Воскресенская церковь в Кадашской слободе
- крупная барочная церковь Нарышкина в Москве (район Якиманка),
бывшая самым высоким зданием в Замоскворечье, которое все еще можно
увидеть с Красной площади.
Деревянная церковь на этом участке
была задокументирована еще в 1493 году. В 1687 и 1695 годах была
построена удлиненная пятиглавая церковь с элегантной колокольней. Интерьер
Воскресенской церкви был украшен фресками в конце 17 века. Солдаты
Наполеона осквернили церковь, превратив ее в конюшню. В 19-ом
столетии иконостас был восстановлен, галереи и апсиды были
расширены, а также добавлены несколько куполообразных крыльев.
Церковь Воскресения Христова в Кадашах была закрыта Советами в 1934 году и была приспособлена для
размещения архива КГБ. В середине XX века храм был отреставрирован
архитектором Гали Алфёровой. В 1966 году отреставрированное здание
Вознесенкой церкви было передано во владение Всероссийского
художественного научно-реставрационного центра имени И. Э. Грабаря.
Храм был возвращен Русской православной
церкви лишь в декабре 2006 года.
В 2010 году внимание было
сосредоточено на церкви Кадаши, когда мэр Москвы Юрий Лужков
приказал снести несколько старых зданий возле церкви, в том числе
дом дьякона 1813 года, чтобы заменить их элитным жилым комплексом.
Решение рассматривалось как последнее нападение Лужкова на
архитектурное наследие Москвы в интересах строительных компаний и
вызвало кампанию сопротивления, обозначенную «битвой при Кадашах»
российскими СМИ.
Храм после войны 1812 года
В 1812 году храм был
разграблен, пострадала старинная роспись XVII века, в нижнем храме
наполеоновскими войсками была устроена конюшня. В результате поджога
пострадала и колокольня. Значительная часть ценностей была
расхищена.
В тридцатые годы начались реставрационные работы,
продолжавшиеся до 1863 года. В 1848 году была выполнена новая
стенопись художником Щепетовым П. Н., а иконостас, начиная с
грунтовки, был заново позолочен. В первой половине XIX века были
разобраны трёхмаршевые лестницы по обеим сторонам колокольни, а на
их месте построены две крытые паперти с полукупольным завершением.
Также были переложены апсиды. Древние стены галерей были сломаны, а
новые в целях расширения были отнесены на 3,2 метра.
В
1893—1903 годах был осуществлен хозяйственный ремонт, который
коснулся деревянных лестниц в закрытых папертях, которые были
заменены на каменные, и дымоходов в изразцовых печах XVII века
нижнего этажа.
XX—XXI века
В 1934 году храм был закрыт. В
нём располагались различные государственные учреждения, в том числе
архив КГБ и спортивный клуб колбасной фабрики. В середине XX века
храм был отреставрирован архитектором Гали Алфёровой, и в 1966 году
отреставрированное здание передали во Всероссийский художественный
научно-реставрационный центр имени И. Э. Грабаря.
В 1992 году
был образован приход храма, а 1 декабря 2006 года подписан акт о
передаче храма приходу Русской православной церкви. Продолжаются
работы по восстановлению храма и споры о территории, ему
принадлежащей. Попытки столичных властей в 2010 году снести дом
дьякона и некоторые близлежащие здания ради возведения новостроя
натолкнулись на общественное сопротивление. Конфликт широко
освещался в российской прессе.
Главный колокол храма был отлит в 1750 году мастером Константином Слизовым, который отлил и Большой Успенский колокол на колокольне Ивана Великого. Вес колокола составил 400 пудов (около 6,5 тонн). По некоторым сведениям, этот колокол ныне используется в Большом театре в «Борисе Годунове».
Мощи оптинских старцев
(икона с мощевиками);
Мощи преподобноисповедника Гавриила,
архимандрита Мелекесского и других святых;
Образ святого
царя-мученика Николая;
Почаевская икона Божией Матери;
Икона
преподобного Иова, игумена Почаевского;
Икона святых
Новомучеников и Исповедников Российских;
Тихвинская икона Божией
Матери.