Церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи под Бором, Москва

Замоскворечье р-н, Черниговский переулок, 3
Метро: Новокузнецкая 0,3 км на Юго-Восток, Третьяковская 0,5км на Юге

 

Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи близ Бол - православный храм в Замоскворецком районе Москвы. Относится к Московской епархии Русской Православной Церкви, Москворецкий район. Расположена на Черниговской улице, на углу Черниговской и Пятницкой улиц. Состоит из главного храма XVII века, трапезной конца XVIII века и колокольни конца XVIII века.

 

История

Эта группа зданий расположена на месте древнего Ивановского монастыря "близ Бора", который впервые появляется в летописях, описывающих рождение Василия II в 1415 году; в 1514 году "по особому благоволению" Василия III первая деревянная монастырская церковь, построенная новым князем Алевизом, была заменена Вместо деревянной монастырской церкви, построенной новым князем Алевизом, была возведена первая каменная церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи.

Ивановский монастырь был традиционным местом молитвы о благополучном рождении великой княгини. Затем, в 1530 году, в год рождения Ивана Грозного, при содействии великого князя и гринского боярина монастырь был перенесен на Ивановскую гору - холм, названный в честь древнего монастыря, недалеко от монаршего двора. Каменная церковь бывшего Ивановского монастыря стала приходской.

Предположительно, эта каменная церковь сильно пострадала в трудные времена. Во всяком случае, в некоторых документах середины XVII века она описывается как деревянная. Возможно, она появилась во время реставрации каменного здания, рядом с которым, по традиции того времени, находилась небольшая церковь с накаткой для временного размещения алтаря.

Белокаменная крипта сохранилась в том виде, в каком она была построена в XVI веке, а в апсиде сохранились фрагменты кладки из мелкого "алевизовского" кирпича. По одной из версий, основное здание храма было построено в 1658 году; другая дата - 1675 год - вероятно, связана с очередной перестройкой или обновлением этой церкви, совпавшей по времени со строительством соседней каменной церкви Черниговского чуда. Сходство стиля и способа декорирования деталей этих храмов позволяет предположить, что над ними работали одни и те же мастера-каменщики.

В XVII веке храм был бесстолпным и имел сомкнутую арочную четырехскатную кровлю, перекрывавшую часовню с северной стороны. Паперть находилась с южной стороны храма. С запада на одной оси с главным приделом находились трапезная и колокольня; в 1757-1760 гг. на средства купца Ф.Ф. Замятина обветшавшие колокольня и трапезная были снесены "за шум" и построены новые здания. В старом подвале бывшей трапезной была построена расширенная трапезная с двумя коридорами - Никольским и Космодамианским. Основание снесенной колокольни вошло в объем алтарной комнаты, достроенной в 1770-х годах. С восточной стороны церкви (а не с западной, как обычно), на углу Черниговской и Пятницкой улиц, одновременно с трапезной началось строительство новой колокольни. В то же время был существенно изменен четверик главного корпуса, ликвидированы боковые приделы, здание было оформлено в стиле барокко середины XVIII века.

Эти работы продолжались в течение нескольких десятилетий. Так, в 1781 году еще строилась колокольня; известно, что после пожара 1787 года были перестроены и стены вдоль проезда. Затем, в 1798 г., с западной стороны церкви появился одноэтажный каменный придел с "регулярным фасадом". За десятилетия реконструкции стиль барокко сменился классицизмом, что отразилось и на архитектуре различных частей храма: в 1896-1904 гг. при участии архитектора Федора Шехтеля была проведена реставрация настенных росписей и иконостаса.

 

Архитектура

Многоэтажный комплекс зданий, расположенный на угловом участке в начале Черниговской улицы, состоит из церкви с трапезной (дом 4/2, строение 8), отдельно стоящей колокольни (дом 4/2, строение 1), существенно перестроенного здания церкви (дом 4/2, строение 5) и ограды.

Главное здание обезглавленной церкви Иоанна Предтечи у д. Бол в значительной степени сохраняет архитектурные особенности XVII века: при реконструкции 1758 года были вырезаны большие окна, верхняя часть церкви приобрела форму купола, в центре фасада находится "полуглава"; из декора XVII века сохранился карниз южного портала, скрытый крыльцом и сохранилась конструкция. Само крыльцо не сохранилось, за исключением нижней части пологой арочной камеры; остальной декор XVII в. был восстановлен по сохранившимся фрагментам. Внутреннее убранство свода и стен четверика включает фрагменты декоративной росписи конца XVII века и побелки конца XIX века.

Остальные части были построены в XVIII-XIX веках и сыграли важную роль в оформлении Черниговской и Пятницкой улиц.

Вдоль красной линии переулка расположен южный фасад четырехпилястровой арочной столовой, которая связана с основным зданием церкви, но признана самостоятельным объемом. Ритм пилястр, зубчатость цоколя и карниза, большие дощатые окна с "ушами" и выступающими треугольными фронтонами, ложные окна первого этажа, соответствующие верхнему оконному ряду, - все это придает фасаду трапезной необычайное декоративное и образное богатство. С западной стороны церковного двора вместо колокольни находится притвор во всю ширину здания (нынешний притвор построен около 1880 г.), который более широко разделяет боковой фасад.

К западу от алтаря находились церковные ворота, а от восточного угла трапезной до колокольни шла высокая стена, включающая стену церковного крыльца. Эта стена была восстановлена в ходе реставрации всего комплекса в 1984 году. Восстановленная стена имеет те же пропорции, что и первоначальная, соответствует ритму фасада трапезной и служит объединяющим элементом всего комплекса.

Важнейшим элементом является колокольня, в которой зрелый классицизм сочетается с приемами середины XVIII века. Богатая пластика трех четырехугольников колокольни связана с ее ролью как отправной точки и вертикальной организации Пятницкой улицы. Арочный проем в нижнем ярусе колокольни служит входом на церковный двор, а крупная кирпичная кладка в цокольном этаже, вероятно, является остатками Святых ворот церковной стены XVII века.

Композиция объемов и декор колокольни имеют дорические, ионические и коринфские пропорции для нижнего, второго и третьего уровней здания соответственно.

Нижний ярус - четверик - характеризуется массивностью, подчеркнутой крупной парой угловых колонн и мощью сильно раскрепованного карниза и парапета. Второй ярус решен в более сдержанной манере. Арочные обрамления окон повторяют контуры арок нижнего яруса, а над колоннами первого яруса расположена пара пилястр, поддерживающих фронтоны. Арочный четырехлистник колоколен опирается на высокий парапет второго яруса, орнамент которого напоминает стиль барокко XVIII века: слегка обшарпанные углы, граненые купола с люкарнами, фигурные главы и шпили с ажурными восьмигранными завершениями. Урны на нижнем парапете, восстановленные в ходе реставрации, восходят к архитектурному стилю середины XVIII века. Однако их форма и лепной декор относятся к раннеклассическому стилю. Это позволяет предположить, что фасад был оформлен в конце XVIII века.

Скромное по размерам и оформлению церковное подворье было построено в 1798 году. Первоначально она была одноэтажной и строилась как богадельня. Затем в доме размещалась церковно-приходская школа; в XIX веке был надстроен первый этаж и изменен фасад; в конце XIX - начале XX века по проекту архитектора М.Ф. Бугровского был построен ряд церковных зданий.