Храм Николая Чудотворца в Звонарях, Москва

 

ул. Рождественка, 15/8
Метро: Кузнецкий Мост 0,4 км Ю, Трубная 0,4 км С, Лубянка 0,6 км Ю

Церковь св. Николая в Москве, в Мещанском районе, в историческом районе Звонары - православный храм в Москве, на улице Рождественской, в благочинии Собрания Владимирской иконы Божией Матери Московской городской епархии. Есть филиал женского Пюхтицкого Успенского монастыря.

Возведен в 1762–1781 годах на территории, населенной сторожами и звонарями, служившими в православных храмах Московского Кремля, на средства графа И. Воронцова. Автором его проекта был Карл Бланк, один из последних русских архитекторов, творивших в стиле барокко. Церковь представляет этот стиль с элементами классицизма, получившего популярность при ее создании. Здание возведено в прямоугольном плане, на котором находится широкий восьмиугольный барабан, поддерживающий купол, увенчанный традиционным меньшим куполом в форме луковицы.

Церковь была отремонтирована в 1900 году. В 1930-е годы ее отобрали у Русской православной церкви и приспособили под склад.

Особо почитаются хранящиеся в храме иконы Успения Божией Матери и икона Божией Матери «Взыскание пропавших без вести». Главный алтарь храма посвящен Благовещению.

 

История

В 17 веке район улицы Рождественка был поселением звонарей и сторожей Кремлевского собора. Поселение относилось к приходу деревянной Богородской Никольской церкви, впервые упомянутой в 1616 году. Название церкви произошло от грубого дома, под которым она стояла. В этот дом при церкви приносили умерших для погребения. Позже подобные учреждения были организованы только за чертой города, а в 1677 году церковь стала называться по имени колокольни Слободой. В то время в церкви был придельный алтарь чудотворца Николая, Димитрия Ростовского и Усекновения главы Иоанна Предтечи. Здание несколько раз горело, но восстанавливалось на пожертвования прихожан, а в 1657 году было отстроено в камне.

В 1762 году по приказу Екатерины Великой на средства сенатора Ивана Воронцова была построена новая церковь по проекту архитектора Карла Бланка. Считается, что это была домовая церковь, принадлежавшая близлежащей усадьбе Воронцовых. Церковь была не очень большой и состояла из колокольни, трапезной с двумя квартирами и церкви с апсидой, расположенных на одной оси. Некоторые исследователи считают, что новое здание было построено на фундаменте старого. Здание в стиле барокко имело прямоугольный объем внизу и восьмигранный ярус над ним. Восьмигранные ярусы были украшены квадратными колоннами с колонными главами и большими белокаменными плитами, а интерьер храма был крестообразным; в 1766 году еще один из прежних приделов был расширен и освящен в память Сергия Радонежского; в 1781 году строительство и отделка были завершены, а главный алтарь новой церкви освящен в память Успения Богородицы. В начале XIX века в церковь была пожертвована икона Богородицы "Взыскание погибших"; храм сильно пострадал во время пожара Москвы в 1812 году. После освобождения Москвы ее восстановили, заменив два крыльца и построив новую двусветную трапезную и колокольню в классическом стиле.

Московский историк Виктор Сорокин отмечает, что в конце XIX века в приходском доме жили Григорий Захарин, хирург Александр Разцветов и Михаил Мостовский, который написал монографию о храме Христа Спасителя В 1880-х годах Звонари. Он руководил обновлением интерьера церкви Николая Чудотворца и создал росписи с использованием образов из фресок храма Христа Спасителя. Металлические украшения на фасаде были изготовлены в мастерских известных мастеров, в том числе Франца Санкт-Галли. С февраля 1919 года по 13 февраля 1933 года церковь возглавлял протоиерей Александр Зверев, впоследствии мученик (канонизированный Священным Синодом Русской Православной Церкви 6 октября 2001 года как новомученик Российский для почитания всей Церковью).

В 1933 году церковь была закрыта, а здание переоборудовано под склад. Часть икон была передана в действующую Сергиевскую церковь в Пушкарях. По свидетельству современников, перед закрытием Никольской церкви в Звонаре прихожане забрали икону Божией Матери "Взыскание погибших" и передали ее в православный ставропигиальный монастырь Пуфтица в Эстонии в 1981 году.В середине 1960-х годов церковь Богородицы занял факультет живописи и рисунка Московского архитектурного института (МАрхИ) в бывшей Воронцовской резиденции.

В 1993 году Патриарх Алексий II подписал указ о создании филиала Пыхтицкого монастыря в Москве. Местом для его размещения была выбрана чудотворная Никольская церковь в Звонарях, находившаяся тогда в ведении Департамента имущества города Москвы. Через год началась расчистка территории вокруг церкви прихожанами и послушниками Пюхтицкого монастыря. После того как председатель МАрхИ освободил здание, строительные работы взяла на себя строительная компания "Мослемстрой". В 1996 году Алексей II освятил главный алтарь и приделы возрожденной церкви, а икона Богородицы "Взыскание погибших" была торжественно перенесена в церковь. В этот период интерьер был расписан иконописцем Александром Чашкиным; по состоянию на 2006 год в храме действует придел святителя Алексия; в 2016 году во время торжественной службы в храме Николая Чудотворца в Звонаре патриарх Кирилл подарил храму Иверскую икону Божией Матери и вручил ей копию иконы. Год спустя храм был официально передан Русской православной церкви.