10 крупнейших городов России
Москва
Санкт-Петербург
Новосибирск
Екатеринбург
Нижний Новгород
Казань
Челябинск
Омск
Самара
Ростов-на-Дону

 

Церковь Святителя Николая в Пыжах

Церковь Святого Николая в Пыжах

 

Описание Церкви Святителя Николая в Пыжах

Адрес: Улица Большая Ордынка, 27а/8
Метро: Третьяковская
Открыт: с 7: 30 до 20: 00 ежедневно

 

Церковь Святителя Николая в Пыжах был построен в 1657 году на месте деревянной церкви 1635 года. Этот район известен тем, что был местом лагеря стрелецкого полка Богдана Пыжова. Первоначально у храма было два придела: в честь святителя Николая Чудотворца и в честь преподобных Антония и Феодосия Печерских. А главный престол был освящен во имя празника Благовещения. Церковь Святителя Николая в Пыжах была закрыта Советской властью с 1934 по 1991 г. Здание храма занимали различные учреждения. Богослужения возобновлены с июля 1991 г.

 

 

История Церкви Святителя Николая в Пыжах

Деревянный храм Святителя Николая в Пыжах на месте нынешнего был основан не ранее 1593 года, вероятно, одновременно с учреждением стрелецкой слободы. Во второй половине XVII века местным стрелецким полком командовал Богдан Пыжов, давший своё имя местности, храму и Пыжевскому переулку. Постройка основного объёма Благовещенского храма датируется 1672 годом (по другим источникам, 1657-м). В 1691 году устроены приделы в честь Антония и Феодосия Печерских и в честь святителя Николая, имя которого со времени и стало главным для «Николы в Пыжах». После разорения в 1812 году храм был восстановлен, начиная с 1848 года, на деньги купцов Ляминых.

Храм был закрыт в 1934 году, последним настоятелем до закрытия был преподобноисповедник Гавриил (Игошкин, 1888—1959). Храм возвращен Русской православной церкви в 1990 году, служба началась в 1991 году. Иконостасы — современные, работы И. В. Клименко; в Никольском приделе — росписи конца XIX века работы А. Соколова.

Архитектурные особенности
Особенностью церкви является планировка ее двух приделов, «вдвинутых» в северо-восточный и юго-восточный углы основного кубического объема и почти заслоненных широкими полукружиями своих апсид, которые, будучи равновеликими и расположенными на одной линии с апсидой алтаря главного храма, выглядят традиционной трехчастной апсидой. Стройная шатровая колокольня с великолепно декорированной «висящей» аркой входа принадлежит к лучшим образцам этого типа сооружений в московском зодчестве. Примыкающие к храму трапезная и колокольня поставлены по главной оси, то есть «кораблем», как это стали делать со второй половины XVII в. Типичный пятиглавый, бесстолпный храм с развитым пышным антаблементом и ярусами кокошников, богато декорированный кирпичными деталями «штучного набора».