам строительных лесов. Было 8 кабестанов с каждой стороны, и 8 рабочих повернули каждый Кабестан, поэтому в общей сложности 128 рабочих потратили 45 минут, чтобы поднять каждую колонну. Давайте не будем забывать, что вес каждой колонны составлял 114 тонн.

На размещение всех колонн портиков ушло 2 года. Первая колонна была возведена в 1828 году. По этому случаю новый царь Николай I (1825-1855) присутствовал на верфи и поместил платиновую монету у основания колонны.

 

Купол

Проект центрального купола был еще одной инженерной реализацией. Купол сделан из металла и состоит из трех частей, расположенных одна над другой, образуя своего рода “матриоску”. Самый внутренний сферический купол сделан из металла. Пустота между поперечинами среднего купола и листами внешнего купола заполнена примерно 100 000 пустых глиняных горшков, образующих легкий свод. С помощью этого метода, применяемого при строительстве церквей в Древней Руси, достигается также теплоизоляция и отличные акустические эффекты внутри собора.

Внешний купол металлический, покрытый медными листами, позолоченный “в огне". Листы покрывали природным соединением ртути и золота, а затем нагревали до яркого пламени. Тепло испарило ртуть и в то же время закрепило золото на меди, и, повторяя эту операцию несколько раз, получился тонкий, но прочный слой позолоты. Но поскольку, как известно, пары ртути очень опасны для системы крови человеческого тела, во время этого процесса погибло около 60 человек, поэтому купол больше никогда не восстанавливался.

Общий вес золота, используемого для позолоты, составляет более 100 фунтов из 400, использованных при строительстве собора.

Исаакиевский собор

Скульптура и живопись

Собор - один из последних памятников русского классицизма. Типичные черты классицизма включают многочисленные колонны, четкий план этажа, сферический купол, распределение скульптурных произведений в гармонии с архитектурой. Однако Исаакий обладает и некоторыми свойствами эклектики-основного течения архитектуры XIX века, среди которых обилие скульптур на окнах и фронтонах.

Более 400 скульптур и барельефов лучших мастеров того времени (Степан Степанович Пименов, Петр Клодт, Иван Петрович Виталий) украшают собор внутри и снаружи. На фронтонах портиков есть четыре бронзовых горельефа, каждый из которых весит около 600 тонн. Южный и Северный фронтоны показывают сцены из жизни Иисуса Христа: фронтон на юге – ” Поклонение волхвов “(работа Виталия), фронтон на севере - ” воскресение " (работа Лемера).

Фронтоны на Западе и востоке иллюстрируют легенду о Святом Исааке. Монах Исаак действительно предсказал смерть императору Валенту (364-378), если он не перестанет преследовать христиан. Император заключил монаха в тюрьму, но он умер, и его преемник Феодосий I (379-395) освободил Исаака, который благословил его правление. Фронтон с восточной стороны – ” Святой Исаак, встречающий императора Валента “(работа Лемера), фронтон с западной стороны - ” Святой Исаак, дающий благословение Феодосию " (работа Виталия). Скульптуры по бокам фронтонов представляют Двенадцать апостолов, а на вершине фронтонов-четыре евангелиста.

Три большие двери в соборе вдохновлены так называемыми золотыми воротами флорентийского баптистерия, выполненными именно из золота скульптором Лоренцо Гиберти. Дубовые двери украшены бронзовыми барельефами, сделанными скульптором Виталием. Каждая дверная створка имеет высоту 6,8 метра и весит 10 тонн, что составляет 20 тонн общего веса.

Сцены с барельефами иллюстрируют три эпизода истории христианства.

Западные ворота представляют собой первый из этих периодов. В западных воротах изображена жизнь апостола Павла, начиная с его обращения-изображенная в верхнем барельефе, до его смерти, в нижнем конце левой двери. В правой части изображены основные эпизоды из жизни Святого Петра, первого Папы Римского.

Северные ворота иллюстрируют историю святого Исаака (левый створки) и некоторые эпизоды из жизни святого Николая барского (правый). Святой Николай - один из самых почитаемых святых в России, а также в Южной Италии.

Южные ворота повествуют об истории русского христианства. Барельефы левого створки иллюстрируют историю обращения России в православную религию, а правые изображают подвиги святого Александра Невского.

Внутри собор полностью облицован 14 различными мраморами, его часто называют "музеем минералогии", поскольку для его украшения использовались 43 вида камня, различные виды ценных мраморов и малахита, из которых были построены великолепные колонны.

Бюст августа Монферрана, работы скульптора Джулио Фолетти, был сделан из разных видов мрамора, используемых в соборе: белый мрамор из Каррары, зеленый из Генуи, желтый из Сиены, красный мрамор французский, а черный и серый-русский. Бюст архитектора был завершен по случаю его дня рождения. Его хотели похоронить в соборе, но Синод и царь отказали ему, потому что он был католиком, и это противоречило правилам Русской Православной Церкви. Монферран прибыл в Россию в возрасте 30 лет и умер там в возрасте 70 лет, через 28 дней после освящения собора, своего шедевра.

В соборе выставлена деревянная модель здания, сделанная неким Салином, рабом, который был освобожден от своего хозяина благодаря его мастерству в создании другой деревянной модели Церкви с 12 куполами. Эта модель Исаакиевского собора в 166 раз меньше, чем собственно собор. Салин работал над этой моделью 11 лет. Из этой модели из липы, части которой были собраны только деревянными гвоздями без использования металла или клея, есть копия, подаренная царем Николаем I королю Пруссии в дипломатических целях.

В соборе находится еще один бюст Монферрана, отлитый из бронзы в технике гальваники, что позволило расплавить полые металлические статуи внутри и, следовательно, особенно легкие. Этот метод был изобретен немецким инженером Морицем Германом фон Якоби и впервые с особым успехом использовался в соборе, создавая очень легкие статуи, украшающие внутреннюю часть купола.

Лучшие русские художники, члены Российской Академии Изящных Искусств, внесли свой вклад в украшение интерьера собора, среди них Карл Павлович Брюллов, Бруни, Басин и другие в общей сложности 23. Около 150 настенных красок были выполнены в специальной технике, называемой "сухая фреска", цвет наносился непосредственно на уже сухую штукатурку, а не на свежую, как хотелось бы традиционной технике. Фрески на сводах изображают легенды ветхого и Нового Заветов, большинство из которых были написаны Бруни, выдающимся художником XIX века. Наиболее важными фресками являются: "Солнце, Луна и звезды с ангелами“, люнет над западными воротами” сотворение мира“,” сотворение человека и первых животных“,” Великий Потоп“,” жертва Ноя после потопа“,” видение пророка Иезекииля “ - одна из самых больших фресок собора (250 квадратных метров площади),”Страшный Суд".

Самая большая фреска собора” славная Богородица", украшающая центральный свод, была сделана Карлом Брюлловым. Площадь фрески составляет 816 квадратных метров. Для художника была сделана специальная эшафот, чтобы нарисовать фреску, которая поднималась и спускалась несколько раз в день, чтобы проверить, выглядят ли фигуры естественными даже снизу. Он рисовал лежа на спине, и, поскольку собор не отапливался, Брюллов в конце концов заболел ревматизмом и умер через несколько лет в Италии; фрески были закончены его учениками.

Фреска представляет Богородицу в окружении святых, которые смотрят в центр купола, где находится скульптура голубя мира высотой 1,05 и длиной 1,65 метра, символ Святого Духа, висящая на высоте 80 метров. В нишах столбов есть масляные картины – сцены из жизни Христа.

Условия в соборе не подходили для фресок и картин из-за низкой температуры и высокой влажности (строительство еще не было закончено), и поэтому многие полотна были разрушены.