Храм Святого Людовика Французского, Москва

 

ул. Малая Лубянка, 12/7 (метро: Лубянка 0,5 км к ЮЗ, Кузнецкий мост 0,5 км к З, Чистые пруды 0,6 км к СВ)

 

Церковь Святого Людовика Французского — неоклассическая церковь в центре Москвы и одна из двух католических церквей, открытых в настоящее время в городе. Церковь со покровителем св. Людовик Французский изначально был национальной церковью французов, проживающих в Москве, и был единственной католической церковью в городе, которая оставалась открытой на протяжении всего советского периода.

В храме проходят регулярные богослужения и органные благотворительные концерты. К церкви относятся воскресная школа и бойскаутская организация.

 

Строительство

По соглашению, заключенному с Францией 31 декабря 1786 г., французы, живущие в России, получают право открывать свои церкви: французским подданным в России даруется полная свобода вероисповедания, и в силу совершенной терпимости, даруемой всем религиям, они могут свободно исполнять обязанности своей религии, совершать службы по своим обрядам как в своих домах, так и в своих церквах, никогда не встречая для этого никаких затруднений.

На следующий день после штурма Бастилии в Париже вице-консул Франции в Москве мсье Кондер де Боссе попросил у императрицы разрешения построить в Москве французскую церковь. Приход Сен-Луи-де-Франсэ в Москве был основан Екатериной II в 1789 году по указу на имя генерала Еропкина, главнокомандующего в Москве и ведавшего религиозными делами. Разрешение на строительство было дано 5 декабря 1789 года на земле, расположенной в самом центре Москвы в Немецкой слободе.

В ожидании достаточных средств для возведения церкви французы отпраздновали свои офисы в доме вице-консула. Нынешняя церковь была построена только в начале 1830-х годов. 24 ноября 1835 года французская церковь Сен-Луи была освящена вице-благочинным Московского епископом Игорем Мочулевским в присутствии «всех властей города».

В 1917 году в состав прихода входило 2700 франкоязычных католиков.

 

История

После Октябрьской революции большинство церквей в Москве были закрыты или разрушены. Монсеньор Видаль, приходской священник Сен-Луи с 1913 по 1920 год, рассказывает в своей книге («В Москве в первое трехлетие»), чем была революция для церкви, священника и прихожан.

Церковь Сен-Луи-де-Франсэ остается одной из немногих церквей в Москве, которая может совершать богослужения под эгидой очень громоздкого соседа — ЧК (предка КГБ). Однако он пользуется льготным режимом: приходской священник не обязан давать народному уполномоченному печати, штампы и белые штампы, удостоверяющие свидетельства о крещении, браке и смерти прихожан: с другой стороны, не представляется, что открытие мощи, заказанные Лениным в 1922 г. для разоблачения того, что он называл обманом духовенства, обманывающего верующих почитанием тел якобы нетленных святых, вызвали в Сент-Луисе какие-то инциденты.

Тем не менее, после отъезда монсеньора Видаля в 1922 году у Сен-Луи больше нет постоянного слуги. Для обеспечения католического богослужения в Москве уже нет, а есть два священника, понимающих только по-польски и по-русски, и которые должны обеспечивать духовные нужды 25-30 тысяч католиков, говорящих по-французски, по-немецки или по-итальянски, чем по-русски или по-польски.

Несколько раз советы хотели закрыть Сен-Луи, несмотря на порой героическую самоотверженность прихожан. После указа об изъятии в России драгоценных вещей в помощь голодающим, в апреле 1922 года митрополит Антонин приказал вынести священные сосуды из церкви Сен-Луи. Это постановление не находит отклика у прихожан, которые собирают необходимые деньги, чтобы избежать святотатства.

Церковь Сен-Луи-де-Франсэ стала в 1920-х годах живым центром католической церкви всея России. Его приходской священник помогает приходским священникам и апостольским администраторам, которые осуществляют свое служение в трудных условиях, без журналов, книг и богословских трудов. После волны дипломатического признания в 1924 году и прибытия французского священника Сен-Луи зарекомендовал себя как церковь дипломатического корпуса.

Когда отец Невё прибыл в Москву в 1924 году, Сталин занимал пост генерального секретаря партии, и религиозная политика была его прерогативой. «Отец народа» устраивает кощунственные маскарады и поддерживает воинствующих атеистов.

Церковь в России становилась все более одинокой после соглашения между Советами и митрополитом Сергием 29 июля 1927 года. Она могла рассчитывать только на себя и скрывалась. Многие отцы-епископы (четыре под номером 1) были тайно рукоположены в церкви Сен-Луи во время визитов иезуита Мишеля д'Эрбиньи, епископа, тайно присланного Папой Пием XI.

Жизнь монсеньора Неве, епископа всея Руси, — настоящее испытание. Его постоянно преследуют. Вскоре все представители духовенства депортированы, сосланы или расстреляны. В то время как коллективизация продолжалась ценой десяти миллионов жертв, полиция участвовала в рейдах, экспроприации последних домов и устраивала сфальсифицированные судебные процессы против католических священников и верующих, таких как матушка Екатерина Абрикосова или Камилла Крушельницкая. То же самое с православными и протестантами.

Великие чистки продолжают убивать священников и верующих. После отъезда в 1950 году отца Жана де Мата Тома, последнего приходского священника сталинского периода, ответственность за приход взяли на себя советские священники из стран Балтии, которые до 1990 года находились под контролем Совета по делам религий.

После революции 1991 года храм был передан французскому приходу. Новый приходской священник, отец Бернар Ле Леаннек, был назначен туда после восстановления католической иерархии в России. Церковь Сен-Луи-де-Франсэ – символ католицизма в России, свободы и веротерпимости. Его последовательно посетили генерал де Голль в 1944 году и 3 декабря 1964 года Конрад Аденауэр, президенты Лех Валенса и Жак Ширак, а также другие политические и религиозные деятели. Мать Тереза ​​посетила церковь в 1987 году во время визита в СССР.