Гостиница Метрополь, Москва

Гостиница Метрополь

 

Описание Гостиницы Метрополь

Адрес: Театральный проспект, 1/4
Телефон. (499) 501 7800
Метро: Театральная

 

Отель «Метрополь» - это исторический отель в центре Москвы, построенный в 1899-1907 годах в стиле модерн. Примечательно, что это самый большая сохранившейся гостиница Москвы, построенной до революции 1917 года. Это прекрасное здание- продукт уникального сотрудничества архитекторов Уильяма Уолкота, Льва Кекушева, Владимира Шухова и художников Михаила Врубеля, Александра Головина, Николая Андреева.

В 1898 году Савва Мамонтов и Петербургское Страхование скупили большую часть земли вокруг бывшей гостиницы «Челышев». Мамонтов, менеджер и спонсор частной оперы, приступил к перестройке площади в большой культурный центр, построенный вокруг оперного зала. В 1898 году профессиональное жюри открытого конкурса выбрали работу Льву Кекушеву, однако, Мамонтов вмешался и назначил нового английского архитектора Уильяма Уолкота, который предложил усовершенствованный проект в стиле модерн. Впоследствии Мамонтов нанял Кекушева в качестве менеджера по строительству. Вскоре Савва Мамонтов был заключен в тюрьму за мошенничество, и проект был взят Петербургским страхованием, опустив первоначальные планы в оперный зал.

В 1901 году верхняя облицовка сгорела, и ее пришлось перестроить с нуля в железобетоне. Кекушев и Уолкот наняло созвездие художников первого курса, в частности Михаила Врубеля для создания мозаичного панно "Принцесса Грёза", Александр Головина для создания небольшого керамического панно и скульптора Николая Андреева для отделки штукатурных фризов. Отель «Метрополь» был завершен в 1907 году. Однако он довольно далеко от оригинального дизайна Уолкота.

В 1918 году гостиница была национализирована администрацией Большевиков, переименованный отель во Второй Дом Советов. Первым домом Советов был отель «Националь». Здесь были размещены жилые помещения и офисы растущей советской бюрократии. В конце концов, в 1930-х годах он был преобразован в свою оригинальную гостиничную функцию и прошел крупную реставрацию в 1986-1991 годах финскими компаниями в рамках двусторонней торговли между СССР и Финляндией. Сегодня в «Метрополе» 365 номеров, каждая из которых имеет особую форму или украшение.

 

 

Архитектурно-художественные особенности

«Метрополь» по праву считается одним из самых ярких историко-архитектурных памятников модерна в Москве. Над созданием гостиничного комплекса работала целая плеяда известных и талантливых архитекторов и художников. Помимо Вильяма Валькота, Льва Кекушева и Николая Шевякова, в разработке интерьеров участвовали архитекторы П. П. Висневский, С. С. Шуцман, В. В. Воейков, С. П. Галензовский, В. И. Рубанов, М. М. Перетяткович, И. А. Герман, П. Вульский, А. Эрихсон, В. Веснин, И. Жолтовский и (предположительно) Ф. Шехтель. Росписи и элементы внутреннего декора выполнялись по эскизам В. Васнецова и К. Коровина. В отличие от фасадов, выдержанных в строгом стилистическом единстве, внутреннему убранству свойствен полистилизм: здесь есть интерьеры и в псевдорусском стиле, и в духе неоклассицизма.

Архитектурный облик «Метрополя» отличается строгостью линий. Сквозь характерные для модерна приёмы проглядывают элементы псевдоготики (башенки, пинакли). Цокольный этаж, облицованный красным гранитом и решённый в формах аркады, контрастирует с оштукатуренными гладкими верхними этажами, придавая массивному сооружению воздушность. Для визуального облегчения протяжённых фасадов использовано тщательно проработанное членение как по вертикали — многочисленными выступами, в том числе ризалитами и эркерами, так и по горизонтали — ажурной лентой решётки балконов, охватывающих весь центральный фасад. В декоративной отделке фасадов гостиницы и в создании рисунка решётки балконов участвовал архитектор М. М. Перетяткович.

По замыслу Саввы Мамонтова при создании гостиницы особое внимание должно было уделяться художественному оформлению здания. Будучи страстным пропагандистом творчества своих друзей-художников, Мамонтов хотел использовать фасады здания в центре Москвы для увековечивания произведений нового направления в искусстве. Не в последнюю очередь это обстоятельство повлияло на предпочтение проекта Валькота перед другими — он был более приспособлен для художественного дополнения. Немаловажно, что любимым детищем Мамонтова была Абрамцевская керамическая мастерская: здесь изготавливались панно для «Метрополя». Его фасады украшают майоликовые панно, самое известное из которых — «Принцесса Грёза», исполненное по картине Михаила Врубеля; оно занимает центральное место на главном фасаде гостиницы. По эскизам Александра Головина и Сергея Чехонина выполнены несколько других майоликовых панно — «Жажда», «Поклонение божеству», «Поклонение природе», «Жизнь», «Купание наяд», «Поклонение старине» и «Полдень». Скульптурный фриз «Времена года», опоясывающий здание, выполнил Николай Андреев.

Гостиница «Метрополь» во многом благодаря богатому, неординарному и изысканному художественному оформлению воспринималась современниками как воплощённый манифест нового искусства.

«Принцесса Грёза»
Врубелевское панно «Принцесса Грёза» именуют самым известным панно Москвы. Оно создано на сюжет драмы в стихах Эдмона Ростана La Princesse lointaine, в русском переводе Т. Л. Щепкиной-Куперник получившей название «Принцесса Грёза». Одним из действующих лиц пьесы является трубадур Жофре Рюдель, легенда о чувстве к Даме которого и мотивы «дальней любви» его песен легли в основу сюжета. Премьера пьесы на русской сцене состоялась в январе 1896 года в Санкт-Петербурге. Романтическая история о возвышенном стремлении к любви и совершенной красоте, созерцание которой достигается ценой смерти, имела оглушительный успех у публики. Появились вальс «Принцесса Грёза», и даже духи и шоколад с таким названием.

В том же 1896 году С. Ю. Витте заказал Михаилу Врубелю два живописных панно для предстоящей нижегородской художественно-промышленной выставки. Одно из них Врубель выполнил на сюжет пьесы Ростана, второе — «Микула Селянинович» — на былинный сюжет. Однако осмотр панно и эскизов вызвал большое неудовольствие у членов Императорской академии художеств, которые не рекомендовали выставлять работы Врубеля на выставке. Тогда Савва Мамонтов решил продемонстрировать их в отдельном павильоне, выстроенном по собственной инициативе. Но эта затея обернулась провалом: несмотря на благожелательную оценку критиков, публика отнеслась к работам Врубеля необычайно враждебно.

При разработке проекта гостиницы «Метрополь» у Мамонтова возникла идея повторить «Принцессу Грёзу» в керамике и тем самым навсегда выставить её на всеобщее обозрение. С тех пор творение Врубеля, изображающее умирающего юношу-рыцаря и склонившуюся над ним принцессу, доступно каждому прохожему. Живописное панно, демонстрировавшееся на нижегородской выставке, ныне экспонируется в зале Врубеля в Третьяковской галерее.

 

Зал ресторана «Метрополь»
В оформлении вестибюля ресторана принимал участие живописец Ф. Оборский, скульпторы В. Л. Гладков и В. А. Козлов. В отделке помещения использована абрамцевская облицовочная плитка.

Большой зал
В 1903—1905 годах после пожара, случившегося двумя годами ранее, зал ресторана оформлялся заново в формах модерна франко-бельгийской ориентации архитектором С. П. Галензовским. Перекрытие зала исполнено по проекту инженера В. Г. Шухова специалистами Московского отделения АО «Артур Коппель». Эскизы для росписей плафона подготовили художники С. В. Чехонин и Т. А. Луговская, эскизы гобеленов — П. В. Кузнецов. В 1910 году оформление большого зала ресторана частично изменили по проекту архитектора А. Э. Эрихсона.

Малый зал
Декор по эскизам В. Валькота (предположительно) выполнен московскими мастерами фабрики М. Д. Кутырина. Живопись художника Ф. Оборского.