Кусково, Россия

 Кусково

Транспорт
Где поесть
Интересная и полезная информация

 

Описание Кусково

Кусково

Месторасположение: ул. Юности, 2
Построенный: середина 18 века
Телефон. (495) 370 0160
Открыт: середина апреля-сентябрь: 10.00-18.00 среда-воскресенье
октябрь-середина апреля: 10.00-16.00 среда-воскресенье

Выходные дни: понедельник, вторник и последняя среда месяца.

Входные билеты
Стоимость посещения усадьбы достаточно демократична:
входной билет на территорию - 40 рублей;
дворец - 150 рублей;
итальянский и голландский домики по 50 рублей;
комплексный тариф на посещение любого объекта - 350 рублей;
фото и видеосъемка по 100 и 200 рублей соответственно.
Стоимость билетов можно на сайте музея.

 

Дворец Кусково и окружающие его парки расположены в пригороде Москвы. Грандиозная усадьба Кусково была построена по заказу графа Шереметева. Архитекторами особняка были Теодор Аргунов и после 1763 года проект достроен архитектором А. Мироновым. Интерьер дворца украшен росписями, лепниной, позолотой, зеркалами и декоративными тканями. Большая часть мраморных плит сделаны искусственно. Они были сделаны из смеси мраморного порошка и муки, смешанной с водой. После того, как смесь высыхала, поверхность была похоже на кусок мрамора. В усадьбе Кусково когда-то размещался театр под открытым небом. В парке вокруг дворца разбросанны здания, такие как китайский павильон, Эрмитаж, грот, голландские и итальянские дома с традиционным интерьером того времени.

 

Это одна из крупнейших музейных усадеб в Москве. Дворцово-парковый комплекс является популярным местом посещения москвичей и гостей столицы. Восхитительные пейзажи усадьбы и ландшафтная архитектура, композиция и интерьеры строений привлекают многочисленные свадьбы, и кинорежиссеров, снимающих исторические фильмы. Усадьба имеет богатую историю и широкую известность. Кроме того, в Кусково в рамках музея развернуты экспозиции с произведениями скульптуры и керамики и даже проводятся мастер-классы по гончарному ремеслу.

 

В Кусковском лесопарке немало белок, которые традиционно выпрашивают орешки, а в вольере для птиц на территории усадьбы содержатся павлины и голуби.

В 1919 году усадьба была национализирована советской властью и превращен в Государственный музей. В 1938 году он был объединен с единственным в России музеем керамики, поэтому в Кусково также расположен крупнейшей в мире коллекция керамики и стекла от древности до настоящего времени. Более 30 000 предметов из Италии, включая Венеции, Великобритании, России, Китая и другие стран мира. Коллекция русского фарфора XVIII века особенно впечатляет и красива.

Кусково

Достопримечательности Кусково

Главным сооружением Кусково является дворец («Большой дом»), который строился в 1769-1775 годы. Другие важные сооружения: церковь и колокольня, Голландский и Итальянский домики, кусковские оранжереи, Грот, а также единственный в Москве регулярный парк.

Исторические здания
1  Дворец (Большой дом). По иерархии, распространявшейся в 18 веке и по названиям, дворцом должен был именоваться только дом императора. Все остальные здания вельмож именовали домами (усадебный дом, дом помещика и т.п.) даже тогда, когда подобное здание было богаче и лучше невнятного, императорского дворца. Двухэтажные Старые хоромы Шереметевых как раз и были богаче и лучше деревянного дворца императрицы в селе Перово. Над декором Старых хором много работал Юрий Кологривов, создавший десюдепорты по теме «Времена года», плафон в зале и т.д. Лишь ложные просчеты и угроза рухнуть побудили владельца разобрать здание. Существующий сейчас дворец имеет один этаж и построен тоже из дерева, но в формах каменной архитектуры. Интересной конструктивной особенностью было использование стволов вертикально (а не горизонтально как в русских избах) и комелем вниз, как и в природе. Каменными были только фундаменты. Облицовка досками и расцветка в 2 цвета имитируют покраску штукатурки. Дворец Шереметьевых в Кусково имел тот же поземный план, что и Старые хоромы, но фасады выполнены в другой стилистике, близкой к рококо и утреннему классицизму. Поэтому иногда дворец в Кусково называют самым большим парковым павильоном в усадьбе. Дом имеет 66 метров длиной, планировка анфиладного типа. Как и все дома вельмож, комнаты разделялись на парадные, где принимали гостей и жилые, бытовые, которые не имели художественного убранства и куда не пускали чужих.
2  Церковь Спаса Всемилостивого и колокольня.  Церковь Спаса Всемилостивого (1737—1739) и колокольня (1792).
3  Голландский дом. Традиционный кирпичный голландский дом был построен в 1750-х годах на небольшом пруду недалеко от дворца. в доме есть кухня на первом этаже, от пола до потолка отделанная плиткой из Делфта.
4  Итальянский дом. Италия в 18 веке считалась родиной искусств. Поэтому в парке Кусково нашлось место для павильона Итальянский домик. Небольшие залы служили отдыху. Один небольшой зал второго этажа украшен картинами, двумя каминами друг против друга и рисованным плафоном в золоченой раме. Прямо на зрителя в облаках летела богиня Диана. Зал имел выход на небольшую террасу, с которой открывался вид на небольшой итальянского типа сад на террасах со скульптурами. После приобретения владельцем коллекции чертежей архитектора Растрелли, их тоже разместили в Итальянском домике. Они касались застройки павильонами парка в Царском Селе под Петербургом.
5  Павильон Грот. Среди сохранившихся павильонов Кусково-Грот, что удивляет хорошей сохранностью и наличием первичных украшений лепкой и заморскими ракушками. Это единственный подобный образец павильона с украшениями раковинами в России. Подобного нет даже Грот в Царском Селе. И это еще одна из изюминок барочной усадьбы. Грот одновременно пещера и дворец бога морей Нептуна. Потому и его архитектурный образ обыгрывает стихии воды и камня. Но это камень, преображенный искусством. Павильон трехчастный, центральная часть украшена барочным куполом с окнами – люкарнами. Ребра купола когда-то подчеркнули луженым железом и имитацией фонтана. Вместо шпиля купол Грота венчал вертикальный брус, имитирующий струю воды. Во время последней реставрации имитацию фонтана на куполе возобновили. Фасады изящно украшены колоннами с тяжелыми каменными муфтами, треугольными фронтонами и парапетом, на котором установили скульптуры. Центральный зал Грота округлен, хорошо освещен через стеклянные двери и окна-люкарни. Стены раскрашены под светлый полосатый мрамор. Два прямоугольных кабинета по бокам и имели такое необычное убранство стен, как заморские раковины, выложенные как мозаика и создававшие барочные узоры.
6  Павильон Эрмитаж. Бесспорно лучшим по архитектурным качествам среди павильонов сада является Эрмитаж. Павильон подобного типа – важная часть сада барокко. Он давал возможность вельможным властителям и их гостям уединиться и отделиться от лишних свидетелей. Павильон Эрмитаж начали строить в 1751 году под наблюдением архитектора Ю. Кологривова. В 1754 г. Кологривов умер. А надменного владельца павильон не удовлетворил и его перестроили по проекту, присланному из Петербурга. Большинство первичных павильонов Эрмитажа в Российской империи построено по типовой схеме. В основе – главный зал, а в углах по диагоналям малые кабинеты (Эрмитаж графов Бестужевых-Рюминых, Эрмитаж в Царском Селе). Главный зал увенчан куполом с декоративной скульптурой. Павильон Эрмитаж в Кускове построили по этой же схеме. Индивидуальной особенностью проекта стало использование только круглых форм и необычный декор, более присущий зданиям утреннего (французского?) классицизма. Здание двухэтажное, немного удлиненное по направлению к северу-югу. По поземному плану имеет центральную часть, в которую добавлены четыре круглых кабинета (башни). Одна из башен сейчас служит по ступенькам на 2-й этаж. Главным был именно второй этаж, где круглый зал дополнялся четырьмя круглыми кабинетами с большими окнами. Залы и кабинеты были декорированы деревом, золочеными гирляндами, зеркалами, потолок зала украшал плафон (живопись). Ступеней в первоначальном павильоне не было и гостей поднимали в особом кресле крепостные с первого этажа. В зал также поднимали стол особым механизмом. Наибольшее количество людей, которые могли разместиться за столом, достигало 16 персон. Фасады здания украшены пилястрами большого ордера, окнами и круглыми нишами с декоративными бюстами. Во время последней реставрации на куполе здания восстановили скульптуру.
7  Большая каменная оранжерея. Ботаника в 18 веке была излюбленной наукой. Влечение к иностранному и экзотическому вылилось в коллекционирование заморских растений и построение оранжерей для их сохранения. Необычные еще тогда первые оранжереи в Подмосковье появились в Архангельском усадьбе. Первые оранжереи в Кускове были деревянные. Полагают, что проект создал Ф. Аргунов. А каменное здание в 1761-1763 годах создал приглашенный крепостной строитель Дементий Антонов, принадлежавший Г. Головину. Протяженное здание каменной Оранжереи имело центральный зал, увенчанный граненым куполом, большие стеклянные галереи и боковые павильоны с низкими куполами. Центральный зал в 18 веке имел балконы для музыкантов и использовался для небольших концертов и танцев. После большевистского переворота 1917 г. и увеличения населения в Москве Оранжерею перестроили под коммунальные квартиры. Отселение жителей провели после войны, а здания вернули вид, приближенный к первоначальному. В настоящее время помещение Оранжереи используется для показа экспонатов музея керамики. На самом деле оранжерей в парке Кусково было несколько: две боковые служили именно оранжереями, а центральная выходила на партер. служила для парадных банкетов и танцев.
8  Швейцарский домик.
9  Кухонный флигель.
10  Каретный сарай и сушилка.
11  Домик управляющего.

Театр под открытым небом. Изюминкой кусковского сада был театр под открытым небом. Театр под открытым небом появился еще в проекте 1717 г. Александра Леблона для резиденции в Стрельне под Петербургом. А в Кускове подобный театр был создан. Земляные валы создавали скамьи для зрителей, была яма для оркестра, сцена имела необходимый склон в сторону зрителей, а живые кусты создавали кулисы. По подсчетам, зрительный зал мог вместить около 100 зрителей. Воздушный театр, как его называли в 18 веке, просуществовал 30 лет (1763–1792 гг.). Его остатки существуют и сейчас. Был в усадьбе и деревянный театр, несмотря на театр Воздушный. Театр с труппой крепостных основал Петр Шереметев. У него была оперная и балетная труппы и школа для талантливых детей крепостных. А всего в парке Кусково было три театра – третий разместили в так называемом «Турецком киоске». Остатки только так называемого Воздушного театра в Кусково сохранились и ждут реставрации.

 

Реконструированные здания
12  Американская оранжерея.
13  Менажереи.
14  Вольер для птиц.

Окрестности
С восточной стороны усадьбы проходит улица Юности, со всех прочих Кусково окружена Кусковским лесопарком, раскинувшимся на достаточно большой площади. Лесопарк имеет разную степень благоустроенности, рассечён просеками или дорожками со скамеечками, детскими площадками и летними кафе. Лесопарк является популярным местом прогулок, занятий спортом и развлечений для жителей, проживающих неподалеку.

Развлечения
1  Вернисаж.
2  Катание на лошадях.
3  Зимний каток и прокат спортивного инвентаря.

Природные объекты
4  Лесной ручей.
5  Старые дубы

6 Парк Кусково был создан между 1750 и 1780 годами как формальный французский сад с большими декоративными цветочными партерами, тщательно подстриженными живыми изгородями и аллеями, которые сходились под прямым или диагональным углом и были украшены статуями. ряды подстриженных в шары деревьев, большие вазы; апельсиновые деревья; или миртовые деревья, обрезанные в шишки. Восемь парковых аллей сходятся в одной точке, где ныне стоит круглый павильон «Эрмитаж» (1764–77). Граф Шереметев большую часть времени проводил в Эрмитаже, приезжая во дворец только по торжественным случаям и праздникам.

 

Кусково

Коллекция скульптуры и живописи

Целенаправленно для Танцевального зала дворца в Кусково скульптор И. Юст сделал барельефы, профильные медальоны, гипсовые торшеры в виде женских фигур. Танцевальный зал украшает и самая большая по размерам картина дворца — плафон художника из Франции Луи Лагрене (1725—1805), автора мифологических и аллегорических картин. Два года Лагрене работал в Петербурге.

Столовая – единственный зал дворца, где удалось сохранить первоначальный декор. Столы в 18 веке были разборные и вносились в обед. Стены украшали зеркала и углубление конха, где на полке выставляли фарфор. Углубление имитировало садовую беседку, сквозь трельяж которой просматривали ветки и зеленые листья. Перекликанием с декоративными скульптурами сада был и бюст Александра Македонского в античных доспехах на стоящем в углублении постаменте. Присутствие греческого царя в столовой никого не огорчало, как и плафон кисти Шарля Лебрена. Комбинация произведений искусства разных культур и эпох в одном интерьере – характерная черта эпохи 18 века.

В дворцовом сборнике находятся четыре бюста работы скульптора Федота Шубина. Их уникальность в том, что их заказали для усадьбы Кусково и до сих пор на своих первоначальных местах.

Декоративные скульптуры в парке, к сожалению, невысокой художественной стоимости. Интересна лишь аллегорическая скульптура реки Скамандр во весь рост с горшком, представляющим источник реки.

Среди картин подавляющее большинство портреты царских особ и семьи. Больших имен сборник не имел. В Дубовом кабинете несколько натюрмортов кисти Теплова, Богомолова и т.д. Это натюрморты-обманки с очень тщательным воспроизведением реальных вещей.

 

Домовая церковь Шереметьевых

Первоначально церковь в усадьбе была деревянной, как и Старые хоромы. Каменную церковь в усадьбе Кусково начали строить в 1737 году. Надзирателем за строительством в усадьбе был опальный денщик самого царя Петра I Юрий Кологривов, изучавший архитектуру. Избегая безжалостного гнева царя за поддержку его отпрыска Алексея, Кологривов самовольно остался в Италии, скрываясь там до погибели Петра. Поклонник итальянского варианта позднего барокко, Кологривов вернулся в Москву, где и нашел работу как архитектор в усадьбе Кусково. Именно Кологривову отдают авторство проекта и постройки барочного павильона Итальянский домик.

Строительство каменной церкви произошло в новых для Москвы формах западноевропейского барокко. Церковь имеет сложную по формам крышу, над которой возвышается одна граненая баня, которую венчает скульптура ангела в полный рост с крестом. Достаточно новым для того времени было использование архитектурного ордера и скульптуры в декорировании бани и крыши. Использование скульптур в декоре православных церквей было долгое время под запретом. На старой гравюре 18 века видно, что атик церкви тоже украшали объемные скульптуры (святых или апостолов с нимбами). В последней реставрации церкви Спаса скульптуры не были восстановлены, что снизило ее художественный образ.

По современным (на 2009 год) оценкам здание было концептуальным, ведь владелец желал иметь такую усадебную церковь, чтобы поражало гостей роскошью и богатством. До разрушения так называемых Старых хором (первоначального деревянного дворца в стиле барокко) церковь вместе с дворцом составляла интересный барочный ансамбль, которому не хватало колокольни. Постоянные перестройки в усадьбе и желание властителей догнать быстротечную моду разрушили этот ансамбль. Сейчас усадебные здания составляют удивительный набор разностилевых объектов от барокко до классицизма из-за ряда промежуточных стадий.

Во времена СССР церковь была закрыта и использовалась в качестве вспомогательных помещений музея. Церковь Спаса в усадьбе Кусково была реставрирована и заново освящена в 1991 году.

 

Барочный сад усадьбы Кусково

Сад барокко в усадьбе Кусково долго был самым лучшим в Подмосковье. Считается, что его хорошо обустроили до визита императрицы Елизаветы в 1754 году. Императрицу радовали причудливыми блюдами, ночным фейерверком и показом фарфора Китая.

В 1812 году усадьбу захватили военные Наполеона Бонапарта, и здесь недолго «хозяйничал» маршал Ней. После отступления солдат Франции в усадьбе ограбили и испортили все, что можно. Самые ценные вещи, картины и гобелены вывез сам маршал. Усадьбу и сад восстановили, но без прежних роскошей. Наибольшие потери понес именно сад барокко из-за военных разрушений и отсутствия ухода. Владелец усадьбы после 1861 года потерял садоводов, а часть сада продал под дачные участки. Целиком оставил только регулярную часть (ее остатки и главные здания).

После переворота большевиков в 1917 году в усадьбе в 1919 г. был создан краеведческий музей. Реставрационные работы и возвращение первоначального вида усадьбы и сада началось с 1943 года. Барочный сад восстановили в упрощенных формах по старым планам и гравюрам без тщательного выстригания растений и без использования бочковых культур.

 

Пейзажный парк «Гай» в Кусково

Смена моды на парк нового типа побудила хозяина подчиниться. И в 1770—1780 годах за садом барокко распланировали пейзажный парк, где были пруды природных форм, искусственные холмы, волнистые тропы. По природным условиям ландшафты Кусково достаточно бедны, поэтому небогатый набор пейзажного парка обогатили новомодными павильонами – Кофейня, Китайская башня, Дом уединения, Храм тишины, Шомьер, Львиная пещера, Храм Дианы, Стог сена.

Домик уединения и стог сена удивляли слишком упрощенными фасадами и контрастом роскошно декорированных интерьеров. В Доме уединения их было 15. Храм Дианы построили на искусственном холме вроде вавилонской башни или раковины улитки. В Храме тишины, стоявшей посреди лабиринта, была поставлена скульптура Венеры, древнеримской богини любви. Имелось и особое помещение в парке, где для гостей выставлялись картины. Моду диктовал классицизм, поэтому многочисленные домики, храмы, беседки имели неоклассический декор, но были построены из дерева. У зверинца стояли Псарни и конюшни. Эта часть парка пострадала от перестроек и разрушений больше всего, фактически уничтожена.

 

История Кусково

В XVII веке Кусково перешло во владение Бориса Петровича Шереметева (1652–1719), русского фельдмаршала при царе Петре Великом, который руководил русской армией в победе над шведами в Полтавской битве (1707) в Великая Северная война. На участке уже была деревянная церковь, дом и несколько прудов.

Дворец построил его сын Петр Борисович Шереметев (1713–1788). Граф Шереметев был одним из богатейших людей России, приближенным ко двору и покровителем искусств. Он построил Кусково примерно в то же время, что и городской дворец на берегу Фонтанки в Петербурге. Когда он решил построить в Кускове дворец, то приказал, чтобы он был больше и красивее имений других дворян и не уступал любой царской резиденции. Так как он находился менее чем в дне пути от центра Москвы, он предназначался не для ночлега гостей, не для земледелия или каких-либо других практических целей, а исключительно как место для развлечений, церемоний и празднеств.

Голландский дом был построен между 1749 и 1751 годами по проекту архитектора Ю.И. Кологривовым, который затем расширил пруд до озера и заложил парк и каналы. После смерти Кологривова в 1754 г. строительство дворца было начато молодым архитектором Федором Ивановичем Аргуновым, спроектировавшим грот и бельведер у канала в восточной части парка. Когда Федор Аргунов занялся строительством Шереметевского дома на Фонтанке в Петербурге, проектирование дворца было поручено известному московскому архитектору Карлу Бланку.

Двадцать шесть комнат дворца были предназначены для развлечения и впечатления гостей на торжественных мероприятиях. Граф Шереметев развлекался с размахом; его развлечения на свежем воздухе в парке привлекли до двадцати пяти тысяч гостей. Увеселительные мероприятия включали в себя его знаменитый театр и оркестр с крепостными актерами. В 1775 году имение посетила императрица Екатерина II; обелиск в парке отмечает это событие.

К концу 18 века усадьба пришла в упадок. Он сильно пострадал во время французского вторжения в 1812 году. В 1830-х годах крепостной театр был снесен. После отмены крепостного права в 1861 г. земельные участки были разделены и сданы в аренду.

После революции 1917 года усадьба была национализирована. В 1919 году дворец был превращен в небольшой музей естественной истории. Через десять лет в нем разместился Государственный музей фарфора, основанный в 1918–1920 годах на Подоссенской улице в Москве. В нем размещались национализированные коллекции русских коллекционеров произведений искусства А. Морозова, Л. Зубалова, Боткина. В 1932 году он был переименован в Государственный музей керамики.

Кусково

Транспорт

Как добраться
Музей находится примерно в километре от железнодорожных станций Кусково и Новогиреево Горьковского направления и станции Вешняки Казанского направления.

 

метро "Рязанский проспект", далее авт. 133 и 208 до ост. "Музей Кусково"
метро "Выхино", далее авт. 409, 620 до ост. "Музей Кусково"
метро "Новогиреево", далее трол. 64, авт. 615, 247 до ост. "Улица Юности"

При поездке на автомобиле следует учесть, что парковка у главного входа достаточно небольшая, а парковка на близлежащих улицах запрещена. Для легальной парковки либо придется исследовать окрестности, либо оставлять авто подальше и добираться до усадьбы пешком.

Дети до 7 лет и студенты, а также некоторые другие категории граждан могут посещать усадьбу бесплатно. Для этого нужно предъявить подтверждающий документ в кассе. Социальным категориям и детям от 7 до 18 лет - скидки, иностранные граждане оплачивают билеты по специальным тарифам.

Билет в любой из павильонов является также входным на территорию. Поэтому для посещения парка можно купить билет в один из малых домиков, что обойдется на 10 рублей дороже, и совместить приятную прогулку с познавательным осмотром интерьеров. Если возникло желание дополнительно осмотреть какой-либо павильон, то билеты можно докупить непосредственно на месте.

Экскурсии, посещение выставок и концертов оплачиваются отдельно, билеты также дают право входа на территорию усадьбы.

1  Касса со стороны главного входа, ул.Юности, д 2. ☎ +7(495) 375-31-31. Посещение дворца и павильонов с10.00 до 18.00, парк с 10.00 до 20.00, продажа билетов заканчивается за полчаса до закрытия. Понедельник и вторник - выходные, последняя среда месяца - санитарный день.
2  Касса со стороны лесопарка. Работает только в летний сезон

 

Где поесть

Особых возможностей перекусить музей не предоставляет, недалеко от Американской оранжереи есть небольшое летнее кафе, также на территории можно найти пару передвижных стендов с чаем-кофе, орешками. Для более основательного перекуса нужно выходить за забор в летние кафе-шалманы с традиционным шашлыком на пластиковых тарелках.

 

Интересная и полезная информация

Меры предосторожности
В усадьбах существуют определенные правила, в основном связанные с охраной культурного наследия. Помимо традиционных правил поведения для такого рода мест, таких как защита парковых насаждений, следует избегать использования фотовспышки и не делать детальных фотографий предметов и интерьеров.

Планируя поездку, помните, что при высокой влажности (выше 80%) основные части зданий могут быть покрыты.

Посещение дворца и других объектов осуществляется в верхней одежде, однако на входе необходимо надевать большие войлочные тапочки поверх обуви. Во избежание дискомфорта маленьким посетителям рекомендуется носить бахилы.