Казанский собор, Санкт-Петербург

 Казанский собор

Описание Казанского собора

Адрес: Казанский Площадь 2
Тел. 571- 4826, 314- 5856
Метро: Невский Проспект
Автобус: 3, 7
Троллейбус: 1, 5, 7, 10, 22

 

Собор Казанской Богоматери является главным собором города Санкт-Петербурга (Россия) и посвящен Казанской Богоматери, которая, вероятно, является самой почитаемой иконой в России.​

Построенный по приказу Павла I в России в 1801 году, храм в неоклассическом стиле стремился отразить статус Санкт-Петербурга как столицы империи. Он был возведен, чтобы разместить икону Казанской Богоматери на месте старой церкви на Невском проспекте, и стал свидетелем празднования русских военных побед.

В 1932 году он был преобразован в Музей истории религии и атеизма. С 1991 года это действующий храм, в течение нескольких лет сосуществующий с музейной экспозицией. С 2000 года Кафедральный собор Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви. С 9 марта 2019 года ректором является митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий (Судаков).

 

История

Контекст

До строительства собора в храме Рождества Пресвятой Богородицы в качестве прецедента размещалась Казанская икона Пресвятой Богородицы. Каменное здание в стиле барокко было построено на Невском проспекте в 1733 году по проекту архитектора Михаила Земцова. В 1737 году храм был освящен в присутствии российской императрицы Анны; за день до этого на это место был перенесен образ Богородицы. Эта икона считалась русским патриотическим символом, так как генералы носили ее в боях. Он использовался во многих национальных кризисах, включая вторжение Наполеона. Верующие стали приписывать победы Богородице, которую называли «Освободительницей и Защитницей Святой Матери Руси».

Церковь была выдающейся в городе и принадлежала самой русской королевской семье: в 1773 году в ней состоялась свадьба тогдашнего российского царевича Павла I. Это также было обычным местом русских военных торжеств. В середине XVIII века возникла идея придать официальный вид храму, столкнувшись с необходимостью, чтобы в Санкт-Петербурге было здание, отражающее статус имперской столицы.​ В то время было предложено несколько проектов, таких как проект архитектора Семена Волкова, спроектировавшего пять куполов и новую колокольню, но он так и не был реализован. В конце века Джакомо Кваренги и Николай Львов разработали еще один проект, который также не увидел света. После разрушения от церкви осталась мраморная плита с вырезанной на ней императорской короной и надписью. Эта табличка в настоящее время находится на внутренней стене собора под иконой всех святых.

В течение этого периода Российская империя проявляла различные инициативы в Средиземноморье. Таким образом, Павел I, который должен был стать инициатором строительства нового Казанского собора, был избран Великим магистром Мальтийского ордена рыцарей Святого Иоанна, который был изгнан с Мальты Наполеоном в 1798 году. Идея Павла о сближении православия и католицизма могла повлиять на дизайн собора, поскольку он часто украшен Мальтийским крестом.​

 

Выбор архитектора

В 1799 году Павел I решил возобновить конкурс на строительство нового собора после предыдущих попыток. Дизайн должен был «отражать величие Рима". Александр Строганов, граф, происходивший из одной из самых богатых семей России, возглавлял комиссию по строительству. Он быстро выбрал архитектором Андрея Воронихина, покровителем которого он был. Воронихин родился крепостным в графском имении на Урале в 1759 году. Признав за Строгановым его талант, он в 1777 году привез его в Москву, чтобы он учился у мастеров-архитекторов. В 1779 году Воронихин вступил в кружок Строгановых в Санкт-Петербурге и получил свободу в 1786 году. Избрание графа Воронихина главным архитектором собора вызвало сомнения в его квалификации, хотя впоследствии они будут оправданы конечным результатом.

 

Конструкция и последующее использование

Храм был построен между 1801 и 1811 годами архитектором Андреем Воронихиным и примечателен, прежде всего, большой колоннадой из девяноста шести колонн. Она была построена на месте древней каменной церкви для хранения древней иконы Божией Матери Казанской, которой и обязана своим названием.

В 1800 году император Павел I приказал построить собор по образцу Базилики Святого Петра в Риме. Строительство собора длилось десять лет и планировалось с латинским крестом, в отличие от большинства православных храмов с греческим крестом, таких как храм Христа Спасителя в Москве.

Одна из особенностей этого собора заключается в том, что алтарь расположен в восточном крыле храма, а главный выход и фасад расположены на западе. Таким образом, знаменитый фасад колоннад, выходящий на Невский проспект, не является главным фасадом собора, а фактически является одним из боковых фасадов. Крылья колоннады образуют площадь перед собором.

Казанский собор воспринимался современниками как памятник военным победам русских в войне против Наполеона. В 1812 году сюда были отправлены знамена разбитых армий Наполеона. Кроме того, в соборе похоронен фельдмаршал Михаил Кутузов. Собор Казанской Богоматери является одной из вершин неоклассической архитектуры и ярким примером синтеза искусств.

 

После русской революции 1917 года и в наши дни

После русской революции 1917 года собор был закрыт. В 1932 году он был открыт снова, хотя и как "Музей истории религии и атеизма" в контексте антирелигиозной пропаганды. В конце 1920-х годов орган, ответственный за эту работу, Комиссариат Просвещения, начал вводить музеи атеизма в самых важных православных церквях и соборах страны.

В его подвале была открыта целая выставка «жестокости религии и жестоким ужасам ее истории". По словам историка Игоря Полянского, эта модель будет скопирована в других музеях этого типа по всему Советскому Союзу. Он состоял из диорамы, изображающей камеру пыток: на ней изображена испанская инквизиция, еретик, привязанный к жеребенку и ожидающий наказания, в то время как палач в капюшоне готовит различные орудия пыток. С ростом этой политики к середине века сотни тысяч посетителей посетили старый Казанский собор —с 257 000 человек в 1956 году до 700 000 в 1963 году— С падением страны в 1992 году он был вновь освящен как православный собор, а четыре года спустя,в 1996 году, Казанский собор был переименован в Казанский. собор был возвращен Русской Православной церкви.

Казанский собор не был единственным собором в городе Санкт-Петербурге, поскольку были и другие, более ранние, такие как Петропавловский собор и Исаакиевский собор. Несмотря на это, Казанский кафедральный собор является главной соборной церковью города, поскольку в нем находится резиденция православного епископа Санкт-Петербурга. Благодаря своему размаху храм дал название площади и Казанской улице, одноименному острову в дельте реки Невы и мосту между Невским проспектом и каналом Грибоедова.

Внутри собора находится чудотворная икона Казанской Богоматери, которая является символом русской веры. Несмотря на это, по всей России и за рубежом существует несколько храмов и соборов во имя покрова Казанской Богоматери.

 

Архитектура

Император Павел I незадолго до своего убийства построил церковь в стиле Святого Петра. Однако мастер-строитель Андрей Воронихин в значительной степени модифицировал его элементами современной классицистической архитектуры, так что сегодня только колоннады и купол напоминают римский образец, но не достигают своего монументального эффекта. Влияние Воронихина основано на его путешествиях по Европе между 1786 и 1790 годами и его частном обучении в Париже перед возвращением в Россию.

Цилиндрические своды рукавов центрального нефа, хора и трансепта отходят от центрального купола в форме латинского креста. Его сводчатое основание находится на уровне потолков. Над апсидой вырезан фриз, изображающий вход Иисуса в Иерусалим. Чердак здания увенчан парапетом и увенчан куполом над барабаном. Пилястры этого элемента перекликаются с рядами колонн в интерьере.

Чтобы совместить восточную ориентацию хора, традиционно используемую в христианских церквях, с имперским стремлением к репрезентативной ориентации на Невский проспект, Воронихин разместил входную шахту с северной стороны. Здесь четырехугольные ряды колонн колоннад окружают полукруглый внутренний двор, более открытый для внешнего вида, чем в Риме,и заканчиваются на Невском проспекте монументальными дверными проемами. Таким образом, архитектурная структура интегрируется с общественным пространством. Доступное пространство потребовало усечения колоннады длиной до 111 метров. В своем нынешнем виде полукруглый портик напоминает базилику Сан-Франциско-де-Паула в Неаполе.​ Все три входа представляют собой портики со строго классическими колоннами. Бронзовые крылья северных ворот являются копиями Райских врат Лоренцо Гиберти в баптистерии Флоренции. Хотя планировалось разместить еще одну колоннаду с южной стороны, от строительства отказались из-за дороговизны.

 

Материалы и орнамент

Внешняя кирпичная облицовка выполнена из пудостского камня, известнякового туфа, который поступает из соседней Гатчины.Это камень, податливый при извлечении, но твердый при воздействии воздуха, что делает его идеальным материалом для детальной скульптуры. Этот метод использовался во фризах на библейские сюжеты на чердаках восточного и западного концов, в апсиде и скульптурных панелях на трех портиках.

Снаружи также можно найти камень Пудост в виде колонн и капителей, расположенных рядами по четыре человека. Они украшены различными деталями, оштукатуренными из трех видов гранита, известняка и мрамора. Статуи сделаны из бронзы, в том числе статуи святых Владимира и Александра Невских работы Степана Пименова, расположенные по бокам северных ворот.

Внутри расположена колоннада из пятидесяти шести коринфских колонн, окаймляющих как центральный неф, так и опоры здания. Колонны высотой 10,7 метра изготовлены из полированного красного финского гранита и увенчаны капителями из позолоченной бронзы. Точно так же центр внутреннего пространства сосредоточен под восьмидесятиметровым куполом, к которому поднимаются массивные колонны с изображениями четырех евангелистов на груди. На барабане изображен фриз, окрашенный в гризайль, перекликающийся со скульптурой, изображающей сцены из жизни Иисуса и Марии. Купол с двойным каркасом кессонирован.

Различные цилиндрические своды образуют сеть шестиугольных казематов с окнами-розетками. Собор выложен каменной мозаикой, добытой в основном в Уральских горах. Императорская академия художеств курировала роспись интерьеров, в том числе работы на холсте и гипсе. Академическим художникам, таким как Владимир Боровиковский и Андрей Иванов, было поручено написать несколько икон.