Московский цирк на Цветном бульваре, или Цирк Никулина, расположен на Цветном бульваре в Тверском районе в центре Москвы. Это был единственный цирк в городе с 1926 по 1971 год.
Саламонский цирк
Цирк был основан Альбертом Саламонским, выходцем
из семьи еврейских циркачей. Он построил здание цирка в Москве на месте,
где обычно выступали передвижные представления и бродячие артисты на
ярмарках. Самое первое выступление состоялось 12 октября 1880 года.
Саламонский был новаторским предпринимателем — он включал нецирковых
артистов, таких как певцы, хоры, народные ансамбли, ставил представления
с 35 всадниками на арене и организовывал первые рождественские
представления для детей. Саламонский также стремился сделать цирковое
искусство более доступным; он представил более дешевые ряды и стойки.
После его смерти в 1913 году популярность цирка
снизилась.
Советский цирк
После революции в России в 1919 году
цирк был национализирован Советским правительством. Большевики видели в
цирковом искусстве очень важный инструмент массовой пропаганды и
пытались «революционизировать» репертуар. Лишь в 1930-е годы художникам
удалось отделить шоу от пропаганды. В 1945 году на должность директора
был назначен Николай Байкалов; его эпоха в Цветном стала одной из
важнейших частей истории цирка.
В 1939 году труппа была
награждена орденом Ленина.
С середины 20 века советский цирк был
хорошо известен во всем мире своим профессионализмом. В СССР все цирки
подчинялись Управлению СоюзГосЦирк, и все артисты официально числились
его сотрудниками.
Среди известных исполнителей, работавших там,
были клоуны Карандаш, Олег Попов, Леонид Енгибаров и Юрий Никулин,
иллюзионист Эмиль Кио, исполнительница Маргарита Назарова, Дуровы, Юрий
Куклачев и др.
Цирк Никулина
Юрий Никулин, один из самых
популярных клоунов России и успешный актер кино, проработал в цирке
«Цветной» 33 года. В 1981 году он ушел из исполнительской деятельности и
был назначен на должность директора. Никулин руководил цирком пятнадцать
лет. При нем компании удалось пережить кризис 1990-х годов, когда страна
столкнулась с политическим и экономическим коллапсом. Он «очистил»
репертуар от наследия советской пропаганды и привнес в спектакли дух
нового времени.